Файл: Международный институт управления ю. В. Фененко муниципальные системы.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.12.2023
Просмотров: 504
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
146 1. это налог на коммерческую деятельность - начисляется с учетом местоположения и объемов "дела" на прибыль и собственность (этот источник первоначально находился в руках правительства);
2. отчисления от стоимости индивидуальных услуг;
3. государственные дотации, которые носят общий характер;
4. другие поступления - доходы от собственности, займы, в основном под капитальные затраты и др.
250
Система налогообложения постоянно совершенствуется
251
Отражением самостоятельности местных органов власти является тот факт, что решения муниципалитета требуют вышестоящего одобрения или согласия в исключительно редких случаях. Например, должно быть одобрено правительством решение Совета о проведении референдума. Правительство вправе приостановить осуществление решения Совета в том случае, если оно противоречит закону или затрагивает национальные интересы.
Окончательное суждение по такому решению выносит административный суд. В соответствии с положениями нового закона о местном управлении с целью содействовать контактам, координации действий и сотрудничеству между центральными и местными властями создан Совет местных властей
Испании. Он имеет правовой статус, счет. Его руководящие органы состоят из представителей государственных властей, автономных общин и местных властей. Среди поставленных перед этим Советом задач такие, как: выработка мнения относительно законов и распоряжений о местных властях, подготовка предложений правительству, проведение исследований и практической работы по реформе системы местного управления, а также выработка критериев, в соответствии с которыми предоставляется помощь местным властям.
250
См.: Бурлакова Л. В. Системы налогообложения (отечественный и зарубежный опыт) - Киев. Экономика: обзор информационного сервера управления народным хозяйством, 1996.
251
В Испании налог взимается ежегодно органами местного самоуправления. Налогооблагаемая база — кадастровая стоимость. Она переоценивается каждые 8 лет Кадастровым управлением (государственной структурой, которая занимается переписью, оценкой и переоценкой имущества) со ссылкой на рыночную стоимость имущества, включая стоимость земли и сооружений. // Николаева А. С. Экономика. Мировой опыт (по данным Министерства по налогам и сборам РФ). Газета "Калининградская правда"24.06.2003.
147
В ряде регионов страны муниципалитеты по сложившейся традиции подразделены на обособленные коллективные поселения. Корни этой традиции лежат в спонтанном расселении людей в том или ином муниципалитете. Такие поселения имеют свои характерные признаки и названия. Коллективные поселения представляют собой как бы промежуточное звено между отдельными поселениями и муниципалитетами.
Эти "подмуниципальные" административные единицы имеют правовой статус. Каждой из них управляет Совет (или ассамблея), состоящий из мэра и избранных членов.
Недавно малые муниципалитеты, которых в Испании большинство, начали создавать свои межмуниципальные ассамблеи с тем, чтобы на добровольной или обязательной основе планировать и выполнять общественную работу и предоставлять услуги. Расходы по содержанию секретаря такой ассамблеи и его аппарата они делят между собой.
Существует и ряд других, исторически сложившихся межмуниципальных органов, которые управляют общим имуществом. Закон предусматривает также возможность создания районных объединений местных властей.
Кроме того, существуют четыре городские территории - Мадрид,
Барселона, Валенсия и Бильбао, где имеются свои специальные органы, обладающие полномочиями для решения конкретных вопросов относительно подконтрольных территорий. Будущее этих органов полностью зависит от соответствующих региональных властей
252
Провинции
Существующие в настоящее время 50 провинций, созданных в соответствии с королевским указом 1927 г., исторически восходят еще к королевскому указу 1833 г. Согласно Конституции провинции представляют собой муниципальную структуру, отражающую административно- территориальное деление страны, и в тоже время институт, обладающий самостоятельным правовым статусом. Границы провинций учитывают
252
См.: Столицы мира: проблемы экономики и управления / (Сб. обзоров. Серия “Региональное управление и местное самоуправление”) – М.: ИНИОН РАН, – 1993.
148 исторические, географические, языковые, культурные, религиозные и социально-экономические факторы. Любое изменение в этих границах требует одобрения кортесов.
253
В каждой провинции имеется Совет, состоящий из председателя и ряда советников. Установлено соотношение между составом Совета и численностью населения, при населении менее 500 000 человек в Совет входит 25 человек, при населении свыше 1000000 - 31 человек, в Советы городов Мадрид и Барселона - 51 человек
254
. Советники, входящие в провинциальный совет, выбираются из числа членов муниципального Совета на основе пропорционального представительства. В свою очередь они выбирают абсолютным большинством в первом туре голосования и простым большинством во втором своего председателя и его заместителя
255
Председатель и до одной трети провинциальных советников составляют исполнительный комитет. Совет создает также ряд комитетов, необходимых для исследований и подготовки рекомендаций по различным вопросам, затрагивающим общественный интерес.
Провинциальные органы власти занимаются содержанием государственных дорог, ведением сельского и лесного хозяйства, животноводства, содействуют в решении общественных проблем, занимаются службой здравоохранения, вопросами культуры, спортивными состязаниями и выставками. Они, кроме того, отвечают за обеспечение технической и экономической помощи муниципальным Советам в создании и поддержании функционирования водопровода и канализации, системы освещения общественных мест, пожарной службы.
К другому кругу обязанностей относятся вопросы, которые решаются совместно с центральными государственными органами: снабжение
253
Конституция Испании. (Одобрена генеральными кортесами на пленарных заседаниях конгресса депутатов и сената 31 октября 1978 года, утверждена испанским народом на референдуме 6 декабря 1978 года, подписана е.в. королем перед генеральными кортесами 27 декабря 1978 года). Статья 141. См.: сборник "Конституции государств Европы". Издательство НОРМА, 2001. г.
254
См.: Уткин Э.А., Денисов А.Ф.
Государственное и муниципальное управление. — М.: Издательство
«ЭКМОС», 2001 г.
255
См.: Штейнберг Д. С. Шашкова А. Н. Местное самоуправление в России и Испании: сравнительный анализ. Российская юстиция.- 1999.-N12.-С.51
149 электроэнергией, водой, создание институтов кредитования. Как и муниципалитеты, провинции могут образовывать объединения для решения каких-то характерных для данного региона задач
256
На практике провинции (подобно муниципалитетам) ограничены в своей деятельности финансовыми возможностями. Источники финансирования провинций во многом идентичны муниципальным, т.е. это местные налоги на частную торговлю и услуги, налоги на собственность, общие, и целевые государственные дотации и субсидии, а также займы
257
Кроме своих прямых обязанностей органы провинциальной власти выполняют обязанности, делегированные им правительством. Они участвуют в проведении муниципальных работ, субсидируемых государством, в выполнении других технических услуг, предоставляемых государством.
Постоянным представителем правительства в провинции является губернатор. Он назначается без ограничения срока пребывания на своем посту Кабинетом министров по представлению Министерства по делам территориальной администрации. На губернатора возложена вся ответственность за управление провинциальными отделениями учреждений центральных органов управления.
Эти учреждения образуют провинциальный директорат, который проводит жизнь политику центральных министерств. Губернатор в своей работе опирается на помощь провинциальной правительственной комиссии, заседания которой проводятся виде пленарных заседаний или заседаний рабочих групп.
Будущее провинций остается неопределенным. Хотя существование провинции закреплено в Конституции, их полномочия постоянно изменяются, что отражает происходящий в настоящее время процесс
. Государственный контроль над деятельностью провинциального Совета и его служащих подобен такому контролю муниципалитетов.
256
См.: Donaghy P. S., Hewton M. T. Spain: a guide to political end economic institutions. Cambrige: Cambrige
University Press, 1987. P. 151.
257
См.: Бурлакова Л. В. Системы налогообложения (отечественный и зарубежный опыт) - Киев. Экономика: обзор информационного сервера управления народным хозяйством, 1996.
150 перераспределения обязанностей между различными уровнями государственной власти
258
Регионы (автономные общины)
Децентрализация системы управления на региональном, уровне началась во времена Испанской республики, когда в 1932 г. статус автономии был предоставлен Каталонии, а в 1936 г. - Стране Басков. Этот процесс был прерван гражданской войной 1936 -1939 гг. И лишь спустя 50 лет процесс разделения территории страны на 17 автономных общин был завершен
259
Некоторые общины были созданы по собственной инициативе Советов провинций с целью объединить либо соседние провинции, имеющие общие культурные, исторические и экономические характеристики, либо островные территории, либо провинции, исторически имеющие региональный характер.
Они создавались также по инициативе, по крайней мере, двух третей муниципалитетов, представлявших точку зрения большинства жителей на территории той или иной провинции или острова. Играл здесь свою роль и парламент, который формировал общины на территориях не осуществивших соответствующие рекомендации или не вошедших в состав провинциальных структур. Вместе с тем конституционно было закреплено, что автономные общины ни при каких условиях не могут создать федерацию
260 258
Конституция Испании. Статья 141. 1. Провинция является местным образованием, пользующимся правами юридического лица. Она представляет собой объединение определенного количество муниципиев на основании территориального принципа для осуществления государственной деятельности. Любое изменение границ провинций должно быть одобрено Генеральными Кортесами посредством принятия соответствующего органического закона. 2. Руководство и автономное управление провинциями осуществляется Собранием представителей или другими представительными органами. 3. Допускается образование объединений муниципиев, отличных от провинций. 4. В архипелагах каждый остров имеет также соответствующее самоуправление в виде Кабильдосов или Советов. См.: сборник "Конституции государств Европы". Издательство НОРМА, 2001. г.
. Однако они могут объединяться на основе совместной договоренности в целях управления подотчетными территориями или реализации общих услуг в соответствии с действующими правовыми статусами своих территорий.
Любое другое межрегиональное объединение возможно только с разрешения кортесов.
259
См.: Штейнберг Д. С. Шашкова А. Н. Местное самоуправление в России и Испании: сравнительный анализ. Российская юстиция.- 1999.-N12.-С.50.
260
Конституция Испании. Статья 145. См.: Сборник "Конституции государств Европы". Издательство
НОРМА, 2001. г.
151
В каждом регионе были сформированы промежуточные автономные органы, в том числе региональные ассамблеи. В их состав входят избранные от регионов представители в кортесах. Эти ассамблеи в первую очередь приняли региональные конституции, которые были одобрены общерегиональным референдумом, а затем в кортесах. Каждая региональная конституция учитывает индивидуальные социально-экономические, культурные и другие условия региона, общие положения Конституции
Испании и готовность центрального правительства к разделению властей и финансированию деятельности
261
. К компетенции автономных общин стали относить вопросы изменения муниципальных границ, региональное планирование, планирование использования земли, жилищное строительство, общественные работы региональной значимости, туризм, сельское и лесное хозяйство, животноводство, выполнение рекомендаций по охране окружающей среды, внутренние водоемы, сохранение памятников местного значения
262 1. Развитие культуры является одной из главных функций государства
Кроме того, имеется ряд обязанностей, которые обеспечиваются совместно с центральными государственными органами, главным образом путем передачи, делегирования или замещения этих полномочий от центра к автономной общине. В Конституции были специально закреплены два принципа:
263 2.Государственное законодательство дополняет законодательство самоуправляемой автономии в целях обеспечения общих интересов
264 261
Конституция Испании. Статья 148. См.: Сборник "Конституции государств Европы". Издательство
НОРМА, 2001. г.
. К середине 80-х гг. процесс передачи полномочий от центра к автономии практически был завершен.
262
См.: Там же. Статья.147._263Конституция_Испании._Статья_44.'>Статья.147.
263
Конституция Испании. Статья 44. 1. Государственные власти поощряют и покровительствуют осуществлению права каждого на доступ к культуре. 2. Государственные власти поощряют науку и научные исследования на благо общих интересов. См.: Сборник "Конституции государств Европы". Издательство
НОРМА, 2001. г.
264
Конституция Испании. Статья 147. 1. В соответствии с положениями настоящей Конституции, Уставы являются основным правовым актом каждого автономного Сообщества, и Государство признает и охраняет их в качестве составной части своего законодательства. См.: Сборник "Конституции государств Европы".
Издательство НОРМА, 2001. г.
152
В каждом регионе действуют суд и парламент (законодательная ассамблея), члены которого избираются на основе пропорционального представительства и всеобщего избирательного права на период в четыре года. Из своего состава парламент избирает председателя, который назначает
Кабинет министров. Формально назначение председателя на его должность проводиться королевским указом.
Конституция страны гарантирует финансовое самообеспечение автономной общины
265
. Так, каждая община имеет право самостоятельного сбора налогов (на собственность, игровой бизнес, розничную продажу, определенные товары потребления, передачи собственности и т.п.), часть центральных налогов, средства из межрегионального компенсационного фонда и прямые дотации (например, на жилищное строительство). Однако вопрос о региональном финансировании окончательно не решен.
266
Центральный контроль над деятельностью автономных общин осуществляют:
1.
Конституционный
суд.
Контролирует конституционность принимаемых общинами регулирующих положений, имеющих характер закона.
2.
Правительство. Контролирует на основе консультаций с
Государственным советом.
3.
Административные судебные органы. Контролируют вопросы, касающиеся регионального управления и исполнения законов.
4.
Ревизионный суд. Контролирует финансовые и бюджетные вопросы
267
Существует также контроль целесообразности расходов. Он осуществляется на основании жалобы на президента автономной общины в связи с нарушением конституционных или правовых требований или в связи с действиями, противоречащими общенациональным интересам в случае принятия необходимых мер со стороны центрального правительства.
265
См.: Там же. Статья.147.
266
См.: Местная власть в Испании: управление финансами. М.: ИНИОН, 1994.
267
Конституция Испании. Статья 157. См.: Сборник "Конституции государств Европы". Издательство
НОРМА, 2001. г.
153
На региональном уровне органы управления контролируют государственные представители. Каждое такое лицо является постоянным представителем центрального правительства в регионе и отвечает за управление отделениями государственной администрации и координацию их деятельности.
154
Итальянская Республика
Континент:
Европа
Национальное
название:
Republica Italiana
Столица:
Рим
Площадь:
301302 кв. км.
Население:
насчитывает около 60. млн. человек,
Этнические группы: итальянцы - 98%, немцы, словенцы, албанцы, греки, французы.
Краткая историческая
справка:
1947г.– в результате референдума Италия провозглашена республикой. По мирному договору страна потеряла все колонии и территории на Балканах. Город Триест выделен в свободную зону ООН.
1949г.– вступление Италии в НАТО.
1964г.– воссоединение г. Триеста с Итальянской республикой.
1957г.– Италия – один из учредителей ЕЭС ("Общего рынка").
1979 –
1980 гг.– деятельность террористических ''Красных бригад". Убийство лидера ХДП А. Моро, взрыв на вокзале в
Болонье и др.
1983 –
1986 гг.– активные действия правительства Италии против "Красных бригад" и мафии
Географическое
положение:
Страна расположена на юге Европы, занимает Апеннинский полуостров, острова Сицилию и Сардинию, множество мелких островов. Граничит: с Францией – на западе, с Австрией и
Швейцарией – на севере, со Словенией – на востоке. Омывается водами Тирренского моря – на западе, Адриатического – на востоке, Средиземного – на юге
Политический строй:
Демократическая
Глава государства:
Президент
Языки:
Итальянский
(государственный), в некоторых регионах говорят на немецком (район Больцано), французском (район Балле д'Аоста), словенском, греческом, албанском.
Основная религия:
Католицизм,
католики - 84%, протестанты, мусульмане, иудеи.
Форма правления:
Республика
Италия
Италия - одна из самых богатых и цивилизованных стран Европы - на протяжении всей своей истории пережила немало нападений и революций. В условиях непрекращающихся потрясений развивались города-государства - свободные общины, избиравшие своих лидеров, ассамблеи и милицию. Они в свою очередь становились заманчивой добычей для иностранных