Файл: Руководство по подготовке родителей к рождению и воспитанию здорового ребен ка Под научной ред к. м н., доц. В. С. Коваленко. Спб. Ооо Издательство Фолиант, 2004. 416 с.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 704
Скачиваний: 19
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
в рот — еще лучше: в познание включаются все чувства, ему доступные. Очень важны зачатки игр, которые возникают в это время. Причем, если ребенок акти0
вен, самостоятелен, не надо бояться, что он устанет. Он сам переключится на что0нибудь другое и избежит усталости.
Игры с младенцем от 0 до 3 месяцев
Рекомендации для родителей по методике игр с младенцами от 0 до 3,5 меся0
цев подробно изложены в книге ЧистовичЛ., Кожевникова Е. «Разум, чувство и способности младенца», 1996 г.
1. Во время кормления, купания, при смене пеленок нужно помнить, что ребе0
нок от рождения одарен способностью «понимать» выражение лица и тон голоса взрослого, причем взрослый его очень интересует. Забудьте обо всех своих труд0
ностях и неприятностях. Смотрите ребенку в глаза и улыбайтесь ему. Рассказы0
вайте ему, как вы его любите, чем он вас радует. Интонация должна быть ласко0
вой и выразительной.
2. В первые полтора0два месяца ребенок зажмуривает глаза, когда сосет грудь.
В более старшем возрасте ребенок не только сосет, но и время от времени преры0
вает сосание для «разговора» с мамой. Он смотрит ей в глаза, улыбается, может издавать звуки. Обязательно используйте это время для общения. Если вы корми0
те ребенка из бутылочки, все равно во время кормления держите его на руках.
Тепло от тела взрослого и удобная поза способствуют ощущению комфорта у ре0
бенка и увеличивают удовольствие от еды.
3. У ребенка есть врожденное стремление и способность подражать мимике взрослого. Наклонитесь к нему и сделайте смешную гримасу, например, высуньте язык. Затем, улыбаясь, смотрите на ребенка, побуждая его сделать то же самое.
Даже если ребенок не будет подражать вам, он с огромным интересом станет за вами наблюдать. Затем неожиданно отодвиньтесь в сторону, чтобы ваше лицо ушло из поля зрения ребенка. Если ребенок начнет вас искать, продолжайте игру.
Повторяйте эту игру много раз.
4. Поднесите ручки ребенка к своим губам, подуйте на них, поцелуйте, подвиг0
айте его пальчиками, приговаривая нежные звуки и слова. Потом отвернитесь от ребенка и поглядывайте на него, чтобы он это замечал. Если ребенок начнет удив0
ленно двигать ручками и ножками, издавать звуки и иными способами привле0
кать ваше внимание, повернитесь к нему и снова начните играть с ним.
5. Хорошо, если у вас есть яркая игрушка, которая издает звуки при сдавлива0
нии (например, резиновая собачка или лошадка, матерчатая кукла с пищалкой внутри и т. д.). Возьмите эту игрушку в руку и проведите ею по животу и груди ре0
бенка по направлению к его личику; пусть игрушка при этом пищит и щекочет ребенка. Потом резко уберите игрушку и спрячьте ее себе за спину. Если ребенок проявит заинтересованность, возобновите игру.
6. Подвесьте мобиль над кроваткой ребенка и укрепите на нем разные предме0
ты, привлекающие его внимание.
Мобиль можно сделать самим, но если вам не хочется этим заниматься, испо0
льзуйте обычную вешалку для одежды. Очень привлекательными могут быть, на0
пример, елочные игрушки (понятно, не стеклянные, которые могут разбиться),
склеенные из цветной бумаги кубики или другие фигурки, наконец, просто цвет0
ные ленты. Важно, чтобы эти предметы не надоедали ребенку. Хорошо каждые два0три дня менять хотя бы один предмет.
249
вен, самостоятелен, не надо бояться, что он устанет. Он сам переключится на что0нибудь другое и избежит усталости.
Игры с младенцем от 0 до 3 месяцев
Рекомендации для родителей по методике игр с младенцами от 0 до 3,5 меся0
цев подробно изложены в книге ЧистовичЛ., Кожевникова Е. «Разум, чувство и способности младенца», 1996 г.
1. Во время кормления, купания, при смене пеленок нужно помнить, что ребе0
нок от рождения одарен способностью «понимать» выражение лица и тон голоса взрослого, причем взрослый его очень интересует. Забудьте обо всех своих труд0
ностях и неприятностях. Смотрите ребенку в глаза и улыбайтесь ему. Рассказы0
вайте ему, как вы его любите, чем он вас радует. Интонация должна быть ласко0
вой и выразительной.
2. В первые полтора0два месяца ребенок зажмуривает глаза, когда сосет грудь.
В более старшем возрасте ребенок не только сосет, но и время от времени преры0
вает сосание для «разговора» с мамой. Он смотрит ей в глаза, улыбается, может издавать звуки. Обязательно используйте это время для общения. Если вы корми0
те ребенка из бутылочки, все равно во время кормления держите его на руках.
Тепло от тела взрослого и удобная поза способствуют ощущению комфорта у ре0
бенка и увеличивают удовольствие от еды.
3. У ребенка есть врожденное стремление и способность подражать мимике взрослого. Наклонитесь к нему и сделайте смешную гримасу, например, высуньте язык. Затем, улыбаясь, смотрите на ребенка, побуждая его сделать то же самое.
Даже если ребенок не будет подражать вам, он с огромным интересом станет за вами наблюдать. Затем неожиданно отодвиньтесь в сторону, чтобы ваше лицо ушло из поля зрения ребенка. Если ребенок начнет вас искать, продолжайте игру.
Повторяйте эту игру много раз.
4. Поднесите ручки ребенка к своим губам, подуйте на них, поцелуйте, подвиг0
айте его пальчиками, приговаривая нежные звуки и слова. Потом отвернитесь от ребенка и поглядывайте на него, чтобы он это замечал. Если ребенок начнет удив0
ленно двигать ручками и ножками, издавать звуки и иными способами привле0
кать ваше внимание, повернитесь к нему и снова начните играть с ним.
5. Хорошо, если у вас есть яркая игрушка, которая издает звуки при сдавлива0
нии (например, резиновая собачка или лошадка, матерчатая кукла с пищалкой внутри и т. д.). Возьмите эту игрушку в руку и проведите ею по животу и груди ре0
бенка по направлению к его личику; пусть игрушка при этом пищит и щекочет ребенка. Потом резко уберите игрушку и спрячьте ее себе за спину. Если ребенок проявит заинтересованность, возобновите игру.
6. Подвесьте мобиль над кроваткой ребенка и укрепите на нем разные предме0
ты, привлекающие его внимание.
Мобиль можно сделать самим, но если вам не хочется этим заниматься, испо0
льзуйте обычную вешалку для одежды. Очень привлекательными могут быть, на0
пример, елочные игрушки (понятно, не стеклянные, которые могут разбиться),
склеенные из цветной бумаги кубики или другие фигурки, наконец, просто цвет0
ные ленты. Важно, чтобы эти предметы не надоедали ребенку. Хорошо каждые два0три дня менять хотя бы один предмет.
249
1 ... 25 26 27 28 29 30 31 32 ... 51
Тема № 6
7. Если ваш ребенок не обращает внимания на висящие над ним игрушки, по0
пробуйте нарисовать и повесить изображение человеческого лица. Сделайте это лицо достаточно большим, около 10 см в диаметре, раскрасьте глаза, губы, щеки и волосы. В случае успеха, вы сможете потом нарисовать несколько лиц с разными выражениями и менять рисунки.
8. Внимание ребенка легче всего привлечь движущимися предметами. Простей0
ший способ приводить в движение мобиль с игрушками состоит в том, чтобы сое0
динить его ниткой или шнурком с ручкой (или ножкой) младенца. Бодрствующий ребенок очень редко лежит неподвижно. Он обычно двигает руками и ногами и,
очевидно, сначала не заметит существования какой0то связи между своими движе0
ниями и движением мобиля (вешалки) с игрушками. Однако не исключено, что все0таки он обратит внимание на него, и это может оказаться началом формирова0
ния произвольных движений.
9. Когда ребенок лежит на спине, осторожно подведите свои пальцы под плечи ребенка и поддвиньте обе его руки вперед так, чтобы они соприкоснулись. Пока0
чайте ребенка.
10. Завяжите на пальцах ребенка яркие ленточки, наденьте на пальчики смеш0
ную рожицу, поднесите ручки к глазам ребенка, чтобы он обратил на них внима0
ние.
Оформление развивающей среды для младенца. Мобиль
Развивающая среда оформляется всегда в соответствии с возрастом ребенка.
Все предметы, которые необходимы для его развития в данном возрасте, перечис0
лены в Контрольном листе развития ребенка в семье (см. ранее). Гармоничное окружение ребенка способствует формированию здорового гармоничного чело0
века. Специалисты по вальдофской педагогике, работая с детьми различного воз0
раста, пришли к выводу, что во младенчестве ребенка должны окружать только истинные предметы, не обманывающие его органы чувств. Например, бетонная стена, оклеенная бумагой под дерево, обманывает чувство ребенка, она не дере0
вянная. Истинная картина мира — основа психического здоровья ребенка. Поэ0
тому игрушки, картинки и т. п. рекомендуется подбирать ребенку из различных природных материалов, высокохудожественной простой формы (например, иг0
рушки народных промыслов), естественной природной окраски (акварельные картинки — обучение с помощью картинок см. в разделе «Развиваем интеллект»),
природным звучанием (погремушки с фасолью, колокольчики и т. п.).
Первым приспособлением для крепления игрушек в поле зрения младенца яв0
ляется мобиль. Это может быть просто вешалка для одежды, большое легкое ко0
льцо, две деревянные планки, сложенные крестом и скрепленные в середине бо0
льшой скрепкой. К последнему варианту мобиля можно, к примеру, в центре прикрепить на тесемке деревянную «птицу счастья», а на концах планок четыре игрушки. Игрушки могут быть выбраны вами в специализированных магазинах или изготовленные самостоятельно из бумаги, сшитые или вырезанные из дерева.
Главное, чтобы они соответствовали принципам, приведенным в «Контрольным листе развития ребенка в семье» для данного возраста. Мобиль можно закрепить в кроватке, на спортивном уголке над матом. Все что родители делают для младен0
ца своими руками является частью проявления их любви к младенцу.
Наиболее простая самодельная игрушка — это бумажная. Она должна быть двухсторонней, чтобы изображение ребенок мог видеть с любой стороны. Напри0 250
ПОДГОТОВКА К РОЖДЕНИЮ И ВОСПИТАНИЮ ЗДОРОВОГО РЕБЕНКА
мер, нарисуйте два контура сороки, раскрасьте, склейте их, подвесьте игрушку с помощью нитки к мобилю.
Желательно подобрать или изготовить игрушки, иллюстрирующие те песни и потешки, которые вы поете ребенку. Например, присказка про Сороку+ворону, ко0
лыбельная про Попугая, хоровод Мак+маковистый и т. п. Эти игрушки можно по0
местить не только на мобиль, но и на дверь, стену и т. п. Тогда во время «экскур0
сии» по дому с младенцем вы сможете напевать потешку и показывать игрушку к этой потешке.
Окружая ребенка гармоничными, приятными нам предметами, мы формируем
его вкусы, симпатии, мировоззрение в соответствии со своим, растим родного для нас человека.
До 30летнего возраста ребенок запечатлевает мужской и женский способ об0
щения, поэтому ему очень важны общение и телесный контакт не только с неж0
ной всепрощающей мамой, но и с сильным, строгим отцом. Любые действия мужчины уже по своей природе отличаются от женских. У мужчины другой голос,
запах, структура кожи и мускул. Новорожденные и ведут себя по0разному в зави0
симости от того, кто рядом — папа или мама.
Малыш впитывает в себя все, что происходит вокруг (практически «фотогра0
фируя» все до 50летнего возраста). Этот запечатленный образ вашей жизни станет моделью его поведения для всех этапов его жизни. Традиционная семья всегда жила на виду у подрастающих детей. Ребенок запечатлевал уклад жизни, труд и поведение отца, матери, детей, бабушки, дедушки, больных, здоровых. И сегодня младенец видит неизменный уже сотни лет женский труд по уходу за близкими,
женский способ общения, но редко видит мужской труд, мужской способ обще0
ния. Деятельность отца остается за порогом, часто ребенок лишен общения с от0
цом, а наблюдает пассивный отдых отца у телевизора и придуманную жизнь на экране. Для маленького ребенка, в отличие от взрослого, нет придуманного мира,
весь мир — настоящий.
Ценные советы родителям по оформлению развивающей среды ребенка до 6
месяцев помещены в книге О. С. Жуковой «Школа раннего развития. Первые уроки для новорожденных от 0 до 6 месяцев».
Стимулируя развитие зрения ребенка, придерживайтесь следующих правил и рекомендаций:
1) зрение малыша первого месяца жизни несовершенно, поэтому оптимальное расстояние, на котором игрушка должна находиться от его лица 20–30 см;
2) слишком большое количество игрушек лишь отвлекает внимание ребенка.
Достаточно, чтобы на его «младенческом тренажере» (мобиле) висело 2–3 пред0
мета (размер не менее ладони мамы). Для того, чтобы выбрать игрушки, посмот0
рите на контрольный лист первого периода развития ребенка в семье от 0 до 2,5
месяцев. Действия, выполняемые с ребенком, которые вам ясны и у вас все есть для его выполнения, отметьте карандашом. Готовьте развивающую среду ребенка заранее, до родов, тогда вам легко будет заниматься с ребенком после его рожде0
ния, все будет под рукой — и фонарик, и мобиль, и мешочки, и т. п..;
3) периодически (через 3–4 дня) меняйте игрушки;
4) попробуйте понаблюдать, что вызывает интерес ребенка, что ему нравится рассматривать. Предметами, вызвавшими его интерес, могут быть ваши бусы,
тогда их можно повесить на мобиль. Также может вызвать интерес мяч, подве0
шенный на веревке над кроватью.
251
Тема № 6
Желательно подобрать или изготовить игрушки, иллюстрирующие те песни и потешки, которые вы поете ребенку. Например, присказка про Сороку+ворону, ко0
лыбельная про Попугая, хоровод Мак+маковистый и т. п. Эти игрушки можно по0
местить не только на мобиль, но и на дверь, стену и т. п. Тогда во время «экскур0
сии» по дому с младенцем вы сможете напевать потешку и показывать игрушку к этой потешке.
Окружая ребенка гармоничными, приятными нам предметами, мы формируем
его вкусы, симпатии, мировоззрение в соответствии со своим, растим родного для нас человека.
До 30летнего возраста ребенок запечатлевает мужской и женский способ об0
щения, поэтому ему очень важны общение и телесный контакт не только с неж0
ной всепрощающей мамой, но и с сильным, строгим отцом. Любые действия мужчины уже по своей природе отличаются от женских. У мужчины другой голос,
запах, структура кожи и мускул. Новорожденные и ведут себя по0разному в зави0
симости от того, кто рядом — папа или мама.
Малыш впитывает в себя все, что происходит вокруг (практически «фотогра0
фируя» все до 50летнего возраста). Этот запечатленный образ вашей жизни станет моделью его поведения для всех этапов его жизни. Традиционная семья всегда жила на виду у подрастающих детей. Ребенок запечатлевал уклад жизни, труд и поведение отца, матери, детей, бабушки, дедушки, больных, здоровых. И сегодня младенец видит неизменный уже сотни лет женский труд по уходу за близкими,
женский способ общения, но редко видит мужской труд, мужской способ обще0
ния. Деятельность отца остается за порогом, часто ребенок лишен общения с от0
цом, а наблюдает пассивный отдых отца у телевизора и придуманную жизнь на экране. Для маленького ребенка, в отличие от взрослого, нет придуманного мира,
весь мир — настоящий.
Ценные советы родителям по оформлению развивающей среды ребенка до 6
месяцев помещены в книге О. С. Жуковой «Школа раннего развития. Первые уроки для новорожденных от 0 до 6 месяцев».
Стимулируя развитие зрения ребенка, придерживайтесь следующих правил и рекомендаций:
1) зрение малыша первого месяца жизни несовершенно, поэтому оптимальное расстояние, на котором игрушка должна находиться от его лица 20–30 см;
2) слишком большое количество игрушек лишь отвлекает внимание ребенка.
Достаточно, чтобы на его «младенческом тренажере» (мобиле) висело 2–3 пред0
мета (размер не менее ладони мамы). Для того, чтобы выбрать игрушки, посмот0
рите на контрольный лист первого периода развития ребенка в семье от 0 до 2,5
месяцев. Действия, выполняемые с ребенком, которые вам ясны и у вас все есть для его выполнения, отметьте карандашом. Готовьте развивающую среду ребенка заранее, до родов, тогда вам легко будет заниматься с ребенком после его рожде0
ния, все будет под рукой — и фонарик, и мобиль, и мешочки, и т. п..;
3) периодически (через 3–4 дня) меняйте игрушки;
4) попробуйте понаблюдать, что вызывает интерес ребенка, что ему нравится рассматривать. Предметами, вызвавшими его интерес, могут быть ваши бусы,
тогда их можно повесить на мобиль. Также может вызвать интерес мяч, подве0
шенный на веревке над кроватью.
251
Тема № 6
Уже в первый месяц своей жизни малыш с интересом смотрит на объекты, на0
ходящиеся рядом. Причем наибольший интерес у него вызывает человеческое лицо, он внимательно смотрит в глаза маме (рис. 47). Она может играть с ребен0
ком, приближая его лицо к своему и «строя» ему разные рожицы — улыбаться,
хмурить брови, открывать рот. Через некоторое время вы обнаружите, что малыш повторяет их за вами.
Будет хорошо, если вы повесите нарисованные изображения человеческого лица (размер с тетрадный лист) около кроватки ребенка, меняя портреты время от времени.
Первые недели малыш видит лишь яркие, контрастные объекты (губы, глаза на лице мамы, резко контрастные, черно0белые изображения, имеющие простые геометрические формы). В качестве таких объектов вы можете использовать объ0
емные геометрические фигуры с черно0белыми полосками (размер со среднее яб0
локо).
Через месяц жизни ребенка укрепите рядом с кроваткой пары контрастных цветных полос (например, красную и зеленую, синюю и желтую). Эти цвета могут быть представлены на мобиле в виде игрушек.
Для того чтобы зрение ребенка развивалось нормально, в первые шесть меся0
цев жизни ему необходим различный зрительный опыт. В этот период особое внимание следует обратить родителям, имеющим проблемы со зрением, а также тем, у которых дети подверглись воздействию неблагоприятных факторов (родо0
вая травма, гипоксия и т. п.). Специалисты рекомендуют родителям предоставить возможность ребенку рассматривать контрастные узоры0«решетки». До трех ме0
сяцев черно0белые, далее — цветные размером 10 на 15 см на расстоянии 25–30
см с удалением до 60 см. Картинка подставляется под взгляд ребенка и перемеща0
ется в различных направлениях. Можно просто повесить картинки на кроватке.
При подборе картинок соблюдайте основной принцип выбора любых воздейст0
вий на младенца — приближение к «золотой пропорции». Не забывайте, что к пяти годам заканчивается формирование эмоционального ядра личности человека. В
этот период решается — будет ли ребенок жизнерадостным, волевым, социально и психологически здоровым. Или, не получив заряда гармонии и здоровых эмоций,
он будет страдать депрессией. Такие дети в дальнейшем склонны к наркомании,
асоциальному поведению, самоубийству.
Одним из лучших образцов гармонии является древнее искусство — мезенская
(черно0белое изображение), северо0двинская, городецкая, хохломская росписи.
Большую радость получит малыш, когда он узнает знакомые ему элементы этих росписей в ваших подарках: росписной лошадке, ложках, самоваре, чашечке, ко0
робочке, в иллюстрациях к сказкам и т. п.
В три с половиной месяца можно поиграть вместе с ребенком с экраном. В
верхней средней части картонного листа (экрана) вырезано отверстие (получается перевернутая буква «П»). Бумажный жираф заходит за экран с одного края и вы0
ходит с другого. На середине пути его голова появляется в прорези экрана. Ребе0
нок следит глазами, ожидая жирафа со стороны, противоположной той, за кото0
рой скрылся. Можно показать ему фокус: входит жираф, и ребенок ожидает его увидеть, а вы меняете игрушку за экраном, например на кролика, и выходит кро0
лик — ребенок удивляется.
Дети 4 месяцев начинают исследовать предметы, хватая, ощупывая, потряхи0
вая, ударяя по ним. В этом случае игрушки на мобиле должны быть в зоне досяга0
емости, чтобы он мог их достать. Мобиль должен быть прочным. Внимательно
252
ПОДГОТОВКА К РОЖДЕНИЮ И ВОСПИТАНИЮ ЗДОРОВОГО РЕБЕНКА
следите за безопасностью игрушек: проверьте крепление игрушек, их прочность и т. д. Мы не рекомендуем использовать воздушные шары, только потому, что они могут внезапно лопнуть, напугав ребенка. Можно установить в зоне досягаемости малыша трехуровневую полочку с игрушками. Когда он скинет игрушки вниз,
спустите его на пол, пусть он их ощупает, а затем верните игрушки на полку.
Всегда помните, что младенец познает мир путем «запечатления» его в своем сознании. Поэтому уделяйте окружению ребенка, оформлению развивающей среды — самое серьезное внимание.
«Игрушка для ребенка — это средство познания мира, — пишет исследова0
тель А. Кононов, автор книги «Равнодействие игрушки». — Попробуем осознать значение наиболее известных народных игрушек.
Погремушка — беря ее в руки ребенок проживает взаимодействие с миром.
Как бы говоря: «Я есть. Я меняю мир вокруг себя».
Пирамидка — показывает ребенку иерархичность, гармоничную организацию мира.
Ванька0Встанька — жизнеутверждающая модель поведения человека: «Сколь0
ко раз упал, столько и поднимайся».
Кубики — ребенок, создающий деревянную башню, словно отделяется от зем0
ли в акте свободы для независимой от нее жизни.
Кубики с картинками — ребенок учится создавать целостный образ мира.
Волчок — ребенок, вращающий маленькую символическую копию солнечной системы, — будущий двигатель космического мира.
Мячик — помогает на чувственном опыте познать структуру материального мира, им ребенок воздействует на окружающую среду и учится постигать ее гра0
ницы и свойства (твердая поверхность, песок, вода...).
Матрешка — напоминает малышу: «ты есть часть природы, вокруг тебя наро0
дятся народы».
Глиняная игрушка — человек берет горсть земли и лепит из нее «второй мир»,
творит отражение окружающего мира. Цвета «дымковской игрушки устремлены к небу. Ребенок восхищается игрушкой, радуется. Чего стоит одна разноцветная дымковская карусель. «Дымка» учит творить праздник из всякой мелочи.
Такие игрушки — потенциальные миры, к которым приобщается ребенок. Они не могут быть свалены в какой0нибудь коробке. Им место в расписном ларе или добротно сколоченном ящике. Пространство, в котором живет и играет ребенок, —
это особое место, где он проявляет себя в мире и познает его».
Развитие интеллекта
Внимание! Прежде чем приступить к заня0
тиям с ребенком по развитию его интеллекта,
вспомните о необходимости гармоничного развития ребенка: дух — душа — тело. Не пре0
вращайте занятия в интеллектуальную дресси0
ровку. Старайтесь помнить, что прежде всего
Вы растите себе человека, друга, помощника.
Больше уделяйте внимания развитию челове0
ческих качеств у ребенка. И пусть каждый урок запечатлится в душе ребенка как радость обще0
ния и познания мира.
253
Тема № 6
Рис. 47. Учимся общаться
спустите его на пол, пусть он их ощупает, а затем верните игрушки на полку.
Всегда помните, что младенец познает мир путем «запечатления» его в своем сознании. Поэтому уделяйте окружению ребенка, оформлению развивающей среды — самое серьезное внимание.
«Игрушка для ребенка — это средство познания мира, — пишет исследова0
тель А. Кононов, автор книги «Равнодействие игрушки». — Попробуем осознать значение наиболее известных народных игрушек.
Погремушка — беря ее в руки ребенок проживает взаимодействие с миром.
Как бы говоря: «Я есть. Я меняю мир вокруг себя».
Пирамидка — показывает ребенку иерархичность, гармоничную организацию мира.
Ванька0Встанька — жизнеутверждающая модель поведения человека: «Сколь0
ко раз упал, столько и поднимайся».
Кубики — ребенок, создающий деревянную башню, словно отделяется от зем0
ли в акте свободы для независимой от нее жизни.
Кубики с картинками — ребенок учится создавать целостный образ мира.
Волчок — ребенок, вращающий маленькую символическую копию солнечной системы, — будущий двигатель космического мира.
Мячик — помогает на чувственном опыте познать структуру материального мира, им ребенок воздействует на окружающую среду и учится постигать ее гра0
ницы и свойства (твердая поверхность, песок, вода...).
Матрешка — напоминает малышу: «ты есть часть природы, вокруг тебя наро0
дятся народы».
Глиняная игрушка — человек берет горсть земли и лепит из нее «второй мир»,
творит отражение окружающего мира. Цвета «дымковской игрушки устремлены к небу. Ребенок восхищается игрушкой, радуется. Чего стоит одна разноцветная дымковская карусель. «Дымка» учит творить праздник из всякой мелочи.
Такие игрушки — потенциальные миры, к которым приобщается ребенок. Они не могут быть свалены в какой0нибудь коробке. Им место в расписном ларе или добротно сколоченном ящике. Пространство, в котором живет и играет ребенок, —
это особое место, где он проявляет себя в мире и познает его».
Развитие интеллекта
Внимание! Прежде чем приступить к заня0
тиям с ребенком по развитию его интеллекта,
вспомните о необходимости гармоничного развития ребенка: дух — душа — тело. Не пре0
вращайте занятия в интеллектуальную дресси0
ровку. Старайтесь помнить, что прежде всего
Вы растите себе человека, друга, помощника.
Больше уделяйте внимания развитию челове0
ческих качеств у ребенка. И пусть каждый урок запечатлится в душе ребенка как радость обще0
ния и познания мира.
253
Тема № 6
Рис. 47. Учимся общаться