Файл: Оао издательство просвещениеассоциация учителей немецкого языка города москвы.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.12.2023
Просмотров: 239
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
72
73
Теория и практика обучения немецкому языку
Теория и практика обучения немецкому языку
тьюторства связан с историческим пониманием этого термина — настав- ник, советчик, тот, кем учащийся восхищается, кому стремится подра- жать, кто оказывает влияние на его жизнь. Я бы добавила: и на выбор будущей профессии. Именно эту задачу я ставлю сейчас перед собой.
Именно это я нахожу сейчас для себя наиболее интересным в работе: роль наставника (тьютора) в сопровождении учащегося в процессе реализации образовательного маршрута.
Это новое веяние — тьюторство — очень хороший выход для учителя, реализующего идеи профильного образования, работающего с одаренными детьми. Это один из способов популяризации немецкого или французского языков и работа с одаренными детьми по введению в их жизнь этих ино- странных языков.
Среди функций тьютора выделяют следующие:
1) управленческая;
2) диагностическая;
3) функция целеполагания;
4) мотивационная;
5) функция планирования;
6) коммуникационная;
7) функция контроля;
8) рефлексивная;
9) методическая.
Каждый ребенок индивидуален, меняются жизненные обстоятельства, под их влиянием меняются и жизненные приоритеты. Я могу расплани- ровать индивидуальный образовательный маршрут для мотивированного ребенка. Таким образом, половина проблем уходит. Нет необходимости уговаривать, есть возможность предлагать участие в тех или иных кон- курсах, соревнованиях, проектах, и аргументировано убеждать, помогать, направлять подопечного, уберегать его от ошибок и т. д. В процессе этой деятельности должен получиться «продукт»: ученик, разобравшийся в себе, понимающий свои профессиональные интересы или, в идеале, вы- бравший будущую профессию.
3. Индивидуальный образовательный маршрут
Индивидуальный образовательный маршрут учащегося 9 класса технологически является его индивидуальной образовательной про- граммой. Структура такой программы состоит из следующих компо- нентов: целевого, исходного уровня знаний обучающихся, содержания программы, организационно-педагогических условий, формы атте- стации достижений учащихся. Главное назначение индивидуальных программ — помочь обучающимся начать самостоятельно двигаться в тех областях, где они сами готовы к этому движению, постоянно рас- ширяя их кругозор и ориентированность на широкую адаптацию лич- ности к социальным требованиям и условиям жизни человека в обще- стве. В. Г. Гульчевская, заведующая кафедрой педагогики Ростовского областного института повышения квалификации и переподготовки работников образования, к. п.н., доцент, в своей статье «Индивидуали- зация обучения как перспективная модель инновационного развития образования»
8
пишет, что «в концептуальных документах и проектах по развитию российского образования предлагаются в качестве пер- спективных модели индивидуализации, положительно зарекомендо- вавшие себя в мировом и отечественном опыте, такие как организация обучения учащихся III ступени на основе индивидуальных учебных планов (ИУП) и образовательных программ (ИОП); индивидуальных образовательных маршрутов (ИОМ) в образовательных сетях; нако- пительной кредитно-рейтинговой системы, основанной на технологии модульного обучения; дистанционное обучение на основе компьютер- ных технологий. И в этом плане чрезвычайно ценным становится опыт школ — экспериментальных площадок, апробирующих различные модели индивидуализации в системе общего образования». При проек- тировании индивидуальной образовательной программы (траектории, маршрута) должны быть обеспечены условия включения ребенка в са- мые разнообразные, разноуровневые отношения. Для этого необходимо моделировать ситуации, в которых он мог бы влиять на окружающую его среду, выстраивать свои отношения со сверстниками, взрослыми, перестраивать характер этих отношений для выхода из запрограмми- рованных ситуаций. Меняется и роль родителей в образовании. Они наконец-то становятся теми, кем и являлись изначально: заказчиками образования для своих детей и партнерами педагогов.
Переход к ИО имеет много преимуществ:
1. Индивидуальные и групповые занятия и консультации повышают эффективность учения школьников.
2. Постепенное введение индивидуальных программ для всех школьни- ков снимает проблемы загруженности и перегруженности детей и подрост- ков.
3. ИО психологически более комфортно для ребенка. Оно повышает его мотивацию, снимает проблемы сравнивания детей по отметкам, каждый начинает работать в собственном ритме, стиле, темпе. Происходит реаль- ный учет способностей и интересов, личностный рост ученика.
4. ИО психологически комфортно для учителя: преодолевается нервная перегрузка, исчезает потребность командовать, появляется потребность в диалоге с учеником, в сотрудничестве.
8
Гульчевская В. Г. Индивидуализация обучения как перспективная модель инновационного развития образования
//Статья.- http//www roipkpro.ru>ped-modern/tech-modul.html
74
75
Теория и практика обучения немецкому языку
Теория и практика обучения немецкому языку
4. Проектирование и ведение работы по индивидуальному образователь-
ному маршруту в практике учителя иностранных языков Рябченко Е. А.
Я повторюсь, что один наставник должен сопровождать не более 10 об- учающихся. В противном случае, работа не будет эффективной. Исчезнет индивидуальный подход к ученику. Это вполне можно объяснить есте- ственным пределом психо-физических возможностей педагога. Так как я не имела опыта в проектировании и реализации ИОМ, то в качестве эксперимента мною была выбрана одна учащаяся. Эксперимент был начат в 2010–2011 учебном году, продолжился в 2011–2012, 2012–2013 годах и продолжается в 2013–2014 учебном году. В результате этого эксперимен- та я предпринимаю попытку овладеть техникой прокладывания ИОМ для обучающихся. Так случилось, что этой обучающейся (подопечной) стала моя дочь-ученица 7 класса. Выбор в качестве подопечной моей дочери име- ет ряд преимуществ для меня в ситуации эксперимента. В случае неудачи в моей работе при проведении эксперимента нет риска иметь конфликтную ситуацию с ребенком, родителями: неоправданные надежды, претензии к возможной перегрузке учащегося, нежелание ребенка следовать пла- ну, лень, лимит времени и т. п. Индивидуальный образовательный план учащегося я разработала на определенный период (3 года: 7–9 класс). Мой план составлен на основе плана, предложенного в книге Сергеевой В. П. и др. «Профильное обучение в общеобразовательном учреждении». М.: УЦ
Перспектива.2011. и состоит из 5 основных разделов:
1. овладение всеми общеобразовательными дисциплинами на доста- точно хорошем уровне (определяются стратегические задачи для данной учащейся по каждой образовательной дисциплине, подготовка проектов по предмету, самостоятельная работа учащейся),
2. получение дополнительного образования (определяется профиль кружковых, клубных, секционных и т. п. занятий),
3. планирование и помощь в организации моих консультаций и кон- сультаций специалистов (определяется профиль и персональный состав специалистов),
4. участие в культурной и общественной жизни гимназии и класса,
5. участие в конкурсах, олимпиадах, конференциях вне школьной про- граммы.
В нашем случае приоритетна лингвистика.
Индивидуальная образовательная программа (тождественное понятие индивидуальному образовательному маршруту) — это индивидуальная траектория учащегося, которая проектируется с учетом его склонностей, потребностей и индивидуальных возможностей.
Этапы составления индивидуального учебного плана следующие:
1. Я провела собеседование с учащейся, анкетирование по профориен- тации, были поставлены цели и задачи ИП: уделять внимание предметам гуманитарного профиля, выявить наиболее интересные из них, в которых девочка наиболее успешна.
2. Мы выбрали предметы, которые учащаяся хотела бы изучать на про- фильном уровне: иностранные языки, история, русский язык (им уделяет- ся особое внимание, более углубленное изучение).
3. Была рассмотрена возможность посещения краткосрочных курсов
(при наличии таковых): таковых нет.
4. Мы рассмотрели получение дополнительного образования: хореогра- фическая студия, уроки живописи, (определяется профиль кружковых, клубных, секционных и т. п. занятий).
5. Мы распланировали участие в культурной и общественной жизни: участие в волонтерских акциях, проведении классных и школьных празд- ников, мероприятий и др.
6. Было обсуждено обязательное участие в конкурсах, олимпиадах, конференциях за пределами школьной программы, обозначен круг пред- метов, наук, которые интересны учащейся: иностранные языки, биология, экология, рисование, русский язык, история, регионоведение, география.
7. Планирование и помощь в организации консультаций специалистов
(определили профиль и персональный состав специалистов: учителя-пред- метники, классный руководитель, вожатая, зам. директора по ВР и др.).
8. Ознакомление и согласование индивидуального учебного плана с пе- дагогами и другими участниками данного эксперимента.
Продвижение ученика в индивидуальном образовании невозможно без контроля и самоконтроля, для этого я использую 5 основных форм:
1) Персональная самооценка, для чего используются разнообразные тесты.
2) Отзывы тьютора, педагогов-консультантов, руководителей (дирек- тор, зам. директора о работе ученицы по итогам выполненной работы, проектов и др.).
3) Табель успеваемости за четверть/год (грамоты).
4) Еженедельные обсуждения-рефлексии, происходящие с членами референтной группы.
5) Публичная защита проектов, презентация стендовых докладов, рефе- ратов и результатов творческих работ.
6) Участие ученицы в роли консультанта — это является свидетель- ством овладения ею материала на высоком уровне сложности.
7) Итоговая/промежуточная аттестация.
8) Создание портфолио.
Немаловажное значение имеет создание, по желанию ученика, «порт- феля достижений» каждого школьника, вводить который планируется с 9 класса, а в некоторых ОУ и ранее (как в моем случае). В портфель обу- чающейся вошли документы, подтверждающие участие и победы в образо-
76
77
Теория и практика обучения немецкому языку
Теория и практика обучения немецкому языку
вательных олимпиадах, различных конкурсах, соревнованиях, научных конференциях, творческие работы, рефераты, доклады. Портфолио — по- строение образовательного рейтинга ученика. Портфолио получило широ- кое распространение в образовательной среде, что позволяет формировать у учащихся умение отслеживать и гордиться своими успехами, не стес- няться предъявлять их и использовать в конкурсной среде.
5. Исследовательская деятельность как один из способов раскрытия
творческого потенциала личности и ее профессионального самоопределения
Правильно организованная исследовательская деятельность может быть заявлена как одна из современных технологий обучения в профиль- ном образовании. При организации исследовательской деятельности обу- чающейся, двигающейся по ИОМ, я нашла место интеграции и совместила на первый взгляд несопоставимые вещи. В условиях дефицита конкур- сов по немецкому языку, а тем более по французскому языку, а значит, отсутствии возможности проявить себя за рамками школьной программы, почувствовать значимость и практическое применение «немодных» язы- ков, мы с обучающимися принимаем участие в научно-исследовательских и творческих конкурсах. Например: «Сравнительная характеристика флагов России и Франции» (Победа, муниципальный уровень). Мы нашли применение знаниям страноведческого материала о Франции и умело ин- тегрировали этот материал в заданную для исследования проблему о сим- волике России. В 2012 году мы приняли участие и были отмечены специ- альной грамотой за участие в работе 37 конференции ДАНЮИ (Донской
Академии юных исследователей). В своей работе «Жемчужины народной мудрости. Сравнительная характеристика немецких и русских пословиц» мы умело интегрировали немецкий язык (знание языка, особенностей немецкого фольклора) с аналогичным материалом русского языка. В об- ластной неделе второго иностранного языка в 2012 году мы стали побе- дителями, представив на немецком языке экологическую работу, прово- димую нашей гимназией. Таким образом, учащиеся увидели применение немецкого языка не только в области филологии, но и в сфере экологии, биологии. А это значит, что можно стать в будущем специалистом-эколо- гом со знанием немецкого языка. Горизонты работы такого профессионала большие: открываются перспективы в получении образования за рубе- жом, будет получена высокая квалификация, есть вероятность востребо- ванности такого специалиста в мировом масштабе. В этом же году нами была предпринята попытка интегрировать в исследовательской работе французский язык и астрономию в рамках городского конкурса творче- ских проектов в честь 55-летия запуска первого искусственного спутника земли: «Найди свою звезду». Была подготовлена презентация разработ- ки внеклассного мероприятия для детей «О звездах на французском…».
Приняв участие во Всероссийском конкурсе «Наша страна — наше насле- дие! Интерактивная карта России» (немецкий язык), мы показали прак- тическое применение немецкого языка при подготовке материалов для организации, например, экскурсий по родному краю, а, значит, возмож- ности выбрать в дальнейшем профессию экскурсовода, гида-переводчика.
Так, чтобы написать небольшую статью об острове Поречном, был изучен большой материал, выбраны интересные факты, подобраны фотографии, был переведен языковой материал. Эта работа способствовала не только популяризации немецкого языка, но и таких наук, как география, регио- новедение, экология и др. Возник интерес не только к профессии перевод- чика, экскурсовода, но и историка, эколога, биолога. Нами была показана возможность практического применения немецкого языка. Участие в кон- курсе юных журналистов (г. Обнинск, «Восхождение к образу», номина- ция: «Золотое перо», лауреат 1 степени) мотивирует учащихся к выбору профессии журналиста, сотрудника редакции журнала или газеты.
Проектирование — одна из форм дифференциации в профильном обу- чении, широко используется в современной школе. Я активно использую в своей практике различные проекты: краткосрочные, долгосрочные, ин- дивидуальные, групповые, монопредметные и межпредметные. Навыки, полученные в процессе подготовки и реализации проектов пригодятся при выборе таких профессий, как юрист, юрист-международник, пиар-менед- жер, рекламный агент, переводчик и др. Эти проекты, по отзывам обуча- ющихся гимназии, формируют хорошую мотивацию к выбору профессии.
Так, некоторые обучающиеся, работавшие в моих проектах, выбрали по- сле 11 класса обучение за рубежом, реализуя тем самым идеи моей методи- ческой системы: интеграция разных наук плюс иностранный язык равня- ется выбору профессии, связанной с немецким или французским языками:
«… создание основы для выбора иностранного языка как профильного предмета на ступени среднего полного образования, а в дальнейшем и в ка- честве сферы своей профессиональной деятельности» (ФГОС).
В заключении хочется отметить, что переход на профильное обучение зависит в первую очередь от инициативы самих школ, уровня професси- онализма педагогов, программно-методического, информационно-тех- нологического обеспечения, инициативы самих учащихся, их родителей и других факторов. Очень важно создать для обучающихся такие условия обучения, воспитания, развития их способностей, которые в конечном ито- ге привели бы ребенка к осознанному выбору будущей профессии и реали- зации собственных жизненных планов.
Что касается нашего эксперимента, то, судя по предварительной оцен- ке, он удается. Моя подопечная добилась достаточно хороших результатов, круг ее интересов сужается: девочке нравятся публичные выступления, поисковая и исследовательская работа, рисование, дизайн проекты. Обу-
78
79
Теория и практика обучения немецкому языку
Теория и практика обучения немецкому языку
чающаяся склоняется к выбору профессии журналиста или специалиста в области филологии. Таким образом, можно сказать, что я как учи- тель-тьютор, реализующий идеи предпрофильного образования, двигаюсь в правильном направлении. В следующем учебном году я планирую стать тьютором еще для нескольких обучающихся, которые заинтересованы предметом иностранный язык, выразили огромное желание участвовать в моем проекте, попросили помощи и практически уже начали работу.
Литература
1. Афанасьева Т. П., Немова Н. В. Профильное обучение: педагогиче- ская система и управление. Кн. 1. Система профильного обучения старшеклассников.- М.: АПК и ППРО, 2005.
2. Иностранный язык в условиях профильной школы. Ав- тор-сост. В. М. Канаева.- Ростов на- Дону: Изд-во РО ИПК и ПРО, 2004.
3. Кишенкова О. В. и др. Мой выбор. Энциклопедия материалов. М.:
Новый отсчет, 2001.
4. Сергеева В. П., Ляпко И. Л. Профильное обучение в общеобразова- тельном учреждении. М.: УЦ Перспектива. 2011.
5. Хлебунова С. Ф., Тараненко Н. Д. Управление современной школой.
Изд. «Учитель»,2005.
7. Современные подходы к оценке знаний учащихся.
Т. В. Панина, учитель немецкого
и английского языков
МБОУ «Лицей № 24 имени
Героя Советского Союза А. В. Корявина»
Сергиево-Посадского муниципального
района Московской области
Оценка знаний, умений и навыков учащихся несомненно является одним из основных структурных компонентов процесса обучения. Она должна осуществляться в течение всего периода обучения в соответствии с принципами систематичности, последовательности и прочности обуче- ния, являясь важным звеном учебного процесса, от правильной постанов- ки которого во многом зависит успех обучения. Оценка представляет так называемую «обратную связь» между учителем и учеником, когда учитель получает информацию об эффективности обучения предмету. [1]
Согласно этому выделяют следующие цели оценки знаний и умений учащихся:
диагностирование и корректирование знаний и умений учащихся;
учет результативности отдельного этапа процесса обучения;
определение итоговых результатов обучения на разном уровне. [2]
Поиск необходимых форм оценки и ее организация — это важнейшая задача педагога. Система оценки должна включать разнообразные сред- ства и приемы работы, чтобы учащиеся понимали, что учитель постоянно контролирует их успехи, уровень и качество овладения знаниями.
Оценка имеет большое значение и выполняет ряд функций: обучаю- щую, воспитывающую, ориентирующую, стимулирующую.
Сущность обучающей, или развивающей, функции проверки ученые видят в том, что при выполнении контрольных заданий учащиеся совер- шенствуют и систематизируют полученные знания, способствуют разви- тию речи и мышления, внимания и памяти студентов.
Воспитывающая функция оценивания в целом является сопутствую- щей, но может быть и доминирующей, когда, например, педагог стремится приучить отдельных учащихся к систематической работе, воздействовать на их психологические особенности (развивать волю, память и пр.), стиму- лируя их оценкой, при проявлении излишней самоуверенности осущест- вляется более строгий подход к оценке.
Ориентирующая функция проверки состоит в ориентации учащихся и преподавателя по результатам их труда, снабжении педагога инфор- мацией о достижении целей обучения отдельными студентами, группой и курсом в целом.
80
81
Теория и практика обучения немецкому языку
Теория и практика обучения немецкому языку
Результаты контрольных мероприятий помогают преподавателю на- правлять деятельность учащихся на преодоление недочетов и пробелов в их знаниях, а учащимся — выявить и исправить собственные ошибки.
Кроме того, результаты проверки информируют администрацию об успеш- ности учебного процесса.
Стимулирующая функция. Известно, что учащиеся специально гото- вятся к зачету, к экзамену. Наличие или ожидание контроля стимулиру- ют учебные действия учащихся, являются дополнительным мотивом их учебной деятельности. Однако сама оценка, как уже отмечалось, выходит за границы контроля и представляет собой подкрепление, если ее исполь- зуют в обучающих, а не просто в карательных целях.
Без информации о состоянии обучаемого (обратная связь) невозможно грамотно управлять учебным процессом, а без систематической работы учащихся, которую трудно представить без стимулирования, нельзя сфор- мировать у них навыки и умения. Функцию же оценки реализует только учитель. Справочный материал учебника, а также обучающие машины создают благоприятные условия для самооценки, подлинную же оценку по-прежнему способен осуществить только преподаватель. [3]
Современные методы оценки знаний, умений и навыков.
Рейтинговая система оценки качества усвоения учебного материала.
К прогрессивным методам оценки относится рейтинговый метод как способ оценки знаний, умений и навыков. Применение рейтинга являет- ся системой организующей учебный процесс и активно влияющей на его эффективность. Рейтинговая система оценки учитывает всю активную деятельность обучающихся, связанную с приобретением знаний, умений и других показателей, формирующих личностные качества учащихся.
Рейтинговая система — это не только оценка уровня усвоения знаний, но и метод системного подхода к изучению дисциплины. Коллектив кафе- дры работает над критериями рейтинговой системы оценки знаний.
Эссе.
В качестве достаточно эффективного и активизирующего учебный про- цесс метода контроля и проверки знаний учащихся более высокого уровня
(анализ, синтез, творческое применение знаний и оценка) используется эссе, которое как метод еще не получило широкого распространения в выс- шей школе. Эссе в переводе с французского обозначает «попытка», «про- ба», «очерк». Эссе предполагает выражение автором своей точки зрения, личной субъективной оценки предмета рассуждения, дает возможность нестандартного (творческого), оригинального освещения материала; часто это разговор вслух, выражение эмоций и образность. В отличие от других методов контроля и проверки знаний, целью написания эссе является диагностика продуктивной, творческой составляющей познавательной деятельности обучающихся, которая предполагает анализ информации, его интерпретацию, построение рассуждений, сравнение фактов, подходов и альтернатив, формулировку выводов, личную оценку автора и т. п.
Тестирование.
Ни для кого не секрет что важнейшим показателем качества образова- ния является объективная оценка учебных достижений учащихся. Этот показатель важен как для всей системы образования, так и для каждого отдельного ученика.
Объективная оценка знаний учащихся осуществляется, как правило, стандартизированными процедурами, при осуществлении которых все учащиеся находятся в одинаковых условиях. Такую стандартизированную процедуру оценки учебных достижений называют тестированием, важней- шим и неотъемлемым элементом которого являются тестовые материалы, попросту говоря тесты.
Оценка, получаемая с помощью теста, более дифференцирована.
В традиционных методах оценки используется четырехбальная шкалой
(«отлично», «хорошо», удовлетворительно», «неудовлетворительно»).
Результаты тестирования, благодаря особой организации тестов, могут быть представлены в дифференцированных шкалах, содержащих больше градаций оценки. При этом обеспечивается высокая точность измерений учебных достижений.
Чем больше тестов, тем надежнее оценка знаний. [4]
В настоящее время в учебных заведениях, помимо традиционных мето- дов контроля знаний учащихся, используется тестовый контроль. Однако проводить качественное тестирование без применения специальных средств практически невозможно из-за большого объема данных, который необ- ходимо переработать преподавателю. Во-первых, необходимо подготовить большое число вариантов тестов с неповторяющимися вопросами, а подго- товка теста — весьма трудоемкий процесс. Во-вторых, оценка результатов тестирования, особенно при использовании статистических методов, до- статочно сложна. Для решения этих проблем используются программные средства, которые дают возможность преподавателю оперативно составлять множество вопросов по теме (курсу) и оценивать результаты тестирования.
Одним из достоинств использования программных комплексов тести- рования является автоматизация процесса контроля знаний: результаты обрабатываются автоматически, сохраняются в базе данных, могут сфор- мировать требуемую выборку данных.
Цель разработки программного обеспечения тестирования заключает- ся в создании программного комплекса, который реализует тестирование
73
Теория и практика обучения немецкому языку
Теория и практика обучения немецкому языку
тьюторства связан с историческим пониманием этого термина — настав- ник, советчик, тот, кем учащийся восхищается, кому стремится подра- жать, кто оказывает влияние на его жизнь. Я бы добавила: и на выбор будущей профессии. Именно эту задачу я ставлю сейчас перед собой.
Именно это я нахожу сейчас для себя наиболее интересным в работе: роль наставника (тьютора) в сопровождении учащегося в процессе реализации образовательного маршрута.
Это новое веяние — тьюторство — очень хороший выход для учителя, реализующего идеи профильного образования, работающего с одаренными детьми. Это один из способов популяризации немецкого или французского языков и работа с одаренными детьми по введению в их жизнь этих ино- странных языков.
Среди функций тьютора выделяют следующие:
1) управленческая;
2) диагностическая;
3) функция целеполагания;
4) мотивационная;
5) функция планирования;
6) коммуникационная;
7) функция контроля;
8) рефлексивная;
9) методическая.
Каждый ребенок индивидуален, меняются жизненные обстоятельства, под их влиянием меняются и жизненные приоритеты. Я могу расплани- ровать индивидуальный образовательный маршрут для мотивированного ребенка. Таким образом, половина проблем уходит. Нет необходимости уговаривать, есть возможность предлагать участие в тех или иных кон- курсах, соревнованиях, проектах, и аргументировано убеждать, помогать, направлять подопечного, уберегать его от ошибок и т. д. В процессе этой деятельности должен получиться «продукт»: ученик, разобравшийся в себе, понимающий свои профессиональные интересы или, в идеале, вы- бравший будущую профессию.
3. Индивидуальный образовательный маршрут
Индивидуальный образовательный маршрут учащегося 9 класса технологически является его индивидуальной образовательной про- граммой. Структура такой программы состоит из следующих компо- нентов: целевого, исходного уровня знаний обучающихся, содержания программы, организационно-педагогических условий, формы атте- стации достижений учащихся. Главное назначение индивидуальных программ — помочь обучающимся начать самостоятельно двигаться в тех областях, где они сами готовы к этому движению, постоянно рас- ширяя их кругозор и ориентированность на широкую адаптацию лич- ности к социальным требованиям и условиям жизни человека в обще- стве. В. Г. Гульчевская, заведующая кафедрой педагогики Ростовского областного института повышения квалификации и переподготовки работников образования, к. п.н., доцент, в своей статье «Индивидуали- зация обучения как перспективная модель инновационного развития образования»
8
пишет, что «в концептуальных документах и проектах по развитию российского образования предлагаются в качестве пер- спективных модели индивидуализации, положительно зарекомендо- вавшие себя в мировом и отечественном опыте, такие как организация обучения учащихся III ступени на основе индивидуальных учебных планов (ИУП) и образовательных программ (ИОП); индивидуальных образовательных маршрутов (ИОМ) в образовательных сетях; нако- пительной кредитно-рейтинговой системы, основанной на технологии модульного обучения; дистанционное обучение на основе компьютер- ных технологий. И в этом плане чрезвычайно ценным становится опыт школ — экспериментальных площадок, апробирующих различные модели индивидуализации в системе общего образования». При проек- тировании индивидуальной образовательной программы (траектории, маршрута) должны быть обеспечены условия включения ребенка в са- мые разнообразные, разноуровневые отношения. Для этого необходимо моделировать ситуации, в которых он мог бы влиять на окружающую его среду, выстраивать свои отношения со сверстниками, взрослыми, перестраивать характер этих отношений для выхода из запрограмми- рованных ситуаций. Меняется и роль родителей в образовании. Они наконец-то становятся теми, кем и являлись изначально: заказчиками образования для своих детей и партнерами педагогов.
Переход к ИО имеет много преимуществ:
1. Индивидуальные и групповые занятия и консультации повышают эффективность учения школьников.
2. Постепенное введение индивидуальных программ для всех школьни- ков снимает проблемы загруженности и перегруженности детей и подрост- ков.
3. ИО психологически более комфортно для ребенка. Оно повышает его мотивацию, снимает проблемы сравнивания детей по отметкам, каждый начинает работать в собственном ритме, стиле, темпе. Происходит реаль- ный учет способностей и интересов, личностный рост ученика.
4. ИО психологически комфортно для учителя: преодолевается нервная перегрузка, исчезает потребность командовать, появляется потребность в диалоге с учеником, в сотрудничестве.
8
Гульчевская В. Г. Индивидуализация обучения как перспективная модель инновационного развития образования
//Статья.- http//www roipkpro.ru>ped-modern/tech-modul.html
74
75
Теория и практика обучения немецкому языку
Теория и практика обучения немецкому языку
4. Проектирование и ведение работы по индивидуальному образователь-
ному маршруту в практике учителя иностранных языков Рябченко Е. А.
Я повторюсь, что один наставник должен сопровождать не более 10 об- учающихся. В противном случае, работа не будет эффективной. Исчезнет индивидуальный подход к ученику. Это вполне можно объяснить есте- ственным пределом психо-физических возможностей педагога. Так как я не имела опыта в проектировании и реализации ИОМ, то в качестве эксперимента мною была выбрана одна учащаяся. Эксперимент был начат в 2010–2011 учебном году, продолжился в 2011–2012, 2012–2013 годах и продолжается в 2013–2014 учебном году. В результате этого эксперимен- та я предпринимаю попытку овладеть техникой прокладывания ИОМ для обучающихся. Так случилось, что этой обучающейся (подопечной) стала моя дочь-ученица 7 класса. Выбор в качестве подопечной моей дочери име- ет ряд преимуществ для меня в ситуации эксперимента. В случае неудачи в моей работе при проведении эксперимента нет риска иметь конфликтную ситуацию с ребенком, родителями: неоправданные надежды, претензии к возможной перегрузке учащегося, нежелание ребенка следовать пла- ну, лень, лимит времени и т. п. Индивидуальный образовательный план учащегося я разработала на определенный период (3 года: 7–9 класс). Мой план составлен на основе плана, предложенного в книге Сергеевой В. П. и др. «Профильное обучение в общеобразовательном учреждении». М.: УЦ
Перспектива.2011. и состоит из 5 основных разделов:
1. овладение всеми общеобразовательными дисциплинами на доста- точно хорошем уровне (определяются стратегические задачи для данной учащейся по каждой образовательной дисциплине, подготовка проектов по предмету, самостоятельная работа учащейся),
2. получение дополнительного образования (определяется профиль кружковых, клубных, секционных и т. п. занятий),
3. планирование и помощь в организации моих консультаций и кон- сультаций специалистов (определяется профиль и персональный состав специалистов),
4. участие в культурной и общественной жизни гимназии и класса,
5. участие в конкурсах, олимпиадах, конференциях вне школьной про- граммы.
В нашем случае приоритетна лингвистика.
Индивидуальная образовательная программа (тождественное понятие индивидуальному образовательному маршруту) — это индивидуальная траектория учащегося, которая проектируется с учетом его склонностей, потребностей и индивидуальных возможностей.
Этапы составления индивидуального учебного плана следующие:
1. Я провела собеседование с учащейся, анкетирование по профориен- тации, были поставлены цели и задачи ИП: уделять внимание предметам гуманитарного профиля, выявить наиболее интересные из них, в которых девочка наиболее успешна.
2. Мы выбрали предметы, которые учащаяся хотела бы изучать на про- фильном уровне: иностранные языки, история, русский язык (им уделяет- ся особое внимание, более углубленное изучение).
3. Была рассмотрена возможность посещения краткосрочных курсов
(при наличии таковых): таковых нет.
4. Мы рассмотрели получение дополнительного образования: хореогра- фическая студия, уроки живописи, (определяется профиль кружковых, клубных, секционных и т. п. занятий).
5. Мы распланировали участие в культурной и общественной жизни: участие в волонтерских акциях, проведении классных и школьных празд- ников, мероприятий и др.
6. Было обсуждено обязательное участие в конкурсах, олимпиадах, конференциях за пределами школьной программы, обозначен круг пред- метов, наук, которые интересны учащейся: иностранные языки, биология, экология, рисование, русский язык, история, регионоведение, география.
7. Планирование и помощь в организации консультаций специалистов
(определили профиль и персональный состав специалистов: учителя-пред- метники, классный руководитель, вожатая, зам. директора по ВР и др.).
8. Ознакомление и согласование индивидуального учебного плана с пе- дагогами и другими участниками данного эксперимента.
Продвижение ученика в индивидуальном образовании невозможно без контроля и самоконтроля, для этого я использую 5 основных форм:
1) Персональная самооценка, для чего используются разнообразные тесты.
2) Отзывы тьютора, педагогов-консультантов, руководителей (дирек- тор, зам. директора о работе ученицы по итогам выполненной работы, проектов и др.).
3) Табель успеваемости за четверть/год (грамоты).
4) Еженедельные обсуждения-рефлексии, происходящие с членами референтной группы.
5) Публичная защита проектов, презентация стендовых докладов, рефе- ратов и результатов творческих работ.
6) Участие ученицы в роли консультанта — это является свидетель- ством овладения ею материала на высоком уровне сложности.
7) Итоговая/промежуточная аттестация.
8) Создание портфолио.
Немаловажное значение имеет создание, по желанию ученика, «порт- феля достижений» каждого школьника, вводить который планируется с 9 класса, а в некоторых ОУ и ранее (как в моем случае). В портфель обу- чающейся вошли документы, подтверждающие участие и победы в образо-
76
77
Теория и практика обучения немецкому языку
Теория и практика обучения немецкому языку
вательных олимпиадах, различных конкурсах, соревнованиях, научных конференциях, творческие работы, рефераты, доклады. Портфолио — по- строение образовательного рейтинга ученика. Портфолио получило широ- кое распространение в образовательной среде, что позволяет формировать у учащихся умение отслеживать и гордиться своими успехами, не стес- няться предъявлять их и использовать в конкурсной среде.
5. Исследовательская деятельность как один из способов раскрытия
творческого потенциала личности и ее профессионального самоопределения
Правильно организованная исследовательская деятельность может быть заявлена как одна из современных технологий обучения в профиль- ном образовании. При организации исследовательской деятельности обу- чающейся, двигающейся по ИОМ, я нашла место интеграции и совместила на первый взгляд несопоставимые вещи. В условиях дефицита конкур- сов по немецкому языку, а тем более по французскому языку, а значит, отсутствии возможности проявить себя за рамками школьной программы, почувствовать значимость и практическое применение «немодных» язы- ков, мы с обучающимися принимаем участие в научно-исследовательских и творческих конкурсах. Например: «Сравнительная характеристика флагов России и Франции» (Победа, муниципальный уровень). Мы нашли применение знаниям страноведческого материала о Франции и умело ин- тегрировали этот материал в заданную для исследования проблему о сим- волике России. В 2012 году мы приняли участие и были отмечены специ- альной грамотой за участие в работе 37 конференции ДАНЮИ (Донской
Академии юных исследователей). В своей работе «Жемчужины народной мудрости. Сравнительная характеристика немецких и русских пословиц» мы умело интегрировали немецкий язык (знание языка, особенностей немецкого фольклора) с аналогичным материалом русского языка. В об- ластной неделе второго иностранного языка в 2012 году мы стали побе- дителями, представив на немецком языке экологическую работу, прово- димую нашей гимназией. Таким образом, учащиеся увидели применение немецкого языка не только в области филологии, но и в сфере экологии, биологии. А это значит, что можно стать в будущем специалистом-эколо- гом со знанием немецкого языка. Горизонты работы такого профессионала большие: открываются перспективы в получении образования за рубе- жом, будет получена высокая квалификация, есть вероятность востребо- ванности такого специалиста в мировом масштабе. В этом же году нами была предпринята попытка интегрировать в исследовательской работе французский язык и астрономию в рамках городского конкурса творче- ских проектов в честь 55-летия запуска первого искусственного спутника земли: «Найди свою звезду». Была подготовлена презентация разработ- ки внеклассного мероприятия для детей «О звездах на французском…».
Приняв участие во Всероссийском конкурсе «Наша страна — наше насле- дие! Интерактивная карта России» (немецкий язык), мы показали прак- тическое применение немецкого языка при подготовке материалов для организации, например, экскурсий по родному краю, а, значит, возмож- ности выбрать в дальнейшем профессию экскурсовода, гида-переводчика.
Так, чтобы написать небольшую статью об острове Поречном, был изучен большой материал, выбраны интересные факты, подобраны фотографии, был переведен языковой материал. Эта работа способствовала не только популяризации немецкого языка, но и таких наук, как география, регио- новедение, экология и др. Возник интерес не только к профессии перевод- чика, экскурсовода, но и историка, эколога, биолога. Нами была показана возможность практического применения немецкого языка. Участие в кон- курсе юных журналистов (г. Обнинск, «Восхождение к образу», номина- ция: «Золотое перо», лауреат 1 степени) мотивирует учащихся к выбору профессии журналиста, сотрудника редакции журнала или газеты.
Проектирование — одна из форм дифференциации в профильном обу- чении, широко используется в современной школе. Я активно использую в своей практике различные проекты: краткосрочные, долгосрочные, ин- дивидуальные, групповые, монопредметные и межпредметные. Навыки, полученные в процессе подготовки и реализации проектов пригодятся при выборе таких профессий, как юрист, юрист-международник, пиар-менед- жер, рекламный агент, переводчик и др. Эти проекты, по отзывам обуча- ющихся гимназии, формируют хорошую мотивацию к выбору профессии.
Так, некоторые обучающиеся, работавшие в моих проектах, выбрали по- сле 11 класса обучение за рубежом, реализуя тем самым идеи моей методи- ческой системы: интеграция разных наук плюс иностранный язык равня- ется выбору профессии, связанной с немецким или французским языками:
«… создание основы для выбора иностранного языка как профильного предмета на ступени среднего полного образования, а в дальнейшем и в ка- честве сферы своей профессиональной деятельности» (ФГОС).
В заключении хочется отметить, что переход на профильное обучение зависит в первую очередь от инициативы самих школ, уровня професси- онализма педагогов, программно-методического, информационно-тех- нологического обеспечения, инициативы самих учащихся, их родителей и других факторов. Очень важно создать для обучающихся такие условия обучения, воспитания, развития их способностей, которые в конечном ито- ге привели бы ребенка к осознанному выбору будущей профессии и реали- зации собственных жизненных планов.
Что касается нашего эксперимента, то, судя по предварительной оцен- ке, он удается. Моя подопечная добилась достаточно хороших результатов, круг ее интересов сужается: девочке нравятся публичные выступления, поисковая и исследовательская работа, рисование, дизайн проекты. Обу-
78
79
Теория и практика обучения немецкому языку
Теория и практика обучения немецкому языку
чающаяся склоняется к выбору профессии журналиста или специалиста в области филологии. Таким образом, можно сказать, что я как учи- тель-тьютор, реализующий идеи предпрофильного образования, двигаюсь в правильном направлении. В следующем учебном году я планирую стать тьютором еще для нескольких обучающихся, которые заинтересованы предметом иностранный язык, выразили огромное желание участвовать в моем проекте, попросили помощи и практически уже начали работу.
Литература
1. Афанасьева Т. П., Немова Н. В. Профильное обучение: педагогиче- ская система и управление. Кн. 1. Система профильного обучения старшеклассников.- М.: АПК и ППРО, 2005.
2. Иностранный язык в условиях профильной школы. Ав- тор-сост. В. М. Канаева.- Ростов на- Дону: Изд-во РО ИПК и ПРО, 2004.
3. Кишенкова О. В. и др. Мой выбор. Энциклопедия материалов. М.:
Новый отсчет, 2001.
4. Сергеева В. П., Ляпко И. Л. Профильное обучение в общеобразова- тельном учреждении. М.: УЦ Перспектива. 2011.
5. Хлебунова С. Ф., Тараненко Н. Д. Управление современной школой.
Изд. «Учитель»,2005.
7. Современные подходы к оценке знаний учащихся.
Т. В. Панина, учитель немецкого
и английского языков
МБОУ «Лицей № 24 имени
Героя Советского Союза А. В. Корявина»
Сергиево-Посадского муниципального
района Московской области
Оценка знаний, умений и навыков учащихся несомненно является одним из основных структурных компонентов процесса обучения. Она должна осуществляться в течение всего периода обучения в соответствии с принципами систематичности, последовательности и прочности обуче- ния, являясь важным звеном учебного процесса, от правильной постанов- ки которого во многом зависит успех обучения. Оценка представляет так называемую «обратную связь» между учителем и учеником, когда учитель получает информацию об эффективности обучения предмету. [1]
Согласно этому выделяют следующие цели оценки знаний и умений учащихся:
диагностирование и корректирование знаний и умений учащихся;
учет результативности отдельного этапа процесса обучения;
определение итоговых результатов обучения на разном уровне. [2]
Поиск необходимых форм оценки и ее организация — это важнейшая задача педагога. Система оценки должна включать разнообразные сред- ства и приемы работы, чтобы учащиеся понимали, что учитель постоянно контролирует их успехи, уровень и качество овладения знаниями.
Оценка имеет большое значение и выполняет ряд функций: обучаю- щую, воспитывающую, ориентирующую, стимулирующую.
Сущность обучающей, или развивающей, функции проверки ученые видят в том, что при выполнении контрольных заданий учащиеся совер- шенствуют и систематизируют полученные знания, способствуют разви- тию речи и мышления, внимания и памяти студентов.
Воспитывающая функция оценивания в целом является сопутствую- щей, но может быть и доминирующей, когда, например, педагог стремится приучить отдельных учащихся к систематической работе, воздействовать на их психологические особенности (развивать волю, память и пр.), стиму- лируя их оценкой, при проявлении излишней самоуверенности осущест- вляется более строгий подход к оценке.
Ориентирующая функция проверки состоит в ориентации учащихся и преподавателя по результатам их труда, снабжении педагога инфор- мацией о достижении целей обучения отдельными студентами, группой и курсом в целом.
80
81
Теория и практика обучения немецкому языку
Теория и практика обучения немецкому языку
Результаты контрольных мероприятий помогают преподавателю на- правлять деятельность учащихся на преодоление недочетов и пробелов в их знаниях, а учащимся — выявить и исправить собственные ошибки.
Кроме того, результаты проверки информируют администрацию об успеш- ности учебного процесса.
Стимулирующая функция. Известно, что учащиеся специально гото- вятся к зачету, к экзамену. Наличие или ожидание контроля стимулиру- ют учебные действия учащихся, являются дополнительным мотивом их учебной деятельности. Однако сама оценка, как уже отмечалось, выходит за границы контроля и представляет собой подкрепление, если ее исполь- зуют в обучающих, а не просто в карательных целях.
Без информации о состоянии обучаемого (обратная связь) невозможно грамотно управлять учебным процессом, а без систематической работы учащихся, которую трудно представить без стимулирования, нельзя сфор- мировать у них навыки и умения. Функцию же оценки реализует только учитель. Справочный материал учебника, а также обучающие машины создают благоприятные условия для самооценки, подлинную же оценку по-прежнему способен осуществить только преподаватель. [3]
Современные методы оценки знаний, умений и навыков.
Рейтинговая система оценки качества усвоения учебного материала.
К прогрессивным методам оценки относится рейтинговый метод как способ оценки знаний, умений и навыков. Применение рейтинга являет- ся системой организующей учебный процесс и активно влияющей на его эффективность. Рейтинговая система оценки учитывает всю активную деятельность обучающихся, связанную с приобретением знаний, умений и других показателей, формирующих личностные качества учащихся.
Рейтинговая система — это не только оценка уровня усвоения знаний, но и метод системного подхода к изучению дисциплины. Коллектив кафе- дры работает над критериями рейтинговой системы оценки знаний.
Эссе.
В качестве достаточно эффективного и активизирующего учебный про- цесс метода контроля и проверки знаний учащихся более высокого уровня
(анализ, синтез, творческое применение знаний и оценка) используется эссе, которое как метод еще не получило широкого распространения в выс- шей школе. Эссе в переводе с французского обозначает «попытка», «про- ба», «очерк». Эссе предполагает выражение автором своей точки зрения, личной субъективной оценки предмета рассуждения, дает возможность нестандартного (творческого), оригинального освещения материала; часто это разговор вслух, выражение эмоций и образность. В отличие от других методов контроля и проверки знаний, целью написания эссе является диагностика продуктивной, творческой составляющей познавательной деятельности обучающихся, которая предполагает анализ информации, его интерпретацию, построение рассуждений, сравнение фактов, подходов и альтернатив, формулировку выводов, личную оценку автора и т. п.
Тестирование.
Ни для кого не секрет что важнейшим показателем качества образова- ния является объективная оценка учебных достижений учащихся. Этот показатель важен как для всей системы образования, так и для каждого отдельного ученика.
Объективная оценка знаний учащихся осуществляется, как правило, стандартизированными процедурами, при осуществлении которых все учащиеся находятся в одинаковых условиях. Такую стандартизированную процедуру оценки учебных достижений называют тестированием, важней- шим и неотъемлемым элементом которого являются тестовые материалы, попросту говоря тесты.
Оценка, получаемая с помощью теста, более дифференцирована.
В традиционных методах оценки используется четырехбальная шкалой
(«отлично», «хорошо», удовлетворительно», «неудовлетворительно»).
Результаты тестирования, благодаря особой организации тестов, могут быть представлены в дифференцированных шкалах, содержащих больше градаций оценки. При этом обеспечивается высокая точность измерений учебных достижений.
Чем больше тестов, тем надежнее оценка знаний. [4]
В настоящее время в учебных заведениях, помимо традиционных мето- дов контроля знаний учащихся, используется тестовый контроль. Однако проводить качественное тестирование без применения специальных средств практически невозможно из-за большого объема данных, который необ- ходимо переработать преподавателю. Во-первых, необходимо подготовить большое число вариантов тестов с неповторяющимися вопросами, а подго- товка теста — весьма трудоемкий процесс. Во-вторых, оценка результатов тестирования, особенно при использовании статистических методов, до- статочно сложна. Для решения этих проблем используются программные средства, которые дают возможность преподавателю оперативно составлять множество вопросов по теме (курсу) и оценивать результаты тестирования.
Одним из достоинств использования программных комплексов тести- рования является автоматизация процесса контроля знаний: результаты обрабатываются автоматически, сохраняются в базе данных, могут сфор- мировать требуемую выборку данных.
Цель разработки программного обеспечения тестирования заключает- ся в создании программного комплекса, который реализует тестирование