Файл: Учебнометодический комплекс экономическое прогнозирование караганда 20072008.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 225
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
- обозримые горизонты научного предвидения будущего на 20-25 лет вперед (прогноз);
- целевую ориентацию производства, обобщенную прогнозную оценку комплексных программ научно-технического прогресса (НТО) и социально-экономических последствий их реализации, основные направления и концепции науки, социально-экономического развития республики на длительную перспективу (на 15-20 лет);
- выбор приоритетов в осуществлении технологической и структурной перестройки производства, инвестиционной и внешнеэкономической политики на 5, 10, 15 лет;
- эффективное использование производственного, научно-технического, инвестиционного и интеллектуального потенциала в текущие (1,3, 5-летние) периоды.
В условиях перехода на рыночные отношения планирование на макро уровне носит рекомендательный характер. Государство при этом в целях регулирования экономикой вырабатывает набор индикаторов в виде макроэкономических показателей. Такие экономические регуляторы (льготы, лицензирование, квотирование, бюджетные субсидии и дотации и т.д.) должны быть взаимоувязаны и направлены на достижение поставленных индикативном плане целей.
Предприятие (микроуровень) самостоятельно планирует свою деятельность и определяет перспективы развития, исходя из спроса на производимую продукцию, работы, услуги и необходимости обеспечения производственного и социального развития предприятия, повышения личных доходов его работников. Основу планов составляют договоры, заключенные с потребителями (покупателями) продукции, работ, услуг, в том числе с государственными органами и поставщиками материально-технических ресурсов.
В теории и практике в зависимости от характера содержания, по срокам выполнения и другим признакам различают множество видов планов.
1. По содержанию в аспекте экономической политики и предпринимательской деятельности:
- стратегическое планирование, в котором обосновываются направление и методы реализации государственной социально-экономической политики, целевые задачи хозяйствующих субъектов по развитию, модификации переориентации деятельности в течение длительных периодов времени. Оно предполагает поиск новых возможностей;
- тактическое планирование, в котором решаются краткосрочные задачи стратегии с учетом изменяющейся конъюнктуры рынка. Оно определяет предпосылки для известных возможностей;
- оперативное планирование, в котором реализуются имеющиеся возможности в наилучшие кратчайшие сроки (год, сезон, месяц, декада).
2.По степени охвата:
- планирование, охватывающее все относящиеся данному вопросу области и величины (комплексное, народнохозяйственное);
- частичное планирование (только определенные области и величины, территориально-региональное);
- на уровне предприятия (фирмы).
3. По срокам выполнения:
- краткосрочное (оперативное) планирование (полгода, квартал, сезон, месяц, неделя);
- среднесрочное (тактическое) планирование (от 1 до 5 лет);
- долгосрочное (стратегическое) планирование (более 5 лет).
4. По глубине планирования:
- глобальное;
- контурное;
- ограниченное;
- детальное.
5. По сферам функционирования - планирование:
- производства;
- персонала;
- финансов;
- инновационное;
- заготовок и сбыта.
6. По учету изменения данных:
- жесткое (без изменения показателей в ходе выполнения плана);
- гибкое (периодическая корректировка показателей с учетом изменения условий).
7. По очередности во времени:
- упорядоченное, текущее (по истечении срока - новые планы);
- скользящее (но истечении срока продлевается);
- внеочередное планирование.
8. По временной ориентации:
- реактивное (нацеленное только в прошлое);
- инактивное (приспосабливающееся только к настоящему);
- преактивное (предпочитающее смотреть только в будущее);
- интерактивное (ориентированное на взаимодействии всех лучших идей планирования).
9. По способам планирования:
- «снизу вверх» (прогрессивный способ);
- «сверху вниз» (ретроградный способ);
- круговой способ (встречное планирование).
Система прогнозирования также включает в себя различные формы и методы организации прогнозов в зависимости от целей и задач. Важными признаками типологии прогнозов являются; масштаб прогнозирования, время упреждения, характер объекта, функция прогноза.
По масштабу прогнозированиявыделяют: макроэкономический народнохозяйственный) и структурный (межотраслевой и межрегиональный) прогнозы, прогнозы развития народнохозяйственных комплексов (топливно-энергетического, агропромышленного, инвестиционного, производственной инфраструктуры, сферы обслуживания населения и др.), прогнозы отраслевые и региональные, прогнозы первичных звеньев народнохозяйственной системы - предприятий, производственных объединений, а также отдельных производств и продуктов.
По времени упреждения прогнозы подразделяются на оперативные, краткосрочные. среднесрочные, долгосрочные, дальнесрочные. Оперативный прогноз имеет период упреждения до одного месяца, краткосрочный - от одного месяца до года, среднесрочный - от года до пяти лет, долгосрочный - свыше пяти лет.
Перечисленные виды прогнозов отличаются друг от друга также по своему содержанию и характеру оценок исследуемых процессов. Оперативные прогнозы основаны на предложении о том, что в прогнозируемом периоде не произойдет существенных изменений в исследуемом объекте как количественных, так и качественных. В них преобладают детально-количественные оценки ожидаемых событий. Краткосрочные прогнозы предполагают только количественные изменения. Среднесрочные и долгосрочные - исходят как из количественных, так и качественных изменений в исследуемом объекте. В среднесрочных прогнозах оценка событий дается количественно-качественная в долгосрочных - качественно-количественная.
Деление прогнозов в зависимости от характера исследуемых объектов связано с различными аспектами воспроизведенного процесса. По этому признаку выделяют следующие народнохозяйственные прогнозы: развитие производственных сил и производственных отношений, социально-экономических предпосылок и последствий научно-технического прогресса; динамики народного хозяйства, его темпов, факторов и структуры, воспроизводства трудовых ресурсов, экономического использования природных ресурсов, воспроизводства основных фондов и капитальных вложений; уровня жизни населения, финансовых отношений, доходов и цен, внешних экономических связей.
Каждое из перечисленных направлений имеет самостоятельное значение и может разрабатываться на собственной основе. Вместе с тем, между ними существует методологическое единство, обеспечивающее научный характер прогнозирования народного хозяйства в целом.
Экономическое прогнозирование осуществляется в единстве также с другими видами прогнозирования: социальным, политическим, демографическим, научно-техническим, прогнозированием естественных ресурсов. Результаты этих прогнозов учитываются в народно-хозяйственном и иных типах экономического прогнозирования. В свою очередь, экономические прогнозы - непременная составляющая прогнозирования и планирования развития всех других общественных процессов. Связь различных видов прогнозов получает свое выражение также в последовательности их разработки. Так экономические прогнозы разрабатываются вслед за прогнозами научно-технического прогресса, естественных ресурсов, демографических процессов.
По функциональному признаку (направлениям прогнозирования) прогнозы подразделяются на два типа: поисковый и нормативный.
Первый - поисковый состоит в оценке развития событий на основе установления причинно-следственных связей, их последовательности и изменения. Иначе творя, связь и последовательность изучаетсяв направлении от настоящего к будущему.
Второй подход - нормативный (целевой). При этом в отличие от первого подхода первоначально намечаются цели (ориентиры). Процессы изучаются от будущего к настоящему: какие произойдут сдвиги и что нужно предпринять, чтобы достигнуть заданного нормативного результата.
Поисковый прогноз основан на условном предложении в будущем тенденций развития исследуемого объекта в прошлом и настоящем, и отвлекается от условий, способных изменить эти тенденции (планы, программы). Его задача - выяснить, как будет развиваться исследуемый объект при сохранении существующих тенденций. Нормативный прогноз, в отличие от поискового, разрабатывается на базе заранее установленных целей. Его задача -определить пути и сроки достижения возможных состояний объекта прогнозирования в будущем, принимаемых в качестве цели. Оба типа прогноза выступают одновременно на практике в качестве направлений, подходов к прогнозированию и используются совместно. На условия осуществления прогноза оказывает влияние взаимодействие прогнозирования с принятием решения. Решения, как правило, применяются на основе данных прогнозирования. В свою очередь принятые решения оказывают воздействие на результаты выполнения прогнозов.
К основным методам планирования относятся:
1. Балансовый метод предназначен для увязки общественных потребностей и ресурсов, обеспечения необходимой пропорциональности и координации в развитии различных продуктов, производств, отраслей, территорий и народного хозяйства в целом.
2. Нормативный метод основан на определении и использовании прогрессивной системы норм и нормативов, отражающей достижения НТП и важнейшие цели развития экономики.
3. Программно-целевой метод предполагает разработку целевых комплексных программ и предназначен для обоснования плановых решений макроэкономических проблем, важнейших народнохозяйственных задач.
Баланс в переводе с фр. буквально — «весы, равновесие или уравновешивание двух сторон в каком-либо постоянно изменяющемся явлении». Сущность каждого баланса — в обеспечении количественных соответствий между ресурсами и потребностями, хозяйственными мероприятиями и ожидаемыми результатами.
Балансовый метод исходит из того, что каждый вид продукции, работы или услуги, с одной стороны, — результат какой-либо деятельности, а с другой, — ресурс для потребления и позволяет планомерно устанавливать и увязывать натурально-вещественные и стоимостные пропорции в народном хозяйстве. Балансовый метод в планировании означает, что план производства продукта, ресурса, отрасли, региона или экономики в целом обосновывается составлением балансов, в которых предварительно определяются потребности и источники удовлетворения этих потребностей. Выявленные ресурсы увязываются с расчетными потребностями, т. е. балансируются. Поскольку совокупные потребности, как правило, выше возможных объемов ресурсов, то в процессе разработки конкретных балансов происходит ранжирование потребностей — распределение их по степени значимости на первоочередные, менее важные и т. д.