Файл: I. Теоретические основы развития логического мышления младших школьников посредством дидактической игры.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.12.2023
Просмотров: 300
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
2.1.2. Психолого-педагогический потенциал детской игры
Глава III. Опытно-экспериментальная работа по развитию
Математический тест на определениеуровня развития мыслительных операций детей
Наблюдение и классификация по самостоятельно найденному и заданному основанию, самоконтроль.
Слушание, классификация по самостоятельно найденномуи заданному основанию, самоконтроль
Чтение, классификация по самостоятельно найденномуили заданному основанию, самоконтроль
Примеры заданий по аналогии:
Цель учить детей строить умозаключение по аналогии.
1. Вставьте пропущенное слово
123452 | | РАКЕТА |
321452 | | ? |
2. Поставьте нужное слово вместо знака вопроса.
ПОРТРЕТ | 4 | ПОРТ |
ЛЕСКА | 3 | ? |
Прием обобщения. Выделение существенных признаков математических объектов, их свойств и отношений - основная характеристика такого приема умственных действий, как обобщение.
Следует различать результат и процесс обобщения. Результат фиксируется в понятиях, суждениях, правилах. Процесс же обобщения может быть организован по-разному. В зависимости от этого говорят о двух типах обобщения - теоретическом и эмпирическом.
Эмпирический способ связан, как отмечает В.В. Давыдов, с формальным обобщением предметов, с выделением в них формально общего. Это выделение «происходит в процессе сравнения единичных конкретных предметов». Такое обобщение достаточно «для выделения классов предметов по сходным чертам, для составления соответствующей классификации и для использования последней с целью опознания конкретных предметов» [8, с. 9].
Теоретический способ познания связан с содержательным обобщением предметов. В основе этого вида обобщения лежит анализ, направленный на выделение единой исходной основы наблюдаемого разнообразия явлений.
В курсе начальной математики наиболее часто применяется эмпирический тип, при котором обобщение знания является результатом индуктивных рассуждений.
Для получения правильного обобщения индуктивным способом необходимо:
1) продумать подбор математических объектов и последовательность вопросов для целенаправленного наблюдения и сравнения;
2) рассмотреть как можно больше частных объектов, в которых повторяется та закономерность, которую ученики должны подметить;
3) варьировать виды частных объектов, то есть использовать предметные ситуации, схемы, таблицы, выражения, отражая в каждом виде объекта одну и ту же закономерность;
4) помогать детям словесно формулировать свои наблюдения, задавая наводящие вопросы, уточняя и корректируя те формулировки, которые они предлагают [10, с. 179].
Рассмотрим примеры, цель которых - учить детей обобщать.
1. Рассмотри рисунок и попробуй быстро подсчитать, сколько окон в доме.
(Дети могут предложить
следующие способы:
3+3+3+3; 4+4+4
или
3∙4=12; 4∙3=12)
Учитель предлагает сравнить полученные равенства, т.е. выявить их сходство и различие.
2. Сравни выражения, найди общее в полученных неравенствах и сделай соответствующие выводы:
2+3 ... 2∙3 | | 4+5 ... 4∙5 |
3+4 ... 3∙4 | | 5+6 ... 5∙6 |
Сравнив данные выражения и отметив закономерности: слева записана сумма, справа произведение двух последовательных чисел; сумма всегда меньше произведения, большинство детей делают вывод: «сумма последовательных чисел всегда меньше произведения». Но высказанное обобщение ошибочно для случаев:
0+1 ... 0∙1 |
1+2 ... 1∙2 |
Исходя из логических приемов мышления и типов заданий по Н.Я. Чутко (см. выше) можно выделить шесть видов игр.
-
Игры первого вида - это игры, в которых ученикам для группировки предлагаются сначала реальные объекты - геометрические фигуры, небольшие предметы и игрушки, находящиеся непосредственно в поле их зрения. На первых порах педагог сам задает игрокам основание для группировки, которую они должны выполнить. В других играх этого вида игровая задача, стоящая пред учениками, усложняется, и поиск основания для классификации объектов осуществляется ими самостоятельно. Игры этой группы помогают учителю обратить внимание детей на разнообразие признаков при классификации. -
Игры второго вида направлены на развитие у учеников умений анализировать поступающие посредством слуха сигналы и определенным образом группировать их. Далее игровая задача может быть значительно усложнена, если классифицировать поступающую на слух информацию ученикам придется по самостоятельно найденному основанию. -
Игры третьего вида нацелены на развитие сочетанных умений чтения, классификации и самоконтроля. В целом все игры, в ходе которых дети совершают классификационные действия, предполагают обязательное и ограниченное включение в них контрольно-корректировочных действий. Сначала внешний, идущий от учителя и организующий деятельность детей в ходе игры контроль и постепенный переход к взаимо- и самоконтролю помогают объективно оценить ход и результат каждой игры, правильность действий игроков и определить в ней победителя. -
Игры четвертого вида - формируют у учащихся комплекс умений анализировать зрительно представленную информацию и обобщать ее, находя общее в частном, устанавливать родовидовые отношения. Выполнение этих действий требует от детей высокого уровня развития операций анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования, но в то же время и сами они являются основной формирования подлинно научных знаний, обеспечивающих перевод приобретенных знаний из системы конкретного мышления в систему мышления абстрактно-логическую. Здесь учитель стремиться научить детей выделять наиболее значимые, существенные признаки и на этой основе познавать главное, составляющее внутреннее единство объектов, скрытое за разнообразием их внешних признаков (несущественных). -
В играх пятого вида ученики осуществляют обобщение признаков предметов. Фактически игровым материалом таких игр являются представленные в той или иной форме загадки. Определение загадки позволяет рассматривать ее как логическую задачу, содержащую проблемную ситуацию, а поэтому отгадывание требует от детей определенного уровня развития интеллектуальных действий, активизируют логическое мышление. -
Игры шестого вида способствуют становлению у детей умений обобщать прочитанный материал, проверять правильность его обобщения. Такие игры по своему содержанию уже близки к собственно учебным заданиям, но при умелой методической инструментовке могут проходить очень интересно и с большой пользой для учеников [23, с. 52-54].
Таким образом, проводимые в определенной системе дидактические игры обеспечивают формирование информационно-ориентировочной, операционно-исполнительной и контрольно-коррекционной функцией учебной деятельности. Можно уверенно утверждать, что игра, в отличие от всех прочих методических средств, требует особой подготовленности педагога, и если он сам это понимает, то может сделать так, чтобы игра действительно стала для учеников «школой мышления» - школой естественной, радостной и совсем не трудной!
Система логических упражнений по математике
(Материалы к урокам и внеклассным занятиям)
Основу программы игр составляют следующие типы заданий (по Н.Я. Чутко) (см. стр. 33):
1. Упражнения-игры, направленные на формирование умения наблюдать и классифицировать по самостоятельно найденному и заданному основанию; формирование навыков самоконтроля.
2. Упражнения-игры, направленные на формирование умения слушать, классифицировать по самостоятельно найденному и заданному основанию; формирование навыков самоконтроля.
3. Упражнения-игры, направленные на формирование умения вчитываться, классифицировать по самостоятельно найденному и заданному основанию; формирование навыков самоконтроля.
4.Упражнения-игры, направленные на формирование умения наблюдать, обобщать; формирование навыков самоконтроля.
5. Упражнения-игры, направленные на формирование умения слушать, обобщать; формирование навыков самоконтроля.
6. Упражнения-игры, направленные на формирование умения вчитываться, обобщать; формирование навыков самоконтроля.
Упражнения-игры первого вида, это такие задания, в которых ученикам для группировки предлагаются реальные объекты (геометрические фигуры, небольшие предметы, цифры). Такие задания рекомендуется давать в начале обучения. Они помогут учителю познакомить детей с возможностями включения одного и того же объекта в разные группы в зависимости от того, какое свойство каждый раз лежит в основе группировки. То есть классификация не только по внешним признакам (цвет, форма, величина), но и по функциональным признакам, материалу, из которого сделаны, месту нахождения в пространстве. Что в дальнейшем позволяет подвести детей к смысловой группировке, в основе которой лежит выделение родо-видовых отношений между объектами.
Для этой цели можно предложить следующие игры-упражнения.
1. Игра «Аукцион»
Цель: развивать у детей мыслительные операции анализа и синтеза.
Ведущий аукциона - педагог или кто-то из детей. Он предлагает «участникам» аукциона назвать как можно больше окружающих их предметов, которые могут быть охарактеризованы одним и тем же словом, например, «круглый». Слова следует называть по одному, не повторяясь и не ожидая своей очереди - знака ведущего аукциона. Он, в свою очередь, строго придерживается «правил торгов» и в том случае, когда основной поток слов иссякнет, а паузы между ними станут более длинными, начинает отсчет: «Круглый - раз! Круглый - два! Круглый... ».
Если же не найдется желающий назвать еще одно слово, ведущий произносит: «Три!» Победителем считается тот, кто назвал последнее слово.
2. Игра «Знаете ли вы себя?»
Эта игра основана на одном из упражнений И.Г. Песталоцци, включенного в «Книгу матери» (1803).
В этой игре педагог предлагает детям, глядя друг на друга, ответить на вопросы о строении человеческого тела.
Цель: учить детей классифицировать, основываясь на их наблюдательности.
Верный ответ детей поощрять фишкой, кто даст большее количество верных ответов.
Вопросы педагога:
-
что в человеческом теле встречается всего один раз? (Тело имеет одну голову, одну шею, один живот. Голова имеет одно темя, один затылок, одно лицо...); -
что в человеческом теле встречается два раза? (Голова имеет два виска, два уха...); -
что в человеческом теле встречается четыре раза? (Голова имеет четыре века, четыре ряда ресниц...); -
что в человеческом теле встречается десять раз? (Руки и ноги имеют по десять пальцев); -
что в человеческом теле встречается двадцать раз? (Двадцать пальцев на руках и ногах, двадцать ногтей); -
что в человеческом теле встречается тридцать два раза? (У человека тридцать два зуба).
3. Игра «Сортировщик»
Цель: учить классифицировать по самостоятельно найденному основанию.
Распределите линии, изображенные на рисунке, на 3 группы. Назовите номера линий, которые вы относите к первой группе, ко второй, к третьей.
Ответ:
-
первое основание - прямые (2, 5, 8); -
второе - ломаные (4, 7, 9); -
третье - кривые (1, 3, 6).
Игры второго вида позволяют развить умение анализировать поступающее посредством слуха сигналы и группировать их определенным образом. Задачу упражнения-игры можно усложнить, если классифицировать поступающую на слух информацию ученикам придется по самостоятельно найденному основанию.
Вот конкретные примеры таких заданий.
1. Игра «Будь внимателен!»
Цель: учить классифицировать по заданным признакам.
Для этой игры необходимо, чтобы у каждого из детей была цветная сигнальная карточка. Педагог произносит число, а дети, в зависимости от того, какое число - четное или нечетное (однозначное, двузначное) - они слышат, поднимают (или не поднимают) карточки.
Выиграет тот, кто ни разу не ошибался, поднимал карточку только в нужной ситуации.
2. Игра «Продолжай!»
Цель: учить детей классифицировать по самостоятельно найденному основанию.
Играют две команды. Педагог называет несколько слов, которые начинаются с определенного звука (например, «март», «май»). Представители каждой команды определяют самостоятельно принцип подбора слов и по очереди подбирают и называют их. Побеждает та команда, которая придумала последнее слово. Затем набор слов, предлагаемых педагогом, меняется - следовательно, меняется игровое задание детям, и игра продолжается.
Ответ:
-
1-е основание - месяца (апрель, декабрь и т.д.); -
2-е основание - слова начинаются с буквы «м» (называть слова, которые относятся только к математике: метр, миллиметр, минус и т.д.).
Упражнения-игры третьего вида развивают сочетание умений - читать, классифицировать, самому себя контролировать. То есть детям приходится анализировать информацию посредством зрительного анализатора, затем классифицировать ее по заданному основанию или самому находить это основание.
1. Игра «Найди пару».
Цель: развивать у учащихся умение классифицировать.
Перед началом игры ученики получают карточки с одинаковыми столбиками слов. Далее проводится игра-соревнование - кто скорее и правильнее подберет к словам из первого столбика, так, чтобы получилась два слова с одинаковым основанием. Найденные пары слов нужно соединить линией, назвать основания:
Метр | | Слагаемое (компонент сложения) |
Сумма | | Квадрат (геометрическая фигура) |
Плюс | | Минута (единица времени) |
Зима | | Дециметр (единица длины) |
Час | | Минус (математические знаки) |
Треугольник | | Лето (времена года) |