Файл: Руководство по подготовке родителей к рождению и воспитанию здорового ребен ка Под научной ред к. м н., доц. В. С. Коваленко. Спб. Ооо Издательство Фолиант, 2004. 416 с.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 677

Скачиваний: 19

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Изучение происходит не в алфавитном порядке. Порядок букв несколько от/
личается в разных пособиях, но в целом его можно охарактеризовать следующим образом:
1) простые гласные;
2) согласные свистящие и шипящие;
3) остальные согласные;
4) йотированные гласные.
На первах занятиях проходят не более 1 буквы. Параллельно с изучением букв и звуков прорабатываются возможные варианты прочтения уже известных со/
гласных в сочетании с изученными гласными: слоги/слияния, открытые и закры/
тые слоги с разным количеством согласных букв. Слоги складываются в слова,
слова — в словосочетания, в предложения, и наконец — в небольшой текст. Глав/
ное, четко следуйте выбранной вами методике, не пропускайте и не объединяйте занятия.
Для лучшего усвоения материала следует часто, но не навязчиво — в форме игры — повторять с ребенком изученный материал в бытовых ситуациях, на про/
гулке. Можно вывесить изученные буквы, слоги на стену.
Максимальная продолжительность занятий для 5/летних детей 20 минут, для
6/летних — 30 минут. На начальном этапе обучения продолжительность занятий сугубо индивидуальна: один ребенок способен уже на первом занятии работать 20
минут (с перерывом), другой не выдержит и 10 минут. Обучающий взрослый дол/
жен хорошо понимать, что на начальном этапе обучения работоспособность ре/
бенка невысока, внимание быстро истощается. Если ребенок после 5–10 минут занятий перестал вас слышать и неожиданно заговорил о событиях вчерашнего дня — это вовсе не означает, что он ленив, просто он устал, поддержите ненадолго разговор с ребенком на предложенную тему, а затем продолжите занятия. С неко/
торыми детьми подобные перерывы происходят каждые пять минут. Запаситесь терпением.
Раз в 10 минут любой ребенок должен отдыхать. Хорошо, если вы поиграете с ним 3–4 минуты в какую/нибудь игру с малой подвижностью. После этого по/
лезно предложить ему с минуту «поспать», сесть за стол и, положив голову на руки, лежащие на столе, закрыть глаза. Сидеть за столом рекомендуется на орто/
педическом мяче (фитболле) или подложив на стул несильно надутую грелку,
покрытую покрывалом. Это восстанавливает нарушения осанки, укрепляет нер/
вную систему и улучшает успеваемость ребенка.
Завершить занятие следует непременно на оптимистической ноте: отмечайте даже малейшие достижения ребенка, открыто выражайте свою радость и уверен/
ность в нем.
Главной задачей на этапе до 7 лет является привитие ребенку интереса к учебе.
Когда эта цель достигнута, то можно начать предъявлять определенные требова/
ния к его поведению на занятиях, к качеству выполнения письменных заданий.
Разумная требовательность взрослого будет только на пользу ребенку, т. к. не сто/
ит забывать, что недостаточное развитие воли является частой причиной неуспе/
ваемости в школе.
340
ПОДГОТОВКА К РОЖДЕНИЮ И ВОСПИТАНИЮ ЗДОРОВОГО РЕБЕНКА


Самые распространенные ошибки, допускаемые взрослыми при обучении детей
чтению в домашних условиях (из книги Г. Глинки «Буду говорить, читать, писать
правильно», с. 9–10)
Одна из наиболее известных книг для родителей по методике обучения детей чтению Г. Глинки «Буду говорить, читать, писать правильно» обращает внима/
ние на наиболее распространенные ошибки и способы их устранения.
1. В основе обучения чтению — не буква, а ЗВУК. Прежде чем показать ребен/
ку новую букву, например М, следует научить его слышать звук [м] в слогах, сло/
вах.
На протяжении всего периода обучения дома следует называть и звуки и соот/
ветствующие им буквы ОДИНАКОВО — т. е. так, как звучит ЗВУК.
Возьмем, к примеру, звук «м». Мы произносим его отрывисто: М! И букву М
необходимо называть так же: М! Ни в коем случае не ЭМ! Говоря ЭМ, мы произ/
носим два звука — [э] и [м]. Данное обстоятельство только дезориентирует детей.
И еще, уважаемые взрослые: не смешивайте, пожалуйста, понятия ЗВУК и
БУКВА, когда учите ребенка читать.
2. Вторая грубая ошибка заключается в обучении по/буквенному чтению, т. е.
ребенок сначала называет буквы слога: М! А! — и только после этого читает сам слог: МА. Этот навык неправильного чтения очень стойкий и исправляется с бо/
льшим трудом.
Правильное чтение — это чтение слогами (конечно, на начальном этапе). И
пусть в начале обучения ребенок сколь угодно долго читает (тянет) первую букву слога, пока не сообразит какая буква следующая: МММА. (Одновременно ребе/
нок переводит указку с буквы на букву). Лишь бы он не останавливался после первой буквы! Лишь бы он прочел слитно буквы слога!
Как помочь ребенку, если он забывает, путает, неправильно пишет буквы?
1. Различает ли ваш ребенок понятия «слева» и «справа»? Ребенок должен уметь правильно выполнять задания: покажи свое правое ухо, левую ногу и т. д.,
расскажи, что ты видишь справа от себя, что — слева. Если ребенок пишет буквы не в ту сторону — чаще всего это следствие несформированных понятий «слева» и
«справа».
2. Умеет ли ваш ребенок складывать картинки из 6 кубиков? Если он затрудня/
ется, то это следствие недоразвития зрительно/пространственного анализа и син/
теза. (В таком случае начните с набора из 4 кубиков.)
Очень полезны для развития пространственных представлений и зрительного восприятия игры/занятия с различными «конструкторами» и «строителями».
Чтобы ребенку было легко запоминать буквы, рекомендуются следующие при/
емы:
а) взрослый пишет «трудную» букву большого размера (5–6 см), ребенок рас/
крашивает ее. Под буквой ребенок рисует (или это делает взрослый, а ребенок опять же раскрашивает) предметы, в названиях которых первая буква для него трудная;
б) лепка ребенком буквы из пластилина;
в) вырезание ребенком буквы по контуру, нарисованному взрослым;
341
1   ...   37   38   39   40   41   42   43   44   ...   51

Тема № 8
г) «написание» широкими жестами всех изучаемых букв в воздухе (если поль/
зоваться данным приемом постоянно, то в случае возникновения затруднений,
взрослому достаточно будет «написать» букву в воздухе — и ребенок мгновенно вспомнит ее);
д) сравнение буквы и ее элементов со знакомыми предметами, другими буква/
ми. Пусть такие сравнения придумывает сам ребенок. Это запоминается им луч/
ше, чем какие/либо сравнения взрослых, да еще в стихотворной форме. Напри/
мер, буква а маленькая — эта буква с животиком и хвостиком и т. п.;
е) обводка ребенком букв, написанных взрослым;
ж) письмо буквы по контуру, нарисованному взрослым;
з) письмо буквы по опорным точкам, поставленным взрослым.
Если самостоятельно написанное ребенком слово выглядит несколько кри/
вым, но последовательность букв правильная — цель упражнения достигнута. Это успех ребенка.
Как подготовить руку ребенка к письму
Рекомендуются занятия типа «нарисуй как я». Полезны все виды занятий,
связанных с тренировкой мускулатуры пальцев рук: игра с мозаикой, конструк/
торами, вырезание, лепка, рисование, штриховка, пальчиковый театр и т. д. Все эти занятия полезны вдвойне, т. к. развивая мускулатуру пальцев, мы стимули/
руем и развитие речи ребенка (существует такая взаимосвязь).
Для занятий мы вам рекомендуем следующие пособия (возможны и другие по/
собия):
1. «Работа логопеда с дошкольниками (игры, упражнения)». Большакова С. Е.,
Москва, А.П.О. 1996.
2. «Готовим руку к письму для детей от 1 до 3/х лет». Школа раннего разви/
тия. Школа Алены Жуковой. Ершова О. А., Жукова О. С., Новиковская О. А. 2003
г. СПб. Издательский дом Нева, Москва. Издательство Олма Пресс/Грант.
3. «Как научить ребенка говорить, читать, думать». А. Н. Корнев, Н. Е. Старо/
сельская — СПб, 2000.
4. «Буду говорить, читать, писать правильно». Г. А. Глинка, СПб–Москва–Ха/
рьков–Минск, 1998.
5. «Уникальная методика обучения чтению». И. Иванова. СПб, Москва, 2002.
И последнее. Приступив к занятиям, не забывайте, пожалуйста, о том, что для ваших детей вы — самые близкие и дорогие люди, и чувство психологической за/
щищенности, которое малыши испытывают при общении с вами, не должно по/
кидать ни на миг!
Взаимоотношения с ребенком в процессе обучения следует строить таким об/
разом, чтобы он видел в вас не требовательного наставника, а друга, всегда гото/
вого прийти на помощь в трудную минуту.
Не давайте, пожалуйста, ребенку низких оценок, не увлекайтесь критикой его недостатков. Значительно эффективнее действует похвала! Не страшно, если она будет несколько завышена: получая ее в качестве аванса, ребенок всеми силами будет стараться ей соответствовать.
342
ПОДГОТОВКА К РОЖДЕНИЮ И ВОСПИТАНИЮ ЗДОРОВОГО РЕБЕНКА


ПРОГРАММИРОВАННЫЙ КОНТРОЛЬ ПО ТЕМЕ № 8
(по программе «К здоровой семье через детский сад» цикл обучения «Школа родитеJ
лей», занятия № 9, 10, 20, 21)
1. До какого возраста ребенка матери следует быть всегда с ним:
а) 1 год; б) 3 года; в) 5 лет.
2. В каком возрасте ребенка родители обычно замечают последствия его однобо;
кого воспитания — тренинга его способностей:
а) 5 лет; б) 7 лет.
3. Период от 12 до 24 лет является:
а) периодом запечатления;
б) периодом самостоятельного эксперимента по поводу запечатленного от 0 до
12 лет;
в) период самостоятельных действий и разрешения проблем, не решенных ра/
нее.
4. С какого возраста ребенку допустимо использовать компьютер с учебными це;
лями:
а) 3 года; б) 5 лет; в) 7 лет.
5. В каком возрасте мальчик принимает роль отца, а девочка — роль матери:
а) 1–3 года; б) 5–7 лет; в) 15–21 год.
6. Источники формирования познавательной творческой активности детей:
а) самостоятельные действия, условия для которых создает мать и близкое до/
машнее окружение;
б) чтение книг;
в) просмотр телепередач.
7. Пользуясь контуром развития, определите, в каком возрасте ребенок может
(указать для каждого пункта отдельно):
а) пробежать 5 км в день;
б) проползти по квартире 4,5 м в день;
в) проползти до 60 м;
г) раскачиваться на турнике до 20 мин.;
д) играть в прятки;
е) дифференцировать понятия «хорошо» и «плохо»;
ж) находить парные картинки;
з) может провести самоанализ своего поведения.
8. Какой возраст является определяющим для формирования послушания ребенка
родителям:
а) 0–3 года; б) 3–5 лет;
в) 7–10 лет; г) 10–12 лет.
9. До какого возраста не рекомендуется применять телесные наказания:
а) 0–3 года; б) 3–5 лет;
в) 7–10 лет; г) 10–12 лет.
10. Используя принципы позитивной педагогики, как правильнее поощрить ребен;
ка словами:
343
Тема № 8
а) Ты просто молодец!
б) Как хорошо ты поступила, что принесла маме тапки!
в) Ты хорошая девочка, потому что принесла маме тапки.
11. До какого возраста ребенок запечатлевает мужской и женский способы обще;
ния:
а) до 18 лет; б) до 1 мес.; в) до 3 лет.
12. До какого возраста нравственное воспитание должно опережать телесное и
умственное:
а) до 7 лет; б) до 3 лет; в) до 10 лет.
13. В каком возрасте могут проявиться ошибки родителей в воспитании ребенка
от 0 до 3 лет:
а) 12–14 лет; б) 14–17 лет;
в) 17–19 лет; г) 19–21 год; д) 21–24 года.
14. В каком возрасте берут начало корни психических заболеваний:
а) 0–3 года; б) 3–5 лет;
в) 5–7 лет; г) 7–10 лет; д) 10–12 лет.
344
ПОДГОТОВКА К РОЖДЕНИЮ И ВОСПИТАНИЮ ЗДОРОВОГО РЕБЕНКА


Тема № 9
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ
ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ДЛЯ ПОДРОСТКОВ И МОЛОДЕЖИ
ОТ 14 ДО 19 ЛЕТ
ПОДГОТОВКА К РОЖДЕНИЮ И ВОСПИТАНИЮ ЗДОРОВОГО РЕБЕНКА
Тема № 9
Экологическая оздоровительная программа для всех возрастных периодов имеет одинаковую структуру (в том числе для подростков, молодежи 14–19 лет и для взрослых). Она состоит из 9 разделов:
1) Питание.
2) Закаливание.
3) Физическое воспитание.
4) Стоматологическая профилактика.
5) Обеспечение экологической безопасности.
6) Повышение общей сопротивляемости организма.
7) Вакцинопрофилактика.
8) Нормализация психологического климата.
9) Обучение основам медицинских, педагогических знаний.
ПИТАНИЕ
Обязательным условием нормального роста организма, его гармоничного фиC
зического и нервноCпсихического развития, поддержания высокого уровня здоC
ровья и обеспечения устойчивости к воздействию неблагоприятных факторов внешней среды, обеспечения способности к эффективному образованию детей и подростков является адекватное питание.
Помните, что наше тело — это то, что мы едим. Поэтому, воCпервых, пища должна давать жизнь, то есть в питании должна присутствовать «живая пища»:
хотя бы одна порция салата в день, одно яблоко, горстка сухофруктов, натуральC
ный сок.
ВоCвторых, пища должна быть «веником» для организма, то есть в питании должны присутствовать продукты, выводящие из организма вредные вещества,
образующиеся вследствие обмена веществ. Целесообразно ежедневно включать в
347
рацион питания продукты или БАДы — источники пищевых волокон, обладаюC
щие сорбционной активностью: отруби (одна ст. ложка в готовую кашу), каши из цельного зерна (греча, пшено, рис, овес), запаренное яблоко, морские водоросли и т. д. (табл. 38).
Таблица 38
Суточный набор продуктов для подростков от 14 до 19 лет

п/п
Наименование продукта
Кол,во в
день (вес
брутто)
Раз
в нед.
1
Мясо нежирных сортов, индюшки, куры
220,0 5
2
Рыба, морепродукты
70,0 3
3
Творог
50,0 5
4
Сыр (брынза)
15,0 5
5
Молоко, кисломолочные продукты
500,0 5
6
Сметана
15,0 5
7
Яйцо (1 куриное или 4 перепелиных)
1 шт.
5 8
Масло сливочное
30,0 5
9
Масло растительное: соевое, кукурузное, рапсовое, оливковое, подсолнечC
ное, кедровых орехов
15,0 7
10
Картофель
150,0–
250,0 7
11
Капуста (белокочанная, брюссельская, цветная)
150,0 7
348
ПОДГОТОВКА К РОЖДЕНИЮ И ВОСПИТАНИЮ ЗДОРОВОГО РЕБЕНКА
Рис. 62. Пирамида правильного питания