Файл: Международный институт управления ю. В. Фененко муниципальные системы.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.12.2023
Просмотров: 517
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
213 лица, могут заниматься хозяйственной деятельностью, выходящей за пределы задач общественно-полезного характера, исключительно в случаях, предусмотренных особыми законами. С целью выполнения публичных задач, превышающих возможности гмины, она может взаимодействовать с другими гминами. Гмины могут оказывать друг другу помощь, в том числе финансовую, в случае возникновения стихийного бедствия, чрезвычайной угрозы для окружающей среды, катастрофы или иных непредвиденных бедствий.
Жители гмины принимают решения на основе всеобщего голосования в ходе выборов и референдумов или через органы гмины. Вопросы добровольного налогообложения жителей на общественные цели,
355
Органом, принимающим в гмине решения и осуществляющим контроль, является гминный совет. Совет может насчитывать от 15 до 100 депутатов в зависимости от числа жителей гмины. К исключительным правомочиям совета относятся: принятие устава гмины, выбор и отзыв правления гмины, определение направлений его деятельности и утверждение отчетов о его работе, назначение и отзыв казначея гмины, который является ее главным бухгалтером, ответственным за бюджет гмины, а также секретаря гмины и много других вопросов. Для осуществления контроля за деятельностью правления гмины совет учреждает ревизионную комиссию, которая следит за выполнением гминного бюджета. Совет учреждает также другие комиссии.
Он избирает из своего состава председателя совета и одного — трех его заместителей. а также досрочного отзыва совета гмины решаются исключительно путем референдума гмины. Референдум может быть проведен также по любому вопросу, имеющему важное значение для гмины. Он проводится по инициативе совета гмины или по требованию 10% жителей, имеющих право голоса. Референдум считается действительным, если в нем приняло участие не менее 30% жителей, имеющих право голоса.
355
См.: Бурлакова Л. В. Системы налогообложения (отечественный и зарубежный опыт) - Киев. Экономика: обзор информационного сервера управления народным хозяйством, 1996.
214
Исполнительным органом гмины является правление гмины. В состав правления входят войт или бургомистр, либо президент города — в качестве председателя, а также члены. В городах, насчитывающих свыше 100 000 жителей, а также в городах, которые перестали быть столицами воеводств, председателем правления является президент города. Председателя правления и его заместителей избирает совет отдельным голосованием.
Члены правления в составе 3—7 человек избираются советом из числа депутатов. Председателем правления может быть лицо, не входящее в состав совета. Правление свою деятельность осуществляет с помощью управления гмины. Начальником управления гмины является председатель правления гмины — войт, бургомистр, президент.
Гмина самостоятельно ведет финансовое хозяйство на основании бюджета гмины. Бюджет утверждается на календарный год. Доходами гмины являются налоги, сборы и прочие определенные законами поступления, доходы от имущества гмины, общая субвенция из государственного бюджета, целевые дотации на реализацию порученных задач, поступления от добровольного налогообложения жителей, наследства, завещательные отказы, дарения и пр. Заключение о проекте бюджета гмины выдает региональная счетная палата.
356
Самостоятельность гмины гарантируется судебной защитой. Надзор за коммунальной деятельностью гмины осуществляется на основании критерия правомерности. Надзор за выполнением задач, порученных гмине, осуществляется, кроме того, на основании критерия целесообразности, добросовестности и хозяйственности.
Органами надзора являются Председатель Совета министров и воевода, а по бюджетным вопросам — региональная счетная палата. Органы надзора могут вмешиваться в коммунальную деятельность только в случаях, предусмотренных законами.
356
См.: Местные финансы в Европейских странах: Сборник - М.: МОНФ, 2000.
215
Гмины, расположенные на территории воеводства, избирают общее представительство в виде самоуправляющегося сеймика. Принципы и порядок действий этого сеймика определяются принятым им регламентом. К задачам самоуправляющегося сеймика относится оценка, распространение опыта, посредничество. Депутатов в самоуправляющийся сеймик избирают гминные советы. Число депутатов зависит от численности населения гмины.
Расходы по деятельности самоуправляющегося сеймика несут гмины.
Таким образом, в новом территориальном делении Польши действует территориальное самоуправление трех видов: гмины, повяты и воеводства.
На уровне гмины и повята нет совмещенной правительственной администрации. На уровне воеводства действует самоуправление воеводства и совмещенная, а также несовмещенная правительственная администрация.
Публичные финансы.
Конституция Польши содержит раздел "Публичные финансы", который регулирует вопросы порядка принятия государственного бюджета, организацию Государственной казны, функционирование Польского
Национального банка и Совета денежной политики. Согласно Конституции изменения в объеме задач и компетенции органов самоуправления производятся одновременно с соответствующими изменениями в распределении публичных доходов.
357
В настоящее время в Польше активно идет процесс децентрализации публичных финансов, вызванный формированием самоуправленческих уровней, обладающих властными полномочиями. В декабре 1998 г. польский парламент принял Закон о доходах органов территориальной самоуправления и Закон о публичных финансах. Цель этих законов - внести ясность в финансовые отношения конкретных органов власти, чтобы исполнение публичных задач,
возложенных на территориальные органы самоуправления, было подкреплено необходимыми финансовыми ресурсами.
358 357
См.: Конституция Польши (Республики Польши) от 2 апреля 1997 г.
1 ... 10 11 12 13 14 15 16 17 ... 29
Раздел Х. Публичные финансы.
Сборник "Конституции государств Европы". Издательство НОРМА, 2001 г.
358
См.: Местные финансы в Европейских странах: Сборник - М.: МОНФ, 2000.
216
Закон о доходах органов территориального самоуправления определяет структуру доходных источников соответствующих органов местного и регионального самоуправления.
359
- собственных доходов, получаемых за счет взимания налогов на имущество, подоходных налогов с физических и юридических лиц, других законодательно установленных поступлений (расходование данного вида источников определяется соответствующими органами самоуправления самостоятельно);
В частности, указанные источники доходов гмин, повятов и воеводств состоят из:
- общих государственных субвенций для исполнения собственных полномочий органов самоуправления (образование, здравоохранение, социальное обеспечение, дороги и т.д.), передаваемых на основе рассчитанных государственных стандартов на каждого жителя соответствующей территории (расходуются также самостоятельно, а при образовании остатков финансовые средства могут переводиться на следующий год);
- целевых дотаций государственного бюджета, грантов, которые выделяются под конкретные цели либо даются на финансовый год, при этом неиспользованная часть денег должна быть возвращена в государственный бюджет.
Помимо перечисленных источников доходов органы местного самоуправления могут получать доход из частных законных источников, например, от активов, которыми они владеют. В основном это касается гмин, которые хорошо обеспечены земельными и жилищными ресурсами. На их территории, как правило, ведется активная коммерческая деятельность.
Доля общих субвенций и целевых дотаций государства в структуре местных бюджетов значительна. Рассчитывается она индивидуально в зависимости от ресурсного (материального и человеческого) потенциала
359
См.: Бурлакова Л. В. Системы налогообложения (отечественный и зарубежный опыт) - Киев. Экономика: обзор информационного сервера управления народным хозяйством, 1996.
217 территории и составляет от 50% в городе Кракове, обладающем большой налогооблагаемой базой, до 80- 85% в маленьких городках.
360
Общие субвенции для повят и воеводств состоят из фондов, предназначенных для сфер среднего (высшего) образования и дорог соответствующего значения. В случаях, установленных законом, предусмотрено выравнивание местных бюджетов. Названный закон о доходах ввел выравнивающий коэффициент на общие субвенции для территориальной единицы на уровнях повята и воеводства. Использование этого коэффициента должно уменьшить разницу при определении собственных доходных источников на человека между самыми богатыми территориями и самыми бедными. Выравнивающий коэффициент субвенций предназначен для поощрения самоуправляющихся территорий к увеличению своих собственных доходов.
Процесс ассоциирования местных сообществ.
В процессах реформирования местного самоуправления в Польше активно участвуют четыре общественные организации (корпорации):
-
Союз польских метрополий, объединяющий 12 крупных городов;
-
Союз польских городов, объединяющий свыше 240 средних городов;
-
Союз польских городков, объединяющий гмины с населением менее 40 тыс. жителей;
-
Союз сельских гмин, объединяющий более 350 гмин.
361
Эти организации заключили соглашение об интеллектуальном сотрудничестве и выходят в Правительство с совместными обращениями по всем вопросам, по которым достигают соглашений. Цель объединения - достичь консенсуса по законодательным актам в сфере местного самоуправления. Особенно актуальны сейчас вопросы децентрализации публичных финансов.
360
См.: Гиловская З. Децентрализация государственных финансов в Польше. Десять лет опыта // Аспекты самоуправления. – 2001. - № 1. – С. 5 – 10.
361
См.: Гусейнов Алишир. Польский опыт местного самоуправления. www.demaz.org.
218
Процессы реформирования системы местного самоуправления, а также всей системы публичной власти в Польше, стартовые условия которых во многом были сходны с российскими, проходят достаточно последовательно и успешно.Концепция служения гражданам очень развита в Польше и реализуется в конкретных практических делах, результатом которых стала высокая эффективность гминного самоуправления.
Нельзя не отметить, что столь высокие результаты появились благодаря последовательной и разумной поддержке со стороны государства. Эта поддержка выражается в различных формах. Главными из них являются: а) обеспечение распределения публичных доходов в соответствии с объемом задач и полномочий гмин; б) наличие разработанных государственных социальных стандартов, в соответствии с которыми на нужды жителей страны по основным социальным направлениям (образование, здравоохранение, пенсионное обеспечение) выделяются определенные средства.
Важно, что эти средства без всяких задержек реально поступают в местные бюджеты гмин и составляют там от 50% (крупный город Краков) до
85% (маленькие городки).
362 362
См.: Гиловская З. Децентрализация государственных финансов в Польше. Десять лет опыта // Аспекты самоуправления. – 2001. - № 1. – С. 5 – 10.
Дальнейшая забота гмин - эффективное расходование полученных от государства средств, забота государства - контроль за законностью, но не целесообразностью деятельности гмин.
219
Португальская Республика
Континент:
Европа
Национальное
название:
Republica Portuguesa
Столица:
Лиссабон
Площадь:
92082 кв. км.
Население:
Португалии около 9,92 млн. человек, главным образом здесь проживают, португальцы
(комбинация нескольких этнических элементов, в основном иберийцев, римлян и вестготов) - 99%, африканцы.
Краткая историческая
справка:
1910г.– революция в Португалии и провозглашение республики.
1914–
1918гг.– страна приняла участие в I мировой войне на стороне Антанты.
1932г.– власть в стране захватил генерал Салазар. Установление режима диктатуры.
1939–
1945 гг.– во II мировой войне Португалия не участвовала.
1949г.– вступление в НАТО.
1970г.– смерть Салазара. Новый диктатор – генерал Каэтану.
1974г.– демократический переворот в стране.
1975г.– все португальские колонии получили независимость
Географическое
положение:
Страна расположена на юго-западе Европы, в западной части
Пиренейского полуострова, а также на островах Мадейра и
Азорских в Атлантическом океане. Граничит с Испанией на севере и востоке. На западе и юге омывается водами
Атлантического океана
Глава государства:
Президент. Глава государства - премьер-министр
Языки:
Португальский
Основная религия:
Католицизм–97%, протестанты различных направлений - 1%
Форма правления:
Парламентарная республика
Португалия
Португалия
363
- одна из старейших стран Европы, имеющая тесные связи с соседней Испанией. В 1910 г. многовековая монархия прекратила свое существование, и страна встала на новый путь развития, не избежав при этом периодов политической нестабильности и экономических трудностей.
364 363
Название страны происходит от наименования римского поселения Портус Кале (Portus Cale) в устье р.
Дору.
В
364
В 1139 Португалия стала независимым от Испании королевством. В то время она занимала только северную треть своей современной территории. В 1249 был изгнан последний мусульманский правитель на юге страны, и с тех пор ее границы мало изменились. В XV веке Португалия была ведущей морской державой Европы, а в следующем столетии первой из европейских стран создала огромную империю с
220 1974 г. в результате военного переворота и свержения фашистской диктатуры Салазара страна вступила в новый период своего развития.
365
Согласно принятой в 1976 г. Конституции Португальскую Республику
366
стал возглавлять президент, избираемый на всеобщих выборах. В его полномочия входит назначение премьер-министра, учитывающее расстановку политических сил по итогам парламентских выборов.
367
Законодательная власть сосредоточена в руках парламента (Assambleia da
Republica).
368
заморскими владениями в Южной Америке, Африке, Индии и Ост–Индии.
В 1910 в Португалии была свергнута монархия, а в 1974 демократически настроенная военная хунта положила конец диктаторскому режиму, существовавшему с 1926 года.
365
Выступление 25 апреля 1974 г. армейских частей, руководимых офицерами - участниками Движения вооруженных сил, привело к свержению режима, просуществовавшего почти полвека. В середине 80-х гг. в стране произошли глубокие политические и социально-экономические преобразования. Итогом антифашистской демократической революции явился пересмотр в стране колониальной политики. С сентября 1974 г. по февраль 1976 г. Португалия признала суверенитет и независимость своих бывших колоний (в результате на политической карте мира появились новые страны: Республика Гвинея-Бисау,
Народная Республика Мозамбик, Республика Кабо-Верде, Демократическая Республика Сан-Томе и
Принсипи и Республика Ангола). 20 декабря 1999 г. последняя из португальских колоний - Макао - перешла под юрисдикцию КНР.
366
Первая Конституция 1822 г., принятая на волне революционных событий 1820 г., впитала лучшие черты французской конституционной практики 1791-1795 гг. а так же и ряд институтов испанской конституции
1812 г. Конституция 1822 г. – выдающийся документ своего времени, так как в ней закреплены отмена классовых привилегий, гарантия равенства всех граждан перед законом, свобода слова и т.п. Конституция
1826 г. (ее официальное название - Хартия правления) предусматривала создание двухпалатного парламента. Формирование нижней палаты - Палаты депутатов должно было осуществляться путем двустепенных выборов. Предоставление активного и пассивного избирательного права обусловливалось жесткими требованиями, прежде всего имущественного характера. Верхняя палата - Палата пэров, как видно из ее названия, представляла интересы высшей аристократии. Рождение в Португалии первой республики было закреплено Конституцией 1911 г., которая содержала широкий перечень прав и свобод граждан. Конституция предусматривала создание двухпалатного парламента. В 1926 г. в результате государственного переворота была установлена военная диктатура. Последовал роспуск парламента, но монархия не была восстановлена. Введение нового режима было закреплено принятием Конституции 1933 г., в которой Португалия определялась как "унитарная корпоративная республика" с сильной президентской властью. В апреле 1975 г. состоялись выборы в Учредительное собрание, которое и подготовило
Конституцию, вступившую в силу 25 апреля 1976 г. Новая Конституция отразила происшедшие к тому времени изменения в экономической, социальной и политической сферах. См.: Касаткина Н. М.
Конституция Португалии (Португальской Республики) от 2 апреля 1976 г. Вводная статья. Сборник "Конституции государств Европы". Издательство НОРМА, 2001 г.
367
См.: Конституция Португалии (Португальской Республики) от 2 апреля 1976 г. Раздел II. Президент
Республики.
Глава 2. Компетенция. Статья 133. Полномочия по отношению к другим органам. В компетенцию Президента Республики по отношению к другим органам входит:… f) назначать Премьер- министра согласно пункту 1 статьи 187; g) отправлять в отставку Правительство, согласно пункту 2 статьи
195, и освобождать от должности Премьер-министра, согласно пункту 4 статьи 186;h) назначать и отстранять членов Правительства по предложению Премьер-министра. Сборник "Конституции государств
Европы". Издательство НОРМА, 2001 г.
368
См.: Конституция Португалии (Португальской Республики) от 2 апреля 1976 г.
Раздел III. Ассамблея
Республики. Глава 1. Cтатус и избрание. Статья 147. Определение. Ассамблея Республики является собранием, представляющим всех португальских граждан. Статья 148. Состав. В Ассамблею Республики входит минимум 180, максимум 230 депутатов, согласно избирательному закону. Сборник "Конституции государств Европы". Издательство НОРМА, 2001 г.