Файл: Международный институт управления ю. В. Фененко муниципальные системы.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.12.2023

Просмотров: 501

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

136 регуляции имеют либо общегосударственное значение, либо относятся к конкретным территориям
239
Основная единица органа местного управления - городской или сельский муниципалитет. В городах насчитывается 23 муниципалитета, в сельских районах - 109. В соответствии с новым законом (статус №8/1986), 23 исторически сложившихся района как элементы структуры местного управления к 1 января 1989 г. прекратили свое существование, и их полномочия были переданы муниципалитетам и, где это требовалось, межмуниципальным ассоциациям. Вместе с тем определенные задачи, относящиеся к ведению центрального правительства, такие, как охрана порядка (включая содержание полиции) и сбор налогов, решаются в рамках района. Среди причин, обусловивших формирование одноуровневой местной власти, был тот факт, что в Исландии практически 91 % населения проживает в городских общинах, которые становятся все более сильными и независимыми в выработке местной политики. Это делает ненужным руководство общиной и вмешательство в ее дела без каких-либо причин общины со стороны вышестоящих органов центрального правительства.
Кроме того, порядок, в соответствии с которым и малые, и большие муниципалитеты избирали по одному представителю в районный Совет, был расценен как нарушение принципа демократического представительства интересов населения.
Городские и сельские муниципалитеты, города и сельские районы (Braer, Нгарраг)
Каждый город и сельский район избирает свой Совет на основе пропорционального представительства, как правило, в выборах участвуют существующие политические структуры. Однако во многих сельских районах выборы по-прежнему проводятся на основе личной борьбы кандидатов. В городской Совет обычно входит 7, 9 или 11 членов, в городском Совете Рейкьявика - столицы Исландии - 15 членов
240 239
См.: Как организовать систему местного самоуправления. Датский, скандинавский и европейский опыт//
журнал «Муниципальное право» № 4 (28), 2004. С. 96.
; законом
240
См.: Столицы мира: проблемы экономики и управления / (Сб. обзоров. Серия “Региональное управление и местное самоуправление”) – М.: ИНИОН РАН, – 1993.

137 разрешено избрание в Совет до 27 человек. В сельских районах Совет могут образовывать 3, 5 или 7 его членов. Все Советы избираются на период в четыре года. Жители сельских районов избирают также своего представителя в Совет страны
241
Городской Совет избирает из своего состава председателя, который руководит работой его сессий. Кроме того, он избирает мэра. Это может быть как член Совета, так и не входящий в состав избранных органов власти житель района. В каждом сельском районе также избирают председателя
Совета, а в тех местах, где проживает более 200 человек, и мэра. Функции председателей городского и сельского Совета различаются незначительно
242
Заседания Совета созываются регулярно и открыты для свободного посещения. Некоторые Советы проводят свои заседания каждые две недели, но обычно - раз в месяц. Советы осуществляют наблюдение за расходованием местных финансовых средств, принимают ежегодный бюджет и различные распоряжения, выдают лицензии, а также подготавливают доклады в парламент и центральные правительственные учреждения по интересующим местные власти вопросам, правовое регулирование которых сосредоточено в центре. Кроме того, городские и сельские муниципалитеты самостоятельно или совместно с другими организациями местного или государственного уровня могут решать следующие задачи:
• предоставление социальных услуг, таких, как ежедневный уход за детьми, помощь на дому, помощь семьям, испытывающим трудности, помощь престарелым, организация молодежных программ, создание агентств по содействию занятости и т.п. Местные власти выплачивают также пособия по болезни и вносят вклад в фонд помощи безработным;
• регулирование вопросов, относящихся к ведению фермерского хозяйства, таких, как предотвращение эпидемий, обеспечение снабжения фуражом и т.п.;
241
См.: Органы местного управления в зарубежных странах: сравнительное исследование / Научно- аналитический обзор. – М.: ИНИОН РАН,– 1994.
242
См.: Харлоф Э. Местные органы власти в Европе / Перевод с английского. – М.: Финансы и статистика,
1992.


138
• осуществление деятельности в области образования и культуры, в частности выплата части стоимости на строительство и содержание местных школ, в том числе покрытие сопутствующих расходов (зарплату учителям выплачивает государство); обучение взрослого населения, содержание библиотек, покрытие, частичное или полное, расходов театров, картинных галерей, музеев, общинных центров, молодежных клубов и т.п.;
• содержание в надлежащем состоянии дорог; часть средств на эти цели местные органы власти могут получать за счет субсидий;
• обеспечение медицинского обслуживания, наблюдение за чистотой улиц, инспектирование деловой деятельности и частного предпринимательства, наблюдение за производством продуктов питания и бесперебойным снабжением ими, за деятельностью больниц и т.п.;
• осуществление городского планирования и решение связанных с этим вопросов, таких, как разработка строительных нормативов и предложений по планированию строительства;
• обеспечение пожарной безопасности и страхование на случай пожара, гражданская оборона;
• патронаж социального обеспечения детей через наблюдение за состоянием учреждений для детей;
• обеспечение качественного состояния открытых площадок для отдыха, таких, как парки, игровые площадки, природные заповедники;
• снабжение водой, электроэнергией, теплоснабжение (эти услуги могут предоставляться местными органами власти как самостоятельно, так и во взаимодействии с государством);
• заключение контрактов на строительство, оценка стоимости недвижимости, жилищное строительство;
• содержание портов и гаваней;
• обеспечение занятости населения;
• осуществление других задач, вытекающих из местных условий, таких, как общественный транспорт и т.п.

139
Закон о местном самоуправлении предусматривает создание Советом различных комитетов, часть из которых обязательна, и определяет сферы их деятельности. Основополагающие комитеты занимаются вопросами финансов, социального обеспечения, образования, здравоохранения, ведения общественных работ, найма коммунальных служащих и др.
Вспомогательные комитеты рассматривают вопросы, имеющие исключительно местное значение; например, вопросы, касающиеся содержания порта. В дополнение к этому Советы крупных городов создают комитеты, работающие как консультативные органы по различным вопросам, связанным с деятельностью Совета. По всем вопросам, за исключением определенных законом, комитеты несут ответственность перед Советом.
Совет имеет право изменять решения, принимаемые комитетами. При возникновении между Советом и комитетом конфликтной ситуации вопрос может быть передан на рассмотрение в соответствующее министерство для принятия окончательного решения.
В современном законодательстве Исландии определены четыре источника финансирования местных органов власти:
243 1. Налог на собственность, который устанавливают и собирают местные органы власти.
2. Взнос из Фонда содействия местным органам. Фонд складывается из части государственного налога на торговлю, таможенных сборов, налогов на специальные государственные предприятия, в частности, обеспечивающих поступление на рынок спиртных напитков и табачных изделий, а также за счет обложения банков и нефтяных компаний. Средства фонда распределяются между местными органами власти, которым предоставлены права расходовать их по своему усмотрению, пропорционально численности населения. Дополнительные субсидии выделяются тем муниципалитетам, которые испытывают какие-либо финансовые трудности.
243
См.: Местные финансы в Европейских странах: Сборник - М.: МОНФ, 2000.


140 3. Прямой налог с дохода и оценочной стоимости собственности за минувший год, который определяется и взимается совместно с государственным налоговым ведомством.
4. Налог на оборотные средства компаний за минувший год. Его размер определяет представитель государственного налогового ведомства по соответствующей шкале налогов. Этот налог собирают местные органы власти.
В дополнение к этому государство принимает участие в различных деловых акциях и мероприятиях на местном уровне, тем самым разделяя финансовое бремя местных органов власти. Это касается таких областей деятельности местных органов, как содержание средних, технических и музыкальных школ, развитие портового хозяйства и т.п. Обычно такие расходы носят долгосрочный характер. Местные власти имеют право дополнительно вводить налоги на строительство дорог и кинотеатров, на животных (овец, кошек и собак), а также оплату лицензий и разрешений на строительство. Они могут также получать доходы за счет поступлений от аренды мест общественного пользования, сдачи внаем помещений, ренты за жилье
244
Наблюдение за деятельностью местных властей входит в компетенцию
Министерства по социальным вопросам, которое разрабатывает регламентирующие документы и подтверждает правомочность отдельных решений местных органов власти.
Вопросы, затрагивающие общегосударственную сферу деятельности, относятся к компетенции других министерств и ведомств, таких, как образования и общественного здравоохранения. При возникновении разногласия между местными органами власти спорные вопросы передаются для рассмотрения либо в
Министерство по социальным вопросам, либо просто в суд.
244
См.: Бурлакова Л. В. Системы налогообложения (отечественный и зарубежный опыт) - Киев. Экономика: обзор информационного сервера управления народным хозяйством, 1996.

141
С 1945 г. в Исландии действует Ассоциация местных властей - добровольная организация, объединяющая все городские и сельские районы.
Ее назначение - оказывать содействие местным властям в развитии сотрудничества в рамках страны и в достижении общих целей. Она представляет также интересы местных властей, вступая во взаимодействие с правительственными и международными структурами, распространяет информацию, обеспечивает местные власти консультационными услугами, содействует обмену опытом в различных областях их деятельности.

142
Королевство Испания
Континент:
Европа
Национальное
название:
Reino de España
Столица:
Мадрид
Площадь:
504800 кв. км.
Население:
Население в этой стране насчитывает около
39,2 млн. Этнические группы: испанцы (кастильцы, валенсианцы, андалузцы, астурийцы) - 72,8%, каталанцы - 16,4%, галисий - 8,2%, баски - 2,3%.
Краткая историческая
справка:
1939 – 1945 гг.– нейтралитет во II мировой войне.
1953г.– военный пакт о взаимопомощи с США.
1956г.– Испания признала независимость Марокко.
1975г.– смерть генерала Франко. Испания становится конституционной монархией во главе с королем Хуаном-
Карлосом Бурбоном. Демократизация общественной жизни в стране
Географическое
положение:
Страна расположена в Юго-Западной Европе и занимает большую часть Пиренейского полуострова. Испании принадлежат Балеарские острова в Средиземном море и
Канарские в Атлантике. Граничит с Португалией – на западе, с
Францией и Андоррой - на севере. Омывается водами
Атлантического океана – на севере и западе, Средиземного моря – на востоке и юге
Политический строй:
Демократия
Глава государства:
Король Хуан-Карлос I (у власти с 22 ноября 1975 года),
Глава правительства - премьер-министр
Языки:
Испанский (государственный), каталанский, галисийский, баскский, кастильский, эскара
Основная религия:
Католицизм. Католики - 99%, протестанты, иудеи, мусульмане.
Форма правления:
Конституционная монархия
Испания
На протяжении многих веков Испания, расположенная на западной оконечности европейского континента и бассейна Средиземного моря испытывала влияние различных политических течений и культур. Римская колония на заре своего существования, она была захвачена маврами, которые ушли из Испании лишь семь веков спустя. Затем наступил период создания небольших, независимых государств с монархической формой правления,


143 формально объединившихся лишь в XV в. Это был период расцвета и наибольшего могущества Испании в Европе и Новом Свете, религиозные, экономические войны, территориальные переделы положили конец золотому веку Испании. Страна пережила две гражданские войны, что привело к значительному снижению ее экономического потенциала и авторитета. В
1931 г. была упразднена монархия и установлено республиканское правление, которое в результате кровопролитной гражданской войны 1936 -
1939 г.г. было заменено диктатурой генерала Франко
245
. После его смерти в
1975 г. главой государства стал король Хуан Карлос из королевской династии Бурбонов. Начался период восстановления демократии. В соответствии с принятой в 1978 г. Конституцией была введена новая модель государственного управления. Испания стала наследственной монархией.
Согласно Конституции король назначает премьер-министра и других членов кабинета
246
Территорию Испании составляют, помимо континентальной части,
Балеарские острова (Средиземное море), Канарские острова (Атлантический океан) и несколько малых анклавов (северное побережье Африки).
. Эти назначения должны быть ратифицированы двухпалатным парламентом - кортесами. Вместо высокоцентрализованной системы стала складываться новая система, характеризующаяся децентрализацией. Было создано три уровня управления: местный, который включает муниципальный и провинциальный, областной (автономные общины) и центральный.
Муниципалитеты
Территориально в основе испанских муниципалитетов лежат древние поселения. Многие из них возникли после ухода мавров или установлены на основании законов переселении. Впоследствии границы поселений
245
Задолго до установления режима Франко Испания уже имела опыт местного и регионального самоуправления. При Франко эти права были ликвидированы, и центральное правительство осуществляло власть на всех уровнях. После восстановления демократии органам власти на местах были предоставлены значительные полномочия. См.: http://spain-info.ru/about/politics_state/local_selfgovernments.html.
246
Конституция Испании. (Одобрена генеральными кортесами на пленарных заседаниях конгресса депутатов и сената 31 октября 1978 года, утверждена испанским народом на референдуме 6 декабря 1978 года, подписана е.в. королем перед генеральными кортесами 27 декабря 1978 года). Статья 62. Король. ...г) предлагает кандидата в председатели Правительства и, при необходимости, назначает или освобождает его от должности в соответствии с условиями, предусмотренными в Конституции, д) по представлению председателя Правительства назначает на должность членов Правительства и освобождает их от должности.
См.: сборник "Конституции государств Европы". Издательство НОРМА, 2001. г.


144 формировались под влиянием географических и экономических факторов, по мере развития городов и других изменений в структуре общества. В настоящее время в стране насчитывается более 8000 муниципалитетов.
Ожидается, что правовой статус муниципалитетов будет окончательно сформирован лишь тогда, когда автономные общины в полной мере смогут регулировать деятельности местных органов власти, хотя основные элементы их единообразной системы уже заложены в Законе о местном управлении
1985г
247
Каждый муниципалитет формирует свой Совет в составе от 5 человек для муниципалитетов с численностью 250 жителей и менее до 25 человек для муниципалитетов с численностью 100000 жителей, с последующим включением в состав Совета еще одного члена от следующих 100000 жителей
248
Советы в муниципалитетах, насчитывающих не менее 5000 жителей, могут создавать свои правления, состоящие из мэра и назначаемых им членов на все время пребывания мэра в должности. В состав правления могут входить до одной трети общей численности Совета. Для изучения и подготовки вопросов, представляющих общественный интерес в Советах
. Кроме того, при четном количестве членов Совета в него включается еще один. Члены Совета избираются прямым тайным голосованием на основе всеобщего избирательного права и пропорциональной системы представительства на четырехлетний период.
Мэр избирается из состава Совета; им становится, как правило, лидер фракции, обладающей большинством голосов. При отсутствии такой фракции местный орган власти возглавляет та политическая группировка, которая обладает наибольшим числом мандатов. Возможны и прямые выборы мэра.
247
См.: Штейнберг Д. С. Шашкова А. Н. Местное самоуправление в России и Испании: сравнительный анализ. Российская юстиция.- 1999.-N12.-С.51-52.
248
См.: Уткин Э.А., Денисов А.Ф.
Государственное и муниципальное управление. — М.: Издательство
«ЭКМОС», 2001 г.

145 создаются комиссии, однако право принятия окончательного решения принадлежит сессии Совета
249
Мэр созывает заседания Совета, составляет повестку дня и председательствует на них. Он, кроме того, готовит бюджет, санкционирует расходования средств и представляет балансовый отчет. Мэр защищает интересы муниципалитета по всем правовым вопросам, выполняет решения
Совета и руководит повседневной работой муниципальных служащих.
Для оказания содействия мэру в работе, главным образом в контроле за деятельностью служащих, в муниципалитетах назначается секретарь. Он выбирается из так называемого национального контингента служащих, которые, прежде чем быть в него включенными, проходят конкурсный отбор.
В состав этого контингента входят также кандидаты на должности муниципальных контролеров, казначеев и др.
Полномочия муниципалитетов сформулированы в законах в столь общем виде, что теоретически муниципалитеты могут предпринять любое действие, которое специально не оговорено как относящееся исключительно к компетенции государства. На практике эта свобода ограничена размерами финансовой помощи, которая поступает от вышестоящих правительственных органов.
Муниципалитеты ответственны за поддержание чистоты и состояние водопровода и канализации, освещение, содержание парков и садов, управление муниципальной собственностью, обеспечение похоронных услуг и содержание кладбищ, городской общественный транспорт, городскую дорожную полицию, проведение соревнований и выставок и др. Совместно с вышестоящими органами власти муниципалитеты занимаются городским планированием и жилищным строительством, вопросами спорта, образования и культуры, гражданской обороны, туризмом, содержат музеи и памятники, пляжи, в их ведении находятся сберегательные кассы.
Основные источники доходов муниципалитетов:
249
См.: Шишкина Н.Э. Местное управление в современных странах: сущность и современные проблемы развития. – Иркутск: ИГУ, 1995.