Файл: Международный институт управления ю. В. Фененко муниципальные системы.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.12.2023
Просмотров: 510
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
169 законодательные, правительственную и судебные системы. Такова в настоящее время обстановка на Кипре.
Административно Кипр разделен на шесть округов. В каждом из округов центральным правительством назначается губернатор, который и олицетворяет местную власть.
294
Несмотря на то, что три округа находятся под турецким влиянием, назначенные греко-кипрскими властями губернаторы этих округов сохраняют свои полномочия.
Губернаторам, в частности, вменено в обязанность осуществлять председательство в координационном комитете, который состоит из представителей отделений местных органов власти, входящих в округ.
Комитет уполномочен высказывать свое заключение по всем проектам, выдвигаемым местными отделениями власти в округах, и затем представлять их в центральное плановое бюро через Министерство внутренних дел для рассмотрения в рамках бюджета развития.
Округа включают в себя 18 муниципалитетов, 100 развивающихся районов (improvement areas), в их пределах действуют и 450 деревенских органов власти. Развивающийся район, в котором проживает не менее 5000 человек, может быть преобразован в муниципалитет. Для этого необходимо провести референдум, выясняющий отношение к этому населения.
295
Муниципалитеты
В соответствии с положениями нового закона о муниципалитетах № 111/85 в каждом муниципалитете на основе всеобщих выборов на пять лет избирается Совет, состоящий из 6 - 26 членов в зависимости от численности
294
Административное деление - 6 округов 1.Кириния - г. Кириния. 2.Ларнака - г. Ларнака. 3.Лимасол - г.
Лимасол. 4.Никосия - г. Никосия. 5.Пафос - г. Пафос. 6.Фамагуста - г. Фамагуста. (округ Кирения, почти весь округ Фамагуста, небольшие части округов Никосия и Ларнака входят в турецкую территорию).
Крупнейшие города - Никосия (166 тыс. в греческой зоне и 39 тыс. в турецкой зоне), Лимасол (129 тыс.),
Ларнака (59 тыс.).
295
См.: Хаджипавлу А. В местных органах власти нет места политике / [Беседа с руководителем самого крупного муниципалитета Кипра А. Хаджипавлу / Записал С. Поживилко] // Российская Федерация. – 1993.
–
№ 3–12. – С. 39–40.
170 населения. Совет приступает к исполнению своих обязанностей с 1 января года, следующего за годом выборов
296
Муниципальный Совет несет ответственность за обеспечение общественной безопасности и здравоохранение, сбор и переработку отходов, проверку санитарного состояния гостиниц, ресторанов и других общественных мест, поддержание состояния дорог, оборудование автостоянок, освещения населенных пунктов и дорог, содержание парков, устройство системы оптовой торговли, оборудование рынков и скотобоен, выдачу лицензий на строительство, за проведение общественных культурных мероприятий, содержание домов престарелых и т.п. Каждый Совет на весь период работы формирует из своего состава исполком. Он состоит не менее чем из одной трети и не более чем из половины членов Совета. В задачи данного комитета входят подготовка ежегодного бюджета и отчета о его исполнении, которые предоставляются на сессию Совета, а затем, после одобрения Генеральным прокурором, обнародуются; координация работы других комитетов Совета; оказание содействия мэру в исполнении его функций, а также выполнении других задач, которые могут быть поставлены перед ним Советом. Кроме того, Совет может создавать постоянные и временные комитаты для решения каких-то конкретных задач
297
Председателем Совета и исполнительного комитета является мэр, выборы которого, также на пятилетний период, проводятся одновременно с выборами в Совет. Мэр - главная фигура исполнительной власти; он представляет интересы муниципалитета по всем вопросам, в том числе во взаимоотношениях с другими органами власти и центральным правительством. Мэр назначает даты проведения сессий Совета и формирует их повестки дня, председательствует на заседаниях исполкома и сессий, а по его желании и в любой из комиссий, членом которых он является или на которых имеет право присутствовать. Мэр отвечает также за выполнение
296
См.: Хаджипавлу А. В местных органах власти нет места политике / [Беседа с руководителем самого крупного муниципалитета Кипра А. Хаджипавлу / Записал С. Поживилко] // Российская Федерация. – 1993.
–
№ 3–12. – С. 39–40.
297
См.: Органы местного управления в зарубежных странах: сравнительное исследование. Научно- аналитический обзор. М., 1994.
171 решений Совета, руководство, контроль отчетность по всем вопросам, касающимся сбора муниципальных налогов, а также распоряжается расходованием средств в соответствии с бюджетом. Он осуществляет регистрацию браков и выполнение других, определенных законом функций.
В Никозии, столице страны, он, например, председательствует на совете по управлению системой очистки города, в состав которого входят и другие члены муниципалитета. За исполнение его должности мэру выплачивается вознаграждение в виде установленной зарплаты.
298
В каждом муниципалитете имеется секретарь, который отвечает за работу с документацией, архивом, ведение протоколов заседаний Совета, исполкома и других комитетов, также исполняет другие, определенные
Советом функции Секретарь не имеет права руководить деятельностью отделов.
95% своих расходов муниципалитет финансирует за счет местных источников. Это налог на профессию, на недвижимое имущество, рыночный сбор, оплата стоянок и парковки на улицах, пошлина за совершение актов гражданского состояния и другие источники. Муниципалитеты, получая помощь от центрального правительства, которая составляет примерно 5% текущих расходов, а также специальную субсидию на капитальные расходы, в размере, покрывающем около 2/3 сметной стоимости проектов.
Оставшуюся треть расходов он обязан профинансировать сам. Главные статьи расходов - это выплата заработной платы (около 60%), ремонт и освещение дорог, содержание местного транспортного парка, обеспечение основных услуг.
299
Центральное правительство контролирует деятельность местных органов власти, в частности, путем одобрения всех подзаконных актов сначала на уровне Совета Министров, а затем в однопалатном парламенте и Палате представителей. Бюджет утверждается также в Совете Министров по
298
См.: Столицы мира: проблемы экономики и управления / (Сб. обзоров. Серия “Региональное управление и местное самоуправление”) – М.: ИНИОН РАН, – 1993.
299
См.: Шишкина Н.Э. Современные государственно-правовые проблемы муниципального управления и самоуправления в зарубежных странах (экономико-финансовый аспект). Иркутск, 1997. С.56.
172 представлению Министерства внутренних дел. Осуществляются и другие меры по наблюдению за деятельностью местных органов власти, в том числе и путем предоставления под низкие проценты займов для ведения капитального строительства, субсидий целевых проектов в области капитального строительства, а также общих дотаций.
Деревни (сельские общины)
В 1984 г. был принят новый развернутый законодательный акт, охватывающий 450 исторически сложившихся сельских общин и 100 деревень, называемых развивающимися районами. Этот документ предполагает избрание Советов на основе всеобщего голосования местным населением в возрасте 21 год и старше на пятилетний период. В деревне такой Совет образуют 5 человек, которые из своего состава избирают председателя. В развивающихся районах такой Совет состоит из пяти избранных членов и председателя - члена Совета по должности, который назначается окружными властями.
300
Председатель Совета является руководителем сельской общины
(деревни). Он несет ответственность за исполнение повседневных обязанностей Совета и развитие общины. Он, кроме того, оказывает содействие центральным органам власти в выполнении таких административных задач, как подготовка официальных статистических данных о составе населения, выдача сертификатов на содержание животных, продажа недвижимости во исполнение судебных решений о погашении залоговых долгов, контроль за деятельностью сельских констеблей, назначаемых для наблюдения за сохранением урожая и стада. Далее, для оценки ущерба, нанесенного урожаю, он оценивает самостоятельно либо назначает арбитраж, который определяет размеры компенсации, а также принимает решение о способности местного населения оплачивать содержание местной школы. Председатель не получает регулярной
300
См.: Хаджипавлу А. В местных органах власти нет места политике / [Беседа с руководителем самого крупного муниципалитета Кипра А. Хаджипавлу / Записал С. Поживилко] // Российская Федерация. – 1993.
–
№ 3–12. – С. 39–40.
173 заработной платы, однако ему выплачиваются небольшие премии за выполнение работы.
В большинстве деревень на местный Совет в соответствии с Законом об общественном порядке возлагается обязанность по санкционированию введения, установления размера и контролю за сбором пошлин для поддержания многочисленных объектов общественного значения и предоставления услуг по ремонту улиц, содержанию рынков скотобоен, обеспечению освещения и уборки улиц, регулирования убыточной торговли и предприятий, а также для защиты источников питьевой воды от загрязнения.
Главным источником финансовых поступлений для деревенских властей являются налог на доходы, который зависит от финансовых возможностей населения; сборы за различные предоставляемые услуги, а также ежегодная дотаций государства в виде субсидий на работы по развитию, которые составляет обычно до 50 % от предполагаемых расходов, а развивающиеся районы имеют большие по сравнению; деревней поступления в свой бюджет.
В дополнение к налогам на доходы они могут взимать налоги на профессии, на недвижимость, на ренту и пошлину на предоставляемые услуги.
301
Государство осуществляет контроль над деятельностью сельского
Совета. Наиболее эффективные формы контроля это утверждение ежегодной сметы доходов и расходов окружным управляющим, а также предоставление финансовой помощи.
301
См.: Бурлакова Л. В. Системы налогообложения (отечественный и зарубежный опыт) - Киев. Экономика: обзор информационного сервера управления народным хозяйством, 1996.
174
Великое герцогство Люксембург
Континент:
Европа
Национальное
название:
Grand-Duché de Luxembourg
Großherzogtum Luxemburg
Grousherzogdem Lëtzebuerg
Столица:
Люксембург
Площадь:
2600 кв. км.
Население:
около 429 тыс. человек, главным образом здесь проживают люксембуржцы, примерно 32% населения - иностранцы- немцы, французы, итальянцы, португальцы и др.
Краткая историческая
справка:
Iв.– в составе римской провинции Бельгика.
VIIв.– территория страны включена в состав Франкского королевства.
Xв.– образовалось самостоятельное графство Люксембург.
XIVв.– появление герцогства Люксембург.
XVв.– одна из провинций испанских Нидерландов.
1714г.– страна под властью австрийцев.
1794г.– герцогство включено в состав Франции.
1914 –
1918 гг.– германская оккупация в ходе I мировой войны.
1949г.– вступление в НАТО.
1957г.– Люксембург – один из учредителей ЕЭС
Географическое
положение:
Страна расположена в Западной Европе. Граничит: с Бельгией – на севере и западе, с Германией – на востоке, с Францией – на юге. Выхода к морю не имеет
Политический строй:
Демократия
1 ... 8 9 10 11 12 13 14 15 ... 29
Глава государства:
Великий герцог. Законодательный орган - Палата депутатов.
Языки:
Французский. Немецкий. Люксембургский.
Основная религия:
Католицизм
Форма правления:
Конституционная наследственная монархия
Люксембург
Великое герцогство Люксембург на протяжении всей истории своего существования не раз попадало в зависимости от крупных европейских держав из-за выгодного стратегического положения. Лишь в Х1Х в. на
Венском конгрессе стране был гарантирован суверенитет.
302 302
Как феодальное владение Люксембург известен с 963 г. С XIV в. входит в Нидерланды. Своей независимостью Люксембург обязан решениям Венского конгресса (1815 г.). До 1868 г. Люксембург входил
Люксембург -
175 конституционная монархия, где управление осуществляется Великим герцогом через Кабинет министров.
303
Последний несет ответственность перед избранной народом Палатой депутатов.
304
В административном отношении страна разделена на три округа, во главе каждого из которых стоит назначенный центральным правительством управляющий. Не обладая исполнительной властью, управляющий выступает как связующее звено между центральным правительством и муниципалитетом. В каждом округе насчитывается 126 муниципалитетов.
Муниципалитеты (Communes)
Автономные полномочия муниципалитетов в Люксембурге закреплены
Указом от 4 декабря 1789 г., который до сих пор остается в силе. Правовая основа местного правительства заложена в Законе от 24 февраля 1843 г., где определены структуры муниципалитета и округа, а также в некоторых статьях Конституции, принятой 17 октября 1868 г.
305
в состав Германского союза. Современная конституционная история Люксембурга начинается с принятия 17 октября 1868 г. Конституции Великого герцогства Люксембург. См.: Пилипенко А.Н. Вводная статья.
Конституция Люксембурга (Великого герцогства Люксембург). Сборник "Конституции государств Европы".
Издательство НОРМА, 2001 г.
Эти основные законодательные акты дополнены различными указами и подзаконными актами, последние (по времени принятия) из которых направлены на демократизацию, укрепление автономии и повышение эффективности местного управления в стране.
303
Конституция Люксембурга (Великого герцогства Люксембург). Статья 3. Корона Великого герцогства
Люксембург является наследственной в семье Нассау в соответствии с Договором от 30 июня 1783 года, со статьей 71 Венского трактата от 9 июня 1815 года и статьей 1 Лондонского трактата от 11 мая 1867 года.
См.: Сборник "Конституции государств Европы". Издательство НОРМА, 2001 г.
304
Конституция Люксембурга (Великого герцогства Люксембург). Глава V. О Правительстве Великого
герцогства. См.: Сборник "Конституции государств Европы". Издательство НОРМА, 2001 г.
305
Конституция Люксембурга (Великого герцогства Люксембург). Глава IX. Об общинах. Статья 107.
(1) Общины образуют на территориальной основе автономные коллективы, имеющие право юридического лица и управляющие своими органами их достоянием и в своих собственных интересах. (2) В каждой общине имеется Коммунальный совет, избираемый непосредственно населением общины; условия, чтобы быть избирателем или быть избранным, устанавливаются законом. (3) Совет устанавливает ежегодно бюджет общины и утверждает ее счета. Он принимает общинные регламенты, кроме чрезвычайных случаев.
Он может устанавливать местные налоги с одобрения Великого Герцога. Великий Герцог имеет право распустить Совет. (4) Община управляется Коллегией бургомистров и эшевенов (Заместители
бургомистров - прим. перев.), члены которой должны быть избраны из общинных советников. (5) Закон регулирует контроль за общинным управлением. Он может подчинить некоторые акты общинных органов одобрению со стороны органа контроля и даже предусмотреть их аннулирование или приостановление в случае незаконности или несовместимости с общими интересами, не вторгаясь в полномочия общих и административных судов. См.: Сборник "Конституции государств Европы". Издательство НОРМА, 2001 г.
176
Система местного управления Люксембурга во многом схожа с системой местных властей соседней Бельгии.
306
В каждом из 126 муниципалитетов избирается Совет - на основе пропорционального представительства в общинах с населением более 3000 человек и на основе получения абсолютного большинства в районах с населением менее 3000 человек.
Совет, избираемый на шестилетний период, состоит фиксированного числа членов, которое варьируется от 7 до 27 в зависимости от численности населения. Компетенция Советов охватывает практически все области местного управления, включая назначение местного управленческого аппарата, регламентацию деятельности полиции, наблюдение за муниципальной собственностью, принятие бюджета, ведение финансовой отчетности, организацию различных общественных услуг, таких, как водоснабжение и пожарная охрана, обеспечение начального обучения, а также толкование вопросов, представленных в местные органы власти центральным правительством.
307
Для оказания содействия в реализации полномочий местного Совета последний имеет право создавать различные комитеты из числа своих членов. Задача комитетов - подготовка отчетов и рекомендаций Совету по вопросам, входящим в сферу их компетенции. За исключением Комитета вопросам школ, который возглавляет мэр или его лично представитель, председатели остальных комитетов назначаются Советом.
Претворение решений Совета в жизнь лежит на правлении и мэре
(бургомистре). Члены правлений назначаются обычно по рекомендации
Совета из его состава, в больших муниципалитетах - Великим герцогом, а в малых - министром внутренних дел. Мэры также назначаются Великим
306
Базовая единица местного управления в Великом герцогстве Люксембург - общины. Управляется община избираемым советом во главе с бургомистром, назначаемым Великим Герцогом, и двумя олдерменами. Совет и бургомистр ведают бюджетом, строительством местных дорог и коммунальным хозяйством. Общины (их свыше ста, средняя численность населения в каждой 2905 человек) объединяются в 12 кантонов, сформированых в три округа. В каждом из округов действует назначаемый из центра комиссар округа, являющийся представителем министра внутренних дел. Главной целью данного уровня управления является связывание воедино первичного звена местного управления в стране - общины. См.:
Шишкина Н.Э. Местное управление в зарубежных странах: сущность и современные проблемы развития.
1.13. Местное управление в Люксембурге. www.internet-law.ru.
307
См.: Органы местного управления в зарубежных странах: сравнительное исследование. Научно- аналитический обзор. М., 1994.