Файл: I. Теоретические основы развития логического мышления младших школьников посредством дидактической игры.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.12.2023

Просмотров: 302

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Глава I. Теоретические основы развития логического мышления младших школьников посредством дидактической игры.

2.1.2. Психолого-педагогический потенциал детской игры

Глава III. Опытно-экспериментальная работа по развитию

Библиография

Тесты, направленные на определение степени овладениялогическими операциями мышления (сравнение, классификация, обобщение, установление аналогий)

Математический тест на определениеуровня развития мыслительных операций детей

Наблюдение и классификация по самостоятельно найденному и заданному основанию, самоконтроль.

Слушание, классификация по самостоятельно найденномуи заданному основанию, самоконтроль

Чтение, классификация по самостоятельно найденномуили заданному основанию, самоконтроль

Наблюдение, обобщение, самоконтроль

Слушание, обобщение, самоконтроль


Лишь формирование своеобразного «ансамбля» умений полноценного приобретения информации посредством наблюдения, слушания, чтения, ее классификации и обобщения, самоконтроля обеспечивает развитие у учеников общих умственных способностей к усвоению знаний и становлению целостной и самостоятельной учебной деятельности.

Тем не менее, опыт показывает, что многие младшие школьники крайне недостаточно владеют общеучебным умениями; у части из них несформированность этих умений прослеживается при переходе в среднее и даже старшее звено школы, приводя к непродуктивности учебной деятельности. Связано это с тем, что мышление формируется только в индивидуальном опыте ребенка, в его активной деятельности и достигают высокого уровня развития в том случае, если эта деятельность и приобретение опыта должным образом организованы обучающим его взрослым. Выделение задачи формирования общеучебных интеллектуальных умений в особое направление педагогической работы с детьми предполагает, с одной стороны, включение любых занятий, уроков системы специальных заданий, упражнений и особое структурирование программного материала, а с другой стороны - использование неучебного материала, то есть продуманной и согласованной с этими заданиями программы дидактических, интеллектуально-развивающих игр.

Это важное обстоятельство необходимо учитывать при обучении детей в начальной школе. «Мысль ученика начальных классов, - писал В.А. Сухомлинский, - неотделима от чувств и переживаний. Эмоциональная насыщенность процесса обучения, особенно восприятия окружающего мира, - это требование, выдвигаемое законами детского мышления» [17, с. 65].

Да, обучение в начальных классах должно быть эмоционально насыщенным. Да, уроки должны быть интересными и занимательными. Однако следует предупредить: злоупотребление занимательностью порой вредит правильному развитию второй сигнальной системы. О таком злоупотреблении предупреждал еще К.Д. Ушинский: «Конечно, сделав занимательным свой урок, вы можете не бояться наскучить детям, но помните, что не все может быть занимательным в учении, а непременно есть и скучные вещи, и должны быть. Приучите же ребенка делать не только то, что его занимает, но и то, что не занимает, - делать ради удовольствия исполнить свою обязанность. Вы приготовляете ребенка к жизни, а в жизни не все обязанности занимательны...» [23, с. 65-66].

Нужно помнить о том, что опора на игру как привычную, хорошо знакомую и отвечающую детским интересам и потребностям деятельность позволяет педагогу наиболее ограничено и безопасно для психики детей и в то же время - прицельно и результативно, с учетом актуального уровня развития и потенциальных возможностей вести работу над становлением их общеучебных умений. Тем более что игра, уступив ведущее место в жизни младших школьников учению, не исчезает бесследно. Желание учиться и желание играть у них мирно сосуществуют друг с другом, а потому, обращает внимание педагогов П.Ф. Каптерев, «следует постоянно пользоваться при обучении результатами благодетельного влияния игр на развитие ума детей и на школе игры строить и развивать новую и более серьезную, более широкую школу мышления, представляемую учебными предметами и искусствами» (выделено автором) [23, с. 50].


Учение - процесс двусторонний: работают дети, работает учитель; он ведет за собой учащихся, руководит их умственной деятельностью, организует и направляет ее. И использование в работе по формированию общеучебных интеллектуальных умений специальной программы дидактических игр имеет, как минимум, двойной педагогический эффект.

Во-первых, важным является сам характер умственных действий, выполняемых детьми в ходе игр и те умения, которые ими отрабатываются в форме игры. Во-вторых, значимым представляется и само строение дидактических игр как разновидности игр с правилами. Обязательное присутствие в них организационного, подготовительного этапа естественно и закономерно вводит ребенка в деятельность, задача которой состоит в том, чтобы научиться той или иной игре, освоить ее принцип и правила, овладеть способом. Такая деятельность выступает как прообраз ученой деятельности в ее специфической структуре и строении, ведь в любой дидактической игре всегда присутствует игровая задача, игровые действия и правила игрового поведения. Поэтому дидактические игры одинаково результативно оказывают влияние на становление у младших школьников умений самостоятельно получать знания и мыслить по выражению П.П. Блонского, все более «дисциплинированно, правильно, истинно», а также и на формирование учебной деятельности в целом.

Основу программы игр составляют следующие типы заданий (Н.Я.Чутко):

1. Рассмотреть предметы или их изображения; сгруппировать, классифицировать поступившую информацию по заданному основанию или по самостоятельно найденному основанию; проверить правильность классификации познавательно значимых сведений, выделенных в соответствии с поставленной познавательной задачей.

2. Послушать сообщение; классифицировать поступившую информацию, то есть разделить содержащиеся в источнике знаний сведения по заданному или самостоятельно найденному основанию; проверить правильность классификации познавательно-значимых сведений.

3. Прочитать текст; разделить содержащиеся в нем сведения по заданному или самостоятельно найденному основанию; проверить правильность классификации познавательно-значимых сведений.

4. Рассмотреть предметы или их изображения; обобщить содержащиеся в них главные, познавательно-значимые сведения; проверить правильность обобщения усваиваемых знаний.



5. Прослушать сообщение; обобщить содержащиеся в нем главные, познавательно-значимые сведения - представить их в более обобщенном виде; проверить правильность обобщения.

6. Прочитать текст и обобщить содержащиеся в нем главные, учебно-значимые сведения; проверить правильность сделанного обобщения [23, с. 51].

Все эти шесть типов заданий в игровой форме помогают в формировании логического мышления. Именно математика дает реальные предпосылки для развития логического мышления. Задача учителя при этом - полнее использовать эти возможности при обучении детей математике.

Однако конкретной программы логических приемов мышления, которые должны быть сформированы при изучении данного предмета нет. В результате работа над развитием логического мышления идет без знания системы необходимых приемов, без знания их содержания и последовательности формирования.

Мышление по правилу, то есть логическое, - лежит в основе решения математических задач. Но и сами эти задачи выступают условием развития такого мышления. Нужно помнить, что развитие логического мышления включает три этапа:

1) 6-8 лет - формируются элементарные формы логического мышления, они связаны с оперированием лишь одним суждением в целях раскрытия в нем знания, содержащегося в неявном виде. Например, утверждение: «Петя сильнее Васи», позволяет узнать, что Вася слабее Пети;

2) 8-10 лет - формируются логические умения, связанные с оперированием уже двумя суждениями. Например, «Петя сильнее Васи, а Вася сильнее Миши». То есть можно сделать вывод, что Петя сильнее Миши;

3) 11-15 лет - складывается система приемов логического мышления, обеспечивающих успешное ориентирование содержанием трех и более суждений [9, с. 71].

Итак, учащиеся в начальной школе должны овладеть начальными приемами логического мышления для успешного обучения в дальнейшем. Раз мышление принято рассматривать в психологии как процесс решения задач, то характеризуя содержание мышления как особую психическую деятельность, в которой, как писал С.Л. Рубинштейн: «Мышление исходит из проблемной ситуации. Когда проблема отформулирована как задача, в которой отдельно зафиксировано данное и искомое, условия и требования, ведь ход мышления определяется соотношением условий задачи и ее требований. В их соотнесении и заключается, говоря совсем общо
, мыслительный процесс решения задачи» [7, с. 25].

То есть, попадая в проблемную ситуацию, выделяя цель, которой нужно достичь, или уясняя себе требование, которое надо выполнить, а также определяя условия, в которых это должно произойти, ребенок начинает мыслить, соотносить то, что дано, с тем, что нужно. Прежде всего из урока в урок нужно развивать у ребенка способность к анализу и синтезу.

Анализ, или способность анализировать, - основной компонент теоретического мышления, характеризующий его своеобразие как содержательного подхода к проблемной ситуации. Смысл действия анализа заключается в том, что ребенок рассматривая условия заданий, выделяет в них существенные отношения данных, т.е. те отношения, от которых зависит успешное решение не только предложенного задания, но и всех подобных.

Анализ связан с выделением элементов данного объекта, его признаков или свойств.

Синтез - это соединение различных элементов, сторон объекта в единое целое.

Формированию этих умений может способствовать: а) рассмотрение данного объекта с точки зрения различных понятий; б) постановка различных заданий к данному математическому объекту. Чаще всего это задания на классификацию или на выявление различных закономерностей [10, с. 166].

Работу по формированию у детей логического приема сравнения лучше начать с первых уроков математики, советует Н.Б. Истомина, рекомендуя в качестве объектов использовать предметы или рисунки с изображением предметов, хорошо им знакомых, в которых они могут выделить те или иные признаки, опираясь на имеющиеся у них представления. При формировании приема сравнения Н.Б. Истомина рекомендует ориентироваться на следующие этапы:

  • выделение признаков или свойств одного объекта;

  • установление сходства и различия между признаками двух объектов;

  • выявление сходства между признаками трех, четырех и более объектов [10, с. 169].

Для развития таких мыслительных операций как анализ и синтез детям можно предложить такие задания:

1. Цель: учить детей находить признаки чисел.

Задание: из каких цифр состоят числа? Расскажите все, что вы знаете и о них.

95 46 58

2. Цель: учить детей находить признаки геометрических фигур.

Задание: назовите признаки квадрата. Как по-разному можно назвать квадрат.

Следующий логический прием - классификация. Умение выделять признаки предметов и устанавливать между ними сходство и различие - основа приема классификации. Так же, как при формировании приема сравнения, учащиеся сначала выполняют задания на классификацию хорошо знакомых предметов и геометрических фигур. Умение выполнять классификацию формируется у школьников в тесной связи с изучением конкретного содержания [10, с. 173].


Задания на классификацию:

1. Цель: учить детей классифицировать.

1. По каким признакам можно разложить пуговицы в 2 коробки?




2. Цель: формировать у детей умение выбирать основание для классификации.

«Какой из числовых рядов лишний?»

Папа дал Сереже бумажку, на которой было зашифровано число. Это число надо было поставить, чтобы открыть известный Сереже ящик автоматической камеры хранения и взять из него вещи. Давая это поручение, папа сказал: «Ряд чисел, который здесь «лишний» (не похож на остальные) дает число, которое надо поставить, чтобы открыть ящик». Подошел Сережа к ящику и задумался. Помогите ему, ребята, узнать число, с помощью которого он сможет открыть ящик и взять вещи из камеры хранения. Для этого найдите на рисунке «лишний» ряд, укажите, чем он отличается от других. Какой шифр ящика?

1

2

4

8

16

3

6

12

24

48

5

10

20

40

80

2

6

18

54

162

7

14

28

56

112


Прием аналогии. Понятие «аналогичный» в переводе с греческого языка означает «сходный», «соответственный», понятие аналогия - сходство в каком-либо отношении между предметами, явлениями, понятиями, способами действий.

В процессе обучения математики учитель довольно часто говорит детям: «Сделайте по аналогии» или «Это аналогичное задание». Обычно такие задания даются с целью закрепления тех или иных действий [10, с. 176].

Формирование у младших школьников умения выполнять умозаключения по аналогии, необходимо иметь в виду следующее:

  • аналогия основывается на сравнении, поэтому успех ее применения зависит от того, насколько ученики умеют выделять признаки объектов и устанавливать сходство и различие между ними;

  • для использовании аналогии необходимо иметь два объекта, один из которых известен, второй сравнивается с ним по каким-либо признакам. Отсюда, применение приема аналогии способствует повторению изученного и систематизации знаний и умений;

  • для ориентации школьников на использование аналогии необходимо в доступной форме разъяснить им суть этого приема, обратив их внимание на то, что в математике нередко новый способ действий можно открыть по догадке, вспомнив и проанализировав известный способ действий и данное новое задание;

  • для правильных действий по аналогии сравниваются признаки объектов, существенные в данной ситуации. В противном случае вывод может быть неверным [10, с. 178].