Файл: Учебнометодический комплекс экономическое прогнозирование караганда 20072008.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 215
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
В переходный период к рыночным отношениям нужно бы ликвидировать монополию действующих в городе служб по благоустройству. Необходимо разбить город на округа и вести работу по благоустройству на конкурсной основе между специализированными кооперативами. Между кооперативами будет содействовать не только экономии средств, но и повысит качество работ по благоустройству городов, селообъекты других секторов региональной экономики регулирующее воздействие оказывается мерами косвенного регулирования в пределах имеющихся полномочий, а также через систему договорных отношений.
3. Расходы местных бюджетов. Развитие экономического потенциала страны, рост населения, расширение процесса урбанизации являются основными факторами увеличения числа и объема территориальных бюджетов.
Рост местных бюджетов связан с процессом урбанизации, следовательно, расширением социально-бытовой инфраструктуры. В общем объеме местная подавляющая часть расходов (около 80%) приходится на финансирование социально-культурных мероприятий. В доперестроечный период местным органам власти была подчинена подавляющая часть предприятий жилищно-коммунального хозяйства, поэтому удельный вес ассигнований на это хозяйство был наиболее значителен и составлял более 40%, в настоящее время -10%.
Одним из главных направлений использования финансовых ресурсов должно быть финансирование развития местной производственной базы, затем учреждений народного образования и здравоохранения. В городских и районных бюджетах расходы на социально-культурные мероприятия составляют от 30 до 50% всех расходов, в сельских бюджетах - от 60 до 80%.
В расходах местных бюджетов на социально-культурные мероприятия должны более быстрыми темпами расти затраты на здравоохранение, просвещение, науку, что должно быть связано с развитием сети медицинских учреждений, расширением финансируемых из этих бюджетов научных и проектных работ по проблемам градостроительства, комплексного развития административно-территориальных единиц, автоматизированных систем управления местным хозяйством и т. п.
Можно предположить, что развитие урбанизации проявится в ускоренных темпах роста расходов местных бюджетов на финансирование постоянно растущего и усложняющегося местного хозяйства в регионах повышением стоимости основных фондов и уровня технического оснащения.
С развитием отказа выделения средств на общерегиональные мероприятия. Тем самым усиливается нагрузка на местные бюджеты по содержанию и развитию социальной инфраструктуры.
Ясно, что, только укрепив свое финансовое положение, предприятия будут увеличивать выделение средств на социальную инфраструктуру и для общерегионального осуществления мероприятий.
Вопросы для самоконтроля знаний
1. Каким образом осуществляется разработка государственного финансового плана.
2. Расчеты доходов и расходов
3. Планирование межбюджетных отношений.
4. Планирование снижения государственного долга и дефицита бюджета
5. Экономическая сущность местных бюджетов проявляется в их назначении, перечислите их функции
6. Что означает термин «собственные или закрепленные доходы»?
7. Что означает термин термин «регулирование бюджетов»?
8. Что означает термин термин «регулирующие доходы» и что к ним относится?
9. Планирование развития государственного предприятия
10. Планирование использования государственного имущества
Тема 12. Прогнозирование и регулирование регионального экономического развития
1. Современная региональная структура и подходы к регулированию
2. Принципы и опыт децентрализованного планирования
3. Правительственные институты децентрализованного планирования
4. Организация децентрализованного планирования
1. В настоящее время идет непростой по своему содержанию процесс перестройки территориального хозяйствования. Наука и практика находятся на стадии активного поиска наиболее оптимальных путей совершенствования системы регионального управления, а также формирования подходов к организации государственного регулирования экономическим и социальным развитием регионов.
При переходе к рынку, различия в уровнях социально-экономического развития регионов усилились из-за глубоких диспропорций в территориальной организации хозяйства, а также разрыва сложившихся хозяйственных связей. Неравномерность и несогласованность рыночных реформ по вертикали и по горизонтали государственных и региональных структур управления не позволяют целенаправленно осуществлять единую государственную политику реформ.
При выборе регионами собственного пути выхода из кризиса из поля зрения региональных органов управления зачастую выпадает решение стратегических задач, а на общегосударственном уровне - при принятии решений, не всегда должным образом оцениваются региональные особенности.
Вместе с тем региональный уровень управления экономикой оказался самым неподготовленным к рыночным преобразованиям. В условиях командно-административной системы управления экономика любой территории управлялась союзными, республиканскими, отраслевыми органами, а целостного управления экономикой региона не было.
С трансформационными процессами и новыми условиями хозяйствования возникли дополнительные проблемы, связанные с территориальными особенностями формирования рыночных отношений. Это вызывает необходимость разработки и реализации обоснованной региональной политики государства на новом этапе его развития.
Формирование такой региональной политики должно исходить из следующих принципиальных требований:
1. Обеспечения функционирования единого общереспубликанского рынка как интегрированной системы регионарных рынков Казахстана.
2. Обоснования важнейших территориальных приоритетов, оптимизация размещения производительных сил, исходя из общих стратегических положений макроэкономической политики государства.
3. Обеспечения приоритета общереспубликанских интересов при формировании системы межгосударственных и межрегиональных связей.
4. Рационального использования многообразных экономических возможностей регионов, объективных преимуществ территориального разделения труда и экономической кооперации регионов.
5. Ориентации на собственные ресурсы и резервы регионального развития, дополненные системой государственной поддержки приоритетных, отстающих и неблагополучных регионов.
6. Преодоления чрезмерных региональных контрастов в социальных условиях за счет поддержки отстающих и депрессивных районов. Обеспечение достойного уровня благосостояния в каждом регионе, создание примерно равных шансов для всех граждан независимо от места проживания.
7. Необходимости государственного решения важнейших региональных проблем, имеющих республиканское значение: возрождение зоны Приаралья; экономическая и социальная реабилитация районов, прилегающих к бывшему Семипалатинскому испытательному полигону, и т.д.
8. Обеспечения мерами государственного воздействия реализации территориального принципа социальной справедливости при проведении рыночных преобразований в регионах, объективно различающихся по своим параметрам.
9. Региональная политика является составной частью общей политики государства, направленной на эффективное использование территориальных факторов жизнедеятельности и хозяйствования, для достижения стратегических целей и задач устойчивого социально-экономического развития страны.
Цель региональной политики Республики Казахстан заключается в создании относительно равных возможностей для жизнедеятельности населения и эффективном использовании ресурсно-производственного потенциала каждого региона на основе рационального территориального разделения труда и формирования принципов развития территориального самоуправления.
Достижение цели региональной политики требует поэтапного решения следующих задач:
• разработки комплекса мер политического, экономического, экологического и правового характера, обеспечивающих хозяйственную самостоятельность регионов;
• определения территориальных приоритетов в соответствии с общими стратегическими положениями макроэкономической политики государства;
• сочетания селективной государственной поддержки отдельных регионов с государственным стимулированием экономической активности;
• становления и развития региональных и общереспубликанских рынков товаров, труда и капитала, институциональной и рыночной инфраструктуры;
• поддержания и реструктуризации малых и средних хозяйств с целью вывода их экономики из кризиса и ускорения социально-экономического развития;
• создания материальной основы для возрождения отсталых аулов и сел;
• формирования рациональной пространственной структуры экономики, совершенствования территориальной организации производства;
• обеспечения ресурсно-целевой сбалансированности производственного комплекса, восстановления эколого-экономических, научно-технических, природных ресурсов территорий;
• выравнивания различий в уровне и качестве жизни населения по регионам, преодоления депрессивного состояния экономики и социальной сферы в регионах, особенно, в слаборазвитых.
Практическая реализация региональной политики основывается на следующих принципах:
• рационального сочетания интересов государства в целом и отдельных его регионов;
• согласованности действий регионов с основными принципами внешней политики и внешнеэкономической деятельности государства;
• взаимодействия хозяйствующих субъектов на основе эффективного межрегионального разделения труда и интеграции производства;
• экономической самостоятельности регионов в решении задач социально-экономического развития территорий, смягчения социальных последствий реформирования экономики и мобилизации необходимых для этих целей финансовых и производственных ресурсов;
• обеспечения социальных нормативов и гарантий населению регионов;
• ответственности региональных органов за уровень и качество жизни населения, рациональное использование минерально-сырьевых, земельных, водных и других ресурсов, воспроизводство растительного и животного мира.
Концепция региональных стратегических планов социально-экономического развития муниципальных образований
Направления и приоритеты региональной политики группы развития регионов и его экономическая самостоятельность.
1. В соответствии с целями и задачами региональной политики выделяются следующие ее основные направления:
• поддержание производства и увеличение выпуска продукции, пользующейся спросом на внешнем и внутреннем рынках, наращивание экспортного потенциала регионов;
• постепенное свертывание экономически бесперспективных производств с усилением экологического контроля;
• формирование новых (межрегиональных) организационных структур технологически взаимосвязанных производств в целях концентрации капитала и оживления производственной деятельности на крупных предприятиях базовых отраслей промышленности;
• поддержка развития местного предпринимательства, особенно малого и среднего бизнеса в целях сохранения занятости населения и создания новых рабочих мест, увеличения предложения товаров и услуг на местном рынке;
• создание благоприятных условий для привлечения инвестиций, в том числе прямых иностранных инвестиций, прежде всего, в сферу материального производства и региональную инфраструктуру;
• формирование финансовых ресурсов региона, системы институциональных инвесторов, способных аккумулировать накопления и эффективно обращать их в инвестиции.
Для определения республиканских региональных приоритетов используется общепринятая типология, согласно которой выделяются три региона с позиции формирования новой налоговой и бюджетной политики:
1 -я группа – регионы, имеющие душевые доходы, превышающие среднереспубликанский уровень доходов (Акмолинская, Актюбинская, Восточно-Казахстанская, Карагандинская, Мангистауская, Павлодарская области и г. Алматы).
2- я группа – регионы, имеющие близкий к среднереспубликанскому уровню доходов (Атырауская, Карагандинская, Северо-Казахстанская области).