Файл: Учебнометодический комплекс экономическое прогнозирование караганда 20072008.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 225

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


- обозримые горизонты научного предвидения будущего на 20-25 лет вперед (прогноз);

- целевую ориентацию производства, обобщенную прогнозную оценку комплексных программ научно-технического прогресса (НТО) и социально-экономических последствий их реализации, основные направления и концепции науки, социально-экономического развития республики на длительную перспективу (на 15-20 лет);

- выбор приоритетов в осуществлении технологической и структурной перестройки производства, инвестиционной и внешнеэкономической политики на 5, 10, 15 лет;

- эффективное использование производственного, научно-технического, инвестиционного и интеллектуального потенциала в текущие (1,3, 5-летние) периоды.

В условиях перехода на рыночные отношения планирование на макро уровне носит рекомендательный характер. Государство при этом в целях регулирования экономикой вырабатывает набор индикаторов в виде макроэкономических показателей. Такие экономические регуляторы (льготы, лицензирование, квотирование, бюджетные субсидии и дотации и т.д.) должны быть взаимоувязаны и направлены на достижение поставленных индикативном плане целей.

Предприятие (микроуровень) самостоятельно планирует свою деятельность и определяет перспективы развития, исходя из спроса на производимую продукцию, работы, услуги и необходимости обеспечения производственного и социального развития предприятия, повышения личных доходов его работников. Основу планов составляют договоры, заключенные с потребителями (покупателями) продукции, работ, услуг, в том числе с государственными органами и поставщиками материально-технических ресурсов.

В теории и практике в зависимости от характера содержания, по срокам выполнения и другим признакам различают множество видов планов.

1. По содержанию в аспекте экономической политики и предпринимательской деятельности:

- стратегическое планирование, в котором обосновываются направление и методы реализации государственной социально-экономической политики, целевые задачи хозяйствующих субъектов по развитию, модификации переориентации деятельности в течение длительных периодов времени. Оно предполагает поиск новых возможностей;

- тактическое планирование, в котором решаются краткосрочные задачи стратегии с учетом изменяющейся конъюнктуры рынка. Оно определяет предпосылки для известных возможностей;

- оперативное планирование, в котором реализуются имеющиеся возможности в наилучшие кратчайшие сроки (год, сезон, месяц, декада).


2.По степени охвата:

- планирование, охватывающее все относящиеся данному вопросу области и величины (комплексное, народнохозяйственное);


- частичное планирование (только определенные области и величины, территориально-региональное);

- на уровне предприятия (фирмы).

3. По срокам выполнения:

- краткосрочное (оперативное) планирование (полгода, квартал, сезон, месяц, неделя);

- среднесрочное (тактическое) планирование (от 1 до 5 лет);

- долгосрочное (стратегическое) планирование (более 5 лет).

4. По глубине планирования:

- глобальное;

- контурное;

- ограниченное;

- детальное.

5. По сферам функционирования - планирование:

- производства;

- персонала;

- финансов;

- инновационное;

- заготовок и сбыта.

6. По учету изменения данных:

- жесткое (без изменения показателей в ходе выполнения плана);

- гибкое (периодическая корректировка показателей с учетом изменения условий).

7. По очередности во времени:

- упорядоченное, текущее (по истечении срока - новые планы);

- скользящее (но истечении срока продлевается);

- внеочередное планирование.

8. По временной ориентации:

- реактивное (нацеленное только в прошлое);

- инактивное (приспосабливающееся только к настоящему);

- преактивное (предпочитающее смотреть только в будущее);

- интерактивное (ориентированное на взаимодействии всех лучших идей планирования).

9. По способам планирования:

- «снизу вверх» (прогрессивный способ);

- «сверху вниз» (ретроградный способ);

- круговой способ (встречное планирование).

Система прогнозирования также включает в себя различные формы и методы организации прогнозов в зависимости от целей и задач. Важными признаками типологии прогнозов являются; масштаб прогнозирования, время упреждения, характер объекта, функция прогноза.

По масштабу прогнозированиявыделяют: макроэкономический народнохозяйственный) и структурный (межотраслевой и межрегиональный) прогнозы, прогнозы развития народнохозяйственных комплексов (топливно-энергетического, агропромышленного, инвестиционного, производственной инфраструктуры, сферы обслуживания населения и др.), прогнозы отраслевые и региональные, прогнозы первичных звеньев народнохозяйственной системы - предприятий, производственных объединений, а также отдельных производств и продуктов.

По времени упреждения прогнозы подразделяются на оперативные, краткосрочные. среднесрочные, долгосрочные, дальнесрочные. Оперативный прогноз имеет период упреждения до одного месяца, краткосрочный - от одного месяца до года, среднесрочный - от года до пяти лет, долгосрочный - свыше пяти лет.


Перечисленные виды прогнозов отличаются друг от друга также по своему содержанию и характеру оценок исследуемых процессов. Оперативные прогнозы основаны на предложении о том, что в прогнозируемом периоде не произойдет существенных изменений в исследуемом объекте как количественных, так и качественных. В них преобладают детально-количественные оценки ожидаемых событий. Краткосрочные прогнозы предполагают только количественные изменения. Среднесрочные и долгосрочные - исходят как из количественных, так и качественных изменений в исследуемом объекте. В среднесрочных прогнозах оценка событий дается количественно-качественная в долгосрочных - качественно-количественная.

Деление прогнозов в зависимости от характера исследуемых объектов связано с различными аспектами воспроизведенного процесса. По этому признаку выделяют следующие народнохозяйственные прогнозы: развитие производственных сил и производственных отношений, социально-экономических предпосылок и последствий научно-технического прогресса; динамики народного хозяйства, его темпов, факторов и структуры, воспроизводства трудовых ресурсов, экономического использования природных ресурсов, воспроизводства основных фондов и капитальных вложений; уровня жизни населения, финансовых отношений, доходов и цен, внешних экономических связей.

Каждое из перечисленных направлений имеет самостоятельное значение и может разрабатываться на собственной основе. Вместе с тем, между ними существует методологическое единство, обеспечивающее научный характер прогнозирования народного хозяйства в целом.

Экономическое прогнозирование осуществляется в единстве также с другими видами прогнозирования: социальным, политическим, демографическим, научно-техническим, прогнозированием естественных ресурсов. Результаты этих прогнозов учитываются в народно-хозяйственном и иных типах экономического прогнозирования. В свою очередь, экономические прогнозы - непременная составляющая прогнозирования и планирования развития всех других общественных процессов. Связь различных видов прогнозов получает свое выражение также в последовательности их разработки. Так экономические прогнозы разрабатываются вслед за прогнозами научно-технического прогресса, естественных ресурсов, демографических процессов.

По функциональному признаку (направлениям прогнозирования) прогнозы подразделяются на два типа: поисковый и нормативный.

Первый - поисковый состоит в оценке развития событий на основе установления причинно-следственных связей, их последовательности и изменения. Иначе творя, связь и последовательность изучаетсяв направлении от настоящего к будущему.


Второй подход - нормативный (целевой). При этом в отличие от первого подхода первоначально намечаются цели (ориентиры). Процессы изучаются от будущего к настоящему: какие произойдут сдвиги и что нужно предпринять, чтобы достигнуть заданного нормативного результата.

Поисковый прогноз основан на условном предложении в будущем тенденций развития исследуемого объекта в прошлом и настоящем, и отвлекается от условий, способных изменить эти тенденции (планы, программы). Его задача - выяснить, как будет развиваться исследуемый объект при сохранении существующих тенденций. Нормативный прогноз, в отличие от поискового, разрабатывается на базе заранее установленных целей. Его задача -определить пути и сроки достижения возможных состояний объекта прогнозирования в будущем, принимаемых в качестве цели. Оба типа прогноза выступают одновременно на практике в качестве направлений, подходов к прогнозированию и используются совместно. На условия осуществления прогноза оказывает влияние взаимодействие прогнозирования с принятием решения. Решения, как правило, применяются на основе данных прогнозирования. В свою очередь принятые решения оказывают воздействие на результаты выполнения прогнозов.

К основным методам планирования относятся:

1. Балансовый метод предназначен для увязки общественных потребностей и ресурсов, обеспечения необходимой пропорциональности и координации в развитии различных продуктов, производств, отраслей, территорий и народного хозяйства в целом.

2. Нормативный метод основан на определении и использовании прогрессивной системы норм и нормативов, отражающей достижения НТП и важнейшие цели развития экономики.

3. Программно-целевой метод предполагает разработку целевых комплексных программ и предназначен для обоснования плановых решений макроэкономических проблем, важнейших народнохозяйственных задач.

Баланс в переводе с фр. буквально — «весы, равновесие или уравновешивание двух сторон в каком-либо постоянно изменяющемся явлении». Сущность каждого баланса — в обеспечении количественных соответствий между ресурсами и потребностями, хозяйственными мероприятиями и ожидаемыми результатами.

Балансовый метод исходит из того, что каждый вид про­дукции, работы или услуги, с одной стороны, — результат какой-либо деятельности, а с другой, — ресурс для потребления и позволяет планомерно устанавливать и увязывать натурально-вещественные и стоимостные пропорции в народном хозяйстве. Балансовый метод в планировании означает, что план производства продукта, ресурса, отрасли, региона или экономики в целом обосновывается составлением балансов, в которых предварительно определяются потребности и источники удовлетворения этих потребностей. Выявленные ресурсы увязываются с расчетными потребностями, т. е. балансируются. Поскольку совокупные потребности, как правило, выше возможных объемов ресурсов, то в процессе разработки конкретных балансов происходит ранжирование потребностей — распределение их по степени значимости на первоочередные, менее важные и т. д.