Файл: Международный институт управления ю. В. Фененко муниципальные системы.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.12.2023
Просмотров: 514
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
187 муниципальная Ассамблея. Более 90 % средств поступают в бюджет, прямо или косвенно, из центральных источников.
319
В штате каждого муниципалитета имеется должность кассира, который отвечает за сбор всех поступлений в муниципальный бюджет и оплату поручений из муниципальных средств. В настоящее время разрешены и другие формы, ведения финансовой деятельности.
Наиболее существенна часть предоставляется из так называемого муниципального фонда, который формируется центральным правительством за счет отчислений от налогов.
Муниципалитеты получают также дотации, размеры которых ежегодно определяются центральным правительством и парламентом на основание различных факторов, таких, как площадь сухопутной и водной территории, количество искусственных источников воды, площадь застройки, состояние земельных угодий, наличие исторического центра, системы очистных сооружений и т.п. Кроме того, в фонд муниципалитета поступают доходы от муниципальной собственности (дома, фермы, инвестиции т.п.), местные налоги на недвижимую собственность, на собак, туризм, землю под застройку, продажу алкогольных напитков, а также оплата за пользование общественными услугами и целевые субсидии центрального правительства.
320
Центральное правительство осуществляет два вида контроля за деятельностью местных органов власти запрещающий и предупреждающий.
Аннулирование или приостановление осуществления решения исполнительного совета применяется в тех случаях, когда признается, что оно, противоречит закону или общим интересам. Принятие такого решения официально подтверждается королевским указом с последующей публикацией в официальных ведомостях. Примерами предупреждающего контроля являются предварительное одобрение налоговых подзаконных актов и муниципального бюджета, создание фондов, ассоциаций, совместных предприятий, кооперативов и других органов, предусмотренных
319
См.: Местные финансы в Европейских странах: Сборник - М.: МОНФ, 2000.
320
См.: Бурлакова Л. В. Системы налогообложения (отечественный и зарубежный опыт) - Киев. Экономика: обзор информационного сервера управления народным хозяйством, 1996.
188 гражданским правом или участие в их деятельности. Определенные решения, кроме того, могут быть вынесены на рассмотрение в независимом суде или совете, например, решения, затрагивающие интересы отдельного гражданского служащего. Если жители региона считают, что какое-то решение противоречит их интересам, то по их требованию оно также может быть передано в суд на рассмотрение. Если исполнительный совет не в состоянии найти пути для сотрудничества в выполнении задач, сформулированным перед ними центральным правительством, то решение этих задач может быть поручено назначаемому королевской властью комиссару. При этом его деятельность осуществляется за счет средств тех, кто в соответствии с законом обязан отвечать за решение вопросов местного управления.
В случае, если отдельные муниципалитеты не в состоянии обеспечить предоставление услуг населению, новым Законом о совместных действиях предусмотрены возможности для взаимодействия нескольких муниципалитетов. Чаще всего муниципалитеты сотрудничают в организации совместной пожарной службы, другие сферы сотрудничества - контроль за строительством, сбор и переработка отходов. Два или несколько муниципалитетов могут создать корпоративное объединение с определенными полномочиями для решения поставленных задач, а менее важные вопросы решать через совместные комиссии или путем согласования своих действий в рабочем порядке. Кроме того, в ряде случаев сотрудничество может носить обязательный характер.
В 1986 г. новый закон о муниципалитетах был внесен на одобрение парламента. Он до сих пор находится на рассмотрении. Суть закона сводится к расширению принципов децентрализации через передачу муниципалитетам больших прав и обеспечению независимости в принятии решений, ослаблению контрольных функций со стороны вышестоящих организаций, а также изменению системы управления, при которой муниципальные советы получают права решений по процедурным вопросам. Кроме того, в новой
189 редакции закона предусматривается закрепление за муниципалитетами права на обязательную с ними консультацию по принимаемым на провинциальном уровне законам, затрагивающим их интересы.
321
Провинции (Provincies)
Управление 12 провинциями Нидерландов осуществляется в соответствии с процедурой, установленной законом о провинциях от 1962 г.
Как и в муниципалитетах, тремя основными институтами, составляющими структуру управления, являются Ассамблея провинции, исполнительный, комитет провинции и королевский комиссар.
322
Ассамблея провинции выступает представителем интересов граждан, живущих на ее территории. В состав Ассамблеи входит от 47 до 83 членов.
Все члены избираются прямым голосованием на четырехлетний период на основе пропорционального представительства. Как и члены муниципального
Совета, депутаты провинции не имеют права; занимать ряд официальных должностей, которые закон рассматривает как несовместимые с их статусом.
Такие, например, как должность министра, государственного секретаря, королевского комиссара и некоторых других. Члены Ассамблеи получают компенсацию за исполнение своих обязанностей и "присутственное жалованье" за участие в работе сессий Ассамблеи.
323
Ассамблея собирается, по крайней мере, два раза в год в столице провинции. Кроме того, по инициативе королевского комиссара или одной пятой членов Ассамблеи может быть проведена дополнительная сессия.
Главной задачей Ассамблеи провинции является обеспечение эффективных организаций дел провинции и ее управления. Она вырабатывает рекомендации и принимает важные административные решения. Ранее деятельность Ассамблеи провинции сосредотачивалась на решении таких вопросов, как обеспечение контроля за водоснабжением, забота о душевнобольных и, в ряде случаев, за доставку воды и источников
321
См.: Реформы местного управления в странах Западной Европы / Сборник статей и обзоров. Серия
“Региональное управление и местное самоуправление”. – М.: ИНИОН РАН, – 1993.
322
См.: Харлоф Э. Местные органы власти в Европе / Перевод с англ. – М.: Финансы и статистика, 1992.
323
См.: Игнатов В.Г., Бутов В.И. Зарубежный опыт местного самоуправления и российская практика:
Учебное пособие. - М.: Ростов, 1999.
190 электроэнергии транспортными средствами. В настоящее время круг полномочий расширен; в сферу их компетенции входят общее планирование, вопросы социально-экономической и культурной жизни. Кроме того,
Ассамблеи отвечают за охрану окружающей среды и обеспечение условий для отдыха. Многие из вопросов, по которым принимаются решения на провинциальном уровне, предварительно рассматриваются в постоянных комиссиях. Председательствует в Ассамблее провинции королевский комиссар, имеющий право совещательного голоса.
Из своего состава члены Ассамблеи провинции избирают обычно 6 членов исполкома на четырехлетний период. Любой из ее членов, сложивший свои полномочия, автоматически выходит из состава исполкома.
Главные обязанности исполкома, который собирается, по крайней мере, раз в неделю, наблюдение за управлением текущими делами, подготовка проектов решений для принятия на сессии Ассамблеи и осуществление функций основного органа по реализации государственных законов. Кроме того, исполком руководит финансами и собственностью, наблюдает за общим ходом дел в провинции, деятельностью муниципальных органов власти, контролирует водоснабжение, если эта обязанность передана ему
Ассамблеей, и осуществляет урегулирование управленческих разночтений в рамках, предусмотренных законом.
324
На заседаниях исполкома председательствует королевский комиссар, который имеет право голоса, причем решающего в случае равенства голосов при голосовании. Его назначение производится решением Кабинета министров по результатам предварительных консультаций с членами
Ассамблеи и почти всегда является актом политического значения.
Председатель выполняет функции представителя центрального правительства и является главной фигурой местной исполнительной власти.
Его жалованье и квартирные расходы компенсируются провинции центральным правительством. В соответствии с положениями Закона о
324
См.: Салов О.А. Местное самоуправление в современном мире. // Федерализм – 2000. – N 1. – С. 175-198.
191 провинциях 1962 г., исполняя свои обязанности, председатель исполнительной власти должен отдавать предпочтение местным делам, о чем он заявляет при принятии присяги перед вступлением в должность. Помимо ведения заседаний Ассамблеи и исполкома, в его обязанности входят: контроль за состоянием общественного порядка в провинции, ведение деловой переписки и представление интересов провинции в целом, как на ее территории, так и за пределами.
325
Королевский комиссар регулярно инспектирует муниципалитеты, находящиеся на территории провинции, и на основе консультаций с муниципальными Советами вносит предложения о замещении вакантных должностей бургомистров. В отсутствие комиссара его обязанности исполняет член исполкома, провинции, назначаемый самим исполкомом, либо специально уполномоченный на это представитель центральных властей.
Председатель и члены исполкома вместе и каждый в отдельности подотчетны Ассамблее. Ассамблея провинции, исполнительный комитет и комиссар опираются в своей работе на группу государственных служащих, а также заведующего секретариатом, которого назначают и смещают по решению Ассамблеи. В его обязанности входит визирование (вторая подпись) всех документов и почты Ассамблеи и исполкома.
Исполком ежегодно составляет бюджет провинции, в котором учитываются все доходы и расходы и предусматривается резерв на непредвиденные обстоятельства. Бюджет и отчет о его исполнении утверждаются на сессии Ассамблеи, затем эти документы должны получить одобрение центрального правительства. Источниками доходов провинции являются:
• дотация из Фонда провинций, который ежегодно пополняется центральным правительством за счет отчислений от собираемых им налогов;
325
См.: Органы местного управления в зарубежных странах: сравнительное исследование. Научно- аналитический обзор. М., 1994.
192
• целевые дотации центрального правительства на строительство и содержание дорог;
• пошлины и сборы за оформление официальных документов и предоставление услуг;
• доход от собственности провинции.
326
Контроль, как и он на муниципальном уровне, носит двойной характер: предупреждающий, распространяющийся в основном на вопросы финансового характера - законы о налогообложении, бюджет и его исполнение и ряд других вопросов, относящихся к этой сфере, и запрещающий касающийся тех решений и распоряжений Ассамблеи или исполкома, которые вступают в противоречие с законом или государственными интересами.
Как и на муниципальном уровне, граждане провинции обладают правом защиты своих интересов от действий провинциальных властей.
В 1987 г. в парламент был внесен проект нового закона о провинциях, который предполагал уменьшение полномочий центрального правительства в отношении провинций. Так, например, комиссар, назначаемый королевской властью, в меньшей степени выступал в качестве контролирующей фигуры центральной власти и в большей - в качестве официального лица исполнительной власти провинции. Кроме того, имеется в виду, что муниципалитет или несколько муниципалитетов должны обладать правом запросить передачу им части компетенции провинции, хотя последние могут на это и не соглашаться.
327 326
См.: Шишкина Н.Э. Местное управление в зарубежных странах: сущность и современные проблемы развития. 1.13. Местное управление в Нидерландах. www.internet-law.ru.
327
См.: Реформы местного управления в странах Западной Европы / Сборник статей и обзоров. Серия
“Региональное управление и местное самоуправление”. – М.: ИНИОН РАН, – 1993.
193
Норвежское королевство
Континент:
Европа
Национальное
название:
Kongeriket Norge/Noreg
Столица:
Осло
Площадь:
324200 кв. км.
Население:
около 4,5 млн. человек, где в основном проживают: норвежцы 98%, саами около 20 тыс. человек, квены (норвежские финны), шведы.
Краткая историческая
справка:
1905г.– расторжение унии со Швецией и образование самостоятельного Норвежского королевства.
1914 –
1918 гг.– в I мировой войне Норвегия соблюдала нейтралитет.
1940 –
1945 гг.– в ходе II мировой войны страна была оккупирована немецкими войсками.
1949г.– вступление Норвегии в НАТО
Географическое
положение:
расположена на севере Европы и владеет рядом островов в
Арктике (архипелаг Шпицберген). Граничит на востоке с
Россией, Финляндией и Швецией. Омывается на севере
Баренцевым морем, на западе – Атлантическим океаном, на юге
–
Северным морем
1 ... 9 10 11 12 13 14 15 16 ... 29
Глава государства:
Король. Монархия имеет крепкие позиции в государстве, а правящий король Харальд V пользуется большой популярностью и уважением.
Харальд V (у власти с 17 января 1991 г.). Глава правительства - премьер-министр Турбьёрн Ягланд (в должности с октября 1996 г.).
Языки:
норвежский - государственный (существует два вида норвежского языка - старонорвежский "бокмель", используемый 80% населения и новонорвежский "ньорск", используемый 20% населения), саамский.
Основная религия:
норвежская евангельская лютеранская церковь - 87,8%
(государственная религия), пятидесятники, католики.
Форма правления:
Конституционная монархия с парламентской формой правления.
Норвегия
История Норвегии уходит своими корнями во времена викингов.
В первые два века нашей эры шел процесс формирования единой нации.
Последующие столетия характеризовались войнами, развитием торговли и унией с Данией и Швецией. В XIV в. три королевства были объединены единым правлением, из под которого Швеция вышла спустя век. В XVI в.
194
Норвегия создала совместную централизованную администрацию с Данией, просуществовавшую до того момента, когда во времени Наполеона датчане стали союзниками Франции. В 1814 г. Норвегия была присоединена к
Швеции в рамках шведско-норвежской унии. В 1905 г. страна провозгласила себя суверенным государством.
328
Современная Норвегия - наследственная конституционная монархия с выборным однопалатным парламентом (Storting).
329
Премьер-министр и его кабинет утверждаются королем с согласия парламента.
330
В промышленном отношении Норвегия относится к так называемым "последышам" - интенсивное развитие промышленности в стране началось лишь в 1840-1850 гг. В значительней степени это произошло благодаря техническому прогрессу, когда стало возможным использование потенциалов гидроэнергетики. В третьей четверти XX в. в связи с открытием нефти на шельфе прибрежных территориальных вод и ее экспортом экономика страны получила новое ускорение.
Местные органы власти не упоминаются в Конституции страны, однако этот институт управления возник еще в XII в. С принятием Закона о местном управлении в 1837 г. произошло формальное закрепление структуры местных властей. Основные принципы этого закона вошли в принятый позднее (в 1954 г.) Закон с таким же названием.
331 328
См.: Могунова М.А. Конституция Норвегии (Королевства Норвегия) от 17 мая 1814 г. Вводная статья.
Сборник "Конституции государств Европы". Издательство НОРМА, 2001 г.
В последующие годы разделение задач между центральными и местными властями претерпело
329
Стортингу принадлежит Законодательная власть в Норвегии, выбираемому каждые четыре года и насчитывающему в период 1989-2005 г.г. 165 депутатов (stortingrepresentanter). Начиная со следующих выборов, которые состоятся в 2005 году, число депутатов увеличится до 169 человек. Стортинг состоит из двух палат, три четверти депутатов составляют нижнюю палату – Удельстинг (Odelsting), четверть – верхнюю – Лагтинг (Lagting). У обеих частей парламента один руководящий орган – президиум
(presidentskap
) Стортинга. Наиболее важные решения принимаются на совместных заседаниях палат. См.:
Прохоров П. А. Российские новации и норвежская действительность.
О выборах в норвежский парламент, органы местной власти и самоуправления.// "Балтийский Исследовательский Центр". www.brcinfo.ru.
330
Конституция Норвегии (Королевства Норвегия) от 17 мая 1814 г. п.12. Король самостоятельно выбирает
Совет из имеющих право голоса норвежских граждан. Этот Совет должен состоять из премьер-министра и не менее чем семи других членов. См.: Сборник "Конституции государств Европы". Издательство НОРМА,
2001г.
331
См.: Могунова М.А. Конституция Норвегии (Королевства Норвегия) от 17 мая 1814 г. Вводная статья.
Сборник "Конституции государств Европы". Издательство НОРМА, 2001 г.