Файл: Учебнометодический комплекс экономическое прогнозирование караганда 20072008.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 219

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Основания национализации также могут быть различными:

— угроза экономической и государственной безопасности страны;

— банкротство предприятий и других необходимых обществу объектов производственной и социальной сферы;

— доминирующее положение предприятия или другого объекта в производстве продукции или услуг, которое не может быть преодолено вследствие его положения как естественной монополии или в силу других причин;

— незаконный перевод прибыли за границу;

— изменение профиля приватизированного предприятия или организации (в случае, когда это противоречит общественным интересам);

— занижение стоимости приватизированного имущества, продажа государственных пакетов акций частным собственникам по ценам ниже их реальной стоимости;

— нарушение законодательства страны.

Порядок национализации может быть двояким:

—принудительное отчуждение имущества, находящегося в собственности граждан и юридических лиц, в пользу государства с возмещением стоимости этого имущества и других убытков в порядке, установленном законодательством страны, либо без возмещения в качестве карательной меры (как это имело место, например, в случае национализации заводов «Рено» и заводов Гнома и Роны во Франции в 1945 г., владельцы которых активно сотрудничали с фашистскими оккупантами и марионеточным правительством Виши);

— добровольный: по инициативе граждан и юридических лиц-собственников имущества.

Государственное регулирование при помощи ГС имеет одно очевидное преимущество перед экономико-политическими акциями, осуществляемыми за счет отказа от части поступлений в бюджет (налоговых льгот) или бюджетных расходов. Регулирование при помощи ГС, в особенности государственных компаний в промышленности и сфере услуг, обходится дешевле мер, финансируемых из бюджета. Государственные фирмы, какими бы малорентабельными они ни были, имеют собственные воспроизводимые фонды, выпускают ценные бумаги, пользуются банковским кредитом, поэтому их капиталовложения, задолженность финансируются полностью или частично за счет их собственных средств. Некоторые предприятия приносят доходы в бюджет, частично покрывая дефицит других объектов ГС.

Приватизация в системе ГРЭ

Приватизации - это переход объектов государственной собственности в частную собственность. Возвращение имущества из государственной собственности их бывшим владельцам называется реприватизацией. Она бывает с компенсацией материального ущерба нанесенного собственнику, или без нее. Реприватизация бывает полной и ограниченной. Полная предполагает переход всей ранее национализированной собственности ее бывшему владельцу, ограниченная — предоставление бывшему собственнику, определенной части бывшего имущества, а остальное компенсируется деньгами или государственными ценными бумагами. Так, реприватизируют в некоторых странах землю, ранее национализированную у иностранцев.


Феномен приватизации как политического и социально-экономического процесса перехода имущества из общественной, государственной, церковной, коллективной собственности в частную известен в истории человечества на протяжении нескольких веков.

В пользу приватизации выдвигаются, как правило, две группы аргументов:

1) идеологические: рыночная экономика должна базироваться на частной собственности;

2) экономические: государственные предприятия недостаточно легко реагируют на изменения рыночной ситуации, бюрократизированы, содержат лишний персонал, экономически неэффективны.

В устойчивой рыночной экономике приватизация государственной собственности, как и выкуп отдельных объектов и отраслей, государственное капитальное строительство, является средством ГРЭ, служащим генеральной цели - укреплению и приспособлению существующего строя к изменяющимся условиям, а также и конкретным целям.

Приватизация в условиях перехода от централизованного планируемого хозяйства к рыночному, так же как и национализация при переходе от капитализма к социализму, играет совершенно особую роль, отличающуюся от роли одного из средств ГРЭ в устоявшейся рыночной экономике. В формировании новых рыночных отношений в переходный период приватизация играет системообразующую роль.

Мировой опыт говорит о множественности задач, решаемых с помощью приватизации государственной собственности. Сюда можно отнести повышение рентабельности предприятий, сокращение правительственных расходов, увеличение поступлений в бюджет, ликвидацию или уменьшение внутренней и внешней задолженности, борьбу с монополизмом, расширение рынка капиталов, увеличение инвестиционного спроса населения, привлечение работников к участию в капитале компании, ослабление профсоюзного движения, создание широкой социальной базы мелких собственников в политических целях и многое другое. Для стран, переходящих от командно-административной системы к рыночной, немаловажным является также развитие многоукладности экономики и становление института частной собственности.

Приватизация в постсоциалистических странах рассматривается как инструмент коренного изменения отношений собственности и создания социальной базы нового общественного строя - широкого среднего класса. В общем же виде к целям приватизации предприятий относятся повышение эффективности отдельных предприятий и экономики в целом, решение финансовых проблем правительства, а также ослабление монопольного положения государственного сектора. Очевидно, что в процессе приватизации государственной собственности, в первую очередь, должен соблюдаться генеральный принцип экономической и социально-политической целесообразности всех реорганизаций и реформ – «не навреди!!!».



Можно сформулировать еще ряд принципов, основанных на опыте приватизации как в развитых странах с рыночной экономикой, так и в бывших социалистических государствах.

1. Приватизация не является догмой или всеобщим модным поветрием. В соответствии со своим предназначением государственная собственность существовала и будет существовать как необходимое дополнение к рыночному механизму. Так что отбор объектов для приватизации должен производиться особенно тщательно, с учетом их необходимости для общих условий воспроизводства, обеспечения общественных благ, а также низких цен на некоторые товары и услуги, занятости.

2. Во многих случаях приватизации должна предшествовать реструктуризация, чтобы повысить ее финансовую эффективность, антимонопольное воздействие и доступность продаваемых объектов или их долей для широких слоев населении в целях создания и укрепления средних слоев собственников и предпринимателей.

3. Необходимо сохранение на первом этапе приватизации прежнего объема и номенклатуры производства. Изменение их в случае необходимости должно носить постепенный и плавный характер, чтобы не привести к нарушению сложившихся в стране разделения труда, отношений специализации и кооперирования, объема и структуры экспорта.

4. Обязательным условием приватизации являются новые инвестиции и совершенствование системы управления в соответствии с главной целью приватизации - повышением эффективности функционирования приватизируемого объекта.

5. При приобретении в собственность или долгосрочной аренде государственного хозяйственного объекта новый хозяин должен гарантировать определенный уровень занятости на приватизируемом объекте, сохранение льгот по социальному обеспечению, имевших ранее на государственном предприятии (например, собственный пенсионный фонд для выплат дополнительных пенсий, служебные квартиры или субсидии на оплату коммунальных услуг для ветеранов).

6. В виде случаев приватизацию целесообразно проводить путем выпуска и распространения «народных акций», призванных сделать соучастниками собственности десятки, сотни тысяч граждан, в первую очередь, нынешних и бывших работников приватизируемых объектов, что ведет к привлечению дополнительных средств для инвестиций, улучшению отношения к труду и социального климата.


«Народные акции» в течение определенного времени не должны допускаться к продаже на бирже.

7. Приватизация не должна носить формального, закрытого и недобросовестного характера перехода государственной собственности в частные руки, когда ничего на предприятиях не меняется, а положение трудового коллектива ухудшается, доходы новых собственников обеспечиваются за счет повышения цен и проедания основных средств. Массовое критическое отношение, недоверие к приватизации, мнение, что новые хозяева приобрели собственность «путем неправедным» ценой жульничества и коррупции, является одной из главных угроз реформам наряду со снижением жизненного уровня населения. Поэтому каждый шаг в процессе приватизации должен быть обоснованным, публичным и доступным общественному контролю.

8. Приватизация должна проводиться с учетом соображений национальной экономической безопасности. Некоторые объекты продаются физическим или юридическим лицам страны без права их переуступки иностранцам. Такие условия практиковались, в частности, при приватизации в Бразилии. Продаваемую государственную землю в ряде арабских стран, как и землю вообще, не имеют права приобретать иностранцы.

Исходя из соображений национальной безопасности правительственные органы могут не допустить продажи иностранцам контрольного пакета акций приватизируемого предприятия.

В числе мер по стабилизации экономики, обозначенных в послании Президента страны «Стратегия развития Казахстана на период до 2030 года», особую роль занимает процесс приватизации и повышения эффективности управления государственной собственностью. Структурные преобразования в экономике, изменения, происходящие в сфере собственности, диктуют необходимость совершенствования форм управления этим процессом и завершения приватизации.

Долгосрочными приоритетными целями послания Президента страны народу Казахстана определен перевод акцентов с макроуровня на микроуровень. В числе мер по стабилизации экономики особую роль занимает обеспечение эффективности управления государственной собственностью. Успешное решение этих задач в значительной степени зависит от качества взаимодействия всех управленческих структур как центральных, так и на местах. В этой связи, по инициативе Министерства финансов Республики Казахстан и департамента госимущества Правительством Республики Казахстан было издано постановление «О повышении эффективности управления государственной собственностью», в соответствии с которым работа по обеспечению эффективности управления госсобственностью была начата с создания качественно нового реестра, исходное наполнение которого и порядок обновления данных в котором унифицированы, способствуют взаимодействию всех регистрирующих органов при обмене необходимой информацией.


Вместе со сформированным реестром появилась возможность заблаговременной постановки задач на предстоящие периоды, в том числе возможность планирования по направлениям деятельности, определив перечни:

- объектов (или хозяйствующих субъектов), подлежащих приватизации, в т.ч. с предварительным акционированием;

- хозяйствующих субъектов (или доли государственного участия в них), находящихся в процессе приватизации, т.е. тех, в отношении которых начаты предпродажные процедуры или объявлены торги;

- объектов (хозяйствующих субъектов или доли государственного участия в них), которые предстоит приватизировать;

- объектов (хозяйствующих субъектов или доли государственного участия в них), не подлежащих приватизации (вообще или в ближайшее время);

- хозяйствующих субъектов, в отношении которых необходимо провести процедуры реорганизации, санации (реабилитации), банкротства и ликвидации.

Разделение объектов госсобственности на указанные группы, определило круг хозяйствующих субъектов, эффективности деятельности которых необходимо добиться.

В настоящее время департамент госимущества и приватизации ставит перед собой целью решение еще одной глобальной задачи: создание реестра объектов недвижимости и социальной инфраструк­туры, не являющихся юридическими лицами. Постановление Правительства «О повышении эффективности управления государ­ственной собственностью» предусматривало не только создание реестра, но и другие меры. Так, эффективности управления государственной собственностью предполагалось достичь влиянием на деятельность предприятий через контрактную систему найма их первых руководителей, внедрением ежеквартальной отчетности о финансово-хозяйственной деятельности государственных предприятий и хозяйственных товариществ с участием государства.

С этой целью департамент госимущества и приватизации заключает контракты с первыми руководителями вновь созданных и создаваемых акционерных обществ. Кроме того, пересматриваются ранее заключенные контракты с первыми руководителями государственных предприятий и хозяйственных товариществ (не подлежащих приватизации в ближайшее время) с тем, чтобы поставить оплату их труда в зависимость от финансовых показателей предприятия и начисленных дивидендов. Департамент, как орган уполномоченный контролировать эффективность управления госсобственностью, проводит комплексную проверку финансово-хозяйственной деятельности предприятий, в том числе и национальных компаний.