Файл: Руководство по подготовке родителей к рождению и воспитанию здорового ребен ка Под научной ред к. м н., доц. В. С. Коваленко. Спб. Ооо Издательство Фолиант, 2004. 416 с.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 668

Скачиваний: 19

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ливее другого. Если вы до брака раздражаетесь, впадаете в депрессию, то вряд ли этим стоит поделиться с другим человеком. Лучше сначала решить свои проблеC
мы и приготовиться к тому, что вам придется решать проблемы не только ваши,
но и вашего любимого. Семьи, которые созданы без готовности «носить тяготы друг друга» — терпеть друг друга, помогать другому, даже ущемляя себя, находить радость в радости супруга — быстро распадаются. Так, в СанктCПетербурге в
2000 г. из каждой 1000 зарегистрированных браков распалось 870. Привычка к смене партнера, равнодушие к своему душевному состоянию и состоянию партC
нера, неумение любить настоящей всепоглощающей, всепрощающей, заботяC
щейся любовью — толкает на все новые поиски предметов собственной страсти,
но не приносит счастья никому.
Неудачи в свободной любви — это всегда разрыв и душевная травма для одного или обоих партнеров. По данным британских исследователей, особенно страдает в этих случаях женщина. Именно женщины, меняющие партнеров, имели наибоC
льшее количество проблем психического здоровья. Брак наилучшим образом влияет на здоровье супругов, проживших вместе не менее 15 лет. Такое же здороC
вье имели незамужние женщины, не поддерживающие сексуальных отношений с мужчинами. Одинокие мужчины вне брака, по этим данным, имели максимальC
ное количество проблем с душевным здоровьем. Петербург лидирует по числу саC
моубийств, и в большинстве случаев они связаны с так называемой несчастной любовью.
И наконец, самое тяжелое последствие свободной любви — аборт. Все основC
ные традиционные конфессии России признают начало человеческой жизни с моC
мента ее зачатия, а не с рождения ребенка. Мы не имеем права распоряжаться этой жизнью. Поэтому аборт на любой стадии — убийство человека. Академик П. П. ГаC
ряев экспериментально показал, что генетическая память не уничтожима и убитый ребенок оставляет след во чреве матери. Это страшная печать уже не просто на геC
нетическом аппарате женщины, а на всех поколениях, которые родятся от этой сеC
мьи. За совершенное преступление семьи несут скорби, беды и болезни. НекотоC
рые факторы, негативно влияющие на здоровье молодежи и будущего потомства,
перечислены в таблице 42.
Таблица 42
Некоторые факторы, негативно влияющие
на здоровье молодежи и будущего потомства
1. Алкоголь, курение:
— сморщивается мозг,
— нарушается внимание (даже 1 стакан пива вызывает нарушение внимания в течение 21 дня);
— повреждаются зародышевые клетки;
— при употреблении пива (еженедельно) происходит «феминизация» мужчин (развитие женопоC
добных свойств — увеличивается живот, бедра и т. п.);
— являются причиной рождения неполноценных детей.
2. Наркомания:
— телесный, душевный и духовный распад человека;
— нарастающая лживость, безразличие, эгоизм;
— нарушение памяти;
— психическая неуравновешенность;
— рождение больных детей с повреждением мозга (100% — диагноз перинатальная энцефалопаC
тия; Е. М. Черкасова, стр. 93, Конференция «Мама — мой мир»), гепатитом С (90%), сифилисом
(16%), туберкулезом (23%);
— отказ от своих детей (в 28% случаев).
365
1   ...   40   41   42   43   44   45   46   47   ...   51

Тема № 9

3. «Свободная» любовь — половая жизнь вне брака:
— охлаждение самой любви, потеря способности любить вообще;
— эффект телегонии, генетическое повреждение всех возможных будущих детей. Каждый контакт с разными мужчинами оставляет свою печать на всех яйцеклетках женщины (полный набор яйцеклеC
ток, т. е. всех потенциальных детей, имеется у девочки от рождения);
— уменьшение жизненной энергии мужчины и женщины — раннее развитие импотенции, уменьC
шение длительности жизни и усугубление хронической патологии;
— инфекционные болезни — гонорея, сифилис, СПИД (в 40% случаев не срабатывают любые заC
щитные средства, поэтому «безопасный секс» — это ложь);
— аборты — убийство человека на ранних этапах его развития;
— повреждение психики в течение всей жизни;
— рождение неполноценных детей.
4. Виртуальная агрессия (компьютерные игры, компьютерная «наркомания» и т. п.):
— нарушение восприятия живого образа;
— восприятие мира в «искусственном» масштабе, вне связи с реальным временем и пространстC
вом;
— заражение сознания «информационной инфекцией»;
— задержка психического развития;
— изменение сознания, воли, личности, эмоций, телодвижений, в итоге уход из реального мира,
семьи и работы в мир иллюзий;
— повреждение нервной системы.
СОВЕТЫ ПСИХОЛОГА ПО ОБЩЕНИЮ С РЕБЕНКОМ
Ю. Б. Гиппенрейтер в своей книге «Общаться с ребенком как» пишет, что в последние десятилетия психологи сделали ряд замечательных открытий. Одно из них — о значении стиля общения с ребенком для развития его личности.
Плохая пища отравляет организм; неправильное общение «отравляет» психиC
ку ребенка.
Стиль родительского взаимодействия непроизвольно «записывается» (запеC
чатлевается) в психике ребенка. У трудных детей родители сами страдали в детстC
ве от конфликтов с собственными родителями. Большинство родителей воспитыC
вают своих детей так, как их самих воспитывали в детстве.
Чтобы изменить стиль общения с ребенком родителю необходимо:
1. Безусловно принимать ребенка — значит любить его не за то, что он красиC
вый, умный, спокойный и так далее, а просто так, просто за то, что он есть! НеобC
ходимо сообщать ребенку, что он Вам дорог. Четыре объятия в день совершенно необходимы каждому просто для выживания, а для хорошего самочувствия не меC
нее восьми (Вирджиния Сатир) (ред. в православной педагогике: «возлюби грешC
ника, но возненавидь его грех» — что бы не совершил ребенок, мы осуждаем грех,
но всегда любим его).
2. Не вмешивайтесь в дело, которое делает ребенок, если он не просит помоC
щи. Своим невмешательством Вы будете сообщать ему: «С тобой все в порядке,
ты, конечно, справишься».
3. Если ребенку трудно и он готов просить вас о помощи, обязательно помогиC
те ему. Оставлять «из педагогических соображений» ребенка одного там, где ему трудно, — грубая ошибка. Здесь две опасности:
первая — слишком рано переложить труды на ребенка;
вторая — слишком долгое и настойчивое участие родителей.
4. Дружелюбный тон общения.
366
ПОДГОТОВКА К РОЖДЕНИЮ И ВОСПИТАНИЮ ЗДОРОВОГО РЕБЕНКА


5. Если ребенок не хочет чтоCто делать, не подкупайте его (деньги, вещи, удоC
вольствия).
6. Личность и способности ребенка лучше всего развиваются в той деятельносC
ти, которой он занимается по собственному желанию и с интересом.
7. Постепенно, но неуклонно снимайте с себя заботу и ответственность за личC
ные дела вашего ребенка и передавайте их ему.
8. Позволяйте вашему ребенку встречаться с отрицательными последствиями своих действий (или своего бездействия). Только тогда он будет взрослеть и стаC
новиться «созидателем».
9. Если у ребенка эмоциональная проблема (ребенок переживает!), его надо ак'
тивно выслушать. Активно выслушать:
а) значит «возвращать» ему в беседе то, что он Вам поведал, при этом обознаC
чив его чувство. Например, ребенок возмущен: «Он отнял мою машинку». Мама:
«Ты очень огорчен и рассержен на него». Родитель называет чувство ребенка, а не утешает его — «Ну ничего поиграет и отдаст». При последнем ответе родитель оставляет ребенка наедине с его переживаниями, подчеркивает, что он не сочувC
ствует ребенку.
б) после вашей реплики лучше всего помолиться.
Пример:
С ы н: Не буду больше водиться с Петей!
Р о д и т е л ь : Не хочешь с ним больше дружить (повторение услышенного).
С ы н: Да, не хочу.
Правильный ответ родителя с сочувствием (после паузы): «Ты на него обиделC
ся» (обозначение чувства).
Неправильный ответ родителя без сочувствия: «Ты что на него обиделся?».
10. Пассивное слушание. Когда ребенок хочет высказаться, рассказывает о чемCто Вам, Вы молча слушаете, периодически подтверждая, что это Вам интеC
ресно (Да, неужели).
11. Если ребенок вызывает у Вас своим поведением отрицательные переживаC
ния, сообщите ему об этом от первого лица, о себе (а не о нем и его поведении).
Пример:
М а м а: Леночка, пожалуйста, сбегай за хлебом. Гости сейчас придут, а у меня еще дел по горло!
Д о ч ь: Ой, мам, мне же на секцию.
М а м а: У тебя секция, и ты не хочешь опоздать (активное слушание).
Д о ч ь: Да, понимаешь, у нас ведь начинается с разминки, и ее нельзя пропусC
кать.
М а м а: Тебе нельзя опоздать (активное слушание). А у меня тоже затруднитеC
льное положение... Гости вотCвот придут, а хлеба нет (Сообщение о своем переC
живании. «Я сообщил», а не сообщение, т. е. говорим о себе). Как же нам быть
(Переход ко второму шагу)?
Начинать надо именно с выслушивания ребенка. После этого он убедится, что Вы слышите его проблему, он с гораздо большей готовностью услышит и вашу, а такC
же примет участие в поиске совместного решения.
367
Тема № 9


12. Не требуйте от ребенка невозможного или трудно выполнимого. Вместо этого посмотрите, что Вы можете изменить в окружающей обстановке.
13. Способ решения конфликтов должен быть конструктивным, выигрывают обе стороны: и родитель и ребенок.
14. Детям не только нужен порядок и правила поведения, они хотят и ждут
их! Это делает их жизнь понятной и предсказуемой, создает чувство безопасности.
Дети интуитивно чувствуют, что за родительским «нельзя» скрывается забота о них.
Один подросток с горечью признался, что родители его совсем не любят, т. к.
позволяют ему то, что запрещается другим ребятам: «Им, поCмоему, просто нет до меня дела», — печально замечает мальчик.
Весь вопрос в том, какими методами родители добиваются послушания и дисC
циплины.
Правила бесконфликтной дисциплины:
1. Правила (ограничение, требование, запрет) обязательно должны быть в жизни каждого ребенка.
2. Их не должно быть слишком много, и они должны быть гибкими и очень резко категорическими.
Гибкость:
а) достигается относительной свободой действия (например, ребенок должен выполнять уроки, но может выбрать для этого разное время по своему усмотреC
нию; или можно гулять, но во дворе и не уходить).
б) в особых ситуациях правила могут нарушаться (например, ребенок должен спать в своей кровати и не ходить к родителям, но ему приснился страшный сон,
и он прибежал к родителям. Мама его берет к себе, пока он не успокоится.
Категоричное требование послушания — в вопросах неприемлемого поведения:
нельзя поджечь дом, бить маму и т. д.
3. Родительские требования не должны вступать в явное противоречие с важC
нейшими потребностями ребенка. Например, очень подвижный ребенок не моC
жет 2 часа находиться без движения по родительскому приказу.
4. Правила должны быть согласованы взрослыми между собой (единство треC
бований).
5. Тон, в котором сообщается требование или запрет, должен быть скорее друC
жественноCразъяснительным, чем повелительным.
6. Часто ребенок наказан уже случившимся, и родители должны помочь ему извлечь из этого урок.
7. Наказывать ребенка лучше лишая его удовольствия, чем делая ему чтоCто плохое (Например, если он очень хочет мороженое, можно не давать его ему определенное время или запретить смотреть телевизор и т. п.).
8. Радости, как и наказания, должны быть в семье также традиционными.
Негативное поведение — гнев, злоба, агрессия — возникает от переживаний:
боли, страха, обиды.
В момент этих проявлений родителям следует активно выслушать ребенка и сообщить ему о своих переживаниях. Чтобы предотвратить негативное поведение рекомендуется:
368
ПОДГОТОВКА К РОЖДЕНИЮ И ВОСПИТАНИЮ ЗДОРОВОГО РЕБЕНКА


I — слышать потребности ребенка, которые могут быть различные: в любви,
внимании, ласке, успехе, понимании, уважении, самоуважении, познании, своC
боде, независимости, самоопределении, развитии, самосовершенствовании, саC
моуважении, реализации собственного потенциала.
II — поддержать базисные стремления ребенка (я хороший, я любим, я могу,
я — есть!). Это можно сделать следующими методами: никогда не говорим, что
«ты плохой», а только «ты плохо сделал»; совместная деятельность; не вмешиватьC
ся, когда справляется сам; помогать, если просит; поддерживать успехи; делиться своими чувствами; конструктивно решать конфликты; приветливо разговариC
вать; 8 объятий в день.
И еще многое другое, что подскажут Вам интуиция, любовь к вашему ребенку,
мировоззрение и традиции вашей семьи.
Cемьям, имеющим «трудного» ребенка с проблемами общения, с тиками,
страхами, ревностью, обидчивостью, ленностью, агрессивностью и т. п., потребуC
ются специальные знания и помощь специалистовCпсихологов.
Оригинальная методика коррекции поведения детей с помощью кукольного театра описана в книге И. Медведевой и Т. Шишовой «Разноцветные белые вороC
ны» (ИздCво «Семья и школа», Москва, 1996).
Возвышая душу ребенка театральными средствами, авторы проводят успешC
ную семейную психотерапию детских неврозов. Ребенок преодолевает свою слаC
бость, например, страх, смеясь над образом страха за театральной ширмой вмесC
те с мамой. Ребенок не боиться быть уличенным в своих пороках, ибо говорит от имени персонажаCкуклы. Ребенку предлагаются возвышенноCромантические героические идеалы нашего народа, которые вытесняют трусость, эгоизм, равC
нодушие и т. п. Подвиг, жертвование собой во благо другим, сострадание ближC
ним, мечта о высшем, жизнь всем миром являются характерными чертами нациC
ональноCкультурного архитипа русского народа.
Крупнейший психолог, психиатр и философ Карл Густав Юнг утверждал, что кроме свойств, унаследованных от родителей, в человеке живут свойства его предков. Вторжение чуждых национальной культуре образов поведения зачастую приводит к тяжелейшей патологии личности, разрушению фундаментальных основ психики. Родовая память вступает в конфликт с несоответствующим традиC
ционной культуре образом поведения человека. Поэтому соответствие поведения человека нормам традиционной культуры — важнейший ориентир воспитания,
залог психического здоровья.
О СВОБОДЕ И ДИСЦИПЛИНЕ ПРИ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ
А. Рогозянский в книге «Хочу или надо» пишет: «Стать свободным — это не позволять себе все, что хочется, а достичь должной формы — каким ты способен стать». Под «должной формой» он подразумевает телесное (физическое), душевC
ное и духовное развитие.
1. Рост телесный — «обеспечьте тело питанием, теплом, чистотой и должным уходом — и дети станут расти, как на дрожжах».
2. Труднее с развитием душевным (воспитанием ума, воли и чувств):
369
Тема № 9