Файл: Руководство по подготовке родителей к рождению и воспитанию здорового ребен ка Под научной ред к. м н., доц. В. С. Коваленко. Спб. Ооо Издательство Фолиант, 2004. 416 с.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 686
Скачиваний: 19
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Так крупица за крупицей идет посев добродетелей в сердце ребенка, запе/
чатлевается истинное душевное состояние родителей (а не то, что они говорят,
при этом, возможно, думая иначе) — воспитывается нежно любящий мать,
отца, родных, близких сын иди дочь, друг, помощник, человек.
Любая ссора, происходящая между родителями и детьми, является ссорой психопатического круга, его проявлением. Разнообразные сложные, психопати/
ческие отношения с детьми формируются практически в каждой современной се/
мье. Сегодня явная психопатия имеет место в 25–30% семей, скрытая — в 70%, из поколения в поколение происходит нарастание психопатического круга семьи.
Если человек никогда в жизни не ссорился ни со своими детьми, ни с супругом,
ни с родителями, тогда можно сказать, что он свободен от психопатического кру/
га. Если все же ссоры происходят, если внутренне человек переживает раздраже/
ние, возмущение, ненависть к другому (неважно, к кому), значит, он находится в психопатическом круге.
До 3/х лет (особенно до 6 месяцев) ребенок всецело отдан матери и находится под ее покровительством. В это время любой отрыв от матери он переживает как свою брошенность. Это сродни ощущению: «Я один в этой бездне ужаса и не знаю,
что делать, позади — никого, впереди — никого, а сверху — бездна». Пережитое им в раннем детстве хранится в подсознании всю жизнь. Позже он либо ведет
«войну» с матерью, либо впадает в тоску, депрессию рядом с матерью. Чтобы из/
бежать этого, ребенок «уходит» из дома: постоянные кружки, увлечения — избега/
ние пребывания дома. Мать ощущает равнодушие к ней ребенка. На самом деле — это психопатическая реакция сына или дочери вследствие того, что ког/
да/то было пережито отторжение, ужас брошенности.
Аналогичное чувство брошенности рождается при внутреннем отторжении ре/
бенка от матери. Например, ребенок капризничает, мать делает все возможное,
но ее силы истрачены, и в какой/то момент она срывается. В момент срыва пере/
живается сильная вспышка гнева: «Да пропади ты пропадом!» — внутренне или даже вслух восклицает она.
Это и есть отторжение — явная негативная родительская печать. Пройдет ме/
сяц, год или более и печать начнет реализовываться — ребенок будет искать как бы ему пропасть. Он будет ощущать, что он всем в тягость. В дальнейшем форми/
руется психопатия характера ребенка: необщительность, трудность в общении со сверстниками, со взрослыми, озлобленность, принципиальное и упорное одино/
чество. Так проявляется печать, наложенная родителями в период до 7 лет.
Выход из психопатического круга поколений только один: решать проблемы взаимных отношений сейчас и позитивно, не оставляя их своим потомкам. Нау/
читься прощать, терпеть, отдавать, любить. Рядом с нами научатся и наши дети.
«Любовь — долго терпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не пре/
возносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему ве/
рит, всего надеется; все переносит» (1 послание к Коринфянам. 13, 4–7).
Настоящая любовь дарит любимому свободу безграничного совершенствова/
ния и развития. Митрополит Антоний Сурожский так говорил в своей проповеди о настоящей любви: «Ты так драгоценен, так прекрасен, так много значишь для меня, что я не имею никакого права тебя ограничивать, кромсать, уродовать. Я
315
1 ... 33 34 35 36 37 38 39 40 ... 51
Тема № 8
всеми силами своего существа буду служить тому, чтобы ты развился в полную меру своих возможностей; я не буду преградой стоять на твоем пути, а буду только следить за тем, чтобы ты не оказался не достойным себя самого, чтобы ты стал в полной мере той красотой, тем чудом каким ты можешь быть».
Сравните с иной распространенной формой любви — «любви собственности»,
так хорошо описанной английским писателем К. Льюисом (1898–1963) в перепис/
ке старого беса с молодым племянником, которого он учит приемам искушения людей. Старый бес говорит: «Я не могу понять Христа. Он говорит, что любит свою тварь — и оставляет ее свободной. Вот я тебя, бесенок, люблю; это значит, что я хочу тобой обладать, хочу тебя держать в своих когтях, я хотел бы тебя съесть, пере/
варить, чтобы тебя вне меня не было вовсе…».
Советы психолога родителям
по обеспечению психической устойчивости детей
Известный психолог Анатолий Гармаев делит жизнь человека на 12/летние пе/
риоды развития:
От 0 до 12 лет — период запечатления моделей поведения и окружающего мира. Воспитание определяется семьей: действиями родителей и их выбором пе/
дагога детского сада, школы, круга друзей ребенка — детского сообщества. В это время формируются все базовые структуры личности ребенка.
От 12 до 24 лет — период преобладания внесемейного воспитания. Растет авто/
ритет подростковой и молодежной среды. Это период самостоятельного экспери/
мента с различными моделями поведения. От того, что видел, слышал, делал ре/
бенок первые 12 лет, зависит проявление его положительных или отрицательных свойств характера, унаследованных от родителей и соответствующих его консти/
туции. Подросток не случайно попадает в плохую компанию. Он выбирает наибо/
лее созвучную его внутреннему состоянию. Он не случайно становится зависи/
мым от наркотиков, компьютера и т. п. Этому предшествует длительный период депрессивного состояния, пустоты, наполняемой виртуальными агрессивными образами фильмов, рекламы, компьютерных игр. В 2000 году в Санкт/Петербурге
40–60% старшеклассников имели опыт употребления наркотиков, 10% постоян/
но употребляли героин, 31% — постоянно употребляли алкоголь.
В 2004 году при обследовании малышей детского сада в группу психологиче/
ского риска специалисты отнесли от 50 до 95% детей. 50% детей плохо эмоциона/
льно дифференцировали свои чувства и ценности. Наблюдается так называемая амбивалентность. Негативные и позитивные эмоции они рисуют одним цветом. У
40% малышей наблюдалась психологическая инверсия, то есть страх, болезнь окрашены в позитивные тона, радость, любовь — в темные и даже черные. На первое место у таких детей выходят такие эмоции, как скука, тоска, обида, ссора,
злоба, равнодушие. Воспитатели, отработавшие в детском саду 20–30 лет, отмеча/
ют просто взрыв необычных форм агрессивного детского поведения. Конечно,
родителям тяжело с такими детьми. Родители жалуются на неуправляемость ма/
лышей, невозможность уложить их спать. Они обеспокоены присоединением к уже привычным диагнозам энцефалопатии таких диагнозов, как агрессия неяс/
316
ПОДГОТОВКА К РОЖДЕНИЮ И ВОСПИТАНИЮ ЗДОРОВОГО РЕБЕНКА
Сравните с иной распространенной формой любви — «любви собственности»,
так хорошо описанной английским писателем К. Льюисом (1898–1963) в перепис/
ке старого беса с молодым племянником, которого он учит приемам искушения людей. Старый бес говорит: «Я не могу понять Христа. Он говорит, что любит свою тварь — и оставляет ее свободной. Вот я тебя, бесенок, люблю; это значит, что я хочу тобой обладать, хочу тебя держать в своих когтях, я хотел бы тебя съесть, пере/
варить, чтобы тебя вне меня не было вовсе…».
Советы психолога родителям
по обеспечению психической устойчивости детей
Известный психолог Анатолий Гармаев делит жизнь человека на 12/летние пе/
риоды развития:
От 0 до 12 лет — период запечатления моделей поведения и окружающего мира. Воспитание определяется семьей: действиями родителей и их выбором пе/
дагога детского сада, школы, круга друзей ребенка — детского сообщества. В это время формируются все базовые структуры личности ребенка.
От 12 до 24 лет — период преобладания внесемейного воспитания. Растет авто/
ритет подростковой и молодежной среды. Это период самостоятельного экспери/
мента с различными моделями поведения. От того, что видел, слышал, делал ре/
бенок первые 12 лет, зависит проявление его положительных или отрицательных свойств характера, унаследованных от родителей и соответствующих его консти/
туции. Подросток не случайно попадает в плохую компанию. Он выбирает наибо/
лее созвучную его внутреннему состоянию. Он не случайно становится зависи/
мым от наркотиков, компьютера и т. п. Этому предшествует длительный период депрессивного состояния, пустоты, наполняемой виртуальными агрессивными образами фильмов, рекламы, компьютерных игр. В 2000 году в Санкт/Петербурге
40–60% старшеклассников имели опыт употребления наркотиков, 10% постоян/
но употребляли героин, 31% — постоянно употребляли алкоголь.
В 2004 году при обследовании малышей детского сада в группу психологиче/
ского риска специалисты отнесли от 50 до 95% детей. 50% детей плохо эмоциона/
льно дифференцировали свои чувства и ценности. Наблюдается так называемая амбивалентность. Негативные и позитивные эмоции они рисуют одним цветом. У
40% малышей наблюдалась психологическая инверсия, то есть страх, болезнь окрашены в позитивные тона, радость, любовь — в темные и даже черные. На первое место у таких детей выходят такие эмоции, как скука, тоска, обида, ссора,
злоба, равнодушие. Воспитатели, отработавшие в детском саду 20–30 лет, отмеча/
ют просто взрыв необычных форм агрессивного детского поведения. Конечно,
родителям тяжело с такими детьми. Родители жалуются на неуправляемость ма/
лышей, невозможность уложить их спать. Они обеспокоены присоединением к уже привычным диагнозам энцефалопатии таких диагнозов, как агрессия неяс/
316
ПОДГОТОВКА К РОЖДЕНИЮ И ВОСПИТАНИЮ ЗДОРОВОГО РЕБЕНКА
ной этиологии, дизритмия, нарушение основного альфа/ритма биоэлектриче/
ской активности мозга, вплоть до его исчезновения. Они экспериментируют с моделями поведения виртуальных героев и своего реального детства. Иногда эти эксперименты заканчиваются трагически.
Петербургский психолог М. А. Куртышева выделяет три основных условия обеспечения психической устойчивости детей и выработки доминанты процессов торможения нервной системы ребенка:
1) организация четкого режима дня, особенно сна и бодрствования;
2) дисциплина;
3) гармоничное окружение и деятельность ребенка на всех этапах форми/
рования его личности в семье.
Но прежде чем приступить к психологической реабилитации семьи — следу/
ет остановить информационно поражающий поток, бомбардирующий сознание наших детей ежедневно и ежечасно. Участники международной программы из
13 европейских стран под патронажем Европейского парламента вручили По/
четную Грамоту создателям фильма «Виртуальная агрессия» «...за огромный по/
зитивный вклад в дело воспитания нового поколения...».
Этот фильм вскрыл страшную правду об информационном поражении пси/
хики детей современным телевидением, компьютерными технологиями.
Второй этап — гармонизация окружения и деятельности ребенка вместе с ро/
дителями, наполнение радостью жизни семьи.
Первое психическое состояние человека по Карлу Юнгу — слитность с психи/
кой родителей. Нервные и психические нарушения у детей вплоть до 12 лет вы/
званы исключительно нарушениями психической сферы родителей. Только вме/
сте с родителями, помогая и родителям и детям выйти из депрессии, сегодня мож/
но воспитать психологически здорового ребенка.
Для удобства родителей, желающих иметь психологически здоровых детей, со/
здана таблица, в которой четко перечислены все этапы формирования личности ребенка и необходимые действия родителей (табл. 33).
Таблица 32
Отражение периода запечатления в течение жизни
(Каждая колонка читается отдельно, сверху вниз: например,
проблемы в возрасте от 3 до 5 лет отражаются в возрасте от 19 до 21 года,
от 26 до 28 лет, от 40 до 42 лет и т. д.)
Внутриутробный период
0–3 года
3–5 лет
5–7 лет
7–10 лет
10–12 лет
Проявление проблемы возможно в любой период жизни
21–24 года
19–21 год
17–19 лет
14–17 лет
12–14 лет
24–26 лет
26–28 лет
28–30 лет
30–32 года
32–34 года
42–44 года
40–42 года
38–40 лет
36–38 лет
34–38 лет
44–46 лет и т. д.
Помните! В период запечатления от 0 до 12 лет (и особенно от 0 до 3 лет) каж/
дое ваше действие, состояние и все окружение ребенка «запечатлевается» в его со/
знании и подсознании — от этого зависят основные успехи и неуспехи его взрос/
лой жизни.
Поэтому:
317
Тема № 8
ской активности мозга, вплоть до его исчезновения. Они экспериментируют с моделями поведения виртуальных героев и своего реального детства. Иногда эти эксперименты заканчиваются трагически.
Петербургский психолог М. А. Куртышева выделяет три основных условия обеспечения психической устойчивости детей и выработки доминанты процессов торможения нервной системы ребенка:
1) организация четкого режима дня, особенно сна и бодрствования;
2) дисциплина;
3) гармоничное окружение и деятельность ребенка на всех этапах форми/
рования его личности в семье.
Но прежде чем приступить к психологической реабилитации семьи — следу/
ет остановить информационно поражающий поток, бомбардирующий сознание наших детей ежедневно и ежечасно. Участники международной программы из
13 европейских стран под патронажем Европейского парламента вручили По/
четную Грамоту создателям фильма «Виртуальная агрессия» «...за огромный по/
зитивный вклад в дело воспитания нового поколения...».
Этот фильм вскрыл страшную правду об информационном поражении пси/
хики детей современным телевидением, компьютерными технологиями.
Второй этап — гармонизация окружения и деятельности ребенка вместе с ро/
дителями, наполнение радостью жизни семьи.
Первое психическое состояние человека по Карлу Юнгу — слитность с психи/
кой родителей. Нервные и психические нарушения у детей вплоть до 12 лет вы/
званы исключительно нарушениями психической сферы родителей. Только вме/
сте с родителями, помогая и родителям и детям выйти из депрессии, сегодня мож/
но воспитать психологически здорового ребенка.
Для удобства родителей, желающих иметь психологически здоровых детей, со/
здана таблица, в которой четко перечислены все этапы формирования личности ребенка и необходимые действия родителей (табл. 33).
Таблица 32
Отражение периода запечатления в течение жизни
(Каждая колонка читается отдельно, сверху вниз: например,
проблемы в возрасте от 3 до 5 лет отражаются в возрасте от 19 до 21 года,
от 26 до 28 лет, от 40 до 42 лет и т. д.)
Внутриутробный период
0–3 года
3–5 лет
5–7 лет
7–10 лет
10–12 лет
Проявление проблемы возможно в любой период жизни
21–24 года
19–21 год
17–19 лет
14–17 лет
12–14 лет
24–26 лет
26–28 лет
28–30 лет
30–32 года
32–34 года
42–44 года
40–42 года
38–40 лет
36–38 лет
34–38 лет
44–46 лет и т. д.
Помните! В период запечатления от 0 до 12 лет (и особенно от 0 до 3 лет) каж/
дое ваше действие, состояние и все окружение ребенка «запечатлевается» в его со/
знании и подсознании — от этого зависят основные успехи и неуспехи его взрос/
лой жизни.
Поэтому:
317
Тема № 8
1. От 0 до 3 лет обеспечьте гармоничное окружение ребенку и информационную
безопасность:
— исключите просмотр телепередач и нахождение ребенка в комнате, где ра/
ботает телевизор. В дальнейшем допустимы по вашему строгому выбору развива/
ющие передачи 15–30 минут в день, обязательно с четкой грамотной речью, а не с междометиями. Предпочтение отдавайте фильмам с идеальной моделью поведе/
ния детей в реальных условиях жизни. Так, например, документальные фильмы,
иллюстрирующие данное «Руководство по подготовке родителей к рождению и воспитанию здорового ребенка».
По нашему опыту, младенцы 2–7 лет с удовольствием смотрят эти фильмы. С
их помощью можно подготовить ребенка к поступлению в детский сад, школе,
практической жизни. Список фильмов «Домашней детской фильмотеки» пред/
ставлен в конце книги.
— исключите использование ребенком компьютера до 6 лет (игры, обучение).
Специалисты допускают пользование компьютером для детей после 6 лет — 10
минут, младших школьников —15 минут, учащихся 5–6 классов — 20 минут, 8–9
классов — 25 минут в день.
С учебными целями допустимо использовать компьютер после шести лет, когда
при правильном воспитании ребенка закончено формирование основных структур
личности, когда ребенок уже познакомился с самим собой — чувствует свой самооб;
раз (психолог А. М. Куртышева), уже умеет жить в мире ярких человеческих эмоций,
уже развил свои реальные способности и таланты, имеет опыт сопереживания, со;
страдания, сорадости, только в этом случае компьютерные виртуальные образы
(тщательно отобранные родителями) не принесут вреда физическому и психическо;
му здоровью детей, а могут быть использованы им для развития творческих способ;
ностей.
Использование виртуальных образов ребенком (даже взрослым) в отсутствие
фундамента телесного, душевного и духовного здоровья приводят к:
1) нарушению восприятия живого образа, нарастанию неумелости в деятель/
ности в обычных условиях, восприятию мира в «искусственном» масштабе вне связи с реальным временем и пространством.
2) путанию реального и виртуального мира. До 6–7 лет у детей отсутствует ме/
ханизм различия обыденной и виртуальной реальности, ребенок продолжает вир/
туальный поединок наяву, ставит себя выше своих родителей, не может приспо/
собиться к своему реальному «я».
Кроме того, до 7 лет у детского сознания нет защитного барьера от виртуаль/
ной агрессии. Только после 12 лет дети имеют возможность хотя бы частично нау/
читься разделять реальности — виртуальную и действительную.
3) заражению сознания «информационной инфекцией», то есть агрессивными натуралистическими образами, приводящими к телесному «отравлению». Вирту/
ально убивая и подавляя ребенок получает удовольствие от удара, оскорбления,
убийства, собственной злости и безнаказанности. Привычная человеческая
«шкала» ценностей переворачивается, извращается восприятие ребенком окру/
жающего мира.
4) задержке психического различия за счет длительного восприятия жестких,
негибких, предзаданных форм изображения (так же как и при использовании ро/
ботизированных игрушек).
318
ПОДГОТОВКА К РОЖДЕНИЮ И ВОСПИТАНИЮ ЗДОРОВОГО РЕБЕНКА
5) затруднению восприятия ребенком себя: изменению сознания, воли, лич/
ности, эмоций, телодвижений (моторная неловкость, неестественность телодви/
жений). У ребенка развивается невнимательность, неусидчивость, «витание в об/
лаках»; нарастает как «снежный ком» неуспеваемость. Часто это сопровождается повышенной утомляемостью, раздражительностью, нарушением памяти и мыш/
ления.
6) включению ребенком в свой образ чужого образа, отождествление себя с ним.
Виртуальные образы привлекают внимание ребенка и создают психологиче/
скую зависимость за счет искусственной стимуляции, перевозбуждения нервной системы. Это приводит к дисгармонии мозговых ритмов и гипервозбудимости де/
тей.
Компьютерные игры психиатры всего мира считают наркотиком нового поколе;
ния, уводящим ребенка из мира настоящего в мир иллюзий, вырастая он будет тра;
тить свое свободное время на компьютерные игры в ущерб своей настоящей жизни.
Для защиты от информационно поражающих детское сознание факторов:
— исключите прослушивание дисгармоничной музыки, неконтролированное смотрение телевизора (до 2/х лет японцы вообще не рекомендуют смотреть детям
ТV), информационно/поражающему потоку средств массовой информации, ко/
торый бомбардирует сознание детей ежедневно и ежечасно, противопоставьте об/
разы жизни и радости, т. е. свою любовь, теплоту и внимание к ребенку. Делайте это постоянно;
— окружите ребенка природными материалами;
— широко используйте пение без инструментального сопровождения (колыбе/
льные и т. п.); обязательно давайте возможность ребенку побыть в тишине (без музы/
ки и т. д.); используйте любые средства традиционной культуры (музыка, танцы,
рисование, лепка, особенно традиционные народные праздники). Любой стресс,
перенесенный ребенком, можно устранить дав ему краски и прося нарисовать то,
что он хочет, — выплеснуть красками негатив. Почаще предоставляйте ребенку та/
кую возможность. Восстанавливает равновесие нервной системы раскрашивание древних узоров и кратинок в традиционном народном стиле. С колыбели читайте писателей/классиков (А. С. Пушкин), что окажет особое влияние на будущую гра/
мотность; используйте книги, картинки, слайды, диафильмы, кукольный театр, иг/
рушки.
2. Не позволяйте ребенку смотреть и слушать то, что по;вашему мнению не яв;
ляется образцом для подражания. Обращайтесь с ребенком и окружающим миром так, как вы хотели бы, чтобы обращались с вами — терпеливо и доброжелательно.
Главное в педагогике — любить детей и подавать личный пример.
Ребенок запечатлевает не внешность педагога, который может говорить с улыбкой и спокойно, а состояние его души — гнев, зависть, эгоизм, поэтому по/
стоянно работайте над собой.
3. Ежедневно уделяйте внимание ребенку, не забывайте о его существовании. В
те минуты, когда вы концентрируетесь только на нем, он развивается. Вы — его здоровье, его «питание». Все проблемы ребенка до 7 лет — это проблемы матери. До семи лет ребенок не может развиваться без вас, ему никто и ничто (никакие тех/
319
Тема № 8