Файл: Международный институт управления ю. В. Фененко муниципальные системы.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.12.2023

Просмотров: 518

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

204
Самоуправление воеводства.
Воеводство является самой крупной единицей территориального самоуправления и региональным самоуправляющимся сообществом, которое в силу закона образуют жители воеводства.
347
В круг деятельности самоуправления воеводства входит выполнение публичных задач воеводского характера, которые законами не отнесены к компетенции органов правительственной администрации. Органы самоуправления воеводства не являются органами надзора или контроля по отношению к повяту и гмине, а также не являются органами высшей инстанции в административной иерархии.
Жители воеводства принимают решения всеобщим голосованием (на выборах или референдумах) или через органы самоуправления воеводства.
Условия проведения референдума в воеводстве такие же, как и референдума, проводимого в гмине или повяте. Устройство воеводства как единицы территориального самоуправления определяется уставом воеводства, принятым по согласованию с Председателем Совета министров.
Самоуправление воеводства определяет стратегию развития воеводства.
348 347
См.: Закон Республики Польша от 24 июля 1998 «О введении в действие Закона
«О местном самоуправлении Повята» от 5 июня 1998, Закона «О местном самоуправлении Воеводства» от 5 июня 1998,
Закона «О Администрации Центрального правительства в Воеводстве» от 5 июня 1998». Источник:
Dziennik Ustaw № 99 от 4 августа 1998 года. www.municipalkg.narod.ru/interlaw/Pollaw.htm.
Оно выполняет задачи воеводского характера в следующих областях: образование (в том числе высшее), санитарно-просветительная работа и здравоохранение, общественная безопасность, обороноспособность.
В общественно полезной сфере оно может учреждать общества с ограниченной ответственностью или акционерные общества, а также может вступать в такие общества. Органами самоуправления воеводства являются: воеводский сеймик и правление воеводства. В состав сеймика входят депутаты, избираемые на четырехлетний срок. Воеводский сеймик принимает устав воеводства, его бюджет, избирает и отзывает воеводское правление, выносит решения по имущественным вопросам воеводства, по
348
См.: Территориальное самоуправление в Польше. Актуальные проблемы реформы местного самоуправления// Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. -2004. -№ 26 (246).

205 выпуску облигаций и получению займов. Воеводский сеймик избирает из своего состава председателя сеймика и не более трех его заместителей.
Председатель организует работу сеймика и ведет его заседания. Он созывает сессии сеймика не реже одного раза в квартал. Депутат сеймика не может быть одновременно депутатом повятового или гминного совета. Однако он может быть депутатом парламента или сенатором. Сеймик избирает различные комиссии, в том числе ревизионную.
349
Воеводское правление является исполнительным органом воеводства.
Оно состоит из 5 человек. Председателем правления является маршал воеводства, его замещают вице-председатели. Маршал воеводства избирается воеводским сеймиком отдельным голосованием. Его отзыв равнозначен отзыву всего воеводского правления. Воеводское правление выполняет задачи воеводства, входящие в круг деятельности воеводского самоуправления и не отнесенные к компетенции воеводского сеймика. В частности, правление выполняет решения воеводского сеймика и распоряжается имуществом воеводства.
Маршал воеводства возглавляет маршальское управление, и ему подчинены работники этого управления и руководители воеводских самоуправляющихся организационных единиц. Маршал воеводства принимает решения по индивидуальным делам в области публичной администрации. Органом, рассматривающим жалобы на эти решения, является самоуправляющаяся коллегия по обжалованиям.
Главный бухгалтер воеводства (воеводский казначей), избирается воеводским сеймиком. Доходами воеводства являются: доли в налогах, доходы от имущества, наследства, дарования и завещательные отказы, доходы, получаемые бюджетными единицами воеводства, целевые дотации из государственного бюджета, целевые дотации из гминных и повятовых
349
См.: Ковальчук А.В. Местное самоуправление в Польше // Децентрализация: Эксперименты и реформы /
Под ред. Т.М. Хорвата. – Будапешт: OSI/LGI, 2000. – С. 251 – 290. – (Серия «Органы местного самоуправления в Центральной и Восточной Европе».Т. 1.


206 бюджетов на задачи, входящие в компетенцию этих территориальных единиц и выполняемые воеводством на основании соглашения, а также проценты.
350
Воеводство имеет право вести международное сотрудничество.
Приоритеты этого сотрудничества определяет воеводский сеймик.
Сотрудничество воеводства с региональной общественностью других стран должно осуществляться в соответствии с польским внутренним законодательством, внешней политикой государства и его международными обязательствами в пределах задач и компетенции воеводства. Воеводство может также участвовать в международной деятельности региональных учреждений и объединений. Однако проекты соглашений о региональном сотрудничестве, равно как и проекты решений о вступлении в международные региональные объединения могут приниматься только с согласия министра иностранных дел, полученного через воеводу.
Надзор за деятельностью самоуправления воеводства проводят
Председатель Совета министров и воевода, а в области финансовых вопросов
— региональная расчетная палата. Орган самоуправления, решение которого было признано недействительным, может в течение 30 дней подать жалобу в административный суд. В особых случаях Сейм может, по предложению
Председателя Совета министров, распустить воеводский сеймик. В случаях нарушения Конституции либо бесхозяйственности Председатель Совета министров может назначить правительственного комиссара, к которому переходят задачи и компетенция органов воеводского самоуправления.
Правительственная администрация в воеводстве.
351
На территории воеводства функции исполнительной администрации осуществляют: воевода, подчиненные ему руководители совмещенных служб и служб инспекции и охраны, органы несовмещенной администрации, органы территориального самоуправления, а также подотчетные старосте
350
См.: Гиловская З. Децентрализация государственных финансов в Польше. Десять лет опыта // Аспекты самоуправления. – 2001. - № 1. – С. 5 – 10.
351
См.: Закон Республики Польша от 24 июля 1998 «О введении в действие Закона
«О местном самоуправлении Повята» от 5 июня 1998, Закона «О местном самоуправлении Воеводства» от 5 июня 1998,
Закона «О Администрации Центрального правительства в Воеводстве» от 5 июня 1998». Источник:
Dziennik Ustaw № 99 от 4 августа 1998 года. www.municipalkg.narod.ru/interlaw/Pollaw.htm.


207 руководители повятовых служб инспекции и охраны, задачи и компетенции которых определены законами.
Воевода является представителем Совета министров в воеводстве, руководителем совмещенной правительственной администрации, органом надзора за учреждениями территориального самоуправления и представителем Государственной казны в пределах и на началах, предусмотренных особыми законами. Воеводу назначает и отзывает
Председатель Совета министров. Он осуществляет также надзор за деятельностью воеводы и периодически оценивает его работу.
Назначение и отзыв органов несовмещенной правительственной администрации производится по предложению соответствующего воеводы или по его предварительному согласию. К компетенции воеводы относятся все вопросы в области правительственной администрации в воеводстве, не отнесенные к компетенции других органов. Воевода выполняет задачи с помощью вице-воеводы, а также руководителей совмещенных служб; инспекции и охраны, генерального директора воеводского управления и директоров отделов. Вице-воеводы назначаются и отзываются по предложению воеводы Председателем Совета министров.
Органами несовмещенной правительственной администрации в воеводстве являются: командующие военными округами, начальники воеводских военных штабов, коменданты военкоматов, директора казначейских палат, начальники казначейских управлений, инспекторы финансового контроля, директора окружных горных управлений и специализированных управлений горной промышленности, директора региональных дирекций государственных лесов, директора региональных управлений водного хозяйства директора таможенных управлений, директора морских управлений, директора статистических управлений, инспекторы технического надзора морского судоходства, руководители инспекций речного судоходства, руководители пограничной охраны, председатель Агентства сельскохозяйственного рынка и некоторые другие.

208
Самоуправление повята
352
Жители повята образуют на основании закона местное самоуправляющееся сообщество. Это сообщество и соответствующая территория составляют повят. Повят выполняет от собственного имени и под собственную ответственность предусмотренные законами публичные задачи.
Он является юридическим лицом. Его самостоятельность подлежит судебной защите. Устройство повята определяется его уставом. Повят как единица основного территориального деления охватывает все территории граничащих друг с другом гмин или всю территорию города на правах повята. Городом на правах повята является город, насчитывающий свыше 100000 жителей, а также город, который с 31 декабря 1998 года перестал быть местом нахождения воеводских властей. Повят должен охватывать по возможности однородную по поселенческой и пространственной структуре и по общественным экономическим связям территорию. Повяты создает, объединяет и делит своим распоряжением Совет Министров, предварительно запросив мнение заинтересованных гминных и повятовых советов, а также воеводских сеймиков.
.
Повят выполняет предусмотренные законами публичные задачи, выходящие по своему характеру за пределы гмин, в следующих областях: народное образование, санитарно-просветительная работа и здравоохранение, социальная помощь, семейная политика, помощь инвалидам, общественный транспорт и дороги, культура и охрана культурных ценностей, физкультура и туризм, геодезия, картография и кадастр, распоряжение недвижимостью, благоустройство территорий и строительный надзор, водное хозяйство, охрана среды и природы, сельское и лесное хозяйство, речное рыболовство, общественный порядок и безопасность граждан, охрана от наводнений и противопожарная охрана, а также предотвращение иных чрезвычайных опасностей, угрожающих жизни и здоровью человека и среды, противодействие безработице и активизация
352
См.: Закон республики Польша «О местном самоуправлении повят» от 5 июня 1998 года (Часть 1). www.municipalkg.narod.ru/interlaw/Pollaw.htm.


209 местного рынка труда, защита прав потребителей, содержание повятовых объектов и общественно-полезных сооружений, а также административных объектов, сотрудничество с неправительственными организациями, выполнение задач повятовых служб инспекции и охраны. На основании закона повяту могут быть переданы также и другие публичные задания.
Задачи повята не могут затрагивать вопросы сферы деятельности гмин.
Повят может, по обоснованной просьбе гмины, передать ей задачи из круга своей компетенции на условиях, определенных в соглашении. Повят может заключать соглашения с органами правительственной администрации о выполнении публичных задач в области, находящейся в ведении правительственной администрации. Он может также заключать соглашения о поручении публичных задач с органами местного территориального самоуправления, а также с воеводством, на территории которого расположен повят. С целью выполнения своих задач повят может создавать организационные единицы и заключать договоры с другими субъектами.
Однако он не может вести хозяйственную деятельность, за исключением задач общественно полезного характера. Жители повята принимают решения всеобщим голосованием в ходе повятовых выборов и референдумов или через органы повята. Этими органами являются: повятовый совет и правление повята. Условия проведения повятового референдума такие же, как и условия гминного референдума. Депутат не связан наказами избирателей. Однако он должен поддерживать с ними постоянные связи.
Совет повята наделен широкими полномочиями. К ним относятся, в частности, издание актов местного права, в том числе устава повята, выбор и отзыв повятового правления. Совет принимает также решения по вопросам герба и флага повята. Совет избирает из своего состава председателя и 1—2 его заместителей. Исключительной задачей председателя является организация работы совета и ведение его совещаний. Сессии совета созываются председателем по мере необходимости, однако не реже одного раза в квартал. Совет осуществляет контроль за деятельностью повятового

210 правления, в частности, через избираемую им ревизионную комиссию. Совет назначает также другие комиссии.
Повятовое правление является исполнительным органом повята. В его состав входят: староста как председатель правления, его заместитель и 3—5 членов правления. Члены правления могут избираться из числа лиц, не являющихся членами повятового совета. Правление повята выполняет решения повятового совета и задачи повята, предусмотренные положениями закона. Повятовое правление выполняет задачи повята с помощью повятового старосты, руководителей повятовых служб инспекции и охраны, а также организационных ячеек повята, которые в совокупности образуют совмещенную повятовую администрацию. Староста организует работу правления повята и повятового старостата, руководит текущими делами повята и представляет повят во вне.
Староста выносит решения по индивидуальным делам в области публичной администрации, отнесенные к компетенции повята. Он может уполномочить других лиц, работающих в повятовой администрации, принимать от его имени индивидуальные решения. Органом, рассматривающим жалобы на эти решения, является самоуправляющаяся коллегия по обжалованиям.
Повят самостоятельно ведет финансовое хозяйство на основе повятового бюджета, утвержденного повятовым советом на календарный год.
Составление и внесение на утверждение проекта повятового бюджета отнесены к исключительной компетенции правления повята.
353
Надзор за деятельностью повята проводят Председатель Совета министров и воевода, а в области финансовых вопросов — региональная расчетная палата.
Принятый бюджет повята староста представляет региональной счетной палате в течение
7 дней со дня его утверждения. Контроль финансового хозяйства повята осуществляет региональная счетная палата.
353
См.: Трещетенкова Н. Ю. Бюджетный процесс в Польше//Право и экономика. 1995. № 5—6;


211
В случае грубого нарушения повятовым советом Конституции или законов, Сейм по предложению Председателя Совета министров может вынести решение о роспуске повятового совета. Это равнозначно роспуску всех органов повята. В таком случае Председатель Совета министров назначает лицо, которое до выборов новых повятовых органов исполняет их функции.
Самоуправление гмины.
354
Законом установлено, что жители гмины образуют самоуправляющееся сообщество. Гмина выполняет общественные задачи от своего имени и под собственную ответственность. Она является юридическим лицом.
Устройство гмины определяется ее уставом. При создании, объединении, делении, упразднении гмин и определении их границ стремятся к тому, чтобы гмина охватывала по возможности однородную территорию по ее поселенческому составу и пространственной структуре, а также социальным и экономическим отношениям, обеспечивающим способность выполнения публичных задач.
Гмина может создавать вспомогательные административные единицы: солецтва (деревни с сельским старостой), районы, поселки и пр. Вспомогательной единицей может быть также город, расположенный на ее территории. Вспомогательные единицы создаются по решению гминного совета после консультации с жителями или по их инициативе.
Круг действия гмины охватывает все публичные дела местного, значения, которые законом не отнесены к компетенции других субъектов. К собственным задачам гмины относится удовлетворение нужд и потребностей сообщества. Эти задачи охватывают, в частности: благоустройство территории, распоряжение земельными площадями и охрану среды, гминные дороги, улицы, мосты, площади, а также организацию дорожного движения.
354
См.: Закон Республики Польша от 24 июля 1998 «О введении в действие Закона
«О местном самоуправлении Повята» от 5 июня 1998, Закона «О местном самоуправлении Воеводства» от 5 июня 1998,
Закона «О Администрации Центрального правительства в Воеводстве» от 5 июня 1998». Источник:
Dziennik Ustaw № 99 от 4 августа 1998 года. www.municipalkg.narod.ru/interlaw/Pollaw.htm.; См.: Гусейнов
Алишир. Польский опыт местного самоуправления. www.demaz.org.

212
К собственным задачам гмины относятся также такие вопросы, как: водопроводы и водоснабжение, канализация, отвод и очистка коммунальных сточных вод, забота о чистоте и порядке, санитарное оборудование, мусорные свалки и обезвреживание коммунальных отходов, электро- и теплоснабжение, местный общественный транспорт, здравоохранение, социальная помощь (в том числе попечительские учреждения), коммунальное жилищное строительство, просвещение (в том числе начальные школы, детсады и другие просветительно-воспитательные учреждения), а также культура (в том числе коммунальные библиотеки, другие учреждения, занимающиеся популяризацией культуры), физическая культура (в том числе места отдыха и спортивные сооружения), базары и торговые объекты, коммунальные зеленые территории и лесонасаждения, коммунальные кладбища, общественный порядок и противопожарная охрана, содержание гминных объектов и сооружений собственного пользования, а также административных объектов. К задачам гмины относится также оказание беременным женщинам социальной, медицинской и юридической помощи.
Передача гминам на основании закона новых собственных задач требует обеспечения необходимых финансовых средств для их реализации путем увеличения собственных доходов гмины или предоставления ей субсидий.
Законы могут налагать на гмины обязанность выполнения порученных им задач из ведения правительственной администрации, а также задач по организации подготовки и проведению всеобщих выборов и референдумов.
Под эти задачи гмина должна получить дополнительные финансовые средства. Гмина может выполнять задачи, находящиеся в ведении правительственной администрации, также на основании соглашения, заключенного с органами этой администрации.
С целью выполнения своих задач гмина может создавать организационные единицы, в том числе предприятия, и заключать договоры с другими субъектами. Гмина, а также другие коммунальные юридические