Файл: Международный институт управления ю. В. Фененко муниципальные системы.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.12.2023
Просмотров: 508
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
161 предоставляются в основном такими учреждениями, как Банк займов и вкладов (Cassa Deposit de Prestiti). Это общественная организация, которая специализируется на субсидировании и кредитовании муниципалитетов и провинций
281
Несмотря на широкие возможности, которыми обладают итальянские муниципалитеты, они весьма пристально контролируются вышестоящими организациями. Области обладают также правом создавать новые муниципалитеты и изменять границы существующих. Прежде чем какое- либо решение Совета или его правления вступит в силу, оно обязательно предоставляется на рассмотрение в область, где соответствующий орган выносит суждение относительно его правового соответствия и правомочности местного органа власти принять это решение. Если решение не отменено в установленный законом период времени, оно вступает в силу.
В некоторых случаях предусматривается вступление решений в силу с момента их принятия, при этом за вышестоящими инстанциями остается право отмены решений, если они будут признаны противоречащими закону.
Финансовая деятельность муниципалитета находится под весьма тщательным наблюдением, особенно в той части, которая касается его бюджета, долгосрочных затрат, установление уровня налоговых ставок, займов, изъятия собственности, определенных типов инвестиций. В случае наложения ограничений или запрещающих санкций за муниципалитетом остается право апелляции в Министерство внутренних дел. Существенная финансовая помощь центральных органов местному бюджету гарантирует тщательный контроль за текущими решениями и деятельностью муниципалитета.
Кроме того, областные комитеты осуществляют дополнительный контроль над правильностью и неподкупностью действий муниципалитетов в вопросах организации и управления. В том случае, если представители
281
См.: Шишкина Н.Э. Современные государственно-правовые проблемы муниципального управления и самоуправления в зарубежных странах (экономико-финансовый аспект). Иркутск, 1997. С.16.
162 местных органов власти оказываются или не в состоянии выполнить обязательные рекомендации, комиссар по рекомендации вышестоящих властей может взять на себя исполнение части или всех функций этого местного органа власти. В некоторых весьма редких случаях, представитель центрального правительства в провинции - губернатор (prefetto) - имеет право отстранить мэра, который затем, по решению президента, может быть смещен с должности, если им допущены серьезные превышения служебных полномочий или нарушения законов. Если мэр оставляет свой пост в результате выражения ему вотума недоверия, Совет распускается и назначается комиссар, который исполняет административные функции вплоть до избрания новых Совета и мэра.
Провинции (Province)
На территории итальянской провинции раздельно действуют две администрации. Одна администрация представляет местные органы власти и осуществляет те функции, которые специально определены законом; имеет избранный на пять лет Совет (Consiglio provinciate) в составе от 24 до 45 членов. Другая - орган структуры центральных властей
282
Провинциальный Совет из своего состава избирает правление (giunta
provinciate
) и председателя (presidente) - одновременно Совета и правления.
Провинциальная власть решает такие вопросы, как формирование бюджета, установление ставок местных налогов, строительство и содержание дорог, обеспечение деятельности средних школ, охрана окружающей среды, координация вопросов социального обеспечения, поддержания общественного порядка и безопасности. Некоторые функции, в частности те, согласно которым провинции отвечали за общий контроль за деятельностью муниципалитетов на своей территории, переданы областям.
Для осуществления административных функций в провинции назначается губернатор, который подотчетен в своих действиях только перед
Министерством внутренних дел. Являясь экспертом в области управления,
282
См.: Органы местного управления в зарубежных странах: сравнительное исследование. Научно- аналитический обзор. М., 1994.
163 губернатор отвечает за поддержание общественного порядка, исполнение национальных законов, осуществление ряда мер, связанных с обеспечением общественного благополучия. Он отвечает также за соответствие закону принятых провинциальным Советом подзаконных актов. В этой работе губернатор опирается на помощь различных групп советников, в том числе на свой аппарат (кабинет), и комитеты, например комитет по здравоохранению и санитарному обслуживанию
283
Области (Region)
Несмотря на то, что создание 20 областей было провозглашено еще
Конституцией 1948 г., практически реализация этого решения завершилась лишь в 70-е гг. Первыми были образованы пять "специальных областей":
Сицилия, Сардиния, Балле д
,
Аоста и Трентино-Альто-Адидже - в 1948 г. и
Фриуле-Венеция Джулия в 1963 г. В Трентино-Альто-Адидже были сформулированы два автономных образования - Тренто и Больцано, которые как области со специальным статусом имеют идентичные законодательные и административные органы
284
В 1972 г. министерства центрального правительства передали свои административные функции в области. Следующая передача функций от центра в области была проведена в 1977 г. В настоящее время установленные для областей функции, видимо, не будут изменяться, а вот функции муниципалитетов и провинций пересматриваются
285
Области обладают разными правовыми возможностями, которые подразделяются на исключительные, преимущественные и интеграционные.
Области со специальным статусом имеют правовые возможности всех трех видов, в то время как обычные области не пользуются этим исключительным правом и осуществляют свои правовые возможности в пределах, определенных законом. Основная часть полномочий региона лежит в сфере преимущественного права и охватывает такие проблемы, как областное
283
См.: Животовская И.Г. Местные органы власти и предприни-мательство в Италии. - М., 1994.
284
Конституция Италии. Статья 116. Статья 117. См.: Сборник "Конституции зарубежных государств:
Учебное пособие/Составитель В.В. Маклаков. 4-е изд. М.: Волтерс Клувер, 2003.
285
См.: Васильева Т.А. Реформы местного самоуправления в Италии// Реформы местного управления в странах Западной Европы. М., 1993. С.49.
164 управление, установление и изменение границ муниципалитетов, профессиональная подготовка, здравоохранение и больничное обслуживание, культурные услуги, планирование строительства, туризм, областной общественный транспорт, общественные работы, судоходство на озерах, развитие портов и портового хозяйства, охрана окружающей среды и др. В сфере интеграционного права области адаптируют национальные законы, учитывая местную специфику.
Подобно провинциям и муниципалитетам, области формируют свой
Совет, Правление и избирают их председателя. В Совет входят от 30 до 80 членов в зависимости от численности населения области, избираемых на пятилетний период прямым голосованием на основании всеобщего избирательного права. К его функции относится формирование бюджета, установление ставок налогов, создание структуры областной администрации, выступление с инициативой о проведении общенародного референдума по требующим этого вопросам. Правление Совета обычно состоит из 6 - 12 членов и 2 - 4 кандидатов
286
Председатель ведет заседания Совета и Правления, обнародует законы и распоряжения, назначает членов провинциальной и коммунальной
(муниципальной) контрольных комиссий, а также выступает как представитель области перед центральным правительством. Председатель и
Правление, кроме того, обязаны исполнять определенные функции, делегированные им центральным правительством.
. Области со специальным статусом могут самостоятельно определять численность правления. Все члены правления и кандидаты избираются из состава Совета на весь период его работы.
Правление осуществляет общий контроль, при этом каждый из членов правления персонально отвечает за работу какого-то административного подразделения.
Область формирует свои финансовые ресурсы за счет ряда источников.
Небольшая часть поступает от самостоятельного налогообложения, в
286
См.: Органы местного управления в зарубежных странах: сравнительное исследование. Научно- аналитический обзор. М., 1994.
165 частности собственности центрального правительства, и областных концессий, а также от налога на пользование дорогами и использование общественных помещений. Другая часть поступает в области со специальным статусом за счет отчислений от государственных налогов, с прибыли, устанавливаемых на местном уровне, оборотного капитала, производства и потребления. Области получают также общие дотации и целевые субсидии. Фонд, из которого выделяются эти средства, формируется центральным правительством за счет государственных налогов на табак и алкогольные напитки, минеральные масла, сахар и бензин. Квоты устанавливаются в зависимости от численности населения, размеров территории, уровня безработицы и эмиграции. Целевые субсидии выделяются на развитие областей и другие соответствующие цели. Кроме того, области кредитуют свою деятельность и выпускают ценные бумаги.
Контрольные функции за деятельностью области осуществляются назначенным центральным правительством комиссаром, а также контрольной комиссией, три члена которой определяются председателем областного Совета и еще один - областным комиссаром, а также судьи, назначаемого областным Административным судом. Под председательством комиссара они проводят свои заседания и рассматривают соответствие всех областных законодательных актов Конституции и интересам области.
Законы, принятые Советом, комиссар передает центральному правительству наряду с соответствующим заключением. В распоряжении комиссара имеется 30 дней, по истечении которых он должен дать свое согласие, на введение закона в действие, за исключением тех случаев, по которым правительство выступает с возражениями. Такой закон возвращается на рассмотрение в Совет, и, если Совет настаивает на своем решении, вопрос передается в парламент или Конституционный суд для вынесения окончательного решения
287 287
Конституция Италии.
1 ... 7 8 9 10 11 12 13 14 ... 29
Раздел VI. Конституционные гарантии. Отдел 1. Конституционный
суд. Статья 134. Конституционный суд выносит решения по: - спорам о конституционности законов и имеющих силу закона актов государства и областей; - спорам о компетенции между различными властями
166
Все принятые областями законы приравниваются к законам государства, и на этом основании могут быть опротестованы с точки зрения их конституционного соответствия. Области в свою очередь могут обращаться в
Конституционный суд для опротестования всех отрицательных решений по их вопросам
288
Областной комиссар имеет право распустить областной Совет за противоречащие Конституции действия, нарушения законов или неспособность к исполнению своих обязанностей. Такое решение вступает в силу после его одобрения президентом республики на основании консультаций с областной комиссией, в состав которой входят 20 секаторов и
20 депутатов национального парламента. В этом случае в течение трех месяцев проводятся новые выборы, объявляемые комитетом, в который входят 3 человека, уполномоченных выступать в качестве временного областного Совета
289
государства, между государством и областями и между областями. См.: Сборник "Конституции зарубежных государств: Учебное пособие/Составитель В.В. Маклаков. 4-е изд. М.: Волтерс Клувер, 2003.
288
Конституция Италии. Статья 127. Если Правительство находит, что областные законы превышают компетенцию области, то оно может поставить вопрос о конституционной законности перед
Конституционным судом в течение шестидесяти дней со времени их опубликования. Если область считает, что какой-либо закон или акт, имеющий силу закона государства или другой области, наносит ущерб ее компетенции, может поставить вопрос о конституционной законности перед Конституционным судом в течение шестидесяти дней со времени опубликования закона или акта, имеющего силу закона. См.: Там же.
289
См.: Органы местного управления в зарубежных странах: сравнительное исследование. Научно- аналитический обзор. М., 1994.
167
Кипр
Континент:
Азия
Национальное
название:
Κυπριακή Δημοκρατία /
Kibris Cumhuriyeti
Столица:
Никосия/Никозия
Площадь:
9250 кв. км.
Население:
Население (на 1998 год) 749000 человек.
Этнические группы: греки 78%, турки 18%, армяне, марониты. Крупнейшие города:
Никосия (166500 человек в греческой зоне и
39496 человек в турецкой зоне), Лимасол
(129700 человек), Ларнака (59600 человек),
Фамагуста (20516 человек).
Краткая историческая
справка:
1878 г. – Кипр оккупировали английские войска
1925г.– страна объявлена колонией Англии.
1939–
1945гг.– киприоты сражались против фашистов в составе британских войск.
1950г.– на плебисците 96% греков-киприотов высказалось за объединение Кипра с Грецией. Англичане не признали результатов опроса.
16 августа 1960г.– провозглашение Кипра независимой республикой.
1963г.– вооруженные столкновения между греками и турками на острове.
1974г.– турецкие войска взяли под свой контроль северо- восточную часть Кипра. Остров фактически разделен на две общины – греческую и турецкую
Географическое
положение:
Государство расположено в Западной Азии, на острове Кипр, в восточной части Средиземного моря
Глава государства:
Президент
Языки:
Греческий
(кипрский диалект),
Турецкий,
Английский.
Основная религия:
Вероисповедание: православие - 78%, ислам - 18%.
Форма правления:
Республика
Кипр
Кипр - это островная республика, расположенная в восточной части
Средиземного моря. В силу стратегической положения он на протяжении своей истории находился под господством либо ближневосточных, либо европейский государств. В 1914 г. Кипр был аннексирован Великобританией.
Независимость страна обрела лишь в 1960 г. Конфликт между греческой
(большинство) и турецкой (меньшинство) общинами привел в 1974 г. к
168 вооруженному вмешательству Турции. С тех пор северная треть острова находится под турецким контролем
290
В стране по-прежнему действует Конституция 1960 г.
291
В 1963 г. представители турецкой общины вышли и состава правительства. В 1974 г. Турция вторглась на остров и оккупировала 37% территории страны. В ноябре 1983 г. руководство турецких киприотов в одностороннем порядке объявило о создании на оккупированных кипрских землям так называемой "Турецкой Республики Северного Кипра которая была признана лишь Турцией.
Согласно
Конституции главой государства является президент. Установлены и три основные власти: исполнительная законодательная и судебная, реализуемые соответственно Советом Министров, Палатой представителей и Верховным судом. Конституция, кроме того, обеспечивает разделение властей между греческой и турецкой общиной пропорционально их численности.
292
Это признание осуждено в решении Совета
Безопасности ООН (Резолюций № 34-ff (1983г.) и № 550 (1984г.), квалифицирующие эти действия как незаконные.
293
Греко-кипрские власти заявляют о том, что они представляют весь Кипр, что в целом признается международным сообществом, несмотря на то, что в деятельности этого правительства не участвуют турки-киприоты. В настоящее время каждая из общин имеет своего президента,
290
См.: История Кипра. www.keepr.ru/history.
291
С принятием Конституции Кипра (Республики Кипр) 16 августа 1960 г. Республика Кипр стала независимым государством. В этот же день губернатор бывшей колонии Кипр, официальные представители
Греции, Турции, а также архиепископ Макариос - от греческой Общины и доктор Ф. Кючук - от турецкой
Общины, подписали Конституцию, которая немедленно вступила в силу. С принятием новой Конституции противоречия между греческой и турецкой общинами не были ликвидированы, с первых шагов становления нового государства стало очевидно, что некоторые конституционные положения трудно провести в жизнь. Для того чтобы предотвратить конституционный кризис, Президент Макариос в 1963 г. выступил с предложением внести изменения в Основной закон страны. В частности, такие предложения касались отмены права вето Президента и вице-президента; изменения порядка замещения должности двух первых лиц в государстве в случае их отсутствия, а также при других обстоятельствах; изменения положений, касающихся формирования муниципалитетов и т.д. (13 поправок). Конституция Республики Кипр 1960 г. - весьма объемный документ, состоящий из 199 статей, которые объединены в 13 частей. Кроме того, она включает Договор о гарантиях, Договор о Союзе, а также Список основных статей Конституции. Следует отметить, что характеристику как, возможно, одной из самых негибких и наиболее сложных, которую
Конституция получила у некоторых зарубежных юристов, она полностью оправдывает. См.:
Сборник "Конституции государств Европы". Издательство НОРМА, 2001 г.
292
См.: История Кипра. www.keepr.ru/history.
293
См.: www.un.org/russian/sc/.