Файл: Оао издательство просвещениеассоциация учителей немецкого языка города москвы.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.12.2023
Просмотров: 238
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Метод проектов — мощное средство, позволяющее увлечь новое по- коление по пути саморазвития, самосовершенствования, самопознания и самовоспитания. Создание условий для исследовательской деятельно- сти учащихся позволяет реализовать право на получение качественного образования, реализовать их жизненные цели. Но нельзя забывать, что это всего лишь один из эффективных методов обучения и он не может решить все педагогические проблемы.
Литература
1. Вербицкий А. А. Метод проектов как компонент контекстного обу- чения. Школьные технологии, 2006. — № 5.
2. Жураковская В. М. Десять творческих проектов для учащих- ся VII–IX классов. Брянск, 1998.
3. Кручина Н. Н. Проектная работа на уроках немецкого языка в кон- тексте развития личности обучаемого. М., «Владос»,2000. С. 261.
4. Нефедова Л. А. Развитие ключевых компетенций в проектном обу- чении. Школьные технологии, 2006. — № 4. — С. 61–66.
64
65
Теория и практика обучения немецкому языку
Теория и практика обучения немецкому языку
5. Активные методы в обучении иностранному языку.
Н. С. Ляндрес, учитель немецкого языка,
МОУ СОШ № 9, г. Саратов
Реформирование школьного образования и внедрение новых педаго- гических технологий в практику обучения следует рассматривать как важнейшее условие интеллектуального, творческого и нравственного развития обучающегося. Именно развитие становится ключевым словом педагогического процесса, глубинным понятием обучения.
Современному педагогу необходимо не только знать, но и владеть но- выми педагогическими технологиями, эффективно применять их в своей педагогической деятельности.
ФГОС содержит требования к результатам освоения основной обра- зовательной программы не только предметной области, но и к личност- ным результатам обучающихся и метапредметным результатам. Таким образом, целью современного образования является развитие личности ребенка, выявление его творческих возможностей, сохранение физиче- ского и психического здоровья. Идеи активизации процесса обучения высказывались педагогами на протяжении долгого развития педагогики еще до выделения ее в отдельную самостоятельную науку. Основы АМО стали разрабатываться во второй половине 1960 и в начале 1970-х годов.
Современная педагогика придерживается активного процесса обучения.
Активность личности в обучении является основным ведущим фактором достижения целей обучения и общего развития личности. АМО — мето- ды, стимулирующие познавательную деятельность обучающихся. Стро- ятся в основном на диалоге, предполагающем свободный обмен мнения- ми о путях разрешения той или иной проблемы. АМО характеризуются высоким уровнем активности учащихся. Возможности различных мето- дов обучения в смысле активизации учебной и учебно-производственной деятельности различны, они зависят от природы и содержания соответ- ствующего метода, способов их
Большую роль в становлении и развитии АМО послужили работы
Бирштейн М. М.. Стратегическим направлением активизации обучения является не увеличение объема передаваемой информации, не увели- чение числа контрольных работ, а создание дидактических и психоло- гических условий осмысленности учения, включения в него обучаемо- го не только на уровне интеллектуальной, но социально-личностной активности.
Итак, что же мы понимаем под активными методами обучения? Под активном обучением понимают использование целой системы методов, которая направлена, главным образом, не на изложение преподава- телем готовых знаний, их запоминание и воспроизведение, а на само- стоятельное овладение учащимися знаниями и умениями в процессе активной мыслительной и практической деятельности. АМО строятся на практической направленности, игре и творчестве в процессе обуче- ния, взаимодействия, различных коммуникациях, диалоге и полилоге, использовании знаний обучающихся, групповой форме организации их работы, деятельностном подходе к обучению, движении и самоана- лизе.
К непосредственно активным методам, относятся методы, использую- щиеся внутри образовательного мероприятия, в процессе его проведения.
Для каждого этапа урока используются свои активные методы, позволя- ющие эффективно решать конкретные задачи этапа. В этой связи можно также проклассифицировать АМО:
Методы начала урока, напр. «Поздоровайся локтями» (дети, вы- полняя задание, должны коснуться, улыбнуться, назвать имена как можно большего количества одноклассников. (напр. отработка при- тяжательных местоимений his/her name… и др) Такие забавные игры позволяют весело начать урок, размяться перед более серьезными упражнениями, способствует установлению контакта между ученика- ми в течение нескольких минут.);
Методы предъявления учебного материала, «Кластер» или Учитель называет тему своего сообщения. На стене прикреплен лист ватмана, в его центре указано название темы. Остальное пространство листа разделено на секторы, пронумерованные, но пока не заполненные. На- чиная с сектора 1, учитель вписывает в сектор название раздела темы, о котором он сейчас начнет говорить в ходе сообщения. Обучающим- ся предлагается обдумать, о каких аспектах темы, возможно, далее пойдет речь в докладе. Затем учитель раскрывает тему, а в сектор вписываются наиболее существенные моменты первого раздела (мож- но записывать темы и ключевые моменты маркерами разных цветов).
Они вносятся на плакат по ходу сообщения. Закончив изложение мате- риала по первому разделу темы, учитель вписывает во второй сектор название второго раздела темы, и так далее. Таким образом, наглядно и в четко структурированном виде представляется весь новый мате- риал, выделяются его ключевые моменты. Существующие на момент начала презентации "белые пятна" по данной теме постепенно запол- няются.
В конце презентации учитель задает вопрос, действительно ли им были затронуты все ожидавшиеся разделы, и не осталось ли каких-то не упомя- нутых аспектов темы. Этот метод изложения материала помогает обуча- ющимся следить за аргументацией учителя и видеть актуальный в дан- ный момент рассказа аспект темы. Отчетливое разделение общего потока
66
67
Теория и практика обучения немецкому языку
Теория и практика обучения немецкому языку
информации способствует лучшему восприятию. Можно использовать при объяснении нового грамматического времени.
Методы организации самостоятельной работы, напр. «Автобусная остановка»;
Методы рефлексии и завершения урока, «Итоговый круг» (Учитель дает минуту! Подготовленные представители группы встают в круг, задают вопросы на ин. яз. детям из других групп, те в свою очередь отвечают (работают по кругу)).
Эффективность процесса и результатов обучения с использованием
АМО определяется тем, что разработка методов основывается на серьезной психологической и методологической базе.
Использование АМО позволяют стимулировать познавательную активность обучающихся и добиться лучших результатов обучения. Таким образом:
повышается мотивация обучающихся;
снижается утомляемость;
хорошо вырабатываются коммуникативные навыки (что немаловаж- но при преподавании иностранного языка);
в работу включаются все обучающиеся.
Заключение
В настоящее время проблема повышения качества отечественного об- разования вызывает необходимость совершенствования образовательных технологий.
Новые потребности в высокопрофессиональных специалистах невозможно удовлетворить без существенной перестройки системы про- фессиональной подготовки кадров. В связи с этим необходимость внедре- ния в учебный процесс современных технологий обучения, развивающих творческие способности обучаемых и повышающих их заинтересованность в усвоении материала, не вызывает сомнения.
По нашему мнению, учебный процесс должен быть увлекательным и ре- зультативным, т. е. направленным на максимальное достижение постав- ленных целей.
Как показывает практика, применение активных методов обучения позволяет не только повысить уровень профессиональной подготовки об- учаемых, представляющий собой конечный результат образовательного процесса, но и сделать этот процесс более интересным и продуктивным.
Помимо применения активных методов для учебной и воспитатель- ной работы, учитель может использовать эти технологии для подготовки и проведения разнообразных школьных мероприятий, таких как роди- тельские собрания, различные совещания. Можно сказать, они станут бо- лее продуктивнее, насыщеннее, будут занимать меньше времени и давать большую результативность.
Несколько методов из личного опыта.
1.
Предмет, на котором использован метод
Немецкий язык
2.
Класс, в котором использован метод
5 класс
3.
Этап образовательного мероприятия (урока)
Закрепление лексики по теме
«Wohnung.Möbel»/ «Квартира.Мебель»
4.
Название метода
«Судоку»
5.
Цели использования метода
Закрепление лексики по теме, снятие барьеров в общении, развитие навыков совместной деятельности. Развитие навыков логического мышления.
6.
Количество участников Весь класс
7.
Технология проведения
Учащиеся делятся на несколько команд по 2-3 человека в команде. Для этого можно использовать считалку: детям раздаются карточки. Принцип игры заключается в том, чтобы дети заполнили пропуски недостающими предметами мебели, которые можно просто нарисовать в пустых клетках и подписать.
Можно раздать детям фишки с рисунками предметов мебели, которыми они закроют пустые клетки. Но нужно располагать их так, чтобы они на всех 4 карточках не повторялись ни по горизонтали, ни по вертикали. Выигрывает тот, кто первый закроет все пропуски.
8.
Продолжительность проведения
5-10 мин
9.
Предварительная подготовка
(если требуется)
Заготовки карточек, тематических картинок.
10. Необходимые материалы
Цветные карандаши, ручки
11.
Примечание
4 карточки по 6 клеток, в которых три клетки заполнены картинками с изображением предметов мебели, а 3 пустых. Клетки карточки должны быть немаленькими, где-то
4см×3см
68
69
Теория и практика обучения немецкому языку
Теория и практика обучения немецкому языку
Литература
1. http://Электронный курс образовательного портала "Мой университет
2. Абрамова И. Г. Игротехнические приемы. Рекомендации для орга- низации игровых занятий в школе. — СПб.: Образование, 1992.
3. Бельчиков Я. М., Бирштейн М. М. Деловые игры. — Рига: Авотс, 1989.
4. Бирштейн М. М. Основные направления развития деловых игр//Де- ловые игры в мире. — СПб.: СПбИЭИ, 1992.
5. Герасимов Б. Н. Игровое моделирование управленческих процес- сов. — Самара, 2006.
6. Е. В. Зарукина, Н. А. Логинова, М. М. Новик «Активные методы обучения: рекомендации по разработке и применению».- СПб.: СПб-
ГИЭУ, 2010.
7. Каморджанова Н. А. Теория и практика современных технологий подготовки экономических кадров. — СПб.: СПбГИЭА, 1997.
8. Лившиц А. Л., Порховник Ю. М., Гидрович С. Р. Методические указания по классификации методов активного обучения. — Л.: ЛИЭИ, 1986.
9. Методические указания по разработке и оформлению деловых игр/
Сост. Ю. М. Порховник, Н. Г. Белянина. Л.: ЛИЭИ, 1986.
10. Новик М. М. Современные технологии в образовании//Новые зна- ния. 1999. № 3. С. 17–21.
6. Создание условий для осознанного выбора будущей
профессии и возможностей реализации собственных
жизненных планов
Е. А. Рябченко,
учитель немецкого и французского языков,
МБОУ Гимназии № 117,
г. Ростов-на-Дону
1. Значение предпрофильной подготовки
Современное общество выдвигает новые требования к воспитанию и обучению. Оно заинтересовано в том, чтобы его граждане были способ- ны самостоятельно и активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни. В настоящее время начинает доминировать понимание развивающего обучения как такого, которое обеспечивает развитие целостной личности как индивидуально- сти, как субъекта своего познания и своей жизни, умеющего принимать собственные решения и брать ответственность на себя, испытывающего потребность в самореализации своих способностей, склонностей, в твор- ческой деятельности. Обучение с такой направленностью принято назы- вать личностно-ориентированным. Современная школа должна создать условия для формирования такой личности. Неоспорим тот факт, что использование современных образовательных технологий является необ- ходимым условием эффективности обучения. Государственные стандарты практически по всем учебным предметам предполагают овладение учени- ками рядом исследовательских, проектных, информационно-коммуника- тивных умений. Цель работы педагогов заключается в том, чтобы научить учиться, развивать интерес к учению, к самостоятельному поиску знаний.
А также осуществлять свой учебный процесс так, чтобы он обеспечивал благоприятные условия для достижения всеми обучающимися базового уровня подготовки, соответствующего Федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС), а так же освоение обучающимися, проявляющими особый интерес к предмету, учебного курса на более высо- ком (профильном) уровне.
Профильное обучение и предпрофильная подготовка рассматривается как система специализированной подготовки старшеклассников. Главная цель — профориентационная работа среди учащихся, которой в последние годы уделялось недостаточно внимания. В результате более половины вы- пускников смутно представляли себе, кем они хотят стать и где им учиться дальше. Цель этого нововведения — ликвидировать разрыв между школь- ным образованием и требованиями вузов, познакомить старшеклассников с реальными потребностями рынка труда, максимально подготовить их
70
71
Теория и практика обучения немецкому языку
Теория и практика обучения немецкому языку
к осознанному выбору профессии. Полученные в школе знания и навыки должны помочь им в дальнейшем реализовать свои карьерные планы.
Сергеева В. П. и Ляпко И. Л. в своей книге «Профильное обучение в об- щеобразовательном учреждении»
6
пишут о том, что целью предпрофиль- ной подготовки является самоопределение личности школьника в выборе способа получения дальнейшего образования, профиля обучения. В помощь педагогам, ведущим предпрофильную подготовку учащихся общеобразова- тельной школы, предложена Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования, где сформулированы цели профильного обу- чения. Дано обоснование общественного запроса на профильное обучение.
Представлен опыт зарубежной и отечественной школы. Дана характеристи- ка возможных направлений и форм организации профильного обучения.
Предложена система профильного обучения на ступени начального среднего профессионального образования, подготовка, переподготовка и повышение квалификации педагогических кадров для профильного обучения.
2. Формирование индивидуального образовательного маршрута. Роль
наставника (тьютора) в сопровождении учащегося в процессе формиро-
вания и реализации ИОМ
Так как же создать условия для осознанного выбора будущей профессии и возможности реализовать собственные жизненные планы? Много интересно- го материала предоставляют нам современные информационные источники, многое хочется использовать в работе с целью реализации идей профильного обучения. Возникает другая проблема: как не утонуть в «море» данного ма- териала? Существует соблазн попытаться охватить все (из благих интересов), дать глубокие знания вне школьной программы по предметам гуманитарного и естественно-математического циклов, в то же самое время развить творче- ские способности и многое другое. Таким образом, загруженность ребенка еще больше возрастает. Сама идея предпрофильной подготовки может показаться нелепой и абсурдной. Как говорится в русской пословице: «За двумя зайцами погонишься — ни одного не поймаешь». Как грамотно распланировать работу, помочь ученику понять себя — в этом заключается работа педагога на этапе предпрофильной подготовки. Многие ученые и учителя-практики предлагают систему работы учителей-тьюторов с их подопечными. Если позволить себе перефразировать некоторые цитаты из статьи А. В. Тищенко, доцента кафедры педагогики Ростовского областного института повышения квалификации и пе- реподготовки работников образования, к. п. н., «Подготовка учителя-тьютора для работы с одаренными детьми»
7
, то работа с одаренными детьми в достаточ- ной степени похожа на систему работы на этапе предпрофильной подготовки.
6
Сергеева В. П., Ляпко И. Л. Профильное обучение в общеобразовательном учреждении. М.: УЦ Перспектива.2011 7
Тищенко А. В. Подготовка учителя - тьютора для работы с одарёнными детьми
//Статья.-http//www roipkpro.ru>ped-modern/tech-modul.html
Перед педагогом стоят те же задачи:
1) учитель вводит ребенка в сферу учебного предмета и создает атмосфе- ру эмоциональной вовлеченности, возбуждающей интерес к предмету;
2) учитель закладывает основы мастерства и отрабатывает с ребенком технику исполнения;
3) учитель выводит на высокопрофессиональный уровень.
Личность учителя является ведущим фактором любого обучения.
Не является исключением и ситуация с учителем для организации пред- профильной подготовки детей. Надо сказать, что педагоги, работающие на этапе предпрофильной подготовки, должны быть и сами хорошо подго- товлены. Это не только великолепное знание своего предмета, но и боль- шой опыт, умение прогнозировать ситуацию, предвидеть исход, умение предотвратить конфликтные моменты, быть хорошим психологом.
Именно с этой целью было бы полезно пройти курсы повышения квали- фикации. Например, дистанционные курсы педагогического универси- тета «Первое сентября» по проблеме: «Навыки личной эффективности.
Тайм-менеджмент для детей» или «Приемы конструктивного разрешения конфликтных ситуаций, или Конфликты в нашей жизни: способы реше- ния» или другие. Я соглашусь с тем, что учителя предпрофильной подго- товки и профильного обучения получают удовольствие от своих учеников как от интересных людей. Педагоги чаще обсуждают с ними темы, прямо не связанные с учебными занятиями, демонстрируют большое уважение к своим собеседникам, свободно обмениваются точками зрения и даже позволяют школьникам учить себя. А это очень важно для ребенка. Для повышения его самооценки, «закаливания» характера, становления его личности.
А. В. Тищенко в своей статье пишет о том, «что учителя, работающие с одаренными детьми должны сами обучаться и развивать умения, необ- ходимые для того, чтобы обучать эффективно детей и создавать индиви- дуальные образовательные программы». Я бы слово в слово повторила эту цитату для учителей, занимающихся предпрофильной подготовкой.
«Так как талантливые дети отличаются друг от друга степенью и видами одаренности, то и программы для их обучения должны быть индивиду- ализированы. Индивидуальный руководитель, заботящийся о развитии специальных способностей и об общем культурном уровне незаурядного ребенка, — явление довольно редкое. В нашей стране получило распро- странение слово «наставничество» или «тьюторство».
Заменив или удалив слова «одаренные, талантливые, незаурядные, с высоким интеллектом» из предложений в статье А. В. Тищенко, мож- но смело употребить вышеупомянутые высказывания в контексте учи- тель-тьютор, прокладывающий инцдивидуальный образовательный маршрут для любого самого рядового школьника. «Классический» вид
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 ... 21