Файл: Международный институт управления ю. В. Фененко муниципальные системы.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.12.2023

Просмотров: 513

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

177 герцогом. Это может быть член Совета или видный деятель, входящий в выборный орган местной власти. Однако при условии, что он - люксембуржец по происхождению, не младше 21 года, внесен в список избирателей и проживает данном муниципалитете не менее 6 месяцев.
308
Выступая в качестве государственного органа, правление отвечает за выполнение решений министров центрального правительства и Великого герцога, ведет акты гражданской состояния, архивы и учет общественной собственности, наблюдает за состоянием домов призрения и деятельностью
Бюро социальной помощи, ряд решений которого оно должна утверждать. В своем качестве местного органа власти правление выполняет решения
Совета, публикует решения постановления Совета и правления, направляет деятельность муниципалитета, назначает местных служащих, ведет местную бухгалтерию, управляет муниципальной собственностью, собирает местные налоги и предпринимает различные правовые действия от имени муниципалитета.
Правление не имеет права делегировать кому-либо свои функции, однако для проработки интересующей его проблемы оно может назначать эксперта, на основании выводов которого делает свое представление по данному вопросу в Совет. В определенных случаях мэр может действовать самостоятельно. Например, тогда, когда бездействие может быть расценено как нежелание решать ту или иную проблему и может вызвать беспокойство у членов правления. О предпринятых им шагах мэр обязан доложить на ближайшем заседании правления.
Как и другие члены правления, мэр несет ответственность и перед центральным правительством, и перед муниципалитетом. Как представитель государственной власти он обязан выполнять решения министров правительства и Великого герцога, касающиеся деятельности полиции, так как является официальным лицом, отвечающим за управление полицией в муниципалитете. В малых муниципалитетах мэр уполномочен также
308
См.: Пилипенко А.Н. Вводная статья. Конституция Люксембурга (Великого герцогства Люксембург).
Сборник "Конституции государств Европы". Издательство НОРМА, 2001 г.

178 расследовать случаи нарушения законности и составлять о каждом из них соответствующее сообщение.
Эти полномочия с разрешения государственного прокурора могут быть переданы другому члену правления.
Мэр обязан присутствовать на заседаниях административного совета общественных домов призрения и Бюро социальной помощи, в которых он имеет право голоса.
Мэр председательствует на заседаниях Совета и правления, исполняет муниципальные подзаконные акты и распоряжения относительно полиции. В случае отсутствия мэра по болезни или другим причинам его функции может взять на себя следующее за ним по рангу лицо.
Важные посты в муниципалитете занимают казначей и секретарь.
Первый отвечает за сбор муниципальных налогов, проведение расчетов по платежам, предусмотренных бюджетом и какими-либо решениями, второй - за ведение протоколов заседаний Совета и правления. Кроме того, секретарь работает в комитетах Совета, заверяет подзаконные акты, и распоряжения
Совета и правления, общественные акты, переписку муниципалитета и платежные требования.
Фонды муниципальных органов власти складываются из местных поступлений и средств центрального правительства. К местным источникам относятся налог на собственность, предпринимательство, налог на нанятых рабочих и служащих и их заработную плату, а также штрафы, рента и другие отдельные поступления.
309
За счет местных источников образуются до 65 % общего бюджета. Остальные 35 % средств поступают от правительства на покрытие затрат муниципалитета, связанных со сбором центральных налогов с населения, на добавочную стоимость и за пользование дорогами.
310 309
См.: Шишкина Н.Э. Современные государственно-правовые проблемы муниципального управления и самоуправления в зарубежных странах (экономико-финансовый аспект). Иркутск, 1997. С.57.
Основными статьями расходов муниципалитета являются выплата заработной платы и компенсаций мэру, членам правления и муниципальному
310
См.: Бурлакова Л. В. Системы налогообложения (отечественный и зарубежный опыт) - Киев. Экономика: обзор информационного сервера управления народным хозяйством, 1996.


179 секретарю, расходы на содержание муниципальных строений, дорожной и полицейской службы на обеспечение системы образования.
В пределах своей компетенции муниципалитеты обладают высоким уровнем автономии. Тем не менее, целый ряд решений, принятых на местах, требует одобрения центральной власти. Это прежде всего решения по бюджету и его исполнению, налогам, приобретению и передаче собственности, строительству и содержанию муниципальных строений, назначению муниципальных должностных лиц и служащих, выпуску местных ценных бумаг. В других вопросах достаточно предварительного согласия комиссара (управляющего), министра внутренних дел или же
Великого герцога. Решения муниципалитетов, превышающее их полномочия или противоречащие закону и наносящие ущерб общим интересам, могут быть приостановлены или отменены Великим герцогом, который, если сочтет необходимым, правомочен распустить Совет. Новые выборы при этом должны состояться не позднее месяца со дня роспуска Совета.
В 1972 г. правительство приняло документ, разрешающий слияние муниципалитетов на добровольной основе. За минувший период времени произошло слияние ряда муниципалитетов. В 1981 г. был принят закон о межмуниципальном сотрудничестве, что расширило права муниципалитетов в решения совместных проблем.
311 311
См.: Пилипенко А.Н. Вводная статья. Конституция Люксембурга (Великого герцогства Люксембург).
Сборник "Конституции государств Европы". Издательство НОРМА, 2001 г.

180
Королевство Нидерландов
Континент:
Европа
Национальное
название:
Koninkrijk der Nederlanden
Столица:
Амстердам
Площадь:
41200 кв. км.
Население:
около 15,2 млн. человек, где в основном проживают голландцы -
81%, фламандцы - 12%, фризы - 3%, немцы - 1,5%.
Кроме того, в стране проживает около
100 тыс. суринамцев,
60 тыс. турок, 40 тыс. марокканцев,
7 тыс. португальцев и др.
Краткая историческая
справка:
1815г.– образование Нидерландского королевства в составе
Голландии и Бельгии.
1830г.– выход Бельгии из состава королевства.
1914–
1918гг.– нейтралитет Нидерландов в I мировой войне.
1940–
1945гг.– германская оккупация страны в ходе II мировой войны.
1945–
1947гг.– колониальная война в Индонезии и потеря этой колонии.
1949г.– вступление страны в НАТО.
1951г.– образование союза Бенилюкс (Бельгия, Нидерланды,
Люксембург).
1957г.– Нидерланды – один из учредителей Общего рынка
(ЕЭС)
Географическое
положение:
Страна расположена в Западной Европе. На севере омывается водами Северного моря Атлантического океана
Политический строй:
Глава государства:
Король
(королева).
Глава государства - королева Беатрикс (у власти с
30 апреля 1980 года). Глава правительства - премьер-министр.
Монарх назначает министров и судей, имеет право роспуска парламента, командует вооруженными силами страны.
Законодательную власть осуществляют монарх и парламент - двухпалатные Генеральные штаты. В провинциях - провинциальные штаты, возглавляемые комиссарами.
Языки:
Голландский (государственный), фризский, английский.
Основная религия:
Католицизм, верующих: 33%, протестанты - 25%, мусульмане - 3%, атеисты - 36%.
Форма правления:
Конституционная монархия
Нидерланды (Голландия)
Нидерланды ведут свое начало от существовавшей в XVII в. конфедерации малых государств. В конце XVIII в. Нидерланды захватила


181
Франция, однако в ноябре 1813 г. независимость была восстановлена, и вскоре в стране была введена монархическая форма правления.
В 1848 г. по инициативе девяти членов парламента была пересмотрена
Конституция; в нее были включены три важных положения: выборы проводятся тайным голосованием; король непогрешим, а Кабинет министров подотчетен парламенту; провинции и общины признаются независимыми административными единицами.
312
Общие положения
Конституция закрепляет право на создание (и расформирование) провинций и общин, устанавливает структуру их органов власти, а также регламентирует сферу полномочий центральных властей в осуществлении контроля над деятельностью местных органов управления. Эти конституционные положения развиты в Законе о провинциях и Законе об общинах.
В 1887 г. в Конституцию были внесены поправки в вопросах, касающихся сферы совместного участия провинций и общин, с одной стороны, и центрального правительства - с другой, в законодательной деятельности. В современном государстве требуется высокая степень координации деятельности в таких вопросах, как общественное здравоохранение, социальное обеспечение, планирование территорий и строительство дорог. Их решению уделяется основное внимание со стороны существующих в Нидерландах двух уровней управления. При принятии новых законодательных актов учитывается такой факт, как способность местных органов власти осуществлять его на практике. В обсуждении
312
Конституция 1848 г. была принята на волне революционного движения, установила режим конституционной монархии, в которой все большую роль начинает играть парламент. В 1887 г. принимается новая Конституция, которая с изменениями и в различных редакциях просуществовала до 1983 г., когда была принята ныне действующая Конституция Королевства Нидерландов. Последняя состоит из восьми глав, включающих 142 статьи, дополнительных статей и целого ряда норм прежней Конституции в редакции
1972 г. К актам конституционного значения относится также Хартия Королевства Нидерландов от 15 декабря 1954 г., согласно которой в Королевство Нидерландов были включены на правах самоуправляющихся территорий Нидерландские Антильские острова и остров Аруба. См.: В.И. Лафитский.
Конституция Нидерландов (Королевства Нидерландов) от 17 февраля 1983 г. Вводная статья. См.: Сборник "Конституции государств Европы". Издательство НОРМА, 2001 г.

182 возможности претворения закона в жизнь активное участие принимает Союз голландских общин, который объединяет все общины страны.
Предоставляя местным органам власти достаточно большую свободу действий в решении своих проблем, Конституция предусматривает определенный контроль над их деятельностью. Так, председатели провинциальных и общинных Ассамблей назначаются королевским указом; бюджеты, подзаконные акты о налогах и другие важные финансовые решения провинций и общин предоставляются для высшего одобрения;
313
Общины (Gemmeenten)
решения провинциальных и общинных властей, противоречащих общим интересам или законам, могут быть отменены королевским указом; границы общин и провинций могут быть изменены на основании закона.
Создание общин, так же как их состав и компетенция,; обусловлены законом об общинах, принятом в 1851 г., и последующими поправками к нему. Хотя согласно этим законодательным документам все органы власти обладают равными правами и обязанностями, на самом деле на практике существуют значительные различия в их возможностях обеспечить население необходимыми услугами.
В общинах существуют три основных института власти - Ассамблея, исполнительный муниципальный Совет и бургомистр. Ассамблею обычно образуют от 7 до 45 членов, которые избираются на основе пропорциональной системы на четырехлетний период, который может быть продлен. Закон определяет список должностей, занятие которых несовместимо с членством в Ассамблее, а именно министр правительства, государственный секретарь, королевский уполномоченный и некоторые другие официальные должности. Ассамблеи обязаны собираться, по крайней мере, шесть раз в год.
314 313
C
м.: Данкерс Д.С.М. Муниципальная бюджетная система в Нидерландах // Государство и право. 1993, 1.
С.92 - 99.
Что касается других ее заседаний, то они созываются бургомистром, или если ее проведение сочтут необходимым члены
314
См.: Местное самоуправление за рубежом: Опыт, комментарии и рекомендации по применению /
Научный руководитель Когут А. Е.; РАН, Институт социально-экономических проблем – С-Пб., 1995.


183 исполнительного совета, или если имеется письменный запрос на созыв
Ассамблеи от ряда депутатов. Бургомистр председательствует на заседаниях
Ассамблеи, однако имеет совещательный голос. Обычно Ассамблеи открыты для посетителей, исключение составляют случаи, когда депутаты принимают решение о проведении закрытого заседания. Членам Ассамблеи, не входящим в состав исполнительного совета, выплачиваются жалованье и компенсация расходов по осуществлению их деятельности.
Ассамблея несет ответственность за управление общинными делами, однако в тех пределах, которые не затрагивают определенных законом компетенции, исполнительного совета и бургомистра. Она принимает подзаконные акты, регулирующие использование общественных услуг, следит за осуществлением сделок по купле-продаже общинной собственности, назначает и увольняет служащих аппарата, осуществляет операции по займам и обеспечивает возможности для осуществления мероприятий в области культуры и отдыха. Одной из важных обязанностей
Ассамблеи является принятие ордонанса о полиции, определяющего меры по поддержанию общественного порядка и безопасности, который, прежде чем вступит в силу, направляется на утверждение в правление провинции.
Ассамблея устанавливает также полномочия бургомистра и члена муниципального совета в отношении задач, определенных в специальной резолюции Ассамблеи.
Исполнительный совет отвечает за текущую работу администрации муниципалитета. В состав исполкома входят бургомистр, являющийся его председателем, и от 2 до 4 членов совета в зависимости от численности населения муниципалитета, которых избирают Ассамблеи из своего состава на весь период работы. В том случае, если член совета слагает с себя полномочия избранного депутата Ассамблеи, он обязан также уйти с занимаемой должности. Член совета получает годовое жалованье, размер которого устанавливается с согласия центрального правительства
Ассамблеей провинции, уведомляющей о своих намерениях муниципальную

184
Ассамблею. Бургомистр имеет в совете право голоса, причем решающего в случае равенства голосов.
В задачи исполкома входят подготовка всех вопросов, вносимых на рассмотрение Ассамблеи; прямое или косвенное участие в выполнение подзаконных актов и распоряжений Ассамблеи; управление доходами и расходами муниципалитета; обеспечение состояния дорог, водных путей, улиц и парков; создание условий для обеспечения общественного здравоохранения; последовательное наблюдение за всеми вопросами, которые касаются муниципалитета.
Функция исполнительного совета - совместно с муниципальными властями претворять в жизнь законодательные акты вышестоящих органов власти. Иногда выполнение решений вышестоящих властей требуют специальной координации на уровне бургомистра или Ассамблеи, однако в любом случае осуществление задач сотрудничества лежит на исполнительном совете.
315
На практике член Совета несет личную ответственность за решение вопросов в таких областях деятельности, как финансы, общественные работы, образование. Один из членов Совета назначается заместителем бургомистра, исполняющим в случае отсутствия последнего его обязанности.
Бургомистр и члены Совета, вместе и каждый в отдельности, несут ответственность за свою деятельность перед Ассамблеей. В этой связи они обязаны предоставлять по требованию Ассамблеи информацию о своей деятельности в том объеме, который не наносит ущерба общественным интересам. Если Ассамблея не удовлетворена деятельностью какого-то члена
Совета, она правомочна высказать ему свое недоверие, тем самым, вынуждая его уйти в отставку.
Бургомистр назначается королевским указом на основании рекомендации королевского уполномоченного (комиссара) провинции, опирающегося в своем решении на итоги предварительных консультаций с
315
См.: Шишкина Н.Э. Местное управление в зарубежных странах: сущность и современные проблемы развития. 1.13. Местное управление в Нидерландах. www.internet-law.ru.


185
Ассамблеей. Он исполняет свои обязанности на протяжении шести лет.
Предусмотрена возможность переутверждения его в должности. Обычно бургомистр становится профессиональным деятелем и делает свою карьеру, продвигаясь из малых в большие муниципалитеты. Начиная с 1945 г. правом стать бургомистром стали пользоваться и женщины; в настоящее время около 30 женщин занимают эту должность.
316
• председательствовать на заседаниях Ассамблеи и исполнительного совета;
Жалованье бургомистру устанавливает центральное правительство. В задачи "отца города", как иногда называют бургомистра в Нидерландах, входят:
• выполнять решения Ассамблеи и исполнительного совета. В случае если бургомистр считает, что решение какого-то органа муниципальной власти вступают в противоречие с законом или интересами страны, он полномочен отказаться от его исполнения. При этом ему вменяется в обязанность проинформировать о сути проблемы Ассамблею провинции, которая в свою очередь доводит этот отказ до сведения центрального правительства. Если в течение 30 дней вышестоящие органы не аннулируют ранее принятое решение, бургомистр обязан приступить к его исполнению;
• обеспечивать поддержание общественного порядка, являясь руководителем местной службы полиции. Так, он несет ответственность за поддержание порядка во всех театрах, кафе, зданиях, открытых для посещения публики, и местах развлечений. При серьезном нарушении общественного порядка бургомистр может предпринять решительные действия без предварительных консультаций с Ассамблеей и, в крайнем случае, ввести войска. Эти меры могут быть отменены, если они не будут ратифицированы на первом после их принятия собрании Ассамблеи;
• выступать в роли руководителя пожарной службы;
316
См.: Реформы муниципальных систем Западных стран // Местная власть: Всероссийский журнал местного самоуправления, книга 1. – 1996. – С. 19–24.

186
• представлять муниципалитет во всех судебных инстанциях.
317
Ответственность за свои действия бургомистр несет перед муниципальной Ассамблеей. Однако он может быть смещен со своей должности, что случается исключительно редко, только по решению центрального правительства.
В целях максимального привлечения граждан к руководству делами муниципалитета и принятию решений Ассамблеей Закон о муниципалитетах предусматривает создание различных комитетов, таких, как:
• комитеты советников;
• комитеты поддержки бургомистра и членов совета, в том числе комитет для руководства общественными учреждениями и др.;
• комитеты для рассмотрения различных вопросов, представляющих особый интерес для муниципалитета, в том числе в области спорта, культуры и т.п.;
• комитеты, которые обеспечивают интересы определенной части общины, например районных или деревенских Ассамблей.
318
Два последних комитета могут иметь делегированные полномочия и включать в свой состав граждан, не избранных в состав Совета.
Руководит работой административного аппарата муниципальный секретарь, который назначается на должность и смещается с нее решением
Ассамблеи. Среди его обязанностей - визирование (вторая подпись) всех документов, исходящих из Ассамблеи и исполнительного совета. В случае совмещения секретарем должности бургомистра, что обычно имеет место в малых муниципалитетах, вторую подпись на документ ставит один из олдерменов.
Ежегодный бюджет муниципалитета рассматривает и одобряет исполнительный совет провинции на основанию предложений, разработанных бургомистром и членами Совета; затем его принимает
317
См.: Шишкина Н.Э. Местное управление в зарубежных странах: сущность и современные проблемы развития. 1.13. Местное управление в Нидерландах. www.internet-law.ru.
318
См.: Органы местного управления в зарубежных странах: сравнительное исследование. Научно- аналитический обзор. М., 1994.