Файл: Руководство по подготовке родителей к рождению и воспитанию здорового ребен ка Под научной ред к. м н., доц. В. С. Коваленко. Спб. Ооо Издательство Фолиант, 2004. 416 с.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 667
Скачиваний: 19
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
а) умственное развитие можно обеспечить контролем домашних заданий и заC
нятиями с репетитором,
б) творческое развитие — с этим труднее, так как в первых классах ребенок моC
жет послушно сидеть за фортепиано и учить мазурки и вальсы, а в старших класC
сах с удовольствием слушать «тяжелый рок».
3. И совсем трудно поставить ребенка на ноги в нравственном и духовном смысле (воспитание совести, выбор между добром и злом). Так, например, став знаменитым художником, можно скатиться «на дно винной бутылки». Можно стать выдающимся спортсменом и тратить свою силу на преступную деятельC
ность. Никто, никакой педагог, тренер или репетитор не станет давать упражнеC
ния на устранение зависти, не придумает тренажера на честность. «Вовсе не праC
вила и методика воспитания, а сама душа воспитателя, наполненная действуюC
щей в ней Божественной силой, выступает в духовном воспитании на первый план, давая идеал детской душе и питая ее через себя, как некой таинственной пуC
повиной».
«Духовная педагогика — это сверхестественная педагогика и не имеет ничего общего с беспомощными попытками разрешить все проблемы запретом, гневным окликом и раздраженным шлепком. Все методы воздействия должны быть приC
менены к самому воспитателю, чтобы он потом с любовью мог проникнуть в жизнь своих подопечных и найти самые верные педагогические решения».
В противоположность традиционному духовному воспитанию (жизни вместе с детьми) методы современного воспитания, как либеральные, так и авторитарные,
оберегают право взрослого на существование свободно от ребенка. Яркий приC
мер — педагогика Спока. Он писал:
«Моя падчерица Виржиния любит громкую музыку. Я не выношу какофонию,
но не стану запрещать ей слушать на полную катушку. Поэтому мы устроили в ее комнате звукоизоляцию». Полная изоляция звука и чувства — непроницаемость взрослого и детского мира. Там, где автократ подавляет: «А нуCка выключи свою дребедень!», либерал — попросту прибивает на стену звукоизоляционные панели.
Нынешний обыватель может быть раздосадован разбросанными повсюду шприцами, нравами молодежи, собственной дочерью, но все это не заставит его решительно встать и постараться изменить хотя бы самого себя. Ему не придет в голову отказаться от собственных вредных привычек, от проведения всего своC
бодного времени перед компьютером или телевизором вместо общения с близкиC
ми. Наше будущее, будущее всего мира зависит главным образом от того, кто унаC
следует нашу планету, как наши потомки распорядятся имеющимся интеллектуаC
льным и духовным потенциалом. К сожалению, в последнее время произошло изменение жизненных ценностей и приумножение пороков общества.
Вот итоги исследования, проведенного в школах американского города ФулC
лертона, где сравниваются «семь основных проблем», которые наиболее сильно тревожили учителей в школах 1949 и 1988 гг. (см. табл. 43).
Читатель может сам рассмотреть те явления, которые появились в последние
10 лет, и увидеть, что у мира едва ли есть шанс сохранить свой порядок в продолC
жение смены двух поколений (это порядка 40–50 лет). Современный греческий старец Паисий Афонский утверждал, что «единственная ценность жизни — это се'
мья», что «как только погибнет семья, погибнет и мир». Сегодня в СПб на 1000 заC
370
ПОДГОТОВКА К РОЖДЕНИЮ И ВОСПИТАНИЮ ЗДОРОВОГО РЕБЕНКА
нятиями с репетитором,
б) творческое развитие — с этим труднее, так как в первых классах ребенок моC
жет послушно сидеть за фортепиано и учить мазурки и вальсы, а в старших класC
сах с удовольствием слушать «тяжелый рок».
3. И совсем трудно поставить ребенка на ноги в нравственном и духовном смысле (воспитание совести, выбор между добром и злом). Так, например, став знаменитым художником, можно скатиться «на дно винной бутылки». Можно стать выдающимся спортсменом и тратить свою силу на преступную деятельC
ность. Никто, никакой педагог, тренер или репетитор не станет давать упражнеC
ния на устранение зависти, не придумает тренажера на честность. «Вовсе не праC
вила и методика воспитания, а сама душа воспитателя, наполненная действуюC
щей в ней Божественной силой, выступает в духовном воспитании на первый план, давая идеал детской душе и питая ее через себя, как некой таинственной пуC
повиной».
«Духовная педагогика — это сверхестественная педагогика и не имеет ничего общего с беспомощными попытками разрешить все проблемы запретом, гневным окликом и раздраженным шлепком. Все методы воздействия должны быть приC
менены к самому воспитателю, чтобы он потом с любовью мог проникнуть в жизнь своих подопечных и найти самые верные педагогические решения».
В противоположность традиционному духовному воспитанию (жизни вместе с детьми) методы современного воспитания, как либеральные, так и авторитарные,
оберегают право взрослого на существование свободно от ребенка. Яркий приC
мер — педагогика Спока. Он писал:
«Моя падчерица Виржиния любит громкую музыку. Я не выношу какофонию,
но не стану запрещать ей слушать на полную катушку. Поэтому мы устроили в ее комнате звукоизоляцию». Полная изоляция звука и чувства — непроницаемость взрослого и детского мира. Там, где автократ подавляет: «А нуCка выключи свою дребедень!», либерал — попросту прибивает на стену звукоизоляционные панели.
Нынешний обыватель может быть раздосадован разбросанными повсюду шприцами, нравами молодежи, собственной дочерью, но все это не заставит его решительно встать и постараться изменить хотя бы самого себя. Ему не придет в голову отказаться от собственных вредных привычек, от проведения всего своC
бодного времени перед компьютером или телевизором вместо общения с близкиC
ми. Наше будущее, будущее всего мира зависит главным образом от того, кто унаC
следует нашу планету, как наши потомки распорядятся имеющимся интеллектуаC
льным и духовным потенциалом. К сожалению, в последнее время произошло изменение жизненных ценностей и приумножение пороков общества.
Вот итоги исследования, проведенного в школах американского города ФулC
лертона, где сравниваются «семь основных проблем», которые наиболее сильно тревожили учителей в школах 1949 и 1988 гг. (см. табл. 43).
Читатель может сам рассмотреть те явления, которые появились в последние
10 лет, и увидеть, что у мира едва ли есть шанс сохранить свой порядок в продолC
жение смены двух поколений (это порядка 40–50 лет). Современный греческий старец Паисий Афонский утверждал, что «единственная ценность жизни — это се'
мья», что «как только погибнет семья, погибнет и мир». Сегодня в СПб на 1000 заC
370
ПОДГОТОВКА К РОЖДЕНИЮ И ВОСПИТАНИЮ ЗДОРОВОГО РЕБЕНКА
ключенных браков приходится 870 разводов. Число детских самоубийств в царC
ской России было в 800 раз меньше, чем в настоящее время. По официальным данным, в 2000 г. 60% старшеклассников употребляют наркотики, 31% — постоC
янно алкоголь.
Перед нами стоит вопрос уже не о большем благополучии и спокойствии жизC
ни, а о сохранении личности — о выживании. Сохранившиеся семьи смогут восC
питать своих детей только создав «островки жизни», объединившись, усиленно законопатив педагогическое пространство для того, чтобы оградить себя и своих близких от негативных влияний. Воспитание детей возможно только через совмеC
стную с родителями и дружескими семьями жизнь и деятельность. Это позволяет быть всегда рядом с ребенком, в нужный момент предлагая ему именно те слова и поддержку, какие важнее всего именно в эту минуту.
Каждый период воспитания имеет свои особенности:
I. Первое детство — от 0 до 7 лет. Самое легкое и эффективное время для восC
питания ребенка (подробно см. в «Контурах развития детей» и рекомендации по духовному воспитанию). Воспитание только в семье. Какова семья, таково и восC
питание.
II. Второе детство — 8–11 лет. Время интеллектуального развития ребенка при взаимодействии семьи и окружающего мира. Последний период легкого эффективного воспитания ребенка (см. табл. «Памятка для родителей»).
III. Отрочество — 12–16 лет. Развитие сферы пола и уход из семьи, когда внеC
семейное становится важнее семейного. Это — стадия «блудного сына», в это вреC
мя семья прежде всего должна думать о том, чтобы подростка ничто не гнало из дома. Семья — пример для подростка, мудрый советчик и руководитель. ГлавC
ное — любить, уважать его, молиться за него и предоставлять ему возможность реC
ализовывать себя в хорошем кругу сверстников.
IV. Юность — 17–21 год. Задача семьи поддержать высоту устремлений и приC
ложения сил юности. Опасность — растрата сил юности на прожигание жизни. В
это время происходит воспитание реальной жизнью. Важность опытного рукоC
водства и дисциплины вне семьи.
Счастлива та семья, которая каждый день (до двенадцатилетнего возраста реC
бенка) использовала для истинного воспитания ребенка, смогла верно установить взаимоотношения с ним и создать здоровое педагогическое пространство.
Мы можем создать только наиболее благоприятные условия. Душа ребенка может оказаться безмолвной и закрытой, несмотря на то что с нашей стороны было сделано, казалось бы, все возможное.
«Для воспитания детей самое важное, чтобы они видели своих родителей жиC
вущими большой внутренней жизнью» (А. Ельчанинов).
Таблица 43
Основные проблемы в 1949 г.
Основные проблемы в 1988 г.
Ученики разговаривают
Употребление наркотиков
Жуют жвачку
Употребление алкоголя
Шумят
Самоубийства
Не соблюдают очередей
Изнасилования
Одеваются не по правилам
Ограбления
Сорят в классах
Избиения
371
Тема № 9
ской России было в 800 раз меньше, чем в настоящее время. По официальным данным, в 2000 г. 60% старшеклассников употребляют наркотики, 31% — постоC
янно алкоголь.
Перед нами стоит вопрос уже не о большем благополучии и спокойствии жизC
ни, а о сохранении личности — о выживании. Сохранившиеся семьи смогут восC
питать своих детей только создав «островки жизни», объединившись, усиленно законопатив педагогическое пространство для того, чтобы оградить себя и своих близких от негативных влияний. Воспитание детей возможно только через совмеC
стную с родителями и дружескими семьями жизнь и деятельность. Это позволяет быть всегда рядом с ребенком, в нужный момент предлагая ему именно те слова и поддержку, какие важнее всего именно в эту минуту.
Каждый период воспитания имеет свои особенности:
I. Первое детство — от 0 до 7 лет. Самое легкое и эффективное время для восC
питания ребенка (подробно см. в «Контурах развития детей» и рекомендации по духовному воспитанию). Воспитание только в семье. Какова семья, таково и восC
питание.
II. Второе детство — 8–11 лет. Время интеллектуального развития ребенка при взаимодействии семьи и окружающего мира. Последний период легкого эффективного воспитания ребенка (см. табл. «Памятка для родителей»).
III. Отрочество — 12–16 лет. Развитие сферы пола и уход из семьи, когда внеC
семейное становится важнее семейного. Это — стадия «блудного сына», в это вреC
мя семья прежде всего должна думать о том, чтобы подростка ничто не гнало из дома. Семья — пример для подростка, мудрый советчик и руководитель. ГлавC
ное — любить, уважать его, молиться за него и предоставлять ему возможность реC
ализовывать себя в хорошем кругу сверстников.
IV. Юность — 17–21 год. Задача семьи поддержать высоту устремлений и приC
ложения сил юности. Опасность — растрата сил юности на прожигание жизни. В
это время происходит воспитание реальной жизнью. Важность опытного рукоC
водства и дисциплины вне семьи.
Счастлива та семья, которая каждый день (до двенадцатилетнего возраста реC
бенка) использовала для истинного воспитания ребенка, смогла верно установить взаимоотношения с ним и создать здоровое педагогическое пространство.
Мы можем создать только наиболее благоприятные условия. Душа ребенка может оказаться безмолвной и закрытой, несмотря на то что с нашей стороны было сделано, казалось бы, все возможное.
«Для воспитания детей самое важное, чтобы они видели своих родителей жиC
вущими большой внутренней жизнью» (А. Ельчанинов).
Таблица 43
Основные проблемы в 1949 г.
Основные проблемы в 1988 г.
Ученики разговаривают
Употребление наркотиков
Жуют жвачку
Употребление алкоголя
Шумят
Самоубийства
Не соблюдают очередей
Изнасилования
Одеваются не по правилам
Ограбления
Сорят в классах
Избиения
371
Тема № 9
Главный девиз:
«Трудолюбие как 99% таланта»
Главный девиз:
«Бери от жизни все и сейчас!»
Молодежь —
отчаянные трудоголики и карьеристы
Молодость —
время иждивенчества и инфантилизма
ПРОГРАММИРОВАННЫЙ КОНТРОЛЬ ПО ТЕМЕ № 9
(по программе «К здоровой семье через детский сад» цикл обучения «Школа родите,
лей», занятия № 11, 12, 22)
1. Отличается ли структура оздоровительной экологической программы для по'
дростков и молодежи от аналогичной программы для других возрастов:
а) да; б) нет.
2. Считает ли Всемирная организация здравоохранения алкоголь — наркотиком?
а) да; б) нет.
3. На какой день после приема 25–40 г алкоголя восстанавливаются высшие функ'
ции головного мозга:
а) на 3Cй; б) на 12–20Cй; в) на 30Cй.
4. До какого возраста молодым людям в Древнем Риме было запрещено законом
пить спиртные напитки:
а) до 15 лет; б) до 20 лет; в) до 30 лет.
5. Через сколько лет может вновь обостриться тяга к наркотикам, у человека
успешно справившегося с наркозависимостью:
а) через 3 года; б) через 20 лет; в) в любое время.
6. Раннее начало половой жизни может привести:
а) к половому бессилию после 35 лет;
б) к раннему старению;
в) заболеванию легких;
г) потере способности любить вообще (охлаждение в любви).
7. Можно ли избавиться от страха с помощью кукольного театра:
а) да; б) нет.
8. В какой период жизни ребенка процесс воспитания наиболее легок и эффекти'
вен:
а) в первом детстве;
б) втором детстве;
в) отрочестве;
г) юности.
372
ПОДГОТОВКА К РОЖДЕНИЮ И ВОСПИТАНИЮ ЗДОРОВОГО РЕБЕНКА
1 ... 41 42 43 44 45 46 47 48 ... 51
Тема № 10
ОСОБЕННОСТИ ТРАДИЦИОННОЙ
КУЛЬТУРЫ ПОДГОТОВКИ К
РОЖДЕНИЮ И ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ В
СЕМЬЯХ РАЗЛИЧНОГО
ВЕРОИСПОВЕДАНИЯ
Тема № 10
Возможность для каждой семьи сохранить свою индивидуальность взглядов при уважении несовпадающего с этими взглядами мировоззрения других семей позволяет сохранить мир в обществе. Так в здоровом организме мирно взаимоC
действует множество органов, отличающихся друг от друга по структуре и функC
ции.
В методическом письме МО РФ от 22.07.02 № 30–51–547/16 «Об организации родительского всеобуча в общеобразовательных учреждениях» говорится, что «разC
рушение традиционных устоев семьи является одной из причин кризиса в духовC
ноCнравственной и социокультурной сферах современного общества». Кризисные явления в жизни семьи многообразны: 1) разрушены нравственные представлеC
ния о браке и семье; 2) повреждены устои семьи; 3) утрачено традиционное предC
ставление родительства и детства; 4) деформирована сфера семейного воспитаC
ния; 5) следствие кризиса семьи — проблемы детства; 6) система общественного воспитания и образования сегодня не изменяет ситуацию, не вносит позитивный взгляд в установление традиционных ценностей семьи; 7) утрачено представлеC
ние о чистоте и целомудрии в современном обществе.
Выход один — содействовать укреплению семьи посредством:
1. Восстановления в общественном сознании традиционной ценности семьи,
престижа материнства и отцовства.
2. Возрождения отечественной культурноCисторической и религиозной традиC
ций» (см. приказ МО РФ от 1.07.2003. № 2833 «О предоставлении государственC
ными и муниципальными образовательными учреждениями религиозным оргаC
низациям возможности обучать детей вне рамок образовательных программ» при наличии письменной просьбы родителей и государственной регистрации религиC
озного объединения).
3. Творческого воссоздания в современных условиях традиционного уклада жизни общества и семьи.
373
Тема № 10
4. Формирования в государстве системы социальноCпедагогической и духовC
ноCнравственной поддержки семейного воспитания.
Важно, чтобы программы семейного обучения были подготовлены различныC
ми специалистами: педагогами, психологами, медиками, деятелями искусства,
науки и не противоречили духовноCнравственным традициям семей различного вероисповедания. Как, например, программа «К здоровой семье через детский сад», получившая высокую оценку экспертных служб различного уровня (содерC
жание ее представлено в данном «Руководстве по подготовке родителей к рождеC
нию и воспитанию здорового ребенка»); комплекс программ «Семейный лад».
Эти программы ориентированы на отечественные культурные традиции, предC
ставлены на Федеральный экспертный совет Министерства образования РФ.
Традиционная культура подготовки к рождению и воспитанию здорового реC
бенка имеет свои особенности в семьях с различным мировоззрением и различC
ной религиозной принадлежностью. Мировоззрение семей, не относящих себя к определенному вероисповеданию, в том числе имеющих атеистическое мировозC
зрение, представлено смешением многих вглядов и традиций. Часто, сколько таC
ких семей, столько своих подходов. Семьи, относящие себя к определенному веC
роисповеданию, имеют четкую программу подготовки к рождению и воспитанию детей, сохраняющуюся на протяжений столетий и передающуюся из поколения в поколение. На территории России большинство населения составляют семьи православного, иудейского, мусульманского и буддийского вероисповедания.
Специально для данного руководства специалисты каждой из этих духовных школ подготовили материалы о традиционной культуре подготовки к рождению и воспитанию детей.
ПРАВОСЛАВНАЯ РЕЛИГИЯ
Рекомендации для семей православного вероисповедания подговлены
по благословению Архиепископа Тихвинского Константина ректора Санкт,Петер,
бургских Духовных Академии и Семинарии совместно
с отделом религиозного образования и духовного просвещения Санкт,Петербургской
епархии
Православные семьи сегодня составляют от 60 до 90% всех семей в различных регионах России. Православная Церковь имеет свою точку зрения на различные вопросы педагогики, медицины и психологии. В настоящее время появилось много новых видов лечения, обучения и коррекции. Для выработки решения о допустимости применения их для православного человека проводится обсуждеC
ние этих новых методов синодальной комиссией по биоэтике. Программа «К здоC
ровой семье через детский сад» и методические рекомендации «Руководство по подготовке к рождению и воспитанию здорового ребенка» рецензированы специC
алистами СанктCПетербургской епархии и имеют благословение Архиепископа
Тихвинского Константина, председателя Синодальной комиссии по биоэтике,
ректора СПб Духовных Академии и Семинарии.
Многие православные семьи советуются с духовником. Зная индивидуальные особенности членов семьи, он помогает выбрать наиболее полезные (в духовном смысле) методы оздоровления, рождения и воспитания детей. Так, например, сеC
мейные роды требуют мужества от отца семейства. И духовник знает, на сколько это возможно для этого конкретного человека. Или какие и в каком месте лучше
374
выбрать роды для данной конкретной семьи. Он же научит как духовно подготоC
виться к родам. Священник Артемий Владимиров рекомендует: «Беременным православного вероисповедания отслужить перед родами специальный молебен
Божией Матери для благополучного родоразрешения. Православная мать должна знать наизусть тайносовершительную формулу Святого Крещения (в случае, если жизнь младенца будет находиться в смертельной опасности) и совершить КрещеC
ние обязана или она сама, или любой другой православный человек. С собой в роддом нужно взять бутылочку святой воды (лучше крещенской). И вот перед вами младенчик, жизнь которого еще теплится, и вы брызгаете тихонько на млаC
денчика, обозначаете перстами на нем крест и произносите крещальную формуC
лу:
Крещается раб Божий (например, Иоанн) во имя Отца (брызнули на младенца святой водой), аминь; и Сына (брызнули второй раз), аминь; и Святого Духа
(брызнули третий раз), аминь.
Конечно, правильное совершение Таинства Крещения — через погружение в купель, но не всегда бывает возможность это совершить. Итак, три капельки воды с этими словами, коль попадут на чело младенчика, трижды оросят его, сделают его христианином и спасенным во веки веков. Аминь!»
Духовник православной семьи наставляет родителей и детей в вопросах соC
блюдения постов. По его благословению индивидуально обсуждается степень строгости поста, духовно полезная данной семье. По мнению ректора СанктCПеC
тербургских Духовных Академии и Семинарии Архиепископа Тихвинского КонC
стантина (председателя Синодальной комиссии по биоэтике, канд. мед. наук,
кандидата богословия), в периоды постов православной беременной женщине следует соблюдать прежде всего пост духовный: воздерживаться от гнева, праздC
ных развлечений, празднословия, больше уделять внимания духовному соверC
шенствованию. Беременным женщинам, желающим соблюдать также пост в пиC
тании, рекомендуется исключить на период поста только мясо и яйца, можно употреблять молочные продукты и рыбу. Такое ограничение допустимо при услоC
вии доступности всех остальных продуктов питания и отсутствия медицинских противопоказаний. В среды и пятницы употребляются только растительные проC
дукты. Исключительно полезны свежеотжатые соки овощей и фруктов. ТрадициC
онно в условиях православного поста рекомендуется питье отвара овса посевного,
также показан этот отвар при частых заболеваниях органов дыхания, желудочC
ноCкишечного тракта, заболеваниях печени и почек.
Рецент приготовления: 1 стакан овса в шелухе промыть, залить 2 л воды и ваC
рить 1,5 часа. Процедить и принимать по
1
/
2Ѕ
стакана перед едой. Следует варить каши и супы на этом отваре (для укрепления нервной системы беременных женC
щин и детей). Можно добавлять в питание соевое молоко (или детскую безмолочC
ную смесь Соя Туттели, обогащенную витаминами и минералами).
За 1000 лет со дня крещения Руси сложилась эта система питания. Детям и боC
льным по благословению ослабляют пост, разрешают употребление молочной и рыбной пищи. В условиях невозможности соблюдать пост в питании даже в ослабленном виде (походные условия, организованные коллективы, отсутствие выбора продуктов питания и т. п.) уделяют особое внимание духовному посту
(молитве, исключают развлечения, сдерживают страсти, служат ближним и т. п.).
375
Тема № 10
виться к родам. Священник Артемий Владимиров рекомендует: «Беременным православного вероисповедания отслужить перед родами специальный молебен
Божией Матери для благополучного родоразрешения. Православная мать должна знать наизусть тайносовершительную формулу Святого Крещения (в случае, если жизнь младенца будет находиться в смертельной опасности) и совершить КрещеC
ние обязана или она сама, или любой другой православный человек. С собой в роддом нужно взять бутылочку святой воды (лучше крещенской). И вот перед вами младенчик, жизнь которого еще теплится, и вы брызгаете тихонько на млаC
денчика, обозначаете перстами на нем крест и произносите крещальную формуC
лу:
Крещается раб Божий (например, Иоанн) во имя Отца (брызнули на младенца святой водой), аминь; и Сына (брызнули второй раз), аминь; и Святого Духа
(брызнули третий раз), аминь.
Конечно, правильное совершение Таинства Крещения — через погружение в купель, но не всегда бывает возможность это совершить. Итак, три капельки воды с этими словами, коль попадут на чело младенчика, трижды оросят его, сделают его христианином и спасенным во веки веков. Аминь!»
Духовник православной семьи наставляет родителей и детей в вопросах соC
блюдения постов. По его благословению индивидуально обсуждается степень строгости поста, духовно полезная данной семье. По мнению ректора СанктCПеC
тербургских Духовных Академии и Семинарии Архиепископа Тихвинского КонC
стантина (председателя Синодальной комиссии по биоэтике, канд. мед. наук,
кандидата богословия), в периоды постов православной беременной женщине следует соблюдать прежде всего пост духовный: воздерживаться от гнева, праздC
ных развлечений, празднословия, больше уделять внимания духовному соверC
шенствованию. Беременным женщинам, желающим соблюдать также пост в пиC
тании, рекомендуется исключить на период поста только мясо и яйца, можно употреблять молочные продукты и рыбу. Такое ограничение допустимо при услоC
вии доступности всех остальных продуктов питания и отсутствия медицинских противопоказаний. В среды и пятницы употребляются только растительные проC
дукты. Исключительно полезны свежеотжатые соки овощей и фруктов. ТрадициC
онно в условиях православного поста рекомендуется питье отвара овса посевного,
также показан этот отвар при частых заболеваниях органов дыхания, желудочC
ноCкишечного тракта, заболеваниях печени и почек.
Рецент приготовления: 1 стакан овса в шелухе промыть, залить 2 л воды и ваC
рить 1,5 часа. Процедить и принимать по
1
/
2Ѕ
стакана перед едой. Следует варить каши и супы на этом отваре (для укрепления нервной системы беременных женC
щин и детей). Можно добавлять в питание соевое молоко (или детскую безмолочC
ную смесь Соя Туттели, обогащенную витаминами и минералами).
За 1000 лет со дня крещения Руси сложилась эта система питания. Детям и боC
льным по благословению ослабляют пост, разрешают употребление молочной и рыбной пищи. В условиях невозможности соблюдать пост в питании даже в ослабленном виде (походные условия, организованные коллективы, отсутствие выбора продуктов питания и т. п.) уделяют особое внимание духовному посту
(молитве, исключают развлечения, сдерживают страсти, служат ближним и т. п.).
375
Тема № 10