Файл: Руководство по подготовке родителей к рождению и воспитанию здорового ребен ка Под научной ред к. м н., доц. В. С. Коваленко. Спб. Ооо Издательство Фолиант, 2004. 416 с.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 716

Скачиваний: 19

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
нологии или произведения искусства) не может заменить внимание, тепло и любовь матери.
Дети африканских женщин, от рождения не разлучающиеся с матерью, так как сидят у нее за спиной, значительно обгоняют до двухлетнего возраста своих евро/
пейских сверстников в развитии. Вероятность дальнейшего их отставания может быть обусловлена отсутствием обучающих методик. Как показали исследова/
ния М. Н. Поповой, именно телесный и эмоциональный контакт с матерью ока/
зывает развивающий и оздоравливающий эффект на детей. Так что обнимайте своих детей, берите их на руки — это питает их и телесно и психоэмоционально.
До 7 лет интенсивно формируется привязанность ребенка и теплое чувство любви к родителям. Не упустите это драгоценное время, потом вы не сможете его вер/
нуть.
Научитесь любить ребенка, и он научится любви к вам.
4. Научитесь играть с ребенком. (Подробно о методике обучения ребенка через игру можно узнать в книге Л. Чистович и Е. Кожевниковой «Разум, чувства и спо/
собности младенца».)
1) Всегда следуйте за вниманием ребенка, но не подавляйте его своей активно/
стью. Например:
— в 0–3 мес. ребенок гулит (инициатива ребенка) — подойдите, установите контакт и повторите его гуление, поддержите разговор;
— в 4–6 мес. пошумите игрушкой сбоку от лица, подождите, пока ребенок не заинтересуется, проявит инициативу — повернет голову, протянет ручки к иг/
рушке и попытается схватить ее — дайте ее ему, если он не сможет схватить, вло/
жите ему в руки;
— в 7–9 мес. ребенок посмотрел на мяч, обыграйте то, что его заинтересовало,
спрашивая: «Что это там? — Это мяч. Хочешь его взять?» и т. д.;
— показывайте действия с каждой новой игрушкой, например: а) машину во/
зите за веревочку, грузите в нее груз, затем ждите проявления внимания ребенка к вашим действиям, пусть повторит; б) игра с пеленкой с целью обучения игре в прятки (подготовка к разлучению с мамой — детский сад, школа). Мама кладет пеленку на лицо ребенка и спрашивает: «Где Миша?» — убирает с его лица. —
«Вот он, Миша». Мама ждет, когда ребенок проявит инициативу и сам уберет со своего лица пеленку, затем делает удивленное лицо: «Откуда ты взялся?». Второй этап — мама закрывает свое лицо пеленкой: «Где мама?». Ждите, пока ребенок сам не сдернет пеленку: «Вот мама!». Третий этап — начинайте обучение его на/
стоящим пряткам с членами семьи и игрушками.
2) Обеспечьте условия для свободной игры ребенка: приготовьте материалы,
прочитайте накануне сказку, выбрав какой/то развивающий сюжет. В игре ребе/
нок ищет смысл своей будущей взрослой жизни, поэтому изображает все виды взрослой деятельности; хорошо, когда его знакомят со многими из них.
Не тормозите познавательную активность ребенка. Например, ребенок в 6 ме/
сяцев громко стучит крышкой о кастрюлю. Активный интерес к окружающему миру и исследование его — основа дальнейшего желания учиться.
Подбирайте гармоничные игрушки (а не безобразных роботов), стимулирую/
щие познавательную активность ребенка, из природных материалов, естествен/
ных цветов, самодельные игрушки, предметы взрослого быта. Игрушки должны давать простор для творчества ребенка. Ограничьте использование игрушек типа
320
ПОДГОТОВКА К РОЖДЕНИЮ И ВОСПИТАНИЮ ЗДОРОВОГО РЕБЕНКА


Барби, в которых завершенное творчество взрослых застывает в формах, тормозя/
щих воображение ребенка и стимулирующих эгоцентричность.
Обязательно играйте с ребенком на воздухе, лучше с несколькими детьми. По методике В. А. Куца «Традиционная пластика» поставьте их в круг. Начните с раз/
минки: потягивание с зеванием, потряхивание руками и ногами, пение в хорово/
де, ладушки, шлепки, игра в пятнашки, притопы со скороговорками и разнооб/
разные подвижные игры: чехарда, пятнашки, Али/баба и др.
5. Ежедневно разговаривайте с ребенком, четко произнося слова и грамотно строя обороты речи, не коверкайте слова, имитируя речь детей. Общаясь с ребен/
ком, старайтесь, чтобы его глаза и ваши находились на одном уровне (в дальней/
шем при общении ребенок будет смотреть в глаза собеседнику).
Повторяйте любимые произведения ребенку много раз. Чем лучше он их зна/
ет, тем чаще просит читать. В дальнейшем это может стать основой удивительной грамотности и прекрасно поставленной речи. Использование картинок для раз/
вития речи рекомендуется начинать в 2–6/месячном возрасте (один крупный предмет на листе размером обычной тетради).
6. В воспитании придерживайтесь принципа «табу;редки». Табу (запрет) должно быть обязательным, но редким, в соответствии с нормами традиционного воспи/
тания. Запрещается только то, что запрещено кодексом общественного поведе/
ния и Божиими заповедями, что опасно для жизни. Например, ребенок, ударив/
ший бабушку, должен быть наказан. Это — табу. В других случаях, например,
если он стучит молотком по кастрюле, нужно переключить внимание ребенка и дипломатично решить проблему так, чтобы не затормозить его познавательную активность (см. статью психолога И. И. Мамайчук «Младенец приходит в мир»).
7. Никогда не наказывайте ребенка, находясь в злобе. Народная мудрость гласит:
«Учитель, наказывающий ребенка в раздражении, тешит свою плоть». Когда ро/
дитель хочет поправить своего ребенка, он обязан полностью владеть собой. Ребе/
нок должен понять, что родители печалятся его поведением и вынуждены его на/
казать, так как плохое поведение ребенка — это «болезнь», наказание — «лечеб/
ное воздействие», а родители — «врачи». Одна мудрая мать перед тем как наказать ребенка говорила: «Придется нам выгнать эти капризы! Надо же, как они мучают моего любимого сына, что он даже сам на себя не похож!» Христианская мудрость гласит: «Возлюби грешника, но возненавидь грех». Дайте понять ребенку, что вы его любите всегда, но вы ненавидите его плохие дела. Никогда не говорите ребен/
ку, что вы его не любите или что он идиот и т. п. Подчеркивайте, «запечатлейте» в ребенке его лучшие поступки, и вы поборете вместе с ним слабости и страсти, ко/
торые суть болезни души и есть у каждого человека.
До 3 лет телесные наказания запрещены. После 3 лет, любя, спокойно можно наказывать ребенка при нарушении им табу, но не ладонью, которая ласкает и кормит. Детские психоневрологи рекомендуют прутик, который висит на стене.
Прутик используется очень редко, как действенное лечебное средство, только по ягодицам и обязательно кратко, но ощутимо. В дальнейшем ребенок обычно исп/
равляется только при упоминании и указании на прутик. Ребенок должен почи/
тать родителей и наставников. В Библии написано: «Нагибай шею сыну в молодо/
сти, иначе он нагнет тебе шею в старости».
Почитание и уважение — разные понятия. При правильном воспитании дети почитают родителей, нуждаются в их мудром совете в различных своих пробле/
мах. Уважение — это внешнее благопристойное отношение без нужды в советах и
321
1   ...   34   35   36   37   38   39   40   41   ...   51

Тема № 8
возможное забвение родителей при появлении материальной независимости от них. Главный возраст воспитания почитания и послушания от 5 до 7 лет. В семье с традиционным православным воспитанием в этом возрасте дети учатся высшему искусству послушания — послушанию родителям с радостью и пониманием (см.
методику «Традиционное духовное воспитание детей» Василия Преображенско/
го).
8. Ответственность в вопросах духовно;нравственного воспитания детей цели;
ком лежит на родителях. Ребенок должен быть обучен пользоваться уже заложен/
ным в нем природой стремлением к чистоте, нравственному совершенствованию,
постоянному и жизнеутверждающему творчеству, постоянному чувствованию са/
мообраза, умению различать события и самого себя в этих событиях («Психологи/
ческая культура восприятия и понимания самого себя», психолог М. А. Курташо/
ва), правильной оценке «добра и зла». В православных семьях родители, крестные родители обязаны обучить ребенка огласительному учению, обеспечить прича/
щение ребенка не реже 1 раза в месяц и постоянно следить за духовным развитием ребенка (подробнее см. табл. 33)
Ребенок уже в дошкольном возрасте должен быть ознакомлен с опасностями для его психического здоровья со стороны современных религиозных сект и с принципами поведения при попытке завербовать его членами сект. Наиболее опасны, с точки зрения врачей/психиатров, последователи «Рейки» — универса/
льной энергии, саентологии (дианетики), секты сатанистов, «Белого братства»,
«Свидетели Иеговы», Муна и др.).
9. Не закрепляйте в сознании ребенка эпизоды плохого поведения положительны;
ми стимулами. Например, ребенок требует от вас включить телевизор, при этом падает на диван, кричит, дергает ногами. Если вы дадите ему конфету (или другое поощрение) для того, чтобы его успокоить, то он с удовольствием будет повторять свои требования. В таком случае необходимо переключить его внимание или дать ему возможность успокоиться самому, но ни в коем случае не выполнять требова/
ние, предъявляемое вам ребенком в такой форме.
10. Относитесь к ребенку с учетом его пола и его роли в будущей семейной жизни.
Ребенок — будущий родитель. Петербургский психолог А. И. Захаров в своей ста/
тье «Инстинкт материнства» отметил следующее влияние детства на становление материнства:
а) Если у будущей матери нет опыта общения с братьями и сестрами, то ин/
стинкт материнства проявляется у нее в более позднем возрасте или не способен проявиться вообще.
б) Сила любви матери к дочери — на сколько мать любила свою дочь, на столь/
ко и она будет способна любить своих детей.
в) Подчеркивание матерью женских качеств любви к потомству: произнесение ласковых слов, поглаживание, разговоры невзначай — какие хорошие будут дети,
как они будут любить маму, и мама будет любить их.
До периода возраста зрелости человека можно выделить 7 периодов, способст/
вующих естественным образом инстинктам материнства и отцовства:
Первый период от 0 до 1 года. Закладываются основы эмоционального контакта со всеми людьми. Ухудшает этот контакт нежеланная беременность. Малый срок кормления грудью, в результате которого не реализуется инстинкт сосания ребен/
ка, и он трудно расстается с соской, далее невротически зависит от матери: маль/
322
ПОДГОТОВКА К РОЖДЕНИЮ И ВОСПИТАНИЮ ЗДОРОВОГО РЕБЕНКА

чик — «маменькин/сынок»; девочка — сверхопекание своего потомства; эгоизм матери (любовь к себе, предпочтение своих эмоций всем другим).
Второй период от 1 года до 3 лет. Для девочки важно не допускать испуга от мужчины, например, от врача/мужчины или запугивание плохим дядей, который заберет в мешок. В дальнейшем может осложняться нормальный контакт с лица/
ми мужского пола.
Третий период от 3 до 5 лет — возраст любви к матери. Если девочка и мальчик реализуют себя в любви к матери, то в следующем возрасте они принимают роли своего пола: девочка принимает роль матери, мальчик принимает роль отца.
Четвертый период от 5 до 7 лет — возраст положительной полоролевой иден/
тификации с родителем того же пола, мальчик принимает роль отца, девочка при/
нимает роль матери.
Пятый период от 7 до 10 лет — формирование чувства ответственности, долга.
Шестой период от 10 до 15 лет — возраст полового созревания. Положитель/
ное восприятие своих возрастных изменений: девочкой — женственности, маль/
чиком — мужественности. Плохо, если девочка агрессивна, резко маскулинизи/
рована. В дальнейшем такая девочка будет презирать мальчиков, далее искать не/
достатки у мужа.
Седьмой период от 15 до 21 года — юношеский возраст до периода зрелости. Так же как и в возрасте от 3 до 5 лет, главная тема возраста — любовь и проблемы, свя/
занные с ней, романтические и сексуальные чувства. Со способами преодоления проблем, связанных с юношеским возрастом, вы можете ознакомиться в разделе
«Духовное воспитание в трудах св. Феофана Затворника, XIX век».
11. Внимательно относитесь к выбору учителей и друзей. Так, например, если в период ученичества с 7 до 10 лет ребенку не встретился учитель, способный раз/
вить желание и умение учиться, то всю жизнь и особенно в периоды 14–17 лет,
30–32 года, 36–38 лет и т. д. человек будет испытывать нежелание учиться.
С 10/летнего возраста, особенно в 12–14 лет, особое значение приобретает вы/
бор друзей, авторитет которых в этот период особенно возрастает и превалирует над авторитетом семьи. Следует заблаговременно помочь найти ребенку моло/
дежную организацию, принципы воспитания в которой совпадают с вашими, в которой ребенку интересно, где он учится преодолевать трудности и развивается.
Например, Российская организация юных разведчиков использует принцип вос/
питания в походных условиях в рамках православного мировоззрения.
12. Только принимая и одновременно отдавая, ребенок находится в гармонии.
Ребенок принимает (потребляет) от родителей заботу о нем. Его кормят, с ним гу/
ляют и играют. Он получает информацию от них и через них (обучение, театр,
цирк, концерт, музей и т. п.) и все проявления родительской любви, прежде всего посев добродетелей. Ребенок отдает (не отдавать нельзя, так как возникают проб/
лемы в психоэмоциональной сфере) — в виде благодарности, извинения, помощи и внимания к родителям, ласки. Обязателен посильный труд из трех компонен/
тов: самообеспечение, отклик на нужду ближнего, домашний, сельскохозяйст/
венный труд, а также работа по способностям — учеба, музыка, спорт, изучение иностранного языка и т. д. Если в период с 5 до 7 лет (период послушания и труда,
период, определяющий работоспособность человека в течение жизни), ребенок не трудился, то есть не отдавал, а только потреблял, причем много, то силы его души натренированы на потребление. Он сможет, будучи взрослым, не уставая,
часами смотреть телевизор, вести праздные беседы, слушать музыку и т. д., но у
323
Тема № 8

него не будет сил трудиться ни дома (не сможет заставить себя что/то починить,
позаниматься с ребенком и т. п.), ни на работе.
С самого раннего детства следует «ловить» каждое желание ребенка потруди/
ться. Конечно гораздо легче самому вымыть пол, посуду, чем терпеливо делать это вместе с ребенком, который больше мешает, чем помогает.
Необходимо выработать у ребенка привычку трудиться, помогать ближнему, и тогда всю жизнь это будет доставлять ему радость. «Тяжело в ученье, легко в бою», — знаменитая фраза полководца Суворова. Готовьте детей к трудностям жизни и физически, и духовно, и они будут благодарны вам, когда вступят во взрослую жизнь.
13. Обсуждайте с ребенком все события, происходящие с ним. Давайте им оцен/
ку. Ребенку полезно столкнуться с плохим, если он сделал из этого правильный вывод и не повредился сам. «Все то тебе возможно, но не все полезно», — говорил
Апостол Павел. Неправильно ограждать ребенка от реалий жизни, правильнее —
разумно использовать их в воспитательных целях, учитывая душевные и физиче/
ские силы ребенка.
Ребенок должен знать свои недостатки. В 7 лет православный ребенок само/
стоятельно готовится к исповеди, проводя анализ своего поведения. (До 7 лет, с точки зрения Православной Церкви, ребенок не отвечает за свои грехи, хотя он имеет их с самого рождения — гнев, капризы и т. д., он должен их осознавать, рас/
каиваться, но не нуждается в исповеди.)
Ребенок получает опыт борьбы с грехом и видит как трудно исправить даже маленький свой недостаток (у одного это шмыганье носом, а у другого воровст/
во, — у каждого свое, и то, и другое одинаково трудно для разных детей). Ребенок приучается относиться к греху, как к болезни, требующей лечения. Это делает ма/
лыша снисходительным к другим (всем известно, как много в настоящее время жестоких детей, легко осуждающих близких).
Древние говорили:
— от года до 5 лет ребенок — царь, то есть все служат ему, управляют ребенком незаметно, дипломатично, исключая случаи табу (см. выше пункты 6, 9);
— от 7 до 15 лет ребенок — раб, хозяин печется о своем рабе, заботится о нем,
любит его, и раб платит ему любовью, трудом и послушанием. В этом возрасте воспитывается послушание и трудолюбие. В 7 лет в Спарте мальчика отдавали на воспитание в военное поселение, девочки профессионально нянчили своих млад/
ших сестренок и братишек. Период с 5 до 7 лет — переходный, с постепенной вы/
работкой навыков послушания. Без послушания он не сможет реализовать свои деловые качества во взрослом состоянии и не сможет уважать вашу старость;
— от 15 и старше ребенок — друг. Вы можете только советовать ему как посту/
пить, а выбор остается за ним. Руководство им вновь строится на вашей диплома/
тии и том почитании родителей, которое вы сумели воспитать.
Кратко формирование личности ребенка представлено в табл. 33.
324
ПОДГОТОВКА К РОЖДЕНИЮ И ВОСПИТАНИЮ ЗДОРОВОГО РЕБЕНКА