Файл: Оао издательство просвещениеассоциация учителей немецкого языка города москвы.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.12.2023

Просмотров: 240

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

138
139
Теория и практика обучения немецкому языку
Теория и практика обучения немецкому языку
Как формируются социокультурные знания и умения у младших школьников? В каких формах и какими средствами?
Так как умения и навыки рождаются в языковой среде, то оптимальны- ми формами для развития данных умений могут быть урок или внеуроч- ная деятельность.
Типы уроков могут быть разными: урок-обобщение, урок-тест, урок-викторина, урок-лекция, урок-беседа, урок-игра, видеоурок.
Как организовать урок, чтобы он отвечал новым образовательным стан- дартам, демонстрировал совместную деятельность учителя и учащихся?
Здесь придут на помощь современные образовательные технологии:
коллективная система обучения (работа в парах, в группах, а также межгрупповое взаимодействие);
технология развития критического мышления (направлена на разви- тие навыков работы с информацией, умений анализировать и приме- нять данную информацию);
игровая технология (например, ролевая игра);
проектная технология;
развивающая технология (поделки, рисунки на различную тематику);
информационно-коммуникативная технология (электронные и ин- формационные ресурсы с аудио- и видеоинформацией, электронные материалы);
драматизация (внеурочная деятельность).
Следует отметить, что в связи с введением ФГОС изменилась дея- тельность и учителя и учащихся на уроке. Если раньше при подготовке к уроку учитель должен был иметь жестко структурированный конспект, то теперь требуется сценарный план урока, предоставляющий некоторую свободу учителю. Вместе с традиционными УМК учитель использует тех- нологическую карту и Интернет-ресурсы. Это значит, что на уроке можно использовать различные материалы на страноведческую тематику.
На уроке учитель организовывает деятельность детей по поиску и об- работке информации, по обобщению и постановке учебной задачи. Изме- нились также формулировки заданий. Если традиционно учитель давал в основном репродуктивные задания (назовите, спишите, объясните), то теперь ученик должен проанализировать, сравнить, доказать, продол- жить, оценить, изменить, придумать. Например, ученикам можно предло- жить задание на сравнение праздников в России и в Германии, а также как празднуют Рождество у нас и в стране изучаемого языка.
На этапе рефлексивной деятельности ученик может оценить и проде- монстрировать полученные знания, то есть дать самооценку. Все сказан- ное учеником на данном этапе не оценивается учителем, так как относится к личностным результатам. Это дает возможность учителю учитывать интересы учащихся при подготовке к следующему уроку.
Чтобы учебный процесс был активным, нужно заинтересовать детей и мотивировать их на учебную деятельность, вызвать желание изучать культуру и традиции другой страны. Большую роль в этом играет подбор учебного материала. Так как содержание обучения ориентировано на ре- альное использование языка и на культуру немецкоязычной страны, млад- шим школьникам нужно предложить несложные и небольшие по объему тексты, содержащие аутентичную информацию, например, сказки. Дру- гим материалом могут быть пословицы, рифмовки, считалки, скороговор- ки, стихи, песни.
Как было выше сказано, социокультурные знания и умения формиру- ются как в урочной деятельности, так и во внеурочной (работа в кружке).
Реализация данного вида работы осуществляется в процессе организации и проведения недели иностранных языков, переписки, встречи с носителя- ми языка, праздников.
В нашей гимназии, где немецкий язык изучается углубленно, каждый год проводятся такие праздники, как День Святого Мартина (День Добро- ты), День Святого Николая, Рождество и Пасха.
Ко Дню Святого Мартина дети с помощью родителей делают фонарики.
В праздник 11 ноября мы устраиваем шествие с фонариками и песнями в честь Святого Мартина.
Ко Дню Святого Николая ученики изготавливают коллаж, разучивают стихи и песни. Некоторые дети ставят дома вечером накануне праздника свою обувь перед дверью, а утром находят там подарки от Святого Нико- лая.
К Рождеству дети делают рождественские календари, инсценируют рождественскую сказку и песню «В рождественской пекарне», знакомят- ся с традициями празднования Рождества в Германии с использованием
Интернет-ресурсов. Наши ученики знают, что в предрождественское время
(адвент) в каждой немецкой семье есть рождественский венок. В первое воскресенье адвента они зажигают первую свечу, во второе — вторую, в третье — третью, а в Рождество уже горят все четыре свечи. Дети пишут также записки с пожеланиями младенцу Иисусу.
К Пасхе дети готовят пасхальные яйца, которыми украшают пасхаль- ное дерево. С большим интересом они читают текст про пасхального зайца, который прячет пасхальные яйца в саду, а утром дети вместе с родителями ищут их.
В рамках недели немецкого языка ученики участвуют в выполнении проекта, в конкурсе «Лучший грамматист», а также делают стенгазеты.
С целью найти друга в Германии мы подготовили видео-письмо, в ко- тором дети смогли представить себя и свою гимназию. Ученики имеют возможность общаться с носителями языка, так как в гимназии существу- ет языковой обмен с Германией.


140
141
Теория и практика обучения немецкому языку
Теория и практика обучения немецкому языку
Таким образом, овладение иностранными языками без ознакомления с культурой страны, с менталитетом людей, говорящих на этом языке, не может быть полноценным. Использование инновационных средств для формирования социокультурных знаний и умений облегчает учащимся процесс овладения иностранным языком и приобщает их к культуре стра- ны изучаемого языка.
Литература
1. Бим И. Л. Обучение иностранному языку. Поиск новых пу- тей//ИЯШ, 1989-№ 1 2. Гальскова Н. Д. Программы для общеобразовательных учреждений.
Немецкий язык. М.: Просвещение, 1998 3. Крылова О. Н. Новая дидактика современного урока в условиях введения ФГОС ООО. — СПб: Каро, 2013 4. Соловова Е. Н. Методика обучения иностранным языкам. Базовый курс лекций. — М.: Просвещение, 2002 5. Стандарты второго поколения. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. — М.: Просвещение, 2010 10. Lerncomputerspiele in den Deutschstunden
I. G. Knjasewa,
Deutschlehrerin der Oberschule № 15,
Kosakensiedlung Rogowskaja,
Region Krasnodar
Ich arbeite als Deutschlehrerin seit 20 Jahren. Man muss zugeben, dass sich die Situation mit der deutschen Sprache in unseren
Schulen verbessert hat. Dazu haben vor allem Kontakte zwischen
Russland und Deutschland beigetragen, die in den letzten Jahren bedeutend zugenommen haben. Heutzutage setzen wir uns zum Ziel, möglichst mehr Schüler zu gewinnen, die sich für Deutsch interessieren und Deutsch in der Schule lernen wollen.
Und jetzt ganz kurz darüber, was ich zu machen versuche, um die
Motivation im Deutschunterricht zu fördern.
Man kann vieles für die Motivation mit Hilfe des Computers tun. In unserem Deutschraum haben wir leider nicht einmal einen Computer.
Wie man so sagt, wo ein Wille ist, ist auch ein Weg. Jetzt komme ich in die Stunden mit meinem eigenen Laptop. Wir hören uns Texte, Gedichte,
Lieder, Dialoge an. Das erweckt das Interesse der Kinder an Deutsch.
Die Nutzung der Informationstechnologien ist eine der
Hauptanforderungen an die moderne Fremdsprachestunde. Solche
Arbeit ist wichtig und interessant für die Schüler.
Seit 3 Jahren arbeite ich an Themen „Landeskunde“, „Interaktive
Spiele“ und anderen. In der wissenschaftlich-methodischen Zeitschrift
„Schuljahre“ sind 9 Artikel von mir erschienen. Theoretische und praktische Kenntnisse helfen mir, meine Stunden effektiver zu gestalten.
In diesem Beitrag schreibe ich über Lerncomputerspiele, die wir in der
Grundschule und in den 5. Klassen, wo die Schüler erst beginnen, Deutsch zu lernen, verwenden. Diese Materialen sind in der Zusammenarbeit mit dem Lehrstuhl der Informationstechnologien und Informationssystemen in der Bildung der Kubaner Staatsuniversität erschienen.
Die Lerncomputerspiele bereichern den Lehrprozess, machen ihn mehr produktiv und weniger ermüdend, denn die Lerncomputerspiele ziehen die Schüler intensiv sowohl zu der Spieltätigkeit als auch zu der
Erkenntnistätigkeit heran.
Im 1. Viertel, wenn wir das ABC lernen, verwenden wir das Spiel
„Namen“. Da muss man in dem Programm Paint arbeiten.
Zum Beispiel, vier Spiele helfen den Kindern die Benennungen der
Farben auf Deutsch zu lernen: „Strauß für Lehrer“, „Blumen“, „Tanne“ und
„Blümchen mit 7 Blütenblättern“.

142
143
Теория и практика обучения немецкому языку
Теория и практика обучения немецкому языку
Das Spiel „Städte Deutschlands“ ist den Lesensregeln, der
Lesefertigkeit und der
Rechtschreibung gewidmet. Im
Spiel gibt es vier Computerbilder und das Verzeichnis der deutschen
Städte. Der Schüler muss mit Hilfe des Filzstiftes die Städtenamen, die wir auf dem Foto sehen, unterstreichen und vorlesen.
Das interaktive Spiel „Die
Stunden des Katers Leopold“ ist der Lesensfertigkeit und der
Wiederholung der Numeralien. Wir sehen Leopold in seinem Hof und
5 Aufgaben dazu.
Unten ist das Verzeichnis der deutschen Städte. Vier Städte sind auf Russisch und 13 auf
Deutsch geschrieben. Man muss aus dem Verzeichnis, das auf Deutsch geschrieben ist, die entsprechenden
Städtenamen auswählen, vorlesen und die Numeralien schreiben.
Literaturverzeichnis
1. И. Г. Князева, А. Л. Вилков «Лексические игры на уроках немец- кого и английского языков», федеральный научно-методический журнал с электронным приложением «Школьные годы» № 21,
Краснодар: 2008, с. 4–7.
11. Использование игровых приемов на уроках немецкого языка
С. В. Козина,
учитель немецкого языка
ГБОУ СОШ № 1493,
г. Москва
Все возможные виды детской деятельности можно объединить емким понятием «игра». Современная педагогика уже давно по достоинству оценила заложенные в ней универсальные возможности. Именно игра яв- ляется самым продуктивным способом освоения новых знаний и умений, помогает в становлении личности ребенка. Еще Платон, понимая детскую игру как подражание деятельности взрослых, считал, что именно через игру ребенок должен получать знания, полагая, что игра есть приготовле- ние к жизни. Игра обеспечивает эмоциональное воздействие на учащихся, активизирует резервные возможности личности, создает условия для раз- вития воображения, творчества, активной мыслительной деятельности, учит детей работать в коллективе, воспитывает культуру общения.
В используемых мною играх на уроках немецкого языка в начальной школе обязательно сочетаются два начала: одно требует серьезности, мо- билизации усилий, другое — несет элементы развлекательности. Игровые действия включают в себя обучающую задачу, но решение ее происходит не как передача конкретных знаний, умений, а как развитие определен- ных способностей детей. Игра, безусловно, очень эффективный метод развития ребенка, его способностей.
С помощью игр успешно решаются основные задачи:
повысить мотивацию к изучению немецкого языка;
реализовать индивидуальный и дифференцированный подход в обучении;
закрепить владение школьниками всеми видами речевой деятельно- сти на немецком языке;
познакомить детей со страноведческим материалом.
Большой популярностью у младших школьников пользуются игры физического развития. Дети с удовольствием играют в «Кошки-мышки», в «Жмурки», сопровождая выбор ведущих немецкими считалками, в игры с инвентарем, например, забрасывают мячи в корзину и по-немецки счита- ют количество попаданий. Можно бросать мяч и называть немецкие слова на разные темы. Школьники любят играть в кубик. Они встают в круг и, передавая кубик, произносят слова:
„Trarira, trarira,
Der Würfel fällt immer da.
Trarira, trarira,
Der Würfel fällt immer da“.


144
145
Теория и практика обучения немецкому языку
Теория и практика обучения немецкому языку
Последний учащийся бросает кубик и называет нарисованную на нем картинку. Игра продолжается несколько раз.
Младшие школьники предпочитают предметные игры — игры с игрушками на немецком языке, например, «Волшебный мешочек», игры с предметами-за- менителями и строительные игры. Школьники строят из конструктора или счетных палочек башню или дом и по-немецки называют цвета конструктора.
Цвета дети изучают также, играя в мозаику и собирая разноцветную пирамиду.
С удовольствием школьники играют в обучающие, познавательные игры, например, в «Третий лишний», «Чего не стало?», «Съедобное — не съедобное» на немецком языке, в «Крестики-нолики», где за каждым полем скрывается немецкий вопрос, в «Поле чудес», в «Немецкое лото» на темы «Животные»,
«Игрушки», «Мир вокруг нас». Разнообразны игры с буквами, немецкими числительными. С интересом школьники выполняют упражнения на семанти- зацию, классификацию предметов, разгадывают загадки, кроссворды, состав- ляют из разрезных карточек слова или предложения, находят слова в магиче- ском квадрате. Например: Finde die Wörter zum Thema „Die Sommerferien“!
t u
r n
e n
m i
d l
a s
o b
f l
a h
m x
n f
s p
i e
l e
n y
z g
j i
l s
e w
e t
e f
a u
l e
n z
e n
n a
v s
i n
g e
n p
Любят школьники и речевые игры «Эхо», «Доскажи словечко», «Под- бери антонимы», «Придумай рифму», «Испорченный телефон», «Игру в переводчиков».
Очень интересны школьникам сюжетно-ролевые игры. Дети проигры- вают различные ситуации — поход в магазин, приглашение в гости, празд- нование дня рождения.
Эффективным средством обучения являются игры, организованные
на творческой основе. В таких играх используются элементы театрализа- ции, дети танцуют, рисуют, сами поют песни, выполняют музыкальные физкультминутки, положенные на музыку известных детских песен. Таким образом, наряду с закреплением материала немецкого языка, идет развитие творческих способностей детей, спонтанности, инициативы, воображения.
Дети овладевают иностранным языком и учатся управлять своими движе- ниями, телом, голосом. В процессе увлекательного взаимодействия детей друг с другом, они учатся слышать и слушать. Создаются условия непроиз- вольного применения полученных речевых умений немецкого языка.
Видя, как нравится школьникам исполнять песни „Es ist Herbst!“ и „Winter kommt!“, предложенные в учебнике И. Л. Бим, Л. И. Рыжовой,
Л. М., Фомичевой для 3 класса общеобразовательных учреждений, я сочи- нила на ту же мелодию песни „Frühling kommt!“ и „Sommer kommt!“
Frühling kommt! Frühling kommt!
Und die Vögel singen,
weil sie wieder hierher
mit Vergnügen fliegen.
Es ist warm, und in dem Wald
sieht man Blumen und Gras.
Grüne Blätter sind sehr schön.
Der Frühling macht uns Spaß.
Sommer kommt! Sommer kommt!
Lustig sind die Kinder.
Es ist heiß, und im Fluss
baden alle Kinder.
Und sie turnen, spielen Ball
überall, überall,
schaukeln und laufen
lustig überall.
Изучая тему «Школа», мы поем песню на мелодию известной детской песни «Кузнечик»:
Wir gehen in die Schule.
Wir gehen in die Schule.
Wir lesen, schreiben, rechnen.
Wir singen Lieder hier.
Die Schule ist groß.
Die Schule ist schön.
Wir lieben uns’re Schule.
Die Schule ist groß.
Die Schule ist schön.
Die Schule ist sehr gut.
Wir malen und wir singen.
Wir tanzen und wir springen.
Wir lernen Deutsch und Englisch.
Wir haben Freunde hier.
Die Schule ist groß.
Die Schule ist schön.
Wir lieben uns’re Schule.
Die Schule ist groß.
Die Schule ist schön.
Die Schule ist sehr gut.


146
147
Теория и практика обучения немецкому языку
Теория и практика обучения немецкому языку
Знакомясь с темой «Школьные принадлежности» и отвечая на вопрос
„Was hast du in deiner Schultasche?“, учащиеся исполняют песню на мело- дию «Песни Чебурашки»:
Ich habe einen Kuli,
Ich habe einen Bleistift,
Ich habe einen Filzstift,
Ein Heft, ein Lineal.
Ich habe einen Spitzer
Und einen Radiergummi,
Ein Tagebuch und
Einen kleinen Ball.
Образование множественного числа существительных мы отрабатываем под мелодию песни «Я на солнышке лежу»:
Auf die Straße gehen wir,
Viele Häuser sehen wir.
Viele Häuser, viele Häuser,
Viele Häuser sehen wir.
(Вместо слов „viele Häuser“ в следующий раз можно показать другие картинки, и тогда школьники споют вместо слов „viele Häuser“ слова
„viele Autos, Bäume, Blumen, Kinder, Katzen, Hunde“).
In den Zoo gehen wir,
Viele Tiere sehen wir.
Viele Tiere, viele Tiere
Viele Tiere sehen wir.
(Вместо слов „viele Tiere“ школьники могут петь „viele Affen, Löwen,
Hasen, Tiger, Bären, Pferde“).
Спряжение глагола sein легко запомнить под мелодию «В лесу родилась елочка»:
ich bin wir sind
du bist ihr seid
er, sie, es ist sie sind
На уроках немецкого языка младшим школьникам можно предлагать различные игры. Дети всегда стремятся к чему-то необычному, веселому.
Положительные эмоции надежно защищают школьников от умственных перегрузок, ведь то, что развлекает, никогда не утомляет. Игры способ- ствуют развитию детей, служат формой самостоятельного общения школь- ников на иностранном языке, вызывают у них чувства удовлетворения, радости, что значительно облегчает обучение. А для учителя игры являют- ся важным средством всестороннего развития и воспитания учащихся.
12. WebQuest: Berufswahl. Использование ресурсов
сети Интернет для формирования навыков работы
с аутентичными текстами и создания собственного продукта
с его последующей презентацией.
Е. Е. Горячева,
учитель немецкого языка
МАОУ СОШ № 3 ст. Брюховецкой
Краснодарского края
Конспект урока немецкого языка в 9 классе, вебквест
с использованием ресурсов сети Интернет.
УМК: Schritte 5 (И. Л. Бим)
Thema 3: „Berufswahl“
10 урок по теме: «Выбор профессии». Практика работы с аутентичными текстами, использование собственного вебквеста, расположенного в сети
Интернет.
Оборудование: уроки такого типа лучше проводить в компьютерном классе, где у каждого учащегося индивидуальный компьютер, принтер и доступ в интернет. Необходимо также наличие интерактивной доски.
Цель урока: Научить самостоятельному ориентированию в аутентич- ных текстах по теме «Профессия».
Задачи урока:
Обучающие:
активизация изученного лексического и грамматического материа- ла;
развитие умений в чтении и аудировании аутентичных текстов.
Развивающие:
развитие мотивации к изучению иностранного языка;
развитие познавательного интереса, интеллектуальных и творческих способностей учащихся средствами ИКТ;
развитие умения критически оценивать информацию, предлагаемую в Интернете;
развитие навыков самостоятельной работы.
Воспитательные:
воспитание информационной культуры учащихся;
воспитание коммуникативной культуры учащихся.
Подготовительный этап:
Знакомство учащихся со структурой вебквеста.
Вебквест — проблемное задание c элементами ролевой игры, для выпол- нения которого используются информационные ресурсы Интернета.


148
149
Теория и практика обучения немецкому языку
Теория и практика обучения немецкому языку
Использование вебквестов и других заданий на основе ресурсов Интер- нета в обучении языку требует от учащихся соответствующего уровня вла- дения языком для работы с аутентичными ресурсами Интернета. В связи с этим эффективная интеграции вебквестов в процесс обучения иностран- ным языкам возможна в тех случаях, когда при подборе сайтов учитывает- ся уровень владения языком обучающихся.
Вебквест имеет четкий сценарий. Следуя намеченному плану, учащи- еся самостоятельно проходят все этапы работы с аутентичными текста- ми и создания собственного продукта. К тому же, учитель вполне может рассчитывать на то, что в предложенных ссылках не содержится никакой
«опасной» для детей информации.
Структура вебквеста
Вебквест состоит из следующих разделов:
1. Представление
2. Задача
3. Процесс (порядок работы и необходимые ресурсы)
4. Оценивание (таблица оценивания)
5. Заключение
6. Дополнения (сведения об авторе и сайте)
7. Страничка учителя
План проведения урока:
1 этап: Введение в тему урока.
Lehrer: Früher oder später bekommen alle Menschen einen Beruf. Euch steht es auch bevor. Aber vielleicht wisst ihr nicht, womit zu beginnen und was weiter zu machen. Ist es so?
Schüler: Ja!
Lehrer: Dann ist diese Arbeit genau für euch! Los!
Heute arbeiten wir mit einem Webquest. Hier könnt ihr euren Interessen nach den zukünftigen Beruf auswählen, die Berufstätigkeiten und den bevorstehenden Ausbildungsprozess kennen lernen, euch Videos über den gewünschten Beruf anschauen und selbständig ein Bewerbungsformular ausfüllen.
2 этап: Основная часть урока.
В данной части урока, учитывая базовый уровень владения языком, учитель может комментировать отдельные моменты в процесс прохожде- ния вебквеста на русском языке с презентацией на интерактивной доске.
Перед началом работы с вебквестом учитель просит учащихся открыть на рабочем столе программу Word и заносить туда по мере работы с веб- квестом, нужную на их взгляд для финишной презентации информацию, рассказывающую об их будущей профессии.

150
151
Теория и практика обучения немецкому языку
Теория и практика обучения немецкому языку
Lehrer: Wir beginnen mit einer kurzen Prozessbeschreibung.
Здесь учитель кратко поясняет этапы работы в вебквесте (комментарий на усмотрение учителя: либо по-русски, либо по-немецки).
Далее учащиеся по первой ссылке переходят на указанный сайт, где самостоятельно просматривают приведенные Interessenfelder и по своим предпочтениям выбирают из предложенного списка желаемую профессию
(отработка навыков работы с аутентичными текстами).
В этом же пункте вебквеста дана еще одна ссылка, это ссылка на Гугл
Транслейтор (переводчик), кото- рым учащиеся могут пользоваться по мере необходимости. Все же больший упор делается на самостоя- тельное изучение и понимание.
Изучив все предложенные ма- териалы по желаемой профессии на данном сайте, учащиеся пере- ходят ко второму пункту и второй ссылке вебквеста, которая направ- ляет их к видеоданным по жела- емой профессии. Из списка пред- ложенных учащиеся выбирают желаемую, кликают на название и просматривают видеофрагмент с субтитрами (отработка навыков аудирования).
Lehrer: Also jetzt braucht ihr einen Ausbildungsplatz. Dann los zur
Ausbildungsbörse! Hier müsst ihr auf „Alle Stellen anzeigen“ klicken!
Vergesst, bitte, nicht nötige Informationen zu kopieren um später sie beim
Präsentieren zu verwenden!
По четвёртой ссылке учащиеся отправляются на поиск места учёбы. Здесь они так же из списка предложен- ных выбирают свою профес- сию, кликают на название и просматривают представ- ленную информацию, опять же не забывают копировать и размещать в Word нужные данные.
Lehrer: Und was brauchen wir noch? Natürlich, ein
Bewerbungsformular auszufüllen.
Trainieren können wir auf dieser
Seite.
Учащиеся по пятой ссылке переходят на указанный сайт, где самостоятельно заполняют online
Bewerbungsformular (отработка навыков письма). Данный интерак- тивный ресурс не комментируется учителем на русском языке, так как создан для учащихся с базовым уровнем владения иностранным языком. Помощь может быть ока- зана учителем, только отстающим учащимся. Предпочтение отдается самостоятельной работе с ресурсом.
Lehrer: Ihr habt schon alles gemacht: mit allen gegebenen Materialien gearbeitet, Bewerbungsformular ausgefüllt und Informationen über einen
Beruf gesammelt. Nun jetzt ist die Zeit eure Arbeit zu präsentieren. Ihr könnt vorlesen, aber es wäre besser, wenn ihr kommentiert. (отработка навыков говорения).
Учащиеся с опорой на свой Word документ высказываются на тему
„Mein Beruf“, более слабые учащиеся могут зачитать свое представление.