Файл: Руководство по подготовке родителей к рождению и воспитанию здорового ребен ка Под научной ред к. м н., доц. В. С. Коваленко. Спб. Ооо Издательство Фолиант, 2004. 416 с.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 683
Скачиваний: 19
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Таблица 33
Этапы формирования личности ребенка
(Фундамент психического здоровья закладывается именно в период запечатления.
Каждые 3 года имеют свою специфику)
Возраст
Что закладывается
0 (внутри/
утробный)
— запечатляются инстинктивные влечения; обретаются духовные силы в утробе мате/
ри, закладывается сила любви к ближнему (способность любить, прощать, терпеть,
уступать)
0–3 года
Время душевного развития:
— закладываются основы эмоционального контакта с людьми, способы общения: муж/
ской — защита, женский — благодарность;
— формируются все способности ребенка (интеллектуальные, музыкальные, изобрази/
тельные, ремесленные — с природными материалами, технические — с техникой, зод/
ческие, лингвистические, растениеводческие, животноводческие, организаторские,
квалификационные (типы явлений), ораторские, врачевательские, пластические (пла/
стика тела) и др.). Связи между нервными клетками, которые обеспечивают способ/
ность, не востребованную в возрасте от 0 до 3 лет, разрушаются и более не образуются;
— корни психических заболеваний берут свое начало в возрасте от 0 до 3 лет
3–5 лет
— формируется подлинное «эго» (индивидуальное), понимание самого себя;
— умение различать события и самого себя в этих событиях;
— корни неврозов в этом возрасте;
— ребенок ищет смысл жизни в труде и компенсаторно в игре (доктор, повар, водитель,
мама, папа... во всех видах взрослой деятельности, соответственно заложенным — от 0
до 3 лет способностям); с 3/х лет формируется будущее материнство и отцовство;
— возраст любви к матери (одинаковый для девочек и мальчиков);
— в 4 года просиходит активация всех способностей — необходимо создать условия для их развития
5–7 лет
Этап послушания, духовного воспитания (посев добродетелей):
— трудовое воспитание (2/3 свободного времени):
1) по способностям;
2) как отклик на нужду ближнего, выполнение домашних обязанностей;
3) самообслуживание
— самостоятельная игровая деятельность;
— положительное отождествление себя с родителем того же пола (девочка — роль мате/
ри, мальчик — отца)
7–10 лет
— период ученичества — закладывается желание и умение учиться;
— почитание родителей (как ученик, ждущий совета от учителя/родителя);
— формирование «эго», которым мы обладаем в настоящее время, морализующее эго —
подлинное эго, сформированное в 3–5 лет, адаптированное к окружению;
— формирование чувства ответственности, долга; умение довести дело до конца
10–12 лет
— активация способностей (многочисленные кружки);
— телесное становление, положительное восприятие особенностей своего пола при со/
зревании (женственность, мужественность);
— максимальное влияние подростковой среды (исключительная важность школы, вы/
бор внешкольной молодежной организации, воспитательные принципы которой соот/
ветствуют вашим)
КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ РОДИТЕЛЕЙ:
ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕ 1 ГОДА И ПОДРОСТКОВ
(опыт педагогов и психологов)
Познавательная активность младенца
325
Тема № 8
Родители часто задают вопрос, когда надо начинать развивать ребенка ум/
ственно.
Известный петербургский специалист кандидат психологических наук
И. И. Мамайчук считает, что большинство родителей поздно задумываются об этом — после того, как ребенок овладел ходьбой и начинает говорить. Большин/
ство из них при оценке умственного развития малыша ориентируются только на развитие его речи. Такая оценка правильная, но далеко не достаточная. Многие психологи справедливо замечают, что в наш век научно/технической революции дети много знают, но мало что умеют.
Мама Миши обратилась к психологу с жалобой на плохую успеваемость сына.
Причину этого мать видела в несправедливом отношении учителей к мальчику, в занижении способностей сына. В беседе с психологом мать подчеркивала, что в семь месяцев ребенок уже умел плавать, в десять месяцев начал ходить, а в два года мог читать по слогам и уже к пяти годам свободно мог прочитать телевизион/
ную программу, написать свой адрес и фамилию, писать под диктовку отдельные слова. В семье очень гордились успехами Миши. Мальчик демонстрировал свои способности родственникам, гостям, знакомым. В школу пошел Миша с шести лет. Учительница в первом классе сразу обратила внимание родителей на неусид/
чивость мальчика на уроках, на отсутствие интереса к учебе, на плохое развитие моторики. Первый класс мальчик закончил с хорошими и удовлетворительными оценками. Родственники считали, что в школе к Мише относятся предвзято, не/
дооценивают его способности.
Психологическое обследование показало, что уровень умственного развития мальчика соответствует возрастной норме. Однако, несмотря на то что у него до/
статочно беглое чтение, высокое развитие счетных навыков, на фоне этого на/
блюдается снижение интеллектуальной активности, поверхностность интересов,
подражательность. Мать Миши, социолог по образованию, уделяла много внима/
ния умственному развитию ребенка. С годовалого возраста учила его читать. Мать отмечает, что мальчик активно сопротивлялся обучению, кидал кубики с буква/
ми, рвал карточки с написанными словами и картинками к ним. Однако несмот/
ря на активное сопротивление, ребенок научился читать уже к двухлетнему возра/
сту. Но мальчик в повседневной жизни не использовал это умение, читал только по настоятельным просьбам мамы.
Анализ показал, что причина школьной неуспеваемости у Миши — отсутствие познавательного интереса. Он был заторможен с раннего детства систематиче/
скими требованиями матери заниматься чтением. Хотя мальчик и умел хорошо читать, но у него не было потребности открыть книгу, самостоятельно прочитать текст. Он всегда делал это по настоянию родителей для демонстрации своих спо/
собностей.
Итак, познавательная активность — важный источник умственного развития ребенка и уже в младенческом возрасте чрезвычайно велика. Но порой родители забывают об этом и сосредотачивают свое внимание на физическом уходе за ре/
бенком, игнорируя его познавательные интересы.
Известный французский психолог Жан Пиаже подчеркивал, что в течение первых двух лет жизни развитие ребенка проходит ряд стадий, на каждой из кото/
рых по/разному осуществляется процесс познания мира. На самой первой стадии
326
ПОДГОТОВКА К РОЖДЕНИЮ И ВОСПИТАНИЮ ЗДОРОВОГО РЕБЕНКА
(первый месяц жизни) ребенок, обладая врожденными рефлексами, приспосаб/
ливается к особенностям предметов (формы, величины), следит за движущимися предметами. Со второго месяца жизни улучшается координация его движений,
происходит взаимодействие между различными рефлексами. Например, голод/
ный ребенок сосет свой палец. Это действие уже не является врожденным реф/
лексом. Малыш может, хотя и случайно, повторить возникшее действие.
От трех до девяти месяцев ребенок может продлить свои действия, ориентиру/
ясь при этом уже на внешние цели. Например, ребенок может стучать по погре/
мушке, чтобы услышать как она гремит. С четырех месяцев у ребенка формирует/
ся связь рука/глаз, то есть ребенок при схватывании предмета фиксирует на нем взор. Это очень важный момент для дальнейшего развития его практических дей/
ствий. На пятом/шестом месяце жизни малыша формируются целенаправленные хватания предметов. Активно дети начинают манипулировать с различными предметами с середины первого года жизни. В этих манипуляциях отчетливо про/
является намеренность действия, желание добиться определенного результата.
Например, ребенок толкает мяч и сам ползет к нему, бросает игрушку на пол и ра/
дуется звуку падения. Уже в возрасте шести месяцев ребенок отдает предпочтение одной какой/нибудь игрушке или предмету. Во время действий с предметами ре/
бенок лепечет, произносит звуки, которые доставляют ему удовольствие. Такие активные манипуляции родители должны всячески стимулировать у детей, при/
влекать их к разнообразным занятиям с определенными предметами. Важно, что/
бы ребенок не только удерживал их в руках, но и открывал, закрывал, вкладывал,
вынимал и т. д.
Однако бывают ситуации, при которых родители, не подозревая, затормажи/
вают познавательную активность ребенка.
Например, одиннадцатимесячная малышка Маша ползет к красной кастрюле,
открывает ее, смотрит во внутрь, потом закрывает и вновь стучит крышкой. Рас/
строенная молодая мама делает замечание дочке, а затем прячет кастрюлю. Де/
вочка разочарованно отползает назад, а мама продолжает заниматься хозяйствен/
ными делами. Сделав дочке замечание, мать тем самым затормозила ее познава/
тельную активность, которая формируется в процессе сотрудничества ребенка со взрослым. Отобрав у ребенка интересующий его предмет, мать тем самым создает эмоциональную дистанцию между собой и дочкой.
Научившись самостоятельно ходить, ребенок продолжает развивать потреб/
ность в движении и ориентировании. С конца первого до середины второго года жизни у ребенка увеличивается количество функциональных действий с предме/
тами. Это проявляется в том, что дети любят открывать и закрывать двери, ящи/
ки, коробки, складывать их. Дети активно знакомятся со свойствами игрушек,
усложняя действия с ними. Например, они с удовольствием катают мяч, нанизы/
вают кольца пирамиды, играют пальцами с подвижными частями игрушек. В этот же период у ребенка появляются действия с помощью вспомогательных средств.
Например, ребенок часто пользуется какой/нибудь игрушкой, чтобы достать дру/
гую. Особое внимание детей привлекают движущиеся предметы, бытовые прибо/
ры. Появляется и отобразительная игра. Дети качают куклу, пытаются кормить ее, возят машинки и пр. Следует обратить внимание на то, что дети часто отвлека/
ются и находятся во власти зрительного восприятия. Например, увидев мяч, ребе/
327
1 ... 35 36 37 38 39 40 41 42 ... 51
Тема № 8
Окончание табл. 33
нок играет с ним, а заметив куклу, оставляет мяч и берет куклу. Многие родители отмечают эти особенности у детей. Нередко можно услышать такие жалобы: «Он у меня такой непоседливый, все ему надо» или «моего ребенка трудно заставить на чем/то сосредоточиться, заставить его заниматься чем/то одним». Такие пре/
тензии к малышу совершенно несправедливы. Неустойчивость внимания ребен/
ка в данном возрастном периоде связана с высокой познавательной активностью ребенка, которую ни в коем случае нельзя тормозить необоснованными замеча/
ниями.
С середины второго года жизни ребенок способен уже мысленно исследовать объекты и представить себе результат своих действий. Например, полуторагодо/
валый малыш хочет включить свет, но не может сделать это из/за того, что вы/
ключатель находится слишком высоко. Он в течение нескольких секунд смотрит на выключатель, затем двигает стул, встает на него и включает свет. Именно в этот период у ребенка активно развивается воображение, с помощью которого он меняет привычный способ действия. Дети начинают проявлять активный интерес к конструктивным играм. Они накладывают кубики друг на друга, нанизывают пирамидки. Некоторые родители жалуются, что ребенок не столько любит стро/
ить, сколько разрушать то, что построил. Считают, что это проявление упрямства и агрессивности. Родителям не рекомендуется фиксировать внимание ребенка на разрушительных действиях, а нужно терпеливо учить малыша строить и собирать.
Познавательная активность ребенка в значительной степени определяется особенностями его темперамента. Наблюдения психологов показывают, что не/
спокойные (возбудимые младенцы) активнее других детей в первый год жизни,
но это качество редко сохраняется в течение всего детства. Если ребенок пасси/
вен, слабо реагирует на окружающих, не проявляет интереса к игрушкам — это должно насторожить родителей, и такого ребенка надо проконсультировать у психолога.
Мать двухлетней Наташи жалуется на сниженную активность девочки: она редко улыбается, очень серьезная, медлительная. В семье есть старший сын, кото/
рый полная противоположность своей сестренке. Сережа рос ласковым, общите/
льным, веселым, он всегда улыбался, везде совал свой нос.
Психологическое обследование показало, что уровень умственного развития
Наташи вполне соответствует возрастной норме. Но отмечается замедленный темп выполнения заданий и ответов на вопросы. Адекватно реагирует на похвалу и поощрение. Выявленные особенности у девочки можно объяснить малой по/
движностью нервных процессов, что является проявлением ее темперамента.
На третьем году жизни ребенка все ярче проявляется его познавательная ак/
тивность и самостоятельность. Ребенок уже может спросить взрослого: «Что это такое?», «Зачем?», «Почему?». Вопросы малыша касаются всего, что он видит и о чем слышит: «Почему идет дождь?», «Как держится луна на небе?». Родителям не/
обходимо набраться огромного терпения, чтобы отвечать на все вопросы малыша,
подкреплять своими ответами познавательную активность ребенка. Родители по/
рой своими ответами: «отстань», «мне некогда», «я спешу» затормаживают любо/
знательность ребенка. Некоторые родители считают, что для умственного разви/
тия ребенка достаточно чтения книг, просмотра телепередач, компьютерных игр.
Ребенок получает таким образом большое количество информации об окружаю/
щей действительности. Но такой способ обучения малыша не является активным и
328
ПОДГОТОВКА К РОЖДЕНИЮ И ВОСПИТАНИЮ ЗДОРОВОГО РЕБЕНКА
тензии к малышу совершенно несправедливы. Неустойчивость внимания ребен/
ка в данном возрастном периоде связана с высокой познавательной активностью ребенка, которую ни в коем случае нельзя тормозить необоснованными замеча/
ниями.
С середины второго года жизни ребенок способен уже мысленно исследовать объекты и представить себе результат своих действий. Например, полуторагодо/
валый малыш хочет включить свет, но не может сделать это из/за того, что вы/
ключатель находится слишком высоко. Он в течение нескольких секунд смотрит на выключатель, затем двигает стул, встает на него и включает свет. Именно в этот период у ребенка активно развивается воображение, с помощью которого он меняет привычный способ действия. Дети начинают проявлять активный интерес к конструктивным играм. Они накладывают кубики друг на друга, нанизывают пирамидки. Некоторые родители жалуются, что ребенок не столько любит стро/
ить, сколько разрушать то, что построил. Считают, что это проявление упрямства и агрессивности. Родителям не рекомендуется фиксировать внимание ребенка на разрушительных действиях, а нужно терпеливо учить малыша строить и собирать.
Познавательная активность ребенка в значительной степени определяется особенностями его темперамента. Наблюдения психологов показывают, что не/
спокойные (возбудимые младенцы) активнее других детей в первый год жизни,
но это качество редко сохраняется в течение всего детства. Если ребенок пасси/
вен, слабо реагирует на окружающих, не проявляет интереса к игрушкам — это должно насторожить родителей, и такого ребенка надо проконсультировать у психолога.
Мать двухлетней Наташи жалуется на сниженную активность девочки: она редко улыбается, очень серьезная, медлительная. В семье есть старший сын, кото/
рый полная противоположность своей сестренке. Сережа рос ласковым, общите/
льным, веселым, он всегда улыбался, везде совал свой нос.
Психологическое обследование показало, что уровень умственного развития
Наташи вполне соответствует возрастной норме. Но отмечается замедленный темп выполнения заданий и ответов на вопросы. Адекватно реагирует на похвалу и поощрение. Выявленные особенности у девочки можно объяснить малой по/
движностью нервных процессов, что является проявлением ее темперамента.
На третьем году жизни ребенка все ярче проявляется его познавательная ак/
тивность и самостоятельность. Ребенок уже может спросить взрослого: «Что это такое?», «Зачем?», «Почему?». Вопросы малыша касаются всего, что он видит и о чем слышит: «Почему идет дождь?», «Как держится луна на небе?». Родителям не/
обходимо набраться огромного терпения, чтобы отвечать на все вопросы малыша,
подкреплять своими ответами познавательную активность ребенка. Родители по/
рой своими ответами: «отстань», «мне некогда», «я спешу» затормаживают любо/
знательность ребенка. Некоторые родители считают, что для умственного разви/
тия ребенка достаточно чтения книг, просмотра телепередач, компьютерных игр.
Ребенок получает таким образом большое количество информации об окружаю/
щей действительности. Но такой способ обучения малыша не является активным и
328
ПОДГОТОВКА К РОЖДЕНИЮ И ВОСПИТАНИЮ ЗДОРОВОГО РЕБЕНКА
нередко отрицательно сказывается на его дальнейшем развитии. Необходимо по/
мнить, что формирование познавательных интересов опирается на активность
ребенка и связано с его самостоятельной предметно;практической и игровой деяте;
льностью.
Сделаем для себя некоторые выводы:
— развивать ребенка умственно необходимо с младенчества;
— важным для его умственного развития является формирование познаватель/
ной активности;
— познавательная активность проявляется у малышей по/разному и зависит от их темперамента;
— главным источником формирования познавательной активности является мать и близкое семейное окружение;
— малыша важно не учить, а создавать условия для развития его предметных и игровых манипуляций. Это способствует формированию не только познаватель/
ной активности, но и самостоятельности;
— интеллект ребенка формируется в тесном сотрудничестве со взрослыми.
Наше нежелание поговорить с ребенком, рассказать ему об окружающем мире и ответить на его многочисленные вопросы резко снижает его познавательную ак/
тивность и создает эмоциональную дистанцию с ним.
Внимание! Вопросы обучения детей в раннем возрасте являются частью душев/
ного развития младенца. Остальные аспекты здоровья телесного, душеного, ду/
ховного помещены в следующих таблицах (более ранние возрастные периоды см.
в данной книге ранее): контуры развития детей от 1 года до 6 лет, см. табл. 34–37.
Развитие ребенка по системе Монтессори
«Помоги мне это сделать самому!» — известный девиз монтессори/педагогики.
Десятки лет эта система демонстрирует свои замечательные достижения в разви/
тии умственных способностей детей, а также познавательной активности, орга/
низованности и других деловых качеств, необходимых современному человеку в обучении и профессиональной деятельности. Как это сделать в домашних усло/
виях советует Наталья Кулакова со страниц известного журнала «Аистенок»: бо/
льше наблюдайте за ребенком, а не указывайте; уважайте его интересы и желание чем/то заняться; не прерывайте, если ребенок занят; хвалите за самостоятель/
ность и инициативу; окружите его настоящими трудовыми, а не только игрушеч/
ными предметами; отведите ребенку свой уголок — стол, стул, коврик, полки;
разместите на высоте роста ребенка его зубную щетку, мыло, полотенце, крючки для одежды, маленькую губку, тряпку для вытирания пыли, веник и совок; позво/
льте ребенку выполнять какие/то дела: поливать цветы, протирать пыль и т. п.;
один раз (или несколько) раз покажите ребенку как пользоваться новыми матери/
алами, далее пусть он делает как умеет, но обязательно убирает свое рабочее место и кладет на место пособия; приучайте его доводить начатое дело до конца. В до/
машних условиях банк развивающих материалов формируется постепенно. Мама проводит первую демонстрацию какого/либо пособия ребенку в возрасте 2–3
года и старше и оставляет его на подносе или в коробке на открытой полке, до/
ступной ребенку. В дальнейшем ребенок сможет повторить занимательный урок
329
Тема № 8
мнить, что формирование познавательных интересов опирается на активность
ребенка и связано с его самостоятельной предметно;практической и игровой деяте;
льностью.
Сделаем для себя некоторые выводы:
— развивать ребенка умственно необходимо с младенчества;
— важным для его умственного развития является формирование познаватель/
ной активности;
— познавательная активность проявляется у малышей по/разному и зависит от их темперамента;
— главным источником формирования познавательной активности является мать и близкое семейное окружение;
— малыша важно не учить, а создавать условия для развития его предметных и игровых манипуляций. Это способствует формированию не только познаватель/
ной активности, но и самостоятельности;
— интеллект ребенка формируется в тесном сотрудничестве со взрослыми.
Наше нежелание поговорить с ребенком, рассказать ему об окружающем мире и ответить на его многочисленные вопросы резко снижает его познавательную ак/
тивность и создает эмоциональную дистанцию с ним.
Внимание! Вопросы обучения детей в раннем возрасте являются частью душев/
ного развития младенца. Остальные аспекты здоровья телесного, душеного, ду/
ховного помещены в следующих таблицах (более ранние возрастные периоды см.
в данной книге ранее): контуры развития детей от 1 года до 6 лет, см. табл. 34–37.
Развитие ребенка по системе Монтессори
«Помоги мне это сделать самому!» — известный девиз монтессори/педагогики.
Десятки лет эта система демонстрирует свои замечательные достижения в разви/
тии умственных способностей детей, а также познавательной активности, орга/
низованности и других деловых качеств, необходимых современному человеку в обучении и профессиональной деятельности. Как это сделать в домашних усло/
виях советует Наталья Кулакова со страниц известного журнала «Аистенок»: бо/
льше наблюдайте за ребенком, а не указывайте; уважайте его интересы и желание чем/то заняться; не прерывайте, если ребенок занят; хвалите за самостоятель/
ность и инициативу; окружите его настоящими трудовыми, а не только игрушеч/
ными предметами; отведите ребенку свой уголок — стол, стул, коврик, полки;
разместите на высоте роста ребенка его зубную щетку, мыло, полотенце, крючки для одежды, маленькую губку, тряпку для вытирания пыли, веник и совок; позво/
льте ребенку выполнять какие/то дела: поливать цветы, протирать пыль и т. п.;
один раз (или несколько) раз покажите ребенку как пользоваться новыми матери/
алами, далее пусть он делает как умеет, но обязательно убирает свое рабочее место и кладет на место пособия; приучайте его доводить начатое дело до конца. В до/
машних условиях банк развивающих материалов формируется постепенно. Мама проводит первую демонстрацию какого/либо пособия ребенку в возрасте 2–3
года и старше и оставляет его на подносе или в коробке на открытой полке, до/
ступной ребенку. В дальнейшем ребенок сможет повторить занимательный урок
329
Тема № 8