Файл: Оао издательство просвещениеассоциация учителей немецкого языка города москвы.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.12.2023
Просмотров: 236
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
160
161
Теория и практика обучения немецкому языку
Теория и практика обучения немецкому языку
цей?», «Чьи родители учились в нашей школе?». Вместо ответа «Я» дети из команды напротив просто переходят в первую шеренгу, теперь очередь другой команды задавать вопрос и т. д.
«Пантомима»: отличительной особенностью многих упражнений на уроке иностранного языка является активная жестикуляция для подкрепления слухового образа визуальным. При этом визуальные обра- зы, воспринимаемые с картинки, запоминаются хуже, чем те слова или словосочетания, которые учитель и дети показывают сами и на себе. Здесь, на мой взгляд, срабатывает еще и другой вид памяти, который можно на- звать «память тела» или «память мышц». Особенно это актуально на на- чальном этапе обучения иностранному языку, каждый ученик по очере- ди получает на листе бумаги, в тайне от других слово, которое ему надо изобразить (дерево, стол, телефон, веселый, застенчивый, злой, умный).
«Какой сегодня Ваня?» — например, спрашивает учитель. Ваня показыва- ет, класс отгадывает.
«Сурдоперевод»: один ученик рассказывает с помощью мимики и же- стов о прогнозе погоды или о своем распорядке дня, другой переводит язык жестов на немецкий.
«Угадай, что в мешке»: в мешке лежат различные предметы, ученик, надев толстые варежки, должен угадать эти предметы.
«В зоопарке»: ребята встают в колонну, последний поворачивает- ся к учителю или ведущему лицом, именно ему показываем животное на картинке, он должен постучать по плечу впередистоящему и объяснить с помощью мимики и жестов, что он увидел, затем второй объясняет треть- ему и т. д. Последний игрок, увидев объяснение, называет это животное, если неверно, ищем, где оборвалась связь — как в «Сломанном телефоне», а затем просим всех показать это животное так, чтобы в следующий раз больше не ошибиться.
«Кто режиссер» вот самая любимая игра всех ребят, на случай если остается минута-другая до звонка и дети очень устали. Все выходят из-за парт, встают в круг. Один ребенок выходит из класса, (его выбираем с по- мощью немецких считалочек) дети выбирают режиссера, именно он будет показывать различные движения, танцевальные, спортивные, похлопыва- ния, покачивания. Остальные, аккуратно поглядывая на режиссера, что бы его не выдать, с точностью стараются повторить предложенные движе- ния.
Прекрасной релаксацией является песня. Она дает учащимся не только отдохнуть, но и служит формированию фонетических, лексических, грам- матических навыков. Она снимает утомляемость за счет эмоционального настроя. Пение на уроках иностранного языка позволяет включить в ак- тивную познавательную деятельность каждого ребенка, создает предпо- сылки для дружной коллективной работы в атмосфере положительных эмоций. Песня просто «оживляет» преподавание, вызывая эстетический, эмоциональный отклик. Ребята не просто поют песню, мы обязательно встаем, либо группа выходит к пианино, делаем различные движения, как в песне „Lö-lö-löte“ мы показываем игру на различных инструментах, а „Wo ist hier ein Restaurant“ поем по ролям, указывая дорогу, можем держать иллюстрации в руках, нарисованные к песне „Woraus sind alle
Jungen gemacht“.
На уроках немецкого в полной мере используются все необходимые средства, способствующие сбережению здоровья. Введение и закрепление слов, грамматических структур происходит в игровой форме с использо- ванием движения. На моих уроках я использую принцип двигательной активности. Чем выше двигательная активность, тем лучше развивается речь. Двигательная активность учеников на уроке иностранного языка способствует лучшему овладению языковым материалом, снятию устало- сти и повышению мотивации к обучению. При изучении правил немецкой грамматики я предлагаю детям выкладывать на магнитную доску или доску с пазами для выставления карточек те или иные структуры — дети любят работать в парах, помогая друг другу — один выставляет карточки с личными местоимениями, другой подбирает нужную форму глагола.
Такие заламинированные на твердом картоне карточки у меня есть на мно- гие правила немецкой грамматики. Либо я раздаю слова, предлагая найти друга, у которого, например, синоним или антоним, кто быстрее найдет партнера, поднимает руку с карточкой. Таким же образом можно соотне- сти слово и картинку или, получив карточки с буквами, ребенок должен сложить слово.
Ребята любят соревноваться и в быстроте реакции, тогда я предлагаю другую игру — пишу на доске вразброс предлоги, цифры, правила чтения, в виде сочетания 2-х, 3-х, 4-х букв, вызываю двух человек, ребята берут цветные мелки. Ученикам по цепочке предлагаю найти на доске то или иное слово, кто быстрее обведет мелком нужное слово, тот и победил.
С стихотворением, поговоркой, крылатым выражением можно пои- грать так: слова разрезаются, раздаются детям вперемешку, нужно встать, собрать поговорку, встать в линейку и прочитать — «оживить». Слова могут быть развешены вразброс и на доске. При изучении и драматизации диалогов дети активно используют движения, то есть, они не просто рас- сказывают диалоги, а показывают их. Ролевая игра — это своеобразный прием, благодаря которому обучающийся должен говорить в рамках за- данных обстоятельств, выступая в роли одного из участников иноязычного общения. Именно ролевая игра обеспечивает максимальную активизацию коммуникативной деятельности. Чем ближе к жизни игровая ситуация, тем легче и быстрее дети запоминают языковой материал. Для инсцениро- вок «У врача», «В магазине», «Как спросить дорогу», «В туристическом
1 ... 10 11 12 13 14 15 16 17 ... 21
162
163
Теория и практика обучения немецкому языку
Теория и практика обучения немецкому языку
бюро», «Знакомство», для инсценировки баллад используется необходи- мый реквизит. Элементы театрализации на уроках, а также подготовка театральных постановок являются прекрасным средством снятия психоэ- моционального напряжения.
На моих уроках я использую методы позитивной психологической под- держки ученика, учет индивидуальных особенностей учащегося и диффе- ренцированный подход к детям с разными возможностями, поддержание познавательного интереса к изучению иностранного языка.
Урок иностранного языка — зона психологического комфорта. В ре- зультате введения в урок видов деятельности, поддерживающих поло- жительное отношение ребенка к себе, уверенность в себе, в своих силах и доброжелательное отношение к окружающим, изменился микроклимат на уроке. Атмосфера на уроках стала более благоприятной для обучения и для межличностного общения.
Таким образом, урок иностранного языка, как никакой другой, позво- ляет с успехом использовать здоровье сберегающие технологии, стано- вясь при этом более интересным, динамичным, а главное полезным. Нам, преподавателям иностранного языка, гораздо легче логично «вплести» подвижные игры, разминки и физкультминутки, инсценировки в струк- туру урока, чем преподавателю математики, физики, химии. Безусловно, нельзя превратить каждый урок, от начала до конца, в урок-праздник, урок-соревнование. Многое требует серьезного труда, спокойной акаде- мической обстановки, вдумчивой интеллектуальной работы. Да и вечный праздник надоедает так же быстро, как и серые будни. Во всем нужно руководствоваться чувством меры. Тем не менее, если ваши уроки будут построены таким образом, что учащиеся будут всегда ожидать чего-то но- вого и интересного, если эмоциональная атмосфера на ваших уроках будет атмосферой доброжелательности и сотрудничества, если ваши ученики будут иметь возможность развивать и проявлять не только свои знания, но и творческие способности, безусловно, и учить, и учиться будет легко и радостно, что непременно положительно скажется на психофизическом здоровье вашем и ваших учеников.
15. Немецкая слобода города Архангельска в контексте
регионального компонента на уроках немецкого языка
Е. В. Антипина,
учитель немецкого
и французского языков
МБОУ ОГ № 24,
г. Архангельск
В рамках президентской инициативы «Наша новая школа» обучение иностранному языку рассматривается как одно из приоритетных на- правлений современного школьного образования. Всем известно, что это один из самых сложных предметов школьного курса, поэтому проблема мотивации особенно важна при отсутствии основной потребности в комму- никации. Хочется добавить к этому то, что в скором времени у учащихся появится возможность изучать второй иностранный язык. Поэтому учи- телям иностранного языка необходимо находить любые способы, чтобы заинтересовать детей.
Думается, что использование в обучении иностранному языку нацио- нально-регионального компонента стимулирует не только интерес к изуче- нию, но и самостоятельность, активность каждого ученика, воспитывает ответственное отношение к делу, способствует становлению личности. Хо- чется напомнить, что региональный компонент реализуется в региональ- ном аспекте, который отражает региональные особенности конкретного
«Немецкая слобода в Архангельске»
164
165
Теория и практика обучения немецкому языку
Теория и практика обучения немецкому языку
субъекта РФ. На региональный компонент выделяется 10–15% времени, что создает условия для творчества учителя, свободного выбора форм и ме- тодов обучения, дифференциации образовательного процесса.
С одной стороны, изучая иностранный язык, учащиеся проникают в ценную культуру, знакомятся с огромным духовным богатством, хра- нящемся в изучаемом языке. С другой стороны, учащиеся должны знать не только страну изучаемого языка, но и страну, область, город, в котором живут. Иначе говоря, если ученик обладает обширными знаниями об исто- рии, традициях своего региона, ему легче научиться представлять родную культуру на иностранных языках.
Нам очень повезло, что мы родились и живем в городе Архангельске.
Историческая справка: Город Архангельск был основан в 1584 году. Это был первый и долгое время единственный морской порт России (130 лет!).
Все началось с английского капитана Ричарда Ченслера, который случайно открыл в 1553 году морской пусть в Московию. Именно после этого на пу- стынные берега Белого моря устремились торговцы из Англии, Голландии,
Дании, Германии и других стран. После опубликования в 1702 году в Гер- мании манифеста Петра I, приглашавшего европейцев, на север приехали предприниматели, ремесленники, кораблестроители, моряки, лекари и так далее. В 17 веке более половины внешнеторгового оборота страны осущест- влялось через Архангельский порт. Приезжие иностранцы везли лес во все европейские страны, а на обратном пути нужные России товары, вплоть до сахарного тростника из Египта и молочный скот из Голландии. В мае
1667 года Российское правительство принимает решение о строительстве
Гостиных дворов в Архангельске, так как торговцам нужно было где-то хранить грузы и останавливаться, приезжая на Север. Через некоторое вре- мя самые предприимчивые иностранцы «осели» в Архангельске, привезли сюда семьи, образовывали здесь свою слободу, где жили не только немцы, но и англичане, голландцы, норвежцы. Всех тех, кто не говорил по-русски, называли немцами, потому слобода стала именоваться Немецкой. Выходцы из Немецкой слободы внесли огромный вклад в развитие Северного края.
Они строили верфи и корабли по образцу гамбургских, прядильные и ка- натные предприятия, возводили кузницы и мельницы, развернули цел- люлозно-бумажное производство, на собственные деньги открывали школы и гимназии и т. д. Показателем высокого авторитета служило избрание ино- странцев на пост городского главы, на должности которого побывала девять их представителей (в период с 1793 по 1910 гг.). В конце 18 века в Архан- гельске жило 383 выходца из западноевропейских стран.
Постепенно в Архангельске появился уголок Европы, который прости- рался почти на километр от Гостиного двора вниз по набережной реки.
Немцы очень серьезно относились к строительству: сначала они готовили чертежи, выбирали древесину, планировали убранство комнат, облаго- раживали территорию вокруг дома. Улочки были узкие и мощеные, дома утопали в садах, на окнах были кружевные занавески, цветочные горшки на подоконниках. Выращивали даже виноград. К сожалению, сохрани- лось только два особняка, так как в связи с реконструкцией центра горо- да в 1970-е годы большая часть домов Немецкой слободы Архангельска по нынешнему Троицкому проспекту была разрушена. До сих пор возвы- шается над Архангельском лютеранская кирха, где проводились все таин- ства: крещения, свадьбы и т. д.
Существовало правило: «На территорию Немецкой слободы могли заселяться только приличные люди». Немцы много сделали для развития и благоустройства Архангельска:
В 1907 году по Троицкому проспекту пошел первый автобус; даже раньше, чем в Санкт-Петербурге. Для того чтобы привлечь людей, что- бы они не боялись ездить на этом виде транспорта, проезд был сделан в шесть раз дешевле, чем на извозчике.
Затем была построена электростанция, жители немецкой слободы подали прошение губернатору с просьбой бросить воздушные провода.
Таким образом, впервые появилось электричество в Архангельске.
В 1916 году благодаря немцам по Троицкому проспекту прошел пер- вый трамвай.
Появились электротеатр (первое кино с тапером), телефонный аппа- рат, уличное освещение, водопровод.
Именно из Немецкой слободы пришли некоторые традиции и празд- ники, например 25-летие совместной жизни (с меню, программой, по- дарками), свадьба, крещение (сохраняли одежду, в которой крестили, волосы младенцев, первые пинетки, книги, игрушки) и т. д.
Умение вести себя в обществе: семьи у иностранцев были большие, в домах много комнат, среди которых огромная гостиная с музыкаль- ным инструментом и столом, покрытым скатертью с приборами и ро- скошной фарфоровой простудой, а также со свечами в подсвечниках.
Удивительно, но уже тогда в немецких семьях существовали яйцевар- ки, ножницы для чистки яиц и т. д.
В Немецкой слободе была построена своя школа, преподавание велось на немецком языке. После окончания выпускники могли легко посту- пить в Сорбонну и другие университеты.
Обустраивались детские комнаты. Жены занимались детьми и хозяй- ством (три K: Kirche, Kinder, Küche). Через некоторое время появи- лись современные русско-немецкие семьи.
Традиция флюгеров на немецких домах. В середине 19 века в Немец- кой слободе было построено здание коммерческого собрания.
Мужчины отдыхали в Немецком клубе, женщины занимались руко- делием: шили, вязали, вышивали;
166
167
Теория и практика обучения немецкому языку
Теория и практика обучения немецкому языку
С ранней весны до поздней осени целыми семьями выезжали на при- роду на пикник: играли в хоккей на траве, большой теннис, расклады- вали карты.
Хочется назвать некоторых основателей династий, оставивших знамени- тый след в жизни Архангельска. Среди них уроженцы Гамбурга пастор Лю- теранского прихода Иоганн Генрих Линдес и «золотого художества мастер»
Иоганн Андреевич Ротерс, портной Карл Люрс из Ганновера, саксонский хлебопек Август Августинович Пец и др. Швейцарец Яков Лейципгер, из- вестный в Архангельске фотограф, основывая первый фотосалон, купил мо- нополию на разрешение фотографировать Архангельскую область. К счастью, фотографии Соловков и Архангельска сохранились до сегодняшнего дня.
На Севере иностранцы пользовались правами наравне с коренным населением, местные хорошо относились к жителям Немецкой слободы.
Все изменилось во время Первой мировой войны, когда в городе распро- странялись антинемецкие листовки. После этого начались притеснения и гонения, а в конце 1937 года — репрессии. В 1920-е годы понятие Немец- кая слобода постепенно вышло из обращения. Значительная часть состоя- тельных «немцев» выехало на родину. Некоторые потомки прославленных иностранцев до сих пор живут в Архангельске.
Без сомнения, при изучении немецкого языка учащиеся должны знать историю Немецкой слободы, фамилии немцев, которые внесли большой вклад в развитие нашего города.
Целенаправленное использование РК на уроках немецкого языка сти- мулирует интеллектуальную и эмоциональную сферы личности учащихся.
Включение краеведческой информации из разных предметных областей
(в данном случае — из истории) расширяет кругозор учащихся, кроме это- го, создается концентрация материала вокруг определенной темы, совер- шенствуются языковые возможности школьников.
Учащиеся МБОУ ОГ № 24 города Архангельска, изучающие немецкий язык, являются постоянными участниками традиционных городских мероприятий, посвященных «Дням Германии в Архангельске», в рамках которых готовят информационные стенды, разрабатывают викторины по теме «Немецкая слобода». Также мы составляем маршруты экскур- сий по местам, где находилась слобода, и прогуливаемся, рассказывая по-немецки о памятных местах. Кроме этого, учащиеся готовят доклады об известных жителях Немецкой слободы, о Кирхе, об истории Немецкой слободы, выступают на школьной научной конференции. С удовольстви- ем посещаем выставки в краеведческом музее, посвященные этой теме.
Разыскиваем потомков немцев, проживающих в Немецкой слободе, берем у них интервью. В ноябре 2013 года учащиеся нашей гимназии участвова- ли в работе конференции в рамках областного конкурса «Deutsch um uns herum» («Немецкий вокруг нас»).
Таким образом, преподавание иностранного языка на современном эта- пе является не только введением учеников в мир иноязычной культуры, но и осмысленным пониманием ими родной культуры, что важно в про- цессе становления личности, формирование мировоззрения, в культурном развитии детей.
Литература
1. Новожилов Ю. К. «К вопросу об основании города Архангель- ска»//Сборник историка краеведческих статей (Ученые записки.
Выпуск 16): Архангельск, 1964, с. 193;
2. Крестинин В. В. Краткая история о городе Архангельском, Спб:
1792, с. 2;
3. Овсянников О. В. Архангельский деревянный го- род XVI–XVII вв.//Краткие сообщения Института археологии:
1989 г., Выпуск 195, с. 92;
4. Тамбовкина Т. Ю. Региональный материал на уроках немецкого языка//ИЯШ, 1995, № 1;
5. Тамбовкина Т. Ю. О некоторых принципах построения интегрирован- ного курса «Иностранный язык и регионоведение»/ИЯШ, 1996, № 5;
6. Селедкова О. М., Бронникова Е. П. Забытый Архангельск: фотоаль- бом; Архангельск: Правда Севера, 2007. — 136 с.