Файл: Международный институт управления ю. В. Фененко муниципальные системы.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.12.2023
Просмотров: 498
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
121 источников и требуемых расходов. В формуле, на основе которой проводились расчеты, общая численность и возрастной состав населения, структура заработной платы, особенности жилищных условий, протяженность дорог и общая площадь территории избирательного округа.
Однако процесс совершенствования системы финансирования продолжается и на очереди изменение системы общих субсидий.
Реформа 1970 г. предусматривает также схему помощи для решения специфических проблем небольших муниципалитетов. Имеются в виду, прежде всего малые острова. Распределение соответствующих средств осуществляется Министерством внутренних дел при наличии просьбы о выделении субсидии
219
Наблюдение за деятельностью местных органов власти в округах, а также городах Копенгаген и Фрёдериксберг возложено на Министерство внутренних дел, тогда как подобная деятельность в отношении муниципалитетов выполняется в каждом округе специальной комиссией.
Комиссию возглавляет окружной губернатор, выступающий совместно с четырьмя ее членами, избираемыми окружным Советом из своего состава как представители центральных органов на местах. Министр внутренних дел может вмешиваться в дела комиссии лишь при наличии жалобы со стороны отдельных ее членов или муниципального Совета.
Любой Совет действует в соответствии с принятыми и одобренными министром внутренних дел процедурными правилами. Эти правила лишь в исключительных случаях могут отличаться от тех примерных правил, которые рассылает министерство. Хотя такие случаи исключительно редки, вышестоящие власти имеют право, если Совет действует противозаконно, применить санкции, которые предусматривают отмену принятого Советом решения, наложение штрафов и даже привлечение членов Совета к административной ответственности. Вышестоящий орган имеет также право проверять финансовую деятельность нижестоящих органов власти, а именно
219
См.: Местные финансы в Европейских странах: Сборник - М.: МОНФ, 2000.
122 деятельность, касающуюся займов, гарантий приобретения и продажи собственности. В компетенции вышестоящей власти входит, кроме того, одобрение сов местных действий местных органов власти в решении каких либо вопросов. Государственный контроль осуществляется в отношении тех функций местных органов власти, которые подлежат обязательному исполнению. Это, прежде всего, долгосрочное планирование развития социального обеспечения, территории, содержание общественного транспорта гаваней и дорог, защита природы и охрана окружающее среды, использование природных ресурсов. Предусмотренные законом действия по выполнению обязательных функции недостаточны, поэтому особую важность приобретает планирование в указанных областях деятельности.
Оно позволяет постоянно держать центральное правительство в курс событий о местных проблемах и потребностях для их преодоления. Кроме того, правительство принимает обязательные к исполнению распоряжения, а также распространяет примерные подзаконные акты и другие документы.
123
Республика Ирландия
Континент:
Европа
Национальное
название:
Poblacht Na h'Éireann
Столица:
Дублин
Площадь:
70283 кв. км.
Население:
более 3.5 млн. человек.
Этнический состав - кельты и небольшое количество англосаксов
Краткая историческая
справка:
18 апреля 1949г.– страна стала независимой республикой
Географическое
положение:
Страна расположена на северо-западе Европы, на острове
Ирландия. На севере граничит с Северной Ирландией, входящей в состав Великобритании. Омывается водами
Атлантического океана
Политический строй:
Демократия
1 ... 4 5 6 7 8 9 10 11 ... 29
Глава государства:
Президент
Языки:
ирландский (гэльский - возрождаемый язык коренных жителей страны, на котором все еще общается меньшинство), английский (оба языка государственные).
Основная религия:
католики - 93%, протестанты - 4%.
Форма правления:
Парламентская республика
Ирландия
В состав Ирландской Республики входит 26 из 32 графств Ирландии –
острова, расположенного к западу от Великобритании. Эти графства после подписания в 1921 г. англо-ирландского договора образовали "Ирландское свободное государство"
220 220
Английская колонизация Ирландии, началась в XVI в., когда английский король Генрих VIII объявил себя королем Ирландии еще в 1541 г. В 1601 г. армия королевы Елизаветы победила ирландцев в битве при
Кинсейле, что означало реальное установление английского владычества. К концу XVIII в. ирландскому парламенту была дарована своего рода самостоятельность. Ирландия рассматривалась как отдельное королевство, но вся администрация назначалась английской Короной. С 1801 г. ирландский парламент был лишен самостоятельности и ирландские члены парламента стали заседать в Вестминстере, где всегда составляли лишь незначительное меньшинство Сплочением национального единства стало создание в начале XX в. новой политической партии - Шинн фейн ("Мы сами"), которая придала ирландскому национальному движению более организованный характер. Оно приняло такие масштабы, что в 1914 г. британский Парламент был вынужден принять Закон о гомруле, т.е. о самоуправлении Ирландии. В декабре
19 21 г. был подписан англо-ирландский договор, по которому 26 графств на территории острова Ирландия образовали свободное Ирландское государство со статусом доминиона.
, ставшее в значительной степени независимым от
124 британского правления. В 1937 г. была принята Конституция страны
221
До 1922 г. обе части Ирландии - Северная и Южная - имели общую систему местного управления, повторявшую во многом британскую, 32 графства были образованы в период между XII и XVI вв. для выполнения правовых и военных функций. Их формирование сопровождалось развитием в графствах управленческих структур, деятельность которых была направлена на строительство дорог, мостов, больниц и тюрем. Города получали муниципальный статус в соответствии с королевскими указами, которые предоставляли их гражданам право создавать свои законные объединения - так называемые корпорации. Корпорации, реализуя, свои интересы через гражданских официальных лиц (мэров, байлифов, клерков и т.п.) и Советы, управляли делами городов-графств (borough) и обеспечивали деятельность основных служб - полиции, уборки улиц, водоснабжения и др.
. Тем не менее, Ирландия продолжала оставаться в составе Британского содружества вплоть до 1949 г., когда была образована Ирландская
Республика. Остальные 6 графств остались в составе Великобритании и известны как Северная Ирландия.
Современные формы местного управления стали складываться в XIX в. в связи с развитием институтов представительства граждан. Законом о муниципальных корпорациях (Ирландия) 1940 г. в целях проведения реформы в городах- графствах были введены избираемые Советы - городские и сельские, которым была вменена обязанность заботиться о бедных и обеспечивать медицинское обслуживание населения. Заключительный этап демократизации правительств в графствах был осуществлен после принятия в 1898 г. Закона о местном управлении (Ирландия). Советы графств и городов-графств приняли управление из рук старых органов власти - непредставительных больших жюри. Когда страна в 1922 г. завоевала независимость, новое, правительство продолжило преобразования в местном; управлении и значительно сократило количество мелких местных органов
221
Конституция Ирландии (Ирландской Республики) от 29 декабря 1937 г. См.: Сборник "Конституции государств Европы". Издательство НОРМА, 2001 г.
125 власти. Для назначения на посты в высшие эшелоны местных органов власти было создано новое центральное ведомство. В результате предпринятых действий в настоящее время в Ирландии существует унифицированный аппарат местных органов власти. В период с 1329 по 1942 г. полномочия местных органов власти в городах и графствах были распространены на все структуры местного управления, а именно на 5 городов-графств и 27 графств
(в одном из графств имеются два графских совета)
222
Графства, города-графства, (городские районы, города)
Основными единицами местного управления в ирландской структуре являются 27 Советов графств
223
и 5 Советов; городов-графств (имеются в виду города Корк, Дублину Голуэй, Лимерик и Уотерфорд). Это верхний уровень системы местного управления. Нижний уровень включает в себя 83 органа власти малых городов (не имеющих статуса графства), 49 городских районных Советов и 28 правлений; 26 комиссариатов, осуществляющих руководство городами. За исключением последней структуры, все остальные обладают полномочиями принимать решения и осуществлять широким спектр услуг на местном уровне
224
Первая фаза значительной реорганизации местного управления в
Дублине и прилегающих пригородах была проведена в 1985 г. и состояла во введении трех новых избирательных округов вместо Дублинского совета графства и города-графства Дан-Лэре. Следующий этап предполагал создание трех новых административных территориальных единиц графств, которые будут соответствовать этим округам, и проведение выборов в
Советы графств. Кроме того, были намечены шаги переходного периода, которые скоординируют действия существующего Дублинского городского совета и новых Советов графств в рамках Большого Дублина.
222
См.: Институты самоуправления: историко-правовое исследование / Ответственный редактор Мамут
Л.С.; РАН, Институт государства и права. – М.: Наука, 1995.
223
В советы графств входят от 20 до 28 членов, в советы городских корпораций - от 15 до 52. Городские и иные советы обычно состоят не более чем из 12 членов. См.: Крылов Б.С., Конституция Ирландии
(Ирландской Республики) от 29 декабря 1937 г. Вводная статья. Сборник "Конституции государств Европы".
Издательство НОРМА, 2001 г.
224
См.: Местное самоуправление в зарубежных странах: (Информационный Обзор) // Губернский информационный бюллетень – 1995. – №2. – С. 34–81.
126
Ирландская конституция 1937 г. как и более ранняя конституция 1922 г. не содержала положений, предусматривавших деятельность местных властей
225
Полномочия местных властей, установленные в соответствии с законом, весьма разнообразны и обширны. Среди наиболее важных определяющих полномочия графств и городов-графств такие, как: обеспечение правильного и планомерного развития подчиненных территорий; сохранение культурных памятников (в рамках городского планирования); защита окружающей среды; обеспечение водоснабжением, очистными сооружениями, освещением мест общественного пользования, уборка отходов; сооружение дорог, строительство жилья, создание общественных библиотек, содержание пожарной охраны, обеспечение мер гражданской обороны.
. В общинах также были определены функции местных властей.
Поэтому местные власти строят свою деятельность и определяют права, задачи и обязанности на основе парламентских указов, распоряжений, издаваемых в соответствии с полномочиями парламента, и подзаконных актов, разрабатываемых самими местными органами власти, которые не во всех случаях требуют одобрения центральных властей. Структура, организация деятельности и полномочия правящих местных органов власти - пяти городов-графств и крупнейших городов, не имеющих статуса графств, - муниципальных корпораций - основываются на законах, обладающих местным действием. В других районах правовой основой для деятельности местных органов власти служит ряд законов общего содержания, действие которых распространяется на все уровни местной власти.
На местные органы власти возлагаются некоторые обязанности по развитию системы школьного обучения и туризма. Путем издания регламентирующих распоряжений и системы лицензирования местные власти регулируют различную деятельность в своем графстве. В редких
225
См.: Институты самоуправления: историко-правовое исследование / Ответственный редактор Мамут Л.
С.; РАН, Институт государства и права. – М.: Наука, 1995.
127 случаях они выступают как представители центрального правительства; это в первую очередь относится к сбору налогов на автотранспорт.
Иногда местные органы власти объединяют свои усилия, создавая орган управления, который в конкретной области деятельности выступает от имени этих властей. Согласно положениям Закона о местном управлении
(положения о планировании и развитии) от 1953 г. Министерство по делам местного управления обязано выполнять исследования в области планирования территорий по заявкам местных органов власти. Региональные организации создаются также для содействия туризму. При этом представители местных властей входят в состав контрольного органа, осуществляющего наблюдение за данной сферой общественной жизни
226
В 1971 г. здравоохранение, включая больничное обслуживание, составлявшее один из важных секторов деятельности местных властей, было передано в региональное управление. В соответствии с законом о здравоохранении, принятым в 1970 г., были созданы 8 региональных центров здравоохранения, в правление которых входят назначаемые представители городов и графств, а также избираемые в него работники сферы здравоохранения. Три члена каждого из правлений назначаются
Министерством здравоохранения
227
К службам местного управления, также функционирующим на региональной основе, относятся структуры, отвечающие за планирование и развитие территорий. Так, было создано 9 организаций регионального планирования (ОРПУ выполняющих в основном консультативные функции.
ОРГ включает группу городов и графств (графство само по себе - регион).
Каждая организация имеет своего директора, ее персонал формируется из служащих органов планирования и развития, находящихся в данном регионе.
Из состава своих членов Совет ежегодно избирает мэр (или лорда-мэра в городах-графствах) и его заместителя, задачи мэра входит вести заседания
226
См.: Органы местного управления в зарубежных странах: сравнительное исследование / Научно- аналитический обзор. – М.: ИНИОН РАН,– 1994.
227
См.: Реформы местного управления в странах Западной Европы / Сборник статей и обзоров. Серия
“Региональное управление и местное самоуправление”. – М.: ИНИОН РАН, – 1993.
128
Совета, в его отсутствие эта функция возлагается на заместителя или специально избранного для этого члена Совета. Мэр и его заместители являются освобожденными (оплачиваемыми) членами Совета, тогда как другие члены Совета могут получать командировочные или компенсацию за осуществление возлагаемых на них обязанностей.
Закон определяет любому органу местной власти минимальное количество заседаний в год. Совет графства должен проводить 6 сессий в год, включая ежегодную и отчетную сессии. Обычно же они проводятся чаще, примерно раз месяц. Кроме того, по требованию пяти депутатов Совета созывается специальная сессия.
228
Обязанности Советов распространяются на следующие три области деятельности.
Для городских районных советов устанавливается проведение годовой и отчетной, также ежемесячной сессий.
Городские советы должны проводить как минимум годовое и ежемесячные заседаний Ирландские местные власти не имеют в своей структуре исполнительных комитетов, однако они создают обязательные постоянные комитеты и определяют их функции, которые некоторой степени выходят за рамки обычных задач местных властей. Это комитеты по профессиональной подготовке, комитеты графств по сельскому хозяйству, комитеты пенсионного обеспечения престарелых, комитеты по делам школы. Все комитеты в целом выполняют консультативные функции в отличие от аналогичных комитетов в Великобритании, где они осуществляют на местном уровне исполнительные функции.
Первая - принятие решений. Осуществляется путем выработки соответствующей резолюции по вопросам основной политики Совета.
Принятие решений подразумевает принятие плана развития или формулирование долгосрочной программы жилищного строительства; контроль за финансами в таких областях, как выдача кредитов, определение
228
См.: Реформы местного управления в странах Западной Европы / Сборник статей и обзоров. Серия
“Региональное управление и местное самоуправление”. – М.: ИНИОН РАН, – 1993.