Файл: Международный институт управления ю. В. Фененко муниципальные системы.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.12.2023
Просмотров: 500
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
129 текущих расходов на каждый год и уровня местных налогов в целях обеспечения баланса расходов и доходов; принятие и одобрение распоряжений по Совету, а также выборы членов комитета.
Вторая - одобрение решений, которые принимает управляющий в таких сферах, как утверждение штата муниципальных служащих и внесение изменений в него, а также наложение запретов на решения управляющего по проектам капитального строительства и приостановление расходов по таким работам.
Третья - общий контроль со стороны Совета за деятельностью его управляющего и функционированием местных органов власти, которая может выражаться в приостановлении полномочий управляющего или при согласии Министерства по делам окружающей среды в смещении его с должности. Кроме того, Совет вправе запросить дополнительную информацию, прежде чем разрешить управляющему приступить к выполнению специфических функций, выходящих за рамки руководства муниципальными служащими, и, в случае необходимости, осуществлять руководство управляющим в реализации конкретного вопроса.
Исполнительная власть в городе-графстве сосредоточена в руках городского управляющего, а в графстве - управляющего графством. В функции последнего входит обязанность выступать в качестве представителя исполнительной власти в каждом районе или городе, входящем в графство и имеющем свой Совет.
Управляющий - это профессиональный администратор. Его назначает
Совет по рекомендации Центральной комиссии по назначениям местной администрации, которая набирает и готовит кандидатов на этот пост. Обычно управляющие занимают свою должность пожизненно, вплоть до ухода на пенсию в возрасте 65 лет, если только его не сместят должности с согласия министра по делам окружающей среды.
229 229
См.: Реформы муниципальных систем Западных стран // Местная власть: Всероссийский журнал местного самоуправления, кн. 1. – 1996. – С. 19–24.
130
В задачу управляющего входит оказывать консультационные и прочие услуги Совету в его работе, а также осуществлять повседневное управление местными делами. Управляющий может, кроме того, взять на себя исполнение любой должности в органах местной власти, если она не зарезервирована за членами Совета, при этом он принимает обязательства следовать руководящим указаниям Совета. По принципиальным вопросам управляющий издает указы. Все указы соответствующим образом регистрируются и должны быть доступны членам Совета. Любую из своих функций управляющий может передать должностному лицу местного органа власти, утвержденному соответствующим министром центрального правительства. Будучи исключительно чиновником местного органа власти, в
Ирландии управляющий не выполняет функций представителя центральных органов власти.
Ирландские местные органы власти обладают широкими полномочиями в вопросах сбора дополнительных (помимо местных налогов), выплат за предоставление различных услуг, уровень которых устанавливается по общей годовой стоимости недвижимой собственности. Эта стоимость определяется представителями центрального оценочного управления.
Местные органы власти принимают ежегодно резолюцию, устанавливающую общий уровень взноса с каждого фунта оценочной стоимости, подлежащей налогообложению. Определенные виды собственности освобождаются полностью или частично от налога, однако ответственность за это берет на себя государство. Таковой собственности являются земля и строения, занимаемые государственным учреждениями, сельскохозяйственные угодья и начиная 1978 г. источники водоснабжения, средние школы, фермерские строения и залы, находящиеся во владении общин
230
С 1945 г. городские комиссары не имеют права устанавливать местные налоги, источником финансирования ограниченных функций являются
230
См.: Там же.
131 средства, выделяемых Советом графства
231
. Города, не имеющие статуса графства городские районы, которые совместно с графством несут расходы по предоставлению различных видов услуг, ежегодно устанавливают ренту для владельцев (тех, кто пользуется собственностью на конкретный момент).
Что касается графств, то они возмещают свою часть расходов (по предоставлению услуг) из фонда местных доходов, который складывается из оценочной стоимости собственности в соответствующем районе
232
Закон о местном управлении 1978 г. (положения о финансировании) определяет весь список исключений из налогообложения для всех категорий налогоплательщиков, а также порядок компенсации местным властям этих исключений за счет целевых дотаций. Таким образом, государство является главным налогоплательщиком, предоставляя до 60% средств в местный бюджет. Согласно закону министр по делам окружающей среды имеет право устанавливать верхний предел налогов, однако в последнее время он ни разу не воспользовался этим правом
233
В дополнение к налогам и связанным с ними целевым дотациям, которые в настоящее время составляют до 36% доходов, поступающих в местный бюджет, источниками финансирования служат выплаты по займам и сборы за предоставление услуг (рента на помещения, в которых размещаются
Советы, плата за воду и рыночные сборы); они составляют приблизительно
24% поступлений. Кроме того, государство выделяет местным органам власти так называемые специальные субсидии (40% поступлений) на осуществление целевых проектов - строительство жилья, дорог, водопроводов, очистных сооружений
234
В определенных сферах их компетенции деятельность ирландских местных органов власти контролируется центральным правительством.
Контрольные и рекомендательные функции возлагаются на Департамент
231
См.: Реформы муниципальных систем Западных стран // Местная власть: Всероссийский журнал местного самоуправления, кн. 1. – 1996. – С. 19–24.
232
См.: Пушкарева В. М. История финансовой мысли и политики налогов. - М., 1996.
233
См.: Реформы местного управления в странах Западной Европы / Сборник статей и обзоров. Серия
“Региональное управление и местное самоуправление”. – М.: ИНИОН РАН, – 1993.
234
См.: Бурлакова Л. В. Системы налогообложения (отечественный и зарубежный опыт) - Киев. Экономика: обзор информационного сервера управления народным хозяйством, 1996.
132 окружающей среды (ранее он назывался Департаментом местного управления). Он также предоставляет техническую помощь и содействие в выработке политики руководства соответствующими территориями. В этом же учреждении определяются формы государственного финансирования местных органов власти; как отмечалось выше, это могут быть дотации или целевые субсидии.
Во всех вопросах, связанных с финансированием, требуется предварительное согласие министерства, курирующего разработку и реализацию проекта, частичное финансирование которого будет осуществлять государство. Кроме того, счета местных властей в таком случае проверяются специальным ревизором, назначаемым министром по окружающей среде, который может наложить штрафы на официальных лиц, если обнаружены не соответствующие закону или необоснованные расходы.
По такому решению ревизора местные власти могут представить министру апелляцию. При реализации совместных проектов министр по окружающей среде имеет право отстранить члена Совета от исполнения его обязанностей и назначить своего представителя для ведения дел.
Административный контроль, а также определяемые законом принципы реализации политики местными властями осуществляются через выработку рекомендаций и циркулярных писем. Некоторые решения местных властей, особенно те, в которых власти отступают от выработанных правил процедуры или которые касаются вопросов особой важности, должны получить соответствующее одобрение министров правительства. Кроме того, решение может быть отменено, если имеется сторона, выступающая против него.
Что касается правового контроля деятельности местных властей, то их действия должны следовать установленным законам, хотя современное законодательство и предполагает более широкие правовые возможности, чем это было раньше. Если в стремлении выполнить свои обязанности местные власти превышают свои полномочия, то Верховный суд имеет право
133 наложить ограничения на их действия. Если же местные власти нарушают нормы, установленные законом, то вопрос может быть передан в суд.
Указанные меры позволяют призвать местные власти нести ответственность перед другими сторонами за нарушение или пренебрежение исполнением своих обязанностей.
Специальные законодательные положения предусматривают возможность оспаривания решений местных органов власти несогласной стороной. В некоторых случаях апелляция направляется в суд, в других - к соответствующему министру или в специальный апелляционный орган.
Закон о местном управлении 1976 г. (положения о планировании и развитии) предусматривает создание под руководством судьи Верховного суда Совета планирования, который призван рассматривать все обращения о решениях местных властей, касающихся планирования. Верховный суд обладает правом пересмотреть решения даже министра, если последний превысил установленные полномочия, т.е. действовал, не имея на то юридической основы
235 235
Конституция Ирландии (Ирландской Республики) от 29 декабря 1937 г. Передача законопроектов в
Верховный суд. Статья 26. п.1.1ш. Президент после консультации с Государственным советом может передать любой законопроект, к которому применима данная статья, в Верховный суд для решения вопроса, не противоречит ли такой законопроект, или его отдельное предписание, или какое-либо его предписание настоящей Конституции или какому-либо ее предписанию. 2ш. Каждая такая передача должна иметь место не позднее чем через семь дней после даты, в которую данный законопроект должен быть Премьер- министром представлен Президенту. 3ш. Президент не должен подписывать законопроект, который передан в Верховный суд в соответствии с этой статьей, вплоть до объявления решения суда. 3.1ш. Во всех случаях, когда Верховный суд решил, что какое-либо положение законопроекта, который был передан Верховному суду в соответствии с этой статьей, противоречит Конституции или какому-либо ее положению, Президент должен отказаться подписать такой законопроект. См.: сборник "Конституции государств Европы".
Издательство НОРМА, 2001 г.
. Обычно местные власти не могут оспаривать решения вышестоящих инстанций. Однако, как и любой гражданин, они могут выступать в качестве юридического лица и обращаться в Верховный суд для вынесения решения по вопросу, в котором вышестоящие инстанции превысили свои полномочия.
134
Республика Исландия
Континент:
Европа
Национальное
название:
Lýðveldið" Ísland
Столица:
Рейкьявик
Площадь:
103000 кв. км.
Население:
приблизительно 276 тыс. человек, главным образом здесь проживают - около 99% всего населения составляют исландцы. Живут также лица иностранного происхождения - главным образом датчане, немцы и норвежцы. Свыше 70% населения проживает в городах.
Краткая историческая
справка:
874г.– первое поселение норвежцев в Исландии. До этого остров был необитаем.
930г.– создан исландский парламент – альтинг.
960- е гг.– исландцы открыли остров Гренландия.
1000г.– экспедиция от берегов Исландии достигла побережья
Северной Америки (Эрик Руди). Принятие христианства.
1262 –
1264 гг.– подчинение Исландии норвежскому королевству.
1397г.– в составе датско-шведско-норвежского государства
(Кальмарская Уния).
1537г.– управление Исландией перешло непосредственно к датскому королю.
1871г.– Дания предоставила Исландии внутреннюю автономию.
1918г.– датско-исландский договор о личной унии (общий король, контроль Дании над внешней политикой и обороной
Исландии)
1941г.– договор о совместной обороне с США. Высадка американских войск в стране.
17 июня 1944г.– провозглашение Исландии независимой республикой.
1949г.– вступление страны в НАТО.
1972г.– соглашение с ЕЭС о свободной торговле
Географическое
положение:
Государство расположено на острове Исландия в северной части Атлантического океана
Политический строй:
Демократия
1 ... 5 6 7 8 9 10 11 12 ... 29
Глава государства:
Президент
Языки:
Официальный язык - исландский. Распространены также английский и датский языки.
Основная религия:
В Исландии действует евангелистская лютеранская церковь -
92,2%, другие лютеранские - 3,1%, римско-католические - 0,9%, остальные - 3,8%.
Форма правления:
Республика
Исландия
Исландия - островное государство, расположенное в северной части
Атлантического океана. Условия для расселения людей на этой, находящейся
135 на широте северного полярного круга части суши, существуют благодаря теплому течению Гольфстрим. Первыми переселенцами на остров были скандинавы, в частности норвежцы, которые привезли сюда с собой кельтов, населявших Британские острова. Характерной особенностью органов местного управления на заре развития Исландии были ассамблеи свободнорожденных граждан. В 930 г. эта форма развилась в Генеральную ассамблею, проводившую свои заседания ежегодно в середине лета.
Образовавшееся примерно в этот же период времени Содружество населявших остров жителей просуществовало до XIII в., когда исландцы перешли под правлением норвежского короля; затем, в 1380 г., они вошли как часть Норвегии в состав датского королевства, осуществлявшего управление Исландией вплоть до 1944 г.
236
Исландия является республикой. Высший орган власти - двухпалатный парламент (Althing). Глава государства – избираемый на выборах президент.
Он назначает премьер-министра, который отвечает за свою деятельность перед парламентом.
В Исландии существуют давно сложившиеся традиции местного управления
237
. Деятельность местных органов власти гарантируется
Конституцией
238 236
Конституция Исландии (Республики Исландии) от 17 июня 1944 г. В 1944 г. Исландия юридически расторгла союз с Данией. В мае 1944 г. в соответствии с условиями Акта об унии 1918 г. состоялся референдум по вопросу об унии и о форме правления. За расторжение унии и установление республики проголосовало абсолютное большинство населения. 17 июня 1944 г. была провозглашена независимая
Республика Исландия. На заседании Альтинга в этот день была единогласно принята Конституция и избран первый Президент. См.: Сборник "Конституции государств Европы". Издательство НОРМА, 2001 г.
. Их полномочия и организационная структура, а также порядок финансирования этих органов определяются соответственно статусами № 8/1986 и 8/1972. В дополнение к ним принят ряд законов, касающихся государственного субсидирования специфических аспектов деятельности местных властей и управления местными органами. Эти
237
Административно-территориальное деление Республики Исландии: 8 областей, включающих 23 района
(сисла).
238
Конституция Исландии (Республики Исландии) от 17 июня 1944 г. Статья 76. Право самоуправления местных общин под контролем правительства устанавливается законом. Статья 78.Органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют управление местными делами в соответствии с законом. Источники финансирования органов местного самоуправления устанавливаются законом, равно как и их право определять возможность и степень их использования. См.: Сборник "Конституции государств
Европы". Издательство НОРМА, 2001 г.