Файл: I. Теоретические основы развития логического мышления младших школьников посредством дидактической игры.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.12.2023
Просмотров: 299
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
2.1.2. Психолого-педагогический потенциал детской игры
Глава III. Опытно-экспериментальная работа по развитию
Математический тест на определениеуровня развития мыслительных операций детей
Наблюдение и классификация по самостоятельно найденному и заданному основанию, самоконтроль.
Слушание, классификация по самостоятельно найденномуи заданному основанию, самоконтроль
Чтение, классификация по самостоятельно найденномуили заданному основанию, самоконтроль
2. Игра «Род-вид».
Цель: формировать у детей умение устанавливать последовательность подчинения понятий.
Задание: запишите в таблицу следующие слова.
Учитель раздает детям карточки со словами и таблицей. Выигрывает тот, кто быстро и безошибочно выполнит задание.
Узкое понятие | Среднее понятие | Широкое понятие |
Учебник математики | Учебник | Книга |
Учебник математики, книга, учебник.
Многоугольник, геометрическая фигура, квадрат.
Игры первых трех видов помогают формированию у учеников умений активного и целенаправленного восприятия информации и различных источников посредством слухового и зрительного анализаторов в сочетании с умениями классификации и самоконтроля.
Выполнение игр этих видов способствует развитию мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, классификации.
Игры-упражнения четвертого вида помогают формированию у учащихся умений анализировать зрительно представленную информацию и обобщать ее, устанавливать родовидовые отношения. В этих заданиях учитель может научить детей выделять наиболее значимые, существенные признаки в предметах и явлениях, отделяя их от несущественных. Что позволяет детям перейти от мышления конкретного к мышлению абстрактному.
В этом им помогают такие игры, как «Кто самый внимательный?», «Путанка-запутанка», «На что это похоже?» (см. приложение)
1. Игра «Что лишнее?»
Цель: учить детей анализировать и обобщать представленную информацию.
Педагог демонстрирует детям заранее подготовленные комплекты предметов и просит в каждом из комплектов выделить лишний, не подходящий к остальным предмет и объяснить, почему он лишний. В комплект могут входить, например, учебные принадлежности, геометрические фигуры, предметы одежды и т.д.
2. Игра « Наведи порядок ».
Цель: учить детей выделить существенные и несущественные признаки
Задание: Ребятам предлагается навести порядок в рядок чисел. Найти «лишнее» число и объяснить свое решение.
10, 20, 30, 40, 55, 60 (55- не круглое)
0, 7, 14, 21, 27 (27- не делится на 7)
1, 2, 31, 4, 5, 6 (31- двухзначное)
24, 11, 13, 15, 17, 12 (24- имеет два десятка)
3. Игра «Угадай»
Цель: учить детей анализировать и обобщать, находить связи между предметами.
Задание: угадай, какую из шести пронумерованных фигур нужно вставить в пустую клетку.
| | |
| | |
| | ? |
Ответ: фигура № 6
Дидактические игры пятого вида представляют собой логические задачи, содержащие проблемные ситуации. Разрешение их требует от детей определенного уровня развития интеллектуальных умений и активизирует логическое мышление, так как они сталкиваются здесь с такой мыслительной операцией как обобщение.
1. Игра «Что делать?»
Цель: учить детей обобщать.
В этой игре педагог называет детям несколько слов и предлагает объединить их в группы с помощью обобщающего слова. Вводится правило игры - давать правильный ответ как можно быстрее, но без ошибок.
Вторник и суббота - это ...
Январь и март - это ...
Час и секунда - это ...
Осень и зима - это ...
Круг и квадрат - это ...
Плюс и минус - это ...
Метр и сантиметр - это ...
Вычитаемое и разность - это ... и т.д.
Усложнить игру можно путем введения такого дополнения: перед тем как сказать обобщающее слово, игрок должен добавить к названиям еще 1-2 слова, имеющие отношение к данной группе.
2. Логическая задача.
Цель: развивать логическое мышление.
От 5 квадратов из спичек нужно отнять 3 спички так, чтобы осталось три таких же квадрата.
Игры шестого вида способствуют умению обобщать прочитанный материал, а также проверять правильность его обобщения. По своему содержанию они близки к учебным заданиям.
Например, такие задания:
1) Найдите логическую взаимосвязь между числами первого и второго рядов и заполните окошки:
1 | 4 | 5 | 8 | ? |
2 | 3 | 6 | ? | ? |
(Ответ: цифры идут «змейкой» - пропущены 7, 9, 10)
2) Разными символами обозначаются разные числа. Используя данные примеров, найдите три числа и сделайте равенства верными.
▲ • ♦ • ♥ = 15 ▲ =
♥ - ♦ = ▲ + 1 ♦ =
▲ + 15 = 16 ♥ =
Эти игры (четвертого, пятого и шестого видов) способствуют формированию у учеников умений наблюдать и целенаправленно воспринимать информацию, сочетая эти процессы с умением обобщать и самоконтролем. Таким образом, развиваются все типы мыслительный операций, а именно анализ, синтез, сравнение, обобщение.
При проведении занятий-игр желательно учитывать принцип двуплановости поведения учителя:
- первое - это непосредственное содержание информации;
- второе - это способ, которым передается информация.
Нужно четко помнить что игра, в данном случае, является только формой проведения, а не сутью.
Игровые занятия желательно проводить 2-3 раза в неделю (в зависимости от интеллектуального уровня класса: если высокий уровень, то можно 1-2 раза, а если низкий - то и 4 раза в неделю). Но не на каждом занятии! Помня о том, что развитие умственных возможностей детей возможно только при положительной познавательной мотивации, нужно учитывать ряд правил:
-
учитывать предпочтения детей и развивать их интеллект на материале, который им интересен; -
выбирать посильные задания, но такие, которые требовали от детей определенных усилий; -
обязательно разъяснять ошибки, делать выводы, для дальнейшего предотвращения подобных ошибок; -
поощрять успех детей.
2.2.Дидактические игры как средства развития логического мышления на уроках математики
К. Д. Ушинский советовал включать элементы занимательности, игровые моменты в учебный труд учащихся для того, чтобы процесс познания был более продуктивным.
Преимущественно познавательную нагрузку, функцию интеллектуального развития берут на себя дидактические игры. Эти игры специально создаются педагогикой в учебно-воспитательных целях. По характеру используемого материала дидактические игры подразделяются на предметные – в основном это дидактические игрушки и материалы; настольно-печатные и логические игры типа «Лабиринт»; словесные – игры-загадки, задачи, предположения, игры-путешествия, кроссворды и др.
Дидактическая игра стимулирует познавательную активность учащихся, вызывая положительные эмоции по отношению к учебной деятельности, к её содержанию, формам и методам осуществления.
Дидактическая игра как метод обучения имеет свои отличительные особенности. С одной стороны, в её сущности заложено игровое действие, с помощью которого формируются определённые качества личности: внимание, наблюдательность, память, развивается мышление, проявляются творческие наклонности школьника, самостоятельность, инициатива и др. С другой стороны, игра на уроке решает определённую дидактическую задачу: изучение нового материала, повторение и закрепление пройденного, формирование определённых умений и навыков, использование знаний на практике и др.
Дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности детей, она активизирует психические процессы, вызывает у учащихся живой интерес к процессу познания. В ней дети охотно преодолевают трудности, тренируют свои силы, развивают способности и умения. Она помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у учеников глубокое удовлетворение, создаёт радостное настроение, облегчает процесс усвоения знаний.
В игре удаётся сконцентрировать внимание даже самых инертных младших школьников. Вначале они проявляют интерес только к игре, а затем и к тому учебному материалу, без которого игра невозможна. Постепенно у детей пробуждается интерес к учебному предмету.
Игровая форма организации урока (воображаемое путешествие, разгадывание загадок, наблюдение за действиями любимого героя, придумывание сказок и др.) помогает детям легко включаться в познавательную деятельность
Глава III. Опытно-экспериментальная работа по развитию
логического мышления младших школьников на уроках математики посредством дидактической игры.
Для проведения опытно-экспериментальной работы по развитию интеллекта младших школьников на уроках были поставлены следующие задачи:
1) Разработать тестовый материал для определения уровня развития логического мышления младших школьников.
2) Провести исследовательскую работу и на основе полученных данных выявить уровень развития мыслительных операций учащихся на начало эксперимента.
3) Разработать систему дидактических игр и провести формирующий эксперимент.
4) Разработать тестовый материал для контрольного эксперимента, на основе которого сделать выводы об эффективности разработанной методики.
Опытно-экспериментальная работа проводилась в 3 этапа:
1) Констатирующий этап. Был разработан материал и проведен тест, направленный на изучение начального уровня развития мыслительных операций младших школьников.
2) Формирующий этап заключается во внедрении в учебно-воспитательный процесс системы игр-упражнений, способствующих развитию логического мышления. Была проведена проверочная работа в форме теста, с целью выявления эффективности разработанной системы игровых упражнений.
3) Контролирующий этап. Анализ проведенной работы на 1 и 2 этапах.
Констатирующий этап.
Работа проводилась в 3 классе МОУ СОШ п.ст. Налейка Кузоватовского района Ульяновской области.
Для исследования уровня развития логического мышления ученикам была предложена тестовая работа по математике, которая направлена на определение степени овладения логическим операциям мышления[11,с.43].
На данном этапе были разработаны уровни сформированности мышления младшего школьника.
Высокий (В) - достаточно хорошо выполнил работу, способен осуществлять любую мыслительную операцию, свободно и грамотно выражает свои мысли;
Выше среднего (ВС) - хорошо выполнил работу, способен осуществлять многие мыслительные операции, не плохо выражает свои мысли;
Средний (С) - не все стороны отношения развиты в достаточной степени, навыки не устойчивы;
Ниже среднего (НС) - психические процессы развиты слабо, проявляется пассивность, требуется контроль, помощь;