Файл: Руководство по подготовке родителей к рождению и воспитанию здорового ребен ка Под научной ред к. м н., доц. В. С. Коваленко. Спб. Ооо Издательство Фолиант, 2004. 416 с.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 681
Скачиваний: 19
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
самостоятельно, когда захочет. И так, оставляя после каждого урока новое посо/
бие для ребенка, вы сможете подготовить развивающую среду монтессори/педа/
гогики (см. примеры ниже).
Урок 1. Пересыпание. На подносе стакан. Покажите малышу маленький кув/
шинчик, наполовину заполненный крупой. Покажите малышу, как держа кув/
шин правой рукой (стороны тела указаны для правшей) и придерживая левой, пе/
ресыпать крупу в стакан, стоящий слева от кувшина. Все просыпанные зерна ре/
бенок должен смести щеткой в совок.
Урок 2. Переливание. То же с водой. Покажите как вытереть тряпкой стол.
Урок 3. Начищенные ботинки. Расстелите на полу газету, щеткой удалите грязь с ботинок, держа ботинок левой рукой, правой нанесите крем. То же с другим бо/
тинком. Дайте крему высохнуть, в это время закройте крышку на емкости с кре/
мом. Тряпкой отполируйте ботинки до блеска. Предоставьте теперь ребенку воз/
можность самому заботиться о своей обуви.
Урок 4. Найди крышечку по размеру. 4–6 бутылочек или баночек с различным диаметром крышек. Медленно снимите крышки и закрутите их на соответствую/
щие баночки. Затем перемешайте крышки и дайте возможность малышу самому подобрать нужные крышки. Крышки можно хранить в отдельной коробочке.
Урок 5. Вылавливание из воды. Миска с водой. В нее кидаем мелкие предметы:
кусочки пробки, веточка и т. п. Предложите малышу с помощью маленького сита с ручкой выловить эти предметы и положить на тарелку, стоящую на подносе справа от миски. Сито ребенок держит правой рукой.
Урок 6. Просеивание. Перемешайте рис и манку. Отделите крупу с помощью сита. Объясните, почему так получается. Просеянный рис пересыпьте в другую тарелку.
Урок 7. Раскладывание. 5–7 бусинок двух цветов смешайте в одной миске.
Справа от нее поставьте 2 блюдца. Предложите отделить бусинки по цвету в эти блюдца. Если бусинки упадут на стол, уберите их с помощью совочка. Обязатель/
но доведите работу до конца — этот навык очень важен.
Урок 8. Лепка. Из пластилина или теста готовим обед куклам: блинчики, кол/
баски. Можно усложнить: раскатывать скалкой, наносить рисунки, украшать бу/
синками, палочками, макаронами и т. п.
Урок 9. Собирание воды. Поднос с двумя тарелками: слева — с небольшим ко/
личеством воды, справа — пустая. Покажите, как можно губкой собирать воду в первой тарелке и отжимать в другую. Если прольете на поднос, пусть это уберет ребенок.
Урок 10. Размешивание ложечкой. На подносе две сухие чашки: слева с кру/
пой, справа пустая. Двигая рукой ребенка, покажите, как набрать полную ложку крупы и аккуратно перенести ее в другое блюдце. То же повторите с сахаром, пе/
ресыпая его в стакан чая и размешивая. Двигайте его рукой.
Урок 11. Посыпание. Предложите ребенку посыпать манкой, пшеном дорожку на столе тремя пальцами шириной 3–5 см.
Урок 12. Волшебный мешочек. Мешочек (коробочка), в нем 8–10 знакомых ре/
бенку предметов. Завяжите глаза. Пусть вытаскивает предметы и узнает их.
Урок 13. Волшебные подушечки. Сшейте подушечки, наполните их по две —
сахаром, крупой, ватой...
Попросите ребенка найти пару.
330
ПОДГОТОВКА К РОЖДЕНИЮ И ВОСПИТАНИЮ ЗДОРОВОГО РЕБЕНКА
бие для ребенка, вы сможете подготовить развивающую среду монтессори/педа/
гогики (см. примеры ниже).
Урок 1. Пересыпание. На подносе стакан. Покажите малышу маленький кув/
шинчик, наполовину заполненный крупой. Покажите малышу, как держа кув/
шин правой рукой (стороны тела указаны для правшей) и придерживая левой, пе/
ресыпать крупу в стакан, стоящий слева от кувшина. Все просыпанные зерна ре/
бенок должен смести щеткой в совок.
Урок 2. Переливание. То же с водой. Покажите как вытереть тряпкой стол.
Урок 3. Начищенные ботинки. Расстелите на полу газету, щеткой удалите грязь с ботинок, держа ботинок левой рукой, правой нанесите крем. То же с другим бо/
тинком. Дайте крему высохнуть, в это время закройте крышку на емкости с кре/
мом. Тряпкой отполируйте ботинки до блеска. Предоставьте теперь ребенку воз/
можность самому заботиться о своей обуви.
Урок 4. Найди крышечку по размеру. 4–6 бутылочек или баночек с различным диаметром крышек. Медленно снимите крышки и закрутите их на соответствую/
щие баночки. Затем перемешайте крышки и дайте возможность малышу самому подобрать нужные крышки. Крышки можно хранить в отдельной коробочке.
Урок 5. Вылавливание из воды. Миска с водой. В нее кидаем мелкие предметы:
кусочки пробки, веточка и т. п. Предложите малышу с помощью маленького сита с ручкой выловить эти предметы и положить на тарелку, стоящую на подносе справа от миски. Сито ребенок держит правой рукой.
Урок 6. Просеивание. Перемешайте рис и манку. Отделите крупу с помощью сита. Объясните, почему так получается. Просеянный рис пересыпьте в другую тарелку.
Урок 7. Раскладывание. 5–7 бусинок двух цветов смешайте в одной миске.
Справа от нее поставьте 2 блюдца. Предложите отделить бусинки по цвету в эти блюдца. Если бусинки упадут на стол, уберите их с помощью совочка. Обязатель/
но доведите работу до конца — этот навык очень важен.
Урок 8. Лепка. Из пластилина или теста готовим обед куклам: блинчики, кол/
баски. Можно усложнить: раскатывать скалкой, наносить рисунки, украшать бу/
синками, палочками, макаронами и т. п.
Урок 9. Собирание воды. Поднос с двумя тарелками: слева — с небольшим ко/
личеством воды, справа — пустая. Покажите, как можно губкой собирать воду в первой тарелке и отжимать в другую. Если прольете на поднос, пусть это уберет ребенок.
Урок 10. Размешивание ложечкой. На подносе две сухие чашки: слева с кру/
пой, справа пустая. Двигая рукой ребенка, покажите, как набрать полную ложку крупы и аккуратно перенести ее в другое блюдце. То же повторите с сахаром, пе/
ресыпая его в стакан чая и размешивая. Двигайте его рукой.
Урок 11. Посыпание. Предложите ребенку посыпать манкой, пшеном дорожку на столе тремя пальцами шириной 3–5 см.
Урок 12. Волшебный мешочек. Мешочек (коробочка), в нем 8–10 знакомых ре/
бенку предметов. Завяжите глаза. Пусть вытаскивает предметы и узнает их.
Урок 13. Волшебные подушечки. Сшейте подушечки, наполните их по две —
сахаром, крупой, ватой...
Попросите ребенка найти пару.
330
ПОДГОТОВКА К РОЖДЕНИЮ И ВОСПИТАНИЮ ЗДОРОВОГО РЕБЕНКА
Урок 14. Винтик и шурупчик. Покажите ребенку как подобрать и накрутить винтик на шуруп с разным диаметром (см. урок 4).
Урок 15. Штриховка. Обведите фигурки из картона карандашом, пусть ребенок заштрихует их.
Урок 16. Стирка и сушка. Постирайте кукольное белье, отожмите, развесьте на веревки, используя прищепки.
Урок 17. Классификация. Попросите ребенка разложить в три коробки одно/
родные игрушки из общей коробки.
Все эти уроки могут стать интереснее, если вы придумаете свою сказку или ис/
торию, свои уроки (например: мыльные пузыри, магниты и др.). Когда вы освои/
те эти уроки дома, можно будет посещать подобные групповые занятия. Там пя/
ти/шести малышам предлагаются пособия только в одном экземпляре. Конкрет/
ное пособие могут захотеть взять не только ваш малыш, но и другие дети. Этот социальный контакт потребует от малыша определенных дипломатических навы/
ков. В этом большое преимущество групповых занятий.
Но не слишком увлекайтесь «профессиональными» достижениями своего ма/
лыша. Работа и учеба — это еще не вся жизнь. Полноценное воспитание ребенка родители обеспечивают с помощью различных методик телесного, душевного и духовного его развития в соответствии со своими семейными традициями. С при/
мерами разностороннего подхода к семейному воспитанию вы можете познако/
миться в рассказах опытных родителей.
ОПЫТ СОВРЕМЕННЫХ РОДИТЕЛЕЙ ПО ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ
Современные родители конечно знакомы с замечательными журналами, кото/
рые сегодня можно купить в любом киоске: «Мой ребенок», «Аистенок», «Кроха»,
и другие. В них папы, мамы, бабушки, няни и специалисты делятся своим опытом воспитания детей. Если Вы хорошо знакомы с контуром развития своего ребенка,
вам будет легко обогатить свой родительский опыт, не забыть о важнейших сфе/
рах воспитания и не утонуть в море информации. Приведем здесь примеры из различных сфер семейного воспитания ребенка (журнал «Мой ребенок», 2003).
История первая — пример замечательного интеллектуального и телесного развиJ
тия малыша
Рассказывает профессиональный педагог — няня двухлетнего ребенка Тимо/
феева Л. И. Зимний рассвет за окном едва брезжит, когда из соседней комнаты раздается призывной голосок: «Няня!» На часах 7.30. Обмениваемся приветствия/
ми. Быстро высаживаю на горшок и хвалю малыша, что дождался моего прихода сухим.
С ночи над кроваткой уже закреплена репродукция Серова «Вид на Сухарев/
скую башню». Хитро спрашиваю Илью, который смотрит в окно, а нет ли у нас в комнате зимнего пейзажа. Конечно, он сразу находит. Вдоль коридора на уровне детских глаз висят листочки с гласными буквами. Он тычет в каждую букву паль/
чиком и мы вместе поем «У», «О», «А». «Молодец, Илья! А где буква Я». Он оста/
навливается, не находит: «Нет! Убижаля». Открываю дверь в ванную, мальчик ра/
дуется «Вот она». Илья карабкается на стул у раковины. На шею повязываю поло/
331
Тема № 8
тенце. Малыш умывается сам. Сначала регулирует воду. Зубы чистим вместе, не менее 2 минут. Умываемся, причесываемся. Бежит одеваться сам.
Затем веселая музыка: «На зарядку становись» — вырабатываем к ней привыч/
ку на мини/стадионе дома. Завтрак готовим вместе. Я пеку блинчики. Ему не тер/
пится. Впереди очень интересное занятие — Илья зачерпывает ложку песку, пере/
носит, высыпает, размазывает творог по блину, скатывает трубочку. Пока я за/
канчиваю дела на кухне, Илья играет сам в машинки. Играем в дом, звоним папе,
читаем по выбору. В 10.00 — первая прогулка. Необходимо выполнить ежеднев/
ную физическую нагрузку (в день одной ходьбы не менее 2,5 км). Быстро оделись,
взяли ведро с лопатой и на улицу. По пути в парк (два квартала) играем в догонял/
ки, футболим снежки, пишем на снегу буквы, рассматриваем деревья. После про/
гулки поднимаемся на четвертый этаж пешком.
Обед у нас в 12.30. Режим соблюдаем свято. Никто еще не изобрел лучшего средства упорядочить жизнь и все успеть. Моем руки перед едой...
История вторая — пример душевного развития детей (рассказ Аллы Леонтьевой —
мамы троих детей)
Собираемся с детьми 3–4 лет навестить бабушку в больнице. Зима. Малыши нарисовали для бабушки бабочек. По дороге спрашивают: «Где бабушке боль/
но?». Отвечаю: «Она старенькая, у нее во многих местах болит. — А где больше всего?— Больше всего сердечко. — А где бабушка сейчас живет? — В одном боль/
шом белом домике, он называется больница и там всех лечат». Наконец пришли.
Бабушка осветилась редкозубой улыбкой. Детям больница показалась скучной и серой. Они просят: «Мама, бабушке тут плохо, давай возьмем ее домой». — Возь/
мем, когда ее полечат. — Я тогда нарисую ей много бабочек. А то зима, и она их зимой не увидит. «Бабушка не дожила до весны и не увидела живых бабочек. Ей большую радость доставляли разноцветные бабочки внуков. Желание детей как/то облегчить состояние бабушки, труд, приложенный ими для этого, — при/
знаки проникновения их в суть вещей. Если они не будут иметь этого опыта, от/
куда же возьмется в детях то, что называется «состраданием».
История третья — пример духовного развития ребенка
Оленьке было около 6 лет, когда умерла прабабушка. Бескомпромиссная ма/
ма/химик на ее вопросы отвечала прямо. Она сказала дочери, что бабушка умерла и ответила на вопросы Оли с атеистической точки зрения. Оля спросила: «А что такое умерла?. — Ее больше нет. — Как это: было и нет? — Ну это — как выключи/
ли телевизор. Раз и ничего нет: ни цвета, ни звука. — И почему именно бабушку
Соню выключили? — Всех выключают, когда они становятся старенькими. — Ну меня же не выключат? — Доченька, очень нескоро, у тебя впереди целая жизнь.
Оленька весь день ходила задумчивая, а когда ей предложили поиграть во дво/
ре, отказалась: «зачем все равно выключат!» Нисколько не утешало Олю, что это будет не скоро.
Через неделю девочка впала в настоящую депрессию, даже любимые блинчики казались безвкусными. Лекарство от тоски малышка нашла рядом, в соседней квартире. Мама часто посылала туда дочурку, когда совсем не с кем было оставить дома. Там жила добрая баба Фаня. Она рассказала Оленьке, что душа не умирает,
расписала всю красоту Рая. Оленька спросила: «А химики туда попадут? — Ну, ра/
зумеется! Они же хорошие!» Оленька заметно повеселела, однако маме ничего не
332
ПОДГОТОВКА К РОЖДЕНИЮ И ВОСПИТАНИЮ ЗДОРОВОГО РЕБЕНКА
Затем веселая музыка: «На зарядку становись» — вырабатываем к ней привыч/
ку на мини/стадионе дома. Завтрак готовим вместе. Я пеку блинчики. Ему не тер/
пится. Впереди очень интересное занятие — Илья зачерпывает ложку песку, пере/
носит, высыпает, размазывает творог по блину, скатывает трубочку. Пока я за/
канчиваю дела на кухне, Илья играет сам в машинки. Играем в дом, звоним папе,
читаем по выбору. В 10.00 — первая прогулка. Необходимо выполнить ежеднев/
ную физическую нагрузку (в день одной ходьбы не менее 2,5 км). Быстро оделись,
взяли ведро с лопатой и на улицу. По пути в парк (два квартала) играем в догонял/
ки, футболим снежки, пишем на снегу буквы, рассматриваем деревья. После про/
гулки поднимаемся на четвертый этаж пешком.
Обед у нас в 12.30. Режим соблюдаем свято. Никто еще не изобрел лучшего средства упорядочить жизнь и все успеть. Моем руки перед едой...
История вторая — пример душевного развития детей (рассказ Аллы Леонтьевой —
мамы троих детей)
Собираемся с детьми 3–4 лет навестить бабушку в больнице. Зима. Малыши нарисовали для бабушки бабочек. По дороге спрашивают: «Где бабушке боль/
но?». Отвечаю: «Она старенькая, у нее во многих местах болит. — А где больше всего?— Больше всего сердечко. — А где бабушка сейчас живет? — В одном боль/
шом белом домике, он называется больница и там всех лечат». Наконец пришли.
Бабушка осветилась редкозубой улыбкой. Детям больница показалась скучной и серой. Они просят: «Мама, бабушке тут плохо, давай возьмем ее домой». — Возь/
мем, когда ее полечат. — Я тогда нарисую ей много бабочек. А то зима, и она их зимой не увидит. «Бабушка не дожила до весны и не увидела живых бабочек. Ей большую радость доставляли разноцветные бабочки внуков. Желание детей как/то облегчить состояние бабушки, труд, приложенный ими для этого, — при/
знаки проникновения их в суть вещей. Если они не будут иметь этого опыта, от/
куда же возьмется в детях то, что называется «состраданием».
История третья — пример духовного развития ребенка
Оленьке было около 6 лет, когда умерла прабабушка. Бескомпромиссная ма/
ма/химик на ее вопросы отвечала прямо. Она сказала дочери, что бабушка умерла и ответила на вопросы Оли с атеистической точки зрения. Оля спросила: «А что такое умерла?. — Ее больше нет. — Как это: было и нет? — Ну это — как выключи/
ли телевизор. Раз и ничего нет: ни цвета, ни звука. — И почему именно бабушку
Соню выключили? — Всех выключают, когда они становятся старенькими. — Ну меня же не выключат? — Доченька, очень нескоро, у тебя впереди целая жизнь.
Оленька весь день ходила задумчивая, а когда ей предложили поиграть во дво/
ре, отказалась: «зачем все равно выключат!» Нисколько не утешало Олю, что это будет не скоро.
Через неделю девочка впала в настоящую депрессию, даже любимые блинчики казались безвкусными. Лекарство от тоски малышка нашла рядом, в соседней квартире. Мама часто посылала туда дочурку, когда совсем не с кем было оставить дома. Там жила добрая баба Фаня. Она рассказала Оленьке, что душа не умирает,
расписала всю красоту Рая. Оленька спросила: «А химики туда попадут? — Ну, ра/
зумеется! Они же хорошие!» Оленька заметно повеселела, однако маме ничего не
332
ПОДГОТОВКА К РОЖДЕНИЮ И ВОСПИТАНИЮ ЗДОРОВОГО РЕБЕНКА
рассказала. Ей захотелось удивить маму — пусть путешествие за облака к ангелам будет для нее сюрпризом.
В этих простых историях мы видим, как родители взращивают добрые свойст/
ва ребенка. Можно ли надеяться, что ребенок посетит Вас, когда вы заболеете,
если Вы никогда вместе с ним не заботились о больной бабушке, папе? Будет ли он усердно и с любовью ухаживать за своими детьми, если никогда вместе с вами не пестовал малышей? Сможет ли он соблюдать режим дня, быть аккуратным,
спокойно преодолевать трудности, если любимые мама и папа не помогут ему сделать это вместе с ним? Многому предстоит ему еще научиться, конечно, вмес/
те с вами.
ПРИНЦИПЫ ПОЗИТИВНОГО ВОСПИТАНИЯ
Карен Р. Джосман считает, что:
1. Позитивный подход к воспитанию детей родителями заключается в том,
чтобы больше уделять внимания хорошему в ребенке, «сеять», «поливать» и
«взращивать», помогать и поощрять нормальное поведение и стремление к доб/
рому: «Ты нужен, ты любим, ты умеешь и можешь».
2. Помогать взаимному уважению. «Я уважаю тебя. Я уважаю себя». Вы выра/
жаете уважение к своему ребенку, когда вместе решаете проблемы, совместно де/
лаете серьезный выбор и учитесь на своих общих ошибках.
3. Любить и принимать его таким, какой он есть. Принцип безоговорочной любви: ребенок должен знать, что бы ни случилось, что бы ни происходило в его душе, и даже когда он совершает ошибку, вы всегда любите его.
4. Будьте внимательны к себе, укрепите свое «я», установив простые повсед/
невные ориентиры, находите у каждого человека то, что он удачно выполняет, де/
лает хорошо.
5. Минимально необходимый набор способностей: 1) способность к общению,
2) способность к самоконтролю, 3) способность к самодисциплине, 4) умение подключать здравый смысл и делать правильный выбор.
Инструменты (методы) для работы
Установление границ
Когда возможности ребенка растут, границы раздвигаются, границы зависят от готовности ребенка к тому, «что» можно, «что» нельзя, полезно — не полезно,
на каждом его возрастном этапе.
Взять таймJаут и остыть
Тайм/аут позволяет найти место и время, чтобы успокоиться, воздержаться от слов и поступков, о которых впоследствии будете жалеть, принять верное реше/
ние, соответственно поступить, утверждая и направляя ситуацию в позитивное русло.
Невозмутимое лицо
Вы не вовлекаетесь в конфликты, не вмешиваетесь в негативное поведение ре/
бенка, но остаетесь заинтересованным в позитивном решении вопроса, сохраняя невозмутимость.
333
В этих простых историях мы видим, как родители взращивают добрые свойст/
ва ребенка. Можно ли надеяться, что ребенок посетит Вас, когда вы заболеете,
если Вы никогда вместе с ним не заботились о больной бабушке, папе? Будет ли он усердно и с любовью ухаживать за своими детьми, если никогда вместе с вами не пестовал малышей? Сможет ли он соблюдать режим дня, быть аккуратным,
спокойно преодолевать трудности, если любимые мама и папа не помогут ему сделать это вместе с ним? Многому предстоит ему еще научиться, конечно, вмес/
те с вами.
ПРИНЦИПЫ ПОЗИТИВНОГО ВОСПИТАНИЯ
Карен Р. Джосман считает, что:
1. Позитивный подход к воспитанию детей родителями заключается в том,
чтобы больше уделять внимания хорошему в ребенке, «сеять», «поливать» и
«взращивать», помогать и поощрять нормальное поведение и стремление к доб/
рому: «Ты нужен, ты любим, ты умеешь и можешь».
2. Помогать взаимному уважению. «Я уважаю тебя. Я уважаю себя». Вы выра/
жаете уважение к своему ребенку, когда вместе решаете проблемы, совместно де/
лаете серьезный выбор и учитесь на своих общих ошибках.
3. Любить и принимать его таким, какой он есть. Принцип безоговорочной любви: ребенок должен знать, что бы ни случилось, что бы ни происходило в его душе, и даже когда он совершает ошибку, вы всегда любите его.
4. Будьте внимательны к себе, укрепите свое «я», установив простые повсед/
невные ориентиры, находите у каждого человека то, что он удачно выполняет, де/
лает хорошо.
5. Минимально необходимый набор способностей: 1) способность к общению,
2) способность к самоконтролю, 3) способность к самодисциплине, 4) умение подключать здравый смысл и делать правильный выбор.
Инструменты (методы) для работы
Установление границ
Когда возможности ребенка растут, границы раздвигаются, границы зависят от готовности ребенка к тому, «что» можно, «что» нельзя, полезно — не полезно,
на каждом его возрастном этапе.
Взять таймJаут и остыть
Тайм/аут позволяет найти место и время, чтобы успокоиться, воздержаться от слов и поступков, о которых впоследствии будете жалеть, принять верное реше/
ние, соответственно поступить, утверждая и направляя ситуацию в позитивное русло.
Невозмутимое лицо
Вы не вовлекаетесь в конфликты, не вмешиваетесь в негативное поведение ре/
бенка, но остаетесь заинтересованным в позитивном решении вопроса, сохраняя невозмутимость.
333
1 ... 36 37 38 39 40 41 42 43 ... 51
Тема № 8
Время учиться
Когда возникает проблема, подумайте сначала, всему ли вы научили ребенка для такого случая, сознавая, что ребенок знакомится со всем постепенно:
— не делайте за ребенка то, что он может и хочет сделать сам;
— попробуйте использовать графики как наглядные методы, помогающие ре/
бенку контролировать собственное поведение;
— дарите ребенку не только готовые игрушки, но больше те, из которых он мо/
жет смастерить что/то сам.
Действие при минимуме слов
Замечание следует делать только один раз, причем смысл его должен быть по/
зитивным. Например, вместо того, чтобы сказать: «Не бегай!», говорите: «Пожа/
луйста, ходи спокойно».
Выбор вариантов
Чтобы поощрять чувство ответственности, предложите ребенку не свои требо/
вания, а разумный выбор.
Время, предназначенное специально для ребенка
Вашему ребенку необходимо периодически оставаться один на один с самим собой. Дарите вашему ребенку время, посвященное ему одному, лично с ним —
игра, путешествие, поход в гости, беседа; главное — свобода, радость от общения,
возможность делать то, что ему больше нравится.
Поощрение
Отличайте достоинство ребенка от его поступков.
Не пользуйтесь словами «хороший» и «плохой» в выражениях вроде следую/
щего: «Ты хорошая девочка, потому что делаешь пи/пи в туалете». Лучше сосре/
доточьтесь на поступках и ее самооценке: «Отлично!.. Штанишки сухие. Как ты себя чувствуешь?».
Подчеркивайте те ситуации, когда ребенок прав, а не те, когда он ошибается!
Ловите ребенка на добром поступке: «Джеймс, ты налил молока в стакан не то/
лько себе, но и сестре. Это здорово!». (А не «хороший» — так развивается тщесла/
вие.)
Сосредоточьте внимание и на процессе, и на конечном результате действия:
«Элизабет, тебе так нравится раскрашивать картинки», «У тебя замечательно по/
лучилось».
Сохраняйте позитивное отношение. Вспомните выражение: «Стакан наполо/
вину полный, а не наполовину пустой».
Вы поддерживаете ребенка в любой ситуации, выражая уверенность, что он справится и извлечет урок из происходящего.
Будьте терпеливы и сосредоточьтесь на формировании личности, на самом этом процессе, а не на ожидаемом, заранее запланированном образе. «Я люблю смотреть, как ты растешь и учишься».
Семейный совет
Совет — это форма прямого общения между родителями и детьми, где ставятся и решаются все основные проблемы семьи. Советы помогут ребенку понять, что его участие очень важно для всей семьи.
Решение проблем
334
ПОДГОТОВКА К РОЖДЕНИЮ И ВОСПИТАНИЮ ЗДОРОВОГО РЕБЕНКА