Файл: Учебнометодический комплекс экономическое прогнозирование караганда 20072008.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 218

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Критерии обеспечения продовольственной безопасности определены:

1) степень удовлетворения физиологических потребностей населения в питательных веществах и энергии, соответствие рациона питания человека требованиям минимизации в продуктах питания вредных для здоровья веществ;

2) стабильность цен на казахстанском продовольственном рынке;

3) степень независимости обеспечения граждан продуктами питания и ресурсного обеспечения агропромышленного комплекса от импортных закупок;

4) уровень и темпы развития отраслей отечественного агропромышленного комплекса, возможности его расширенного воспроизводства; размеры стратегического запаса продовольствия в государственном резерве и оперативных продовольственных резервов;

5) в качестве минимально допустимого уровня питания граждан по количеству и ассортименту продуктов питания принимаются нормы потребления минимальной потребительской корзины;

6) продовольственную независимость Республики Казахстан можно считать достаточной, если удельный вес отечественного производства по наиболее важным продуктам питания в общем, объеме их потребления составляет в течение 12 месяцев не менее 80%.

Наряду с национальной, ООН использует категорию мировой продовольственной безопасности. Уровень мировой продовольственной безопасности специалистами ФАО (Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН) рассчитывается по объему переходящих до следующего урожая мировых запасов зерна и по уровню его производства в среднем на душу населения.

Размер переходящих зерновых запасов считается безопасным, если он соответствует 60-дневному потреблению зерна, или 17% от годового потребления. 60-дневный уровень принят потому, что он равняется среднему периоду в мире до получения нового урожая.

Что происходит в мировой экономике в случае неурожая, недобора в основных зерносеющих странах? Происходит резкое повышение мировых цен на зерно и, соответственно, на все другие продукты, прежде всего те, где используется зерно (мука, крупа, кондитерские изделия, спирт и все виды животноводческой продукции).

На развитие продовольственных рынков влияют макро- и микроэкономические факторы. К макроэкономическим относятся: бюджетные, налоговые, кредитно-денежные, межотраслевые, внешнеэкономические, а также проблемы экономической и продовольственной безопасности страны


К микроэкономическим относятся факторы и проблемы: неплатежеспособности, финансового оздоровления предприятий АПК.

Все эти проблемы взаимосвязаны. Рассмотрим макроэкономиче­ские факторы и проблемы.

Бюджетная проблема состоит прежде всего в определении оптимального уровня и структуры бюджетной поддержки сельского хозяйства и других предприятий АПК. Если в 1990 г. на развитие аграрного производства страны направлялось до 20% средств госбюджета, что более или менее соответствовало вкладу АПК в формирование ВВП страны, то в 2000 г. они снизились до 1,52% многократно сократившегося по объему бюджета, в 2001 г. -1,74% и в 2002 г. - 1,19%, из которых на прямую поддержку сельскохозяйственного производства направлено 1,55 млрд., из них на поддержку животноводства 950 млн. руб. и на поддержку растениеводства - 600 млн. руб. В этих расходах основной объем приходится на сохранение научно-технического потенциала от­расли: 650 млн. из 950 млн. тенге направлено на поддержку племенного животноводства, а из 600 млн. тенге, направленных в растениеводство, 270 млн. тенге приходится на сохранение элитного семеноводства.

Внешнеэкономические отношения влияют на продовольственные рынки России очень сильно ввиду неоправданной открытости их для импортной продукции, произведенной в несравненно лучших природно-климатических условиях, при многократно более высокой технической оснащенности и высоком уровне экономической поддержки как при производстве, так и при экспорте продукции на казахстанские рынки. Правительство Казахстана, в противоположность правительствам зарубежных стран, почти не защищает продовольственные рынки страны от интервенции зарубежного импорта, не использует механизмы его регулирования.

Микроэкономические проблемы возникают на уровне вза­имодействия производителей сельскохозяйственной продукции и про­довольствия с продовольственным рынком. Одной из трудноразреши­мых в настоящее время проблем является неплатежеспособность сельскохозяйственных предприятий, сложившаяся за годы реформ. Минсельхоз сегодня выделяет 3группы хозяйств:

• относительно успешные хозяйства (15-20%), с которыми ничего не надо делать;

• хозяйства, нуждающиеся в финансовом оздоровлении – до 60% всех хозяйств;

• хозяйства не функционирующие (15-20%) и поэтому подлежащие немедленному реформированию.

Учитывая характерные для мирового продовольственного рынка тенденции сокращения продовольственных запасов и роста цен на продовольствие, решения международных совещаний о необходимости неотложных мер по увеличению производства продовольствия и обеспечению продовольственной достаточности на уровне отдельных семей, народов, регионов и всего мира, первоочередной задачей социально-экономической и агропродовольственной политики Российской Федерации на современном этапе является восстановление уровня производства и потребления основных продуктов питания, добиться самообеспечения страны теми продуктами питания, которые в достаточном количестве могут производиться ее агропромышленным комплексом.



В «Доктрине продовольственной безопасности Республики Казахстан» выделены следующие направления стабилизации и последующего развития российского агропродовольственного комплекса:

1) государственная поддержка российского АПК на уровне стран, находящихся в одинаковых с Республикой Казахстан природных условиях;

2) защита агропромышленного производства от ценового диктата естественных монополий и монополизированы отраслей;

3) государственное финансирование мероприятий, направленных на преодоление технического и технологического отставания отечественного АПК от развитых стран, реализацию программ сохранения и улучшения плодородия почв, воспроизводства и рационального использования биологических ресурсов;

4) создание национальной финансово - кредитной системы для обслуживания аграрного производства;

5) совершенствование ценовой политики;

6) разработка и реализация целевых и государственных программ развития наиболее важных для страны видов продукции;

7) поддержка фермерских и личных подсобных хозяйств населения;

8) повышение покупательской способности населения посредством опережающего роста минимальной заработной платы , пенсий и стипендий;

Деятельность государства и общества по обеспечению продовольственной безопасности страны должна основываться на объективном всестороннем анализе и прогнозировании продовольственного положения в стране.
Вопросы для самоконтроля знаний

1. Рассмотрите порядок обеспечения государственных потребностей

2. Формирование основных видов государственных заказов

3. Поставки продукции в продовольственные фонды

4. Изучите порядок обеспечения государственных потребностей

5. Формирование основных видов государственных заказов

6. Поставки продукции в продовольственные фонды
Тема 10. Планирование производства в государственном секторе

1. Государственный сектор в рыночной экономике

2. Планирование развития государственного предприятия

3. Планирование использования государственного имущества

Одной из причин, обусловливающих необходимость государственного регулирования экономики, является неспособность рыночного хозяйства в определенных ситуациях решать задачи развития инфраструктуры, реконструкции некоторых отраслей промышленности, обеспечения народного хозяйства дешевыми электроэнергией и сырьем, финансирования и организации в общегосударственных масштабах научно-исследовательских, экспериментальных и опытно-конструкторских работ. Решение этих задач вынужден взять на себя государственный сектор экономики (ГС).


Государственный сектор экономики представляет собой комплекс хозяйственных объектов, целиком или частично принадлежащих центральным и местным государственным органам власти.

Во многих странах различают публичную собственность, принадлежащую центральному правительству, и коммунальную собственность, принадлежащую местным органам управления. Если один хозяйственный объект принадлежит частично центральным, а частично местным властям и в то же время в нем участвует частный капитал, то говорят о смешанной собственности. Пакеты акционерного капитала крупнейшего в Европе германского автомобильного концерна «Фольксваген», например, принадлежат правительству ФРГ, правительству земли Нижняя Саксония и многочисленным частным акционерам.

Государственный сектор экономики существовал во многих странах задолго до развития капитализма, к нему относились принадлежавшие государству земельные массивы, леса, недвижимость, провиантские и топливные склады, арсеналы, военные базы и другое военное хозяйство, почта, частично транспортная служба, некоторые заводы, прежде всего военные.

По мере установления системы ГРЭ государство строило, выкупало у частных собственников объекты, главным образом в сфере инфраструктуры, тяжелой промышленности, функционирование которых было необходимо для экономики страны, но не всегда выгодно и точки зрении частного капитала.

В одних странах ГС возник в основном в результате национализации ряда отраслей и предприятий (во Франции, Италии, Великобритании, Австрии), в других государство строило либо приобретало разоряющиеся хозяйственные объекты (в ФРГ, США, Швеции, Японии). В первой группе стран доля ГС в национальном богатстве выше, чем во второй.

Государственный сектор экономики, к которому относятся земли, лесные массивы, национальные парки, памятники истории и культуры, важен для сохранения ландшафта, природного и культурного генофонда страны, а также резервных земель для строительства. Частный капитал не смог бы сохранить эту чрезвычайно важную часть национального богатства; он заинтересован в максимальном использовании этих объектов, а не в сохранении их для будущих поколений.

В настоящее время в странах - членах ЕС на государственных хозяйственных объектах занято более 8 млн. человек, что составляет почти 11% всех работающих по найму. На них приходится 12,5% вновь созданной стоимости и почти 20% валовых капиталовложений в основные фонды (без сельского хозяйства). По странам эти показатели сильно дифференцированы. Максимальный вклад ГС в создание ВВП наблюдается в Греции (23,3%), минимальный - в Нидерландах (8,3%). Государственные предприятия преобладают в энергетике (на них приходится примерно 70% всех занятых в этой отрасли в ЕС), на транспорте и в связи (около 60% занятых), в финансовом секторе (30%). Во Франции, Италии, Австрии, Испании, Португалии влияние государственного сектора особенно велико в таких важных отраслях, как металлургия, судо- и автомобилестроение, химия, пищевая промышленность, авиастроение, атомная энергетика, исследование космоса. Также широко ГС представлен в Великобритании, ФРГ, Индии, многих странах Южной Америки, Персидского залива.


В Италии есть специальное министерство по управлению пакетами акций, находящимися в государственной собственности.

Государственный сектор включает в себя многообразные и взаимосвязанные отношения. Внутри ГС эти отношения построены по иерархическому принципу.

Во-первых, это отношения внутри органов государственного управления, которые связаны с владением, пользованием и распоряжением принадлежащим государству имуществом, сбором средств в государственный бюджет и внебюджетные фонды и их. расходованием.

Во-вторых, это отношения между центральными, региональными и местными органами управления, разделение прав и обязанностей по управлению ГС между ними.

В-третьих, существуют отношения между государственным аппаратом и государственными предприятиями, производящими товары и услуги и осуществляющими инвестиционную политику.

Переход хозяйственных объектов из частной собственности в государственную называется национализацией. Она происходит на условиях выкупа объектов у владельцев.

Национализация служит мощным инструментом глобального укрепления и стабилизации системы рыночной экономики в критические периоды ее развития.

Имеет место и такая разновидность национализации, как деприватизация - обращение в государственную собственность приватизированного ранее имущества.

Цели национализации могут быть различными:

— сохранение предприятий и других объектов производственной и социальной сферы, имеющих стратегическое значение для обеспечения государственной безопасности страны или необходимых обществу (в случае, если это не может быть обеспечено иным образом);

— обеспечение экологической безопасности страны;

— защита потребителей от злоупотреблений, к которым может привести нахождение в частной собственности естественных монополий (не случайно на Западе прибегли к национализации там, где не было возможности преодолеть негативные последствия естественной монополии рыночными методами);

— осуществление структурной перестройки народного хозяйства (в случае, если она не может быть проведена частным капиталом, либо с помощью традиционных мер ГРЭ). Так, обосновалась необходимость национализации угольных шахт в Великобритании, пяти промышленных холдингов, 39 банков и двух финансовых компаний во Франции.

— пресечение незаконного перевода прибылей за границу;

— обеспечение реализации главных социально-экономических целей, намеченных национальным планом. Так, базовые отрасли народного хозяйства, охваченные первым французским планом 1947-1952 гг., как правило, относились к национализированным видам хозяйственной деятельности: угольная промышленность, электроэнергетика, газовая промышленность и др.