Файл: Учебнометодический комплекс экономическое прогнозирование караганда 20072008.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 222
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Страна, для которых значение ИРЧП не меньше 0,8, относят к группе стран с высоким уровнем развития. Средний - от 0,5 до 0,8, ниже 0,5 - страны с низким уровнем развития. Согласно оценкам Программы развития ООН в 1997г. с 1 по 3 место занимали Канада, Норвегия и США, а замыкали список из 174 стран - Эфиопия, Нигер, Сьерра-Леона.
По индексу уровня образования мы приближаемся к развитым странам, но по остальным позициям - на уровне развивающихся стран. Показатель ИРЧП можно рассчитывать в региональном разрезе в целом и по отдельным компонентам. С помощью ИРЧП, таким образом, можно ранжировать страны и внутри страны - регионы по социально-экономическому развитию. Можно оценивать динамику, сопоставлять достижения. - ИРЧП может использоваться ДЛ определения желательных масштабов финансирования программ развития человеческого потенциала на национальном и региональном уровнях.
Сравнение отдельных компонентов, входящих в ИРЧП, дает возможность, выявить приоритетность соответствующих направлений в программах социального развития.
ИРЧП имеет ряд существенных недостатков, снижающих ценность этого показателя(индикатора) при характеристике социально-экономического развития методика совершенствуется.
Вопросы для самоконтроля знаний
1. Прогнозирование уровня жизни населения
2. Прогнозирование развития социальной сферы
3. Прогнозирование занятости населения
4. Развитие социально - трудовых отношений в республике Казахстан: состояние, проблемы, перспективы развития
5. Факторы повышения уровня жизни населения
6. Обобщающие показатели уровня жизни населения
7. Стоимостные и натуральные показатели уровня жизни населения
8. Баланс денежных доходов и расходов населения
9. Уровни жизни населения
10. Социальные нормативы и минимальный потребительский бюджет
11. Индекс человеческого развития
Тема 8. Программно-целевое планирование
1. Понятие и порядок разработки целевых комплексных программ
2. Финансирование целевых комплексных программ
3. Основные реализуемые целевые программы
Программно-целевой метод — это способ формирования системы плановых решений, сущность которого в отборе основных целей социального, экономического и научно-технического развития объекта управления, разработке взаимоувязанных мероприятий по их достижению в намеченные сроки при сбалансированном обеспечении и эффективном развитии самого объекта.
Можно выделить следующие уровни использования программно-целевого метода в планировании:
- макроэкономический (общегосударственный) – программы направлены на решение проблем, влияющих на всю национальную экономику;
- межотраслевой – программы охватывают группу однородных, технологически связанных между собой отраслей;
- общеотраслевой – программы, реализация которых имеет принципиальное значение для технического развития конкретной отрасли народного хозяйства;
- региональный (муниципальный) – программы, цели и ресурсы которых ограничиваются рамками отдельных регионов (муниципальных образований);
- уровень предприятий и организаций.
Использование программно-целевого метода на макроэкономическом уровне предполагает разработку плановых документов с предварительной оценкой конечных общественных потребностей, исходя – при дальнейшем определении эффективных путей, средств и организационных мероприятий по их достижению и ресурсному обеспечению – из народнохозяйственных целей. Связующим звеном между целью и средствами ее достижения выступают программы, разрабатываемые на весь период, необходимый для достижения поставленных целей, с выделением плановых периодов и основных этапов реализации.
Программа, предусматривающая для достижения конечных целей все необходимые мероприятия социально-экономического, производственного, научно-исследовательского, организационно-хозяйственного характера, называется комплексной.
Целевая комплексная программа – документ, отражающий цель и комплекс производственных, научно-исследовательских, организационно-хозяйственных, социальных и других заданий и мероприятий, направленных на реализацию наиболее эффективным путем народнохозяйственных проблем и увязанных по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления.
С помощью республиканских целевых программ решаются следующие задачи национальной экономики:
- обоснование стратегических решений по проблемам развития экономики;
- концентрация ресурсов, необходимых для решения задач перспективного развития;
- повышение уровня сбалансированности мероприятий по решению поставленных задач;
- согласование деятельности субъектов управления. Целевые комплексные программы по содержанию подразделяются на следующие виды:
1. Социально-экономические программы – направлены на решение проблем социальной защищенности населения, стабилизацию материального и культурного уровня жизни населения, преобразование характера труда, совершенствование образа жизни и др.
2. Научно-технические программы – предусматривают решение научных и технических проблем, применение достижений науки и техники в народном хозяйстве.
3. Производственно-экономические программы – направлены на решение крупных межотраслевых проблем в области производства, повышение его эффективности, качественных характеристик, развитие новых видов производства, продукции (услуг) и технологических процессов.
4. Территориальные программы – предусматривают комплексное хозяйственное освоение новых или преобразование уже сложившихся регионов страны, в том числе формирование и развитие территориально-производственных комплексов.
5. Экологические программы – включают комплекс мероприятий природоохранного и природопреобразующего характера.
6. Организационно-хозяйственные программы – направлены на совершенствование организации управления хозяйственными системами.
По временной продолжительности программы могут быть долгосрочными (разрабатываемыми на период свыше пяти лет) и среднесрочными (продолжительностью до пяти лет).
Целевые комплексные программы, как правило, содержат подпрограммы разного уровня; каждая из них представляет собой относительно самостоятельную часть и включает задания и мероприятия, направленные на реализацию одной или нескольких задач.
Разработка с использованием программно-целевого метода осуществляется в следующей последовательности:
1. Составляется перечень важнейших проблем. Выделяется конкретная проблема и определяется для ее решения исходное задание на разработку программы, в котором определяются цели программы, лимиты ресурсов, участники реализации программы и другая необходимая информация.
2. Уточняются количественные параметры, характеризующие цели программы, и детализируются задачи ее реализации по отдельным периодам. Основная цель программы конкретизируется и разделяется по составляющим, образуя иерархию, отражающую внутреннюю упорядоченную структуру решаемой проблемы.
3. Формируются состав заданий и комплекс мероприятий для реализации программы. Состав основных заданий устанавливается исходя из построенной иерархии целей. По каждому из заданий разрабатываются последовательные этапы их выполнения.
4.Рассчитываются основные показатели и ресурсное обеспечение программы. Осуществляется комплексная оценка затрат ресурсов (материальных, трудовых и финансовых) на реализацию программы. Формируются перечни материальных ресурсов с указанием поставщиков и получателей, определяется экономический эффект от их использования. Программы увязываются во времени, по ресурсам и исполнителям. Обычно охватывается ряд отраслей, регионов, которые должны обеспечивать решение наиболее важных задач.
5. Осуществляются оформление программных документов, согласование и утверждение программы. Задания по выполнению программы, рекомендации доводятся до исполнителей.
Вопросы для самоконтроля знаний
1. Понятие и порядок разработки целевых комплексных программ
2. Выделите следующие уровни использования программно-целевого метода в планировании
3. Классификация программ, разрабатываемых с помощью программно-целевого метода
4.Финансирование целевых комплексных программ
5. Основные реализуемые целевые программы
Тема 9. Планирование поставок продукции для государственных нужд
1. Порядок обеспечения государственных потребностей
2. Формирование основных видов государственных заказов
3. Поставки продукции в продовольственные фонды
Для сравнительной оценки и характеристики экономического состояния того или иного государства ООН используются показатели, считающиеся наиболее важными; определены также пороговые значения этих показателей, приближение к которым, а тем более переход через которые свидетельствуют об утрате экономической безопасности государства. Разумеется, любой социально-экономический показатель является в определенной степени относительным, его нельзя абсолютизировать, но в комплексе совокупность этих показателей достаточно полно характеризует положение государства.
Показатель доли импорта в продовольственном фонде характеризует уровень продовольственной безопасности государства. Он не должен превышать 20-25% (фактически он в нашей стране уже превысил 30%). Наряду с этим показателем используются и другие, о чем будет сказано далее.
В настоящее время в официальных документах продовольственная безопасность определяется как способность государства, гарантированная соответствующим ресурсным потенциалом, независимо от внешних и внутренних условий стабильно удовлетворять потребность населения страны в целом и каждого гражданина в отдельности продуктами питания и питьевой водой в объемах, ассортименте и качестве, достаточных для полноценного физического и социального развития личности, обеспечения здоровья и расширенного воспроизводства населения. В отличие от определения, данного Ассамблеей ООН в 1974 г., в данном определении подчеркнута значимость продовольственной независимости, выражающейся в способности государства обеспечить продовольственную безопасность собственным ресурсным потенциалом, а не за счет импорта продовольствия.
Необходимо оговорить еще некоторые термины и аспекты категории продовольственной безопасности. В 80-х годах Мировой банк ввел в оборот понятия «хронического» и «временного» подрыва продовольственной безопасности. Хронический подрыв продовольственной безопасности наступает тогда, когда страна не может произвести необходимое ей количество продовольствия и не в состоянии закупить его на внешнем рынке. Временный подрыв продовольственной безопасности Мировой банк определил как периодическое нарушение доступа по тем или иным причинам к мировым продовольственным ресурсам (например, при спекулятивном подъеме мировых цен, или временном снижении валютных доходов, или при одновременном действии нескольких факторов).