Файл: Оао издательство просвещениеассоциация учителей немецкого языка города москвы.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.12.2023
Просмотров: 246
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
102
103
Теория и практика обучения немецкому языку
Теория и практика обучения немецкому языку
языка» (2010), «Обучение аудированию» (2010), «Mehr Autonomie: Еще больше автономии» (2012), «Деятельностный подход в обучении немецко- му языку» (2013), «Раннее обучение немецкому языку» (2013).
Модернизация сферы образования, владение современными ИКТ-техно- логиями, мобильность позволяют современному учителю повышать свою квалификацию, принимая участие в онлайн-курсах и вебинарах. Целый спектр онлайн-курсов повышения квалификации предлагает Гете-инсти- тут. Многие из них я успешно закончила: «Использование ресурсов сети
Интернет для подготовки учащихся к ЕГЭ по немецкому языку» (2011),
«DigiDeutsch-1: Виртуальная мастерская преподавателей немецкого язы- ка» (2011), «DigiDeutsch-2: Виртуальная мастерская преподавателей не- мецкого языка» (2012), «Moderner Deutschunterricht: Современный урок немецкого языка» (2012), «Немецкий в детском саду» (2014). В школах устанавливают интерактивные доски, использование возможностей кото- рых на уроке делает его разнообразным, познавательным и интересным.
Для этого также необходимо научиться с ними работать. Такую возмож- ность предоставляет Центр дополнительного образования «Снейл» — про- ект «Интерактивная доска Smart Board и ее возможности» (2013).
Таким образом, онлайн-курсы не только расширяют кругозор о со- временных методах и технологиях преподавания, но и совершенствуют умения в применение ИКТ на уроках и во внеурочной деятельности.
Полученные профессиональные знания возможно апробировать и активно использовать как на уроках, так и на внеклассных мероприятиях.
Владение современными технологиями позволяет современному учи- телю проводить нетрадиционные уроки, направленные на максимальное развитие коммуникативных способностей и языковой практики. В моей практике преподавания немецкого языка к таким урокам можно отне- сти урок-игру «Станции», презентацию различных учебных проектов
«Моя книга» (6 класс), «Мое расписание уроков» (5 класс, 1-й год обуче- ния), «Проблемы окружающей среды» (7 класс), «Книга нашей дружбы»
(7 класс, немецкий как второй иностранный) и многие другие, просмотр видеофильмов с последующим выполнением заданий („Rapunzel“, „Emil und die Detektive“, „Im Juli“) уроки-исследования (выполнение проек- тов с использованием Интернет-ресурсов — WebQuest по темам „Feste in
Deutschland“, „Jugendherbergen in Deutschland“).
Для современного учителя важной составляющей профессионального роста является обобщение и распространение педагогического опыта: сво- им опытом делюсь со студентами Псков ГУ, проходящими в лицее практи- ку, и со своими коллегами. Своеобразным обобщением накопленного про- фессионального опыта, с другой стороны попыткой «измерить» мастерство и понять, в каком направлении следует двигаться дальше, является мето- дический Портфолио учителя, который мною был представлен на Кафедре иностранных языков МАОУ «Гуманитарный лицей», а затем на городской выставке «Педагогические инновации — основа конкурентоспособности муниципальной системы образования». Возможности распространения опыта, а одновременно обучения коллег по цеху заложены в различных педагогических мероприятиях, таких, как конкурсы профессионального мастерства «Учитель года», «Классный руководитель года», Дни откры- тых дверей школы, семинары-ресурсы, методические предметные недели, педагогические советы, все их условно можно объединить темой «К вер- шинам мастерства».
Активный учитель стимулирует участие своих учеников в различных конкурсах. В нашем городе проходили конкурсы Гете-института в рам- ках программы «Учи немецкий — думай о будущем» (2010), «Немецкий полным ходом» (2012), «Звуки Германии» (2011), «Рэп полным ходом»
(2012), «Немецкая история в Пскове» (2013). Мои учащиеся активно участвовали и занимали призовые места. Не стоит забывать и о дистан- ционных олимпиадах по предмету — «Осенний марафон. Языкознание/
Немецкий язык» («Новая школа», г. Киров), молодежный чемпионат по немецкому языку («Центр развития одаренности», г. Пермь), а также заочные и очные туры конкурса «Юный знаток немецкого языка» («Центр развития одаренных школьников», г. Псков). Консультирование учащих- ся, партнерство в решении сложных заданий заставляют учителя акти- визировать свой педагогический потенциал, находить и отбирать новую информацию по заданной траектории поиска, придумывать новые инте- ресные задания для учащихся, находить возможности применения новых педагогических технологий.
Таким образом, смело можно сказать, что образование действительно не заканчивается на определенном этапе. Оно открывает новые горизонты и ведет к новым достижениям не только учителя, но и его учеников.
104
105
Теория и практика обучения немецкому языку
Теория и практика обучения немецкому языку
1 ... 5 6 7 8 9 10 11 12 ... 21
Часть 4: Из опыта работы
1. Активные формы работы на уроках немецкого языка
Е. В. Старцева,
учитель немецкого языка,
МБОУ СОШ № 36, г. Воронеж
Одним из действенных способов, помогающих успешному усвоению иностранного языка, является использование активных форм работы на уроках. Они вовлекают учащихся в предлагаемые обстоятельства, уси- ливают личную сопричастность каждого ученика к происходящему на уро- ках, создают общий побудительный фон к деятельности. Активные формы работы способствуют развитию самостоятельности, смещают акцент ак- тивной деятельности учителя на активную деятельность учащихся. В на- шей практике используются различные формы активной деятельности на уроках. В начальной школе и на средней ступени обучения незаменимы игры и игровые ситуации. На уроках мы часто организовываем ролевые игры, например: «В магазине», «Телефонный разговор», «Беседа с дру- гом-иностранцем», «В незнакомом городе», «В кафе», «Переводчик» и т. д.
Эти игры применяются в различных тематических ситуациях. Например, в «Магазине» можно продавать и покупать игрушки, фрукты и овощи, школьные принадлежности, домашних питомцев. «Телефонный разго- вор», «Беседа с другом-иностранцем» уместна при отработке любой темы по развитию устной речи и совершенствованию языковых навыков. В игре
«Переводчик» один или несколько учеников переводят речь учителя для группы «иностранцев» или русских, роль которых играет класс. Также класс может делиться на две группы и общаться друг с другом с помощью
«переводчиков». Эта игра нацелена на совершенствование слухопроизно- сительных и языковых навыков. Во всех ролевых играх важно использо- вать предметы, которые помогают учащимся «примерить» на себя ту или иную роль, например, микрофон, телефон, посуда, спецодежда врача или продавца, костюмы сказочных персонажей и т. д.
Учащимся также нравятся такие дидактические игры, как «Найди пару» (составляют друг с другом пары из букв и звуков, слов и картинок),
«Умный попугай» (повторяют за учителем только те слова, которые со- ответствуют картинкам), «Да или нет» (с помощью вопросов, на которые можно ответить только «да» или «нет», отгадывают слово или предмет).
Такие игры способствуют более эффективному усвоению лексических еди- ниц, запоминанию звукобуквенных соответствий.
Подвижные игры в качестве физкультминуток позволяют не только тренировать глаголы движения и развивать слуховые навыки, но и помо- гают учащимся отдохнуть, взбодриться. Физкультминутки всегда сопро- вождаются стихами и песенками, что очень нравится детям. На наших уроках ученикам предоставляется возможность самим провести речевую зарядку, игру или физкультминутку, побыть в роли учителя. При этом дети часто сами решают, во что играть и какую физкультминутку про- водить. Это помогает неуверенным и стеснительным ученикам активнее участвовать в выполнении упражнения. Таким образом, игра пробуждает у учащихся интерес к изучению иностранного языка, позволяет активно работать на уроке, дарит чувство успеха, независимо от уровня подготовки и индивидуальных особенностей каждого.
На обобщающих занятиях в начальной школе мы часто устраиваем
«Уроки веселого творчества», сочетающие в себе элементы уроков немец- кого языка, технологии и изобразительного искусства. Учащиеся мастерят различные поделки, игрушки, открытки. Работа происходит индивиду- ально, в парах или группах. При этом поощряется общение школьников между собой на немецком языке. По окончании работы дети презентуют свои поделки на основе изученного языкового материала, используют их в играх и диалогах. Главная цель таких уроков — развивать творческие способности учащихся, учить их дружно работать в группах, обобщить изученный материал.
Неоценимую помощь на уроке при обучении учащихся иностранному языку оказывают песни. Они помогают без особого труда более прочному освоению и расширению лексического запаса, так как песенные тексты включают новые слова и выражения. В песнях часто встречаются имена собственные, географические названия, реалии страны изучаемого языка, поэтические слова. Это способствует развитию у школьников чувства язы- ка, знакомит с его стилистическими способностями. На песенной основе значительно легче усваивать грамматический материал. Песня стимули- рует развитие навыков диалогической речи. Разучивание и исполнение ко- ротких, несложных по мелодическому рисунку песен с частыми повторами помогают закрепить правильную артикуляцию и произнесение звуков, правила фразового ударения, особенности ритма и т. д.
В нашей практике для закрепления изученной темы используется также метод проекта. Важным моментом в этом виде работы является создание проблемных ситуаций. С этой целью мы используем различные методические приемы: помощь школьникам в выявлении противоречий и нахождении способов их разрешения; предложение учащимся рассмо- треть явления с различных позиций (например, с точки зрения политика, юриста, журналиста и т. д.);
побуждение учащихся делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, изложение различных точек зрения на один и тот же вопрос. Наибольший интерес у учащихся вызвали такие проекты, как: «Традиции и обычаи, праздники немецкого народа», «На- циональная кухня немцев», «Отправляемся в путешествие по городам Гер-
106
107
Теория и практика обучения немецкому языку
Теория и практика обучения немецкому языку
мании»; «Мое любимое время года»; «Лицо города — визитная карточка страны»; «Поздравительная открытка к празднику». Практический выход проекта: использование проекта в качестве наглядного пособия на уроках в других классах; выступление учащихся с презентацией на школьной научно-практической конференции учащихся.
Еще одной формой работы, позволяющей повысить активность уча- щихся, является нетрадиционный урок. Нетрадиционные формы урока позволяют не только осуществлять контроль знаний, навыков и умений по определенной теме, но и обеспечивают рабочую атмосферу, серьезное отношение учащихся к уроку. При этом предусматривается минималь- ное участие учителя в уроке. В своей работе мы используем такие формы организации урока, как урок-путешествие, урок-праздник, урок-спек- такль, урок-телемост и т. д. Мы проводили такие нетрадиционные уроки, как «Праздник Алфавита», «Занимательная математика на немецком», урок-путешествие с элементами проектной методики «Путешествие».
Такие уроки проходят в необычной обстановке, создают атмосферу празд- ника, снимают психологические барьеры.
Заинтересованность детей вызывают и интегрированные уроки. Для современного языкового образования необходимы междисциплинарная интеграция, многоуровневость, вариативность, ориентация на межкуль- турный аспект владения языком. Спецификой иностранного языка как учебного предмета является его ярко выраженный межпредметный харак- тер, особенно сейчас, когда ставятся задачи изучения языков и культур на всех ступенях и при всех вариантах обучения иностранным языкам.
Интегрированные уроки помогают формированию более высоких речевых навыков на немецком языке, развитию межпредметной компетенции уча- щихся, формированию потребности в самостоятельном приобретении зна- ний. Интегрированные уроки можно проводить в режиме: учитель-класс, учитель-ученик, в групповых формах, в коллективе. Нами проводились такие уроки, как изобразительное искусство и немецкий язык «Унылая пора! Очей очарованье!» (заочное путешествие в Третьяковскую галерею), математика и немецкий язык «Сложение и вычитание» (обобщающий урок), литература и немецкий язык «Природа в творчестве Й. В. Гете»
(литературная гостиная).
Не только на нестандартных, но и на обычных уроках вызвать личную заинтересованность у ребят в выполнении заданий, стимулировать их интеллектуальную активность нам помогают такие проблемные задания, как, например, продумать маршрут и способы путешествия в другую стра- ну или город, подобрать подходящий дом для семьи, учитывая ее состав, увлечения и т. д.
Для повышения активности учащихся необходимо вовлекать в учебную деятельность каждого школьника, что может достигаться использованием хоровой работы, работы в парах и группах. Такие формы организации де- ятельности предполагают взаимодействие, взаимоответственность и взаи- моконтроль учащихся.
Таким образом, использование активных форм работы на уроках ино- странного языка позволяет обеспечить эффективную организацию обра- зовательного процесса, добиться высокой заинтересованности учащихся в предмете и вовлеченности их в учебную и проектную деятельность.