Файл: Оао издательство просвещениеассоциация учителей немецкого языка города москвы.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.12.2023
Просмотров: 235
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
56
57
Теория и практика обучения немецкому языку
Теория и практика обучения немецкому языку
Такая система в работе позволяет педагогам формировать у учащихся потребность в речевом общении, способствует всестороннему развитию личности на их уроках, где в центре внимания — ученик, содействие развитию его творческих способностей;
образовательный процесс строится в логике деятельности, имеющей личностный смысл для ученика, что повышает его мотивацию в уче- нии;
индивидуальный темп работы над проектом обеспечивает выход каж- дого ученика на свой уровень развития;
комплексный подход в разработке учебных проектов способствует сба- лансированному развитию основных физиологических и психических функций ученика;
глубокое, осознанное усвоение базовых знаний обеспечивается за счет универсального их использования в разных ситуациях.
Для грамотного использования метода проектов учителя немецкого языка общеобразовательных учреждений Старооскольского городского округа Белгородской области проводят значительную подготовительную работу, которая осуществляется ими постоянно, систематически и парал- лельно с работой над проектом.
Образовательный процесс педагоги организуют и проводят так, чтобы учащиеся всегда испытывали необходимость в преодолении посильных трудностей, чтобы у них возникала постоянная потребность в овладении новыми знаниями, новыми способами действий, умениями и навыками.
В проектной методике учителя используют самые актуальные для учащихся жизненные ситуации. Со 2 по 5 классы подбор проблемных ситуаций осуществляется в рамках пройденного учебного материала в соответствии с возрастными и психологическими особенностями детей, а с 6 по 11 классы — используются ситуации в рамках тем, обсуждавших- ся в предыдущих классах, а также новых тем, таким образом происходит расширение тематики и проблематики, увеличивается самостоятельность.
Например:
Семья. Взаимоотношения в семье. (6 класс)
Всегда ли правы взрослые? (9 класс)
Молодежь. Проблемы молодежи. (10 класс)
Проблемы во многом пересекаются друг с другом, переходят из одной в другую. За счет этого реализуется повторяемость материала, создаются предпосылки для его усвоения, происходит обучение всем видам речевой деятельности. Чем разнообразнее перечень проблем, тем больше объем раз- личных знаний актуализируется в сознании учащихся, тем больше лично- го опыта включается в общение.
Контролируя и оценивая результаты учебной деятельности учащихся, учителя организуют взаимопроверку и самооценку результатов работы каждого ученика — рефлексию, которая осуществляется с помощью сле- дующих инструментов:
а) «Барометр настроения» (2–5 классы)
б) «Незаконченное предложение» (6–8 классы)
Мне (не) понравилось …, потому что…
Самым интересным (скучным) для меня было …, потому что …
в) «Точка зрения» (9–11 классы)
Очень хорошо
Ничему
не научился
Многому
научился
Очень плохо
Важно отметить, что в ходе выполнения проектной работы и учите- ля, и учащиеся учатся объективно оценивать свои возможности и видеть способы преодоления трудностей, достижения более высоких результатов.
Благодаря рефлексии учебная деятельность учащихся и ответственность учителей за свой труд становятся более осознанными.
Исследовательская атмосфера уроков проектного обучения позволяет учителям вовлечь учащихся в активный творческий познавательный про- цесс на основе методики сотрудничества. Группы учащихся формируются с учетом психологической совместимости, при этом в каждой группе есть сильный, средний, слабый ученик. В процессе выполнения задания учащие- ся приходят к выводу, что от успеха каждого зависит успех всей группы.
58
59
Теория и практика обучения немецкому языку
Теория и практика обучения немецкому языку
В качестве долгосрочных коллективных проектов во 2 классе можно назвать «Праздник алфавита», «Прощайте, первые шаги!»; написание
«Книги о себе», которая включает такие разделы, как: Я и моя семья. Мое любимое домашнее животное. Моя классная комната и т. д.
В 5 классе на завершающем этапе изучения цикла уроков по теме
«Город» ученики выполняют индивидуально ряд мини-проектов «Старый немецкий город», продуктами которых являются фотоальбомы, коллажи.
При работе над темой «Школа моей мечты» в 6 классе проводится презентация с демонстрацией наглядного материала (рисунки учащихся), определяются пути решения проблемы. В цикле «Страноведение» практи- куется оформление совместной проектной работы учащихся 6–9 классов по теме «Праздник урожая». К этому мероприятию старшеклассники составляют различные игры, конкурсные задания. Учащиеся 6-х классов готовят стихотворения об осени, иллюстрации по теме, песни. В конце праздника учащиеся высказывают свое мнение о празднике (Ich finde das
Herbstfest …), а также вносят свои предложения по проведению подобных мероприятий. Задания такого творческого характера развивают устную речь, персонифицируют процесс обучения немецкому языку.
В проектной деятельности используются лучшие идеи традиционной и современной методики обучения иностранному языку: разнообразие, проблемность, учение с удовольствием; она позволяет реализовать лич- ностно ориентированный и дифференцированный подходы. Работа над проектом сочетается с созданием прочной языковой базы у обучаемых. Все упражнения выполняются на фоне разрабатываемого проекта. Учителя постоянно отслеживают результаты труда учащихся, чтобы вовремя прий- ти на помощь.
Использование учителями общеобразовательных учреждений Староо- скольского городского округа Белгородской области проектной техноло- гии на уроках немецкого языка дало позитивный результат. Их ученики неоднократно становились победителями и призерами разноуровневых олимпиад и конкурсов.
Проектная деятельность выступает как важный компонент системы продуктивного образования и представляет собой нестандартный, нетра- диционный способ организации образовательных процессов через актив- ные способы действий (планирование, прогнозирование, анализ, синтез), направленных на реализацию системно-деятельностного подхода.
Литература
1. Бим, И. Л. Шаги. Книга для учителя. М.: Просвещение,2008.
2. Гальскова, Н. Д. Современная методика обучения иностранным языкам: Пособие для учителя.-3-е изд., перераб. и доп.-М.: АР-
КТИ,2004.-192 с. (Методическая библиотека).
3. Гульчевская, Н. Д. Современные педагогические технологии в про- фильном и предпрофильном обучении. РО ИПК и ПРО, 2006.
4. Зимняя, И. А. Педагогическая психология: Учебник для вузов. Изд.
2 доп., испр. и перераб.-М.: Логос,2002.
5. Karadiannakis, E. „Theorie des Projektunterrichts“ LMS 3.2.2006,
Freiburg.
6. Коптюг, Н. М. Интернет-проект как дополнительный источник мо- тивации учащихся.//Иностранные языки в школе.-2003, № 3.
7. Полат, Е. С. Обучение в сотрудничестве на уроках иностранного языка.//Иностранные языки в школе, 2000, № 1.
8. Wicke, R. Vom Text zum Projekt. Cornelsen, Berlin, 1997.
60
61
Теория и практика обучения немецкому языку
Теория и практика обучения немецкому языку
4. Проектная деятельность на уроках немецкого языка как
второго иностранного на средней ступени обучения
А. В. Насонова, учитель немецкого языка,
Центр дистанционного
образования Липецкой области,
г. Липецк
Одной из задач современного образования и школы является развитие творческих способностей детей. Современная школа должна сформиро- вать у учащихся потребность в самостоятельной неординарной творческой деятельности. Еще Л. Н. Толстой говорил, что творческий процесс очень важен для ученика «если ученик в школе не научится сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать, так как мало таких, которые научившись копировать, умели сделать самостоятельное применение этих сведений». Раскрывшиеся, дремлющие внутри учащего- ся способности к творческой мысли приводят к становлению его личности.
Именно на таком процессе основывается движение вперед, к новому этапу человеческого развития.
Для того чтобы развитие и обучение учащихся приносило результаты, необходимо сформировать у них внутренние мотивы, т. е. привлечь уча- щихся к себе и процессу обучения через различные виды речевой деятель- ности.
В связи с этим, все чаще говорится о проектном методе обучения
(А. Г. Раппопорт, А. С. Сиденко, С. Т. Шацкий и др.).
Метод проектов не является принципиально новым в мировой педа- гогике. Он возник еще в 20-е годы ХХ века в США. Его называли также методом проблем и связывали с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским филосо- фом и педагогом Дж. Дьюи, а также его учеником В. Х. Килпатриком.
Дж. Дьюи предлагал строить обучение на активной основе, через целе- сообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом именно в этом знании. Чрезвычайно важно было показать детям их лич- ную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и долж- ны пригодиться им в жизни. Здесь важна проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка, для решения которой ему необходимо использовать имеющиеся знания. Учитель может подсказать новые источники информации, а может просто направить мысль учеников в нужном направлении для самостоятельной работы. Но в результате уче- ники должны самостоятельно и в совместных усилиях решить проблему.
[3] Вся проблема, таким образом, приобретает контуры проектной деятель- ности.
Сущность метода проекта состоит в стимулировании интереса учащих- ся к определенным проблемам, предполагающим владение определенной суммой знаний.
Метод проектов привлек внимание русских педагогов еще в начале ХХ века.
Идеи проектного обучения возникли в России практически параллельно с раз- работками американских педагогов. В 1905 году под руководством русского педагога С. Т. Шацкого была организована небольшая группа сотрудников, пы- тавшихся активно использовать проектные методы в обучении. При советской власти, эти идеи стали довольно широко внедряться в школу, но недостаточно продуманно и последовательно, и постановлением ЦК ВКП (б) «О начальной и средней школе» в 1931 году метод проектов был осужден. В дальнейшей педа- гогической практике России метод проектов не применялся. [1]
За рубежом (США, Англия, Германия, Дания, Италия и др.) все эти годы проектный метод развивался и совершенствовался.
Теперь уже, несомненно, эта технология относится к технологи- ям XXI века, формирующая умение адаптироваться к стремительно изме- няющимся условиям жизни человека современного общества.
В основе проектной деятельности учащихся лежит развитие познава- тельных навыков, умение самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве.
В современном понимании, проектная деятельность — это способ дости- жения дидактической цели через детальную разработку проблемы, кото- рая должна завершиться вполне реальным практическим результатом, оформленным тем или иным образом. [3]
В педагогической литературе существует несколько классификаций методов проекта.
I. Классификация по А. С. Сиденко [2]
1. По характеру результата:
информационный исследовательский обзорный проекты-инсценировки.
2. По форме:
видеофильм рекламный ролик телепрограмма интервью с известными людьми журнальный репортаж рок-опера.
3. По профилю знаний:
монопроекты межпредметные проекты.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 ... 21
62
63
Теория и практика обучения немецкому языку
Теория и практика обучения немецкому языку
4. По числу участников:
личностные парные групповые.
II. По типу объекта проектирования (по А. Г. Раппопорту) [4]
Морфологические — проектирование вещей.
Социальные — проектирование организаций, норм, сложных соци- ально-морфологических объектов.
Экзистенциальные — проектирование личностного развития челове- ческого «Я» в процессе построения своей судьбы.
III. По характеру координации.
С открытой, или явной координацией — координатор проекта уча- ствует в проекте в собственной, своей функции, ненавязчиво направ- ляя работу, организуя в случае необходимости отдельные этапы проек- та, деятельность отдельных его участников.
Со скрытой координацией — координатор не обнаруживает себя ни в сетях, ни в деятельности групп участников в своей функции. Он выступает как полноправный, но как один из многих участников про- екта.
IV. По уровню контактов. [4]
Внутришкольные или региональные — проекты, организуемые либо внутри одной школы, на уроках по одному предмету, или междисци- плинарные, либо между школами, классами внутри региона, внутри одной страны.
Международные — эти проекты представляют исключительный инте- рес, поскольку фактически в них реализуется диалог культур со всеми присущими ему познавательными, коммуникативными аспектами.
V. По продолжительности.
Краткосрочные — на нескольких уроках.
Средней продолжительности — 1–2 месяца.
Долгосрочные — до года.
При работе над проектом учащиеся представляют результаты своей работы в виде презентаций (выполненных в MS PowerPoint), публика- ций (выполненных в MS Word, MS Publisher), занимательных опытов, мини-лабораторных работ и т. д. Проектная методика позволяет каждому учащемуся освоить на достаточно хорошем уровне создание презентаций, публикаций, что несомненно повышает интерес и к информационным тех- нологиям и к иностранному языку или другому предмету. Результат рабо- ты над проектом может быть внешним и внутренним. Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятель- ности, внутренний результат (опыт деятельности) становится достоянием учащихся, соединяя в себе знания и умения, компетенции и ценности.
Кроме того, урок не обязательно должен быть целиком проектным, он может включать элементы проектной работы. Проектные уроки могут отличаться по ведущему виду деятельности, тогда сопутствующие зада- чи урока вытекают из задач обучения этому виду деятельности и влияют в определенной степени на методическую логику и разработку урока.