Файл: Дипломная работа транснациональные корпорации японии и их роль в развитии азиатскотихоокеанского региона (атр).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Дипломная работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 244

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1.ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ ПРОБЛЕМЫ.

1.1. Западные теории прямых инвестиций и их применимость к Японии

1.2. Японские теории прямых инвестиций.

2.ТРАНСНАЦИОНАЛЬНЫЕ КОРПОРАЦИИ В АВТОМОБИЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ ЯПОНИИ

2.1. Транснационализация бизнеса.

2.2. Конкурентоспособные стратегии ТНК в автомобильной промышленности

2.3. Японские ТНК на мировых рынках Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР)

3.ТРАНСНАЦИОНАЛЬНЫЕ КОРПОРАЦИИ В ЭЛЕКТРОННОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ ЯПОНИИ.

3.1. Интернационализация экономической деятельности компаний.

3.2. Инвестиционная активность японских ТНК в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Закаурцева и Сидорова Азиатско-Тихоокеанский регион как направление исследований молодых ученых // Актуальные проблемы международного права и международных отношений. Место Азиатско-Тихоокеанского региона в современных отношениях: проблемы безопасности и перспективы развития – 2017 – 7 с. А. И. Михайлушкин, П. Д. Шимко Экономика транснациональной компании – 2005 – Dunning J. Key Literature on IB Activities: 1960–2006 // The Oxford Hand- book of International Business. Second Edition. NY, 2009. P. 41. Hymer S. The Multinational Corporation. A Radical Approach. Cambridge, 1979. P. 3; Hymer S. The International Operations of National Firms: A Study of Direct Foreign Investment. Cambridge, 1976. P. 17. Kindleberger, C.P. The Theory of Direct Investment // Kindleberger, C., Ed., American Business Abroad, Yale University Press, New Haven, 1969. P. 57 Knickerbocker, F.T. Oligopolistic Reaction and the Multinational Enterprise. Harvard University Press, Cambridge, 1973. P. 16 Кадочников С.М. Прямые зарубежные инвестиции: микроэкономический анализ эффектов благосостояния. СПб.: Экономическая школа. 2002, 267 с. Galbraith J., A theory of the multinational corporation, 2011 Vernon R. Theory of Product Life Cycle, 1996. P. 67 Ozawa T. Japan Multinational Enterprises, Economic Structure and International Competitiveness. Tokyo, 1985. P. 155. Akamatsu K., Koide Y. Industrial and Labour Conditions in Japan: With Special Reference to Those in Nagoya. Nagoya, 1934. P. 30. Kojima K., Direct Foreign Investment: A Japanese Model of Multi-National Business Operations, 2010, P. 35 Tsurumi Y., Global Management, 1991 Urata S. FDI Flows, their Determinants and Economic Impacts in East Asia / Multinatiomals and Economic Growth in East Asia. London, 2006. P. 21–55. Robins N., The Corporation That Changed the World How the East India Company Shaped the Modern Multinational. London: Pluto, 2006. P.145. "U.S. Makes Ninety Percent of World's Automobiles". Popular Science. 115 (5): 84. November 1929. Retrieved 6 August 2013. Motor Vehicle Statistics of Japan. – Japan Automobile Manufacturers Association, 2013. PP. 18-19. "The Story of Sakichi Toyoda". Toyota Industries Corporation. 2000 [Электронный ресурс] Режим доступа: https://web.archive.org/web/20170923003201/https://www.toyota-industries.com/company/history/toyoda_sakichi/index.html (дата обращения: 16.01.2022.01.16) Honda Motor (2021) FORM20-F [Электронный ресурс] Режим доступа: https://sec.report/Document/0001193125-21-196757/ (дата обращения: 06.06.2022) Nissan Motor Major Facilities Overseas [Электронный ресурс] Режим доступа:https://www.nissan-global.com/EN/COMPANY/PROFILE/EN_ESTABLISHMENT/(дата обращения: 06.06.2022) News from JAMA Asia, Vol. 39, March 2010. P. 3. Hamel G., The Future of Management, 2007, P. 88 Aichner, T.; Coletti, P (2013). "Customers' online shopping preferences in mass customization". Journal of Direct, Data and Digital Marketing Practice. 15 (1): 20–35. Лебедева И.П. Глобализация японского промышленного производства, Москва, 2021, 35 с. Forbes 2022 The Global 2000 [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.forbes.com/lists/global2000/#6a418bf5ac04 (дата обращения: 16.01.2022) Gertner J., The Idea Factory: Bell Labs and the Great Age of American Innovation, 2013, P. 37 Потоцкая Изучение транснациональной деятельности компаний как элемент отраслевого анализа // Менеджмент в России и за рубежом, Пресса России, 2006 Fortune (2021) Fortune Global 500 [Электронный ресурс] Режим доступа: https://fortune.com/global500/2021/search/?fg500_country=Japan (дата обращения: 16.01.2022) Global Justice Now (2018) 69 of the richest 100 entities on the planet are corporations, not governments, figures show [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.globaljustice.org.uk/news/69-richest-100-entities-planet-are-corporations-not-governments-figures-show /(дата обращения: 05.06.2022) Toyota Motor Cooperation (2021) FINANCIAL SUMMARY [Электронный ресурс] Режим доступа: https://global.toyota/pages/global_toyota/ir/financial-results/2021_4q_summary_en.pdf Toyota Motor (2011) 海外車両生産会社親工場一覧表 [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.toyota.co.jp/jpn/company/history/75years/data/automotive_business/production/production/overseas/mother_plants/index.html (дата обращения: 06.06.2022) Toyota Motor (2021) Toyota Integrated Report [Электронный ресурс] Режим доступа: https://global.toyota/pages/global_toyota/ir/financial-results/2021_4q_summary_en.pdf (дата обращения: 06.06.2022) Toyota Motor Toyota Global Operations [Электронный ресурс] Режим доступа: https://global.toyota/en/company/profile/facilities/manufacturing-worldwide/japan.html(дата обращения: 06.06.2022) Ford Motors WORLDWIDE LOCATIONS [Электронный ресурс] Режим доступа: https://corporate.ford.com/operations/locations/global-plants/ford-thailand-manufacturing-plant.html (дата обращения: 06.06.2022) Ford Motors (2021) Strategic Progress of Ford+ Growth Plan, Solid Financials in ’21 Position Company for Connected EV Leadership in 2022, Beyond [Электронный ресурс] Режим доступа: https://media.ford.com/content/dam/fordmedia/North%20America/US/2022/02/03/financials-fy-ford-21.pdf (дата обращения: 06.06.2022) General Motor General Motor’s Revenue by Segment (2016-2022) [Электронный ресурс] Режим доступа: https://businessquant.com/general-motors-revenue-by-segment (дата обращения: 06.06.2022) General Motors GM Plants, Offices, Facilities Info [Электронный ресурс] Режим доступа: https://gmauthority.com/blog/gm/gm-facilities/ (дата обращения: 06.06.2022) Hyundai Motor Manufacturing [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.hyundai.com/worldwide/en/footer/corporate/networks/manufacturing (дата обращения: 06.06.2022) Honda Manufacturing Facilities [Электронный ресурс] Режим доступа: https://global.honda/about/group/category.html?category=manufacturing-facilities(дата обращения: 06.06.2022) Suzuki Motor Overseas Network [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.globalsuzuki.com/corporate/productionbase/overseas/asia.html(дата обращения: 06.06.2022)  Suzuki Motor (2021) Consolidated Financial Summary [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.globalsuzuki.com/ir/library/financialresults/pdf/2021/financial_summary.pdf(дата обращения: 06.06.2022) The Wayback Machine GM Facilities and the Environment [Электронный ресурс] Режим доступа: https://web.archive.org/web/20080614231130/http://www.gm.com/corporate/responsibility/environment/plants/index.jsp (дата обращения: 06.06.2022) Sony (2021) Financial Statements and Consolidated Financial Results [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.sony.com/en/SonyInfo/IR/library/presen/er/pdf/21q4_sony.pdf (дата обращения: 06.06.2022) Apple (2021) FORM 10-K [Электронный ресурс] Режим доступа: https://ir.amd.com/news-events/press-releases/detail/1044/amd-reports-fourth-quarter-and-full-year-2021-financial (дата обращения: 06.06.2022) AMD (2021) Reports Fourth Quarter and Full Year Financial Results [Электронный ресурс] Режим доступа: https://ir.amd.com/news-events/press-releases/detail/1044/amd-reports-fourth-quarter-and-full-year-2021-financial (дата обращения: 06.06.2022) Apple (2020) Apple Supplier List [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.apple.com/supplier-responsibility/pdf/Apple-Supplier-List.pdf (дата обращения: 06.06.2022) Cisco (2021) The Future of Work ANNUAL REPORT [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.cisco.com/c/dam/en_us/about/annual-report/cisco-annual-report-2021.pdf (дата обращения: 06.06.2022) Hikvision Hikvision Company Profile [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.hikvision.com/en/about-us/company-profile/#:





  • Первая фаза. Страна без OLI преимуществ. В стране отсутствуют ТНК, как и свои, так и зарубежные. Рынок работает за счет мелких производств. Государством ведется политика протекционизма. Отсутствуют импортные товары или же ПИИ из зарубежных стран.

  • Фаза 2. Медленный прирост ПИИ. Из-за появления новых компаний, начинается развиваться конкурентная борьба между ними и местными компаниями.

  • Следующая, 3-я фаза. Экспорт ПИИ. Увеличение L преимуществ приводит к экспортно-ориентированной экономике государства. Политика в отношении прямых иностранных инвестиций становится либеральной.

  • Фаза 4. ПИИ начинает опережать импорт. Бурное развитие некоторых высокотехнологичных отраслей.

  • Фаза 5. Развитие и экспорта, и импорта ПИИ.

Если уже и рассматривать вышеописанные факторы, то преимуществом, в первую очередь, является создание рабочих мест в принимающей стороне. Этот фактор положительный момент, как и для страны базирования корпорации, так и для принимающей страны. Если насчет принимающей стороны все понятно, то для страны базирования транснационализация корпораций нужна для роста престижа и экономического веса страны на мировой арене. А для самой же компании это нужно для того, чтобы создавать монополию не только на само производство и распространение товара, но и на знания и информацию.

Вообще, данный феномен, феномен транснационализации компаний анализировали многие ученые и пришли к тому, что разделили исследования на два типа. Микроэкономические исследования транснациональных корпораций, то есть изучение внутренней структуры и развития данных компаний, а также, макроэкономические исследования, то есть изучение международного производства и торговли ТНК.

Транснационализация компаний, или же прямые иностранные инвестиции, имеет отдельную теорию, изучением которой занимаются с 1960-х годов. Исходя из теории прямых иностранных инвестиций (ПИИ), инвесторы мотивированы не только лишь получением чистой прибыли, но и получением контроля над предприятием в принимающей стране.

Если рассматривать типы ПИИ или же типы создания транснациональной корпорации, то есть 6 основных способов, которыми пользуются компании:

  • Покупка контрольного пакета акций иностранной компании;

  • Финансирование работы филиалов;

  • Приобретение имущественных прав;

  • Предоставление прав на использование технологий;

  • Поглощение иностранного предприятия;

  • Создание филиала за рубежом.


С. Хаймер, один из первых ученых, который начал изучать теории ПИИ в 1960-ые годы, в своей работе «The Multinational Corporation. A Radical Approach» [4] пришел к выводу, что для того, что компания имела успех на международной арене, она должна иметь монополистическими преимуществами. То есть, к примеру, компания должна иметь возможность повышать или же понижать цену на товар вне зависимости от действий конкурентов. Помимо этого, он выдвинул теорию несовершенств рынка, исходя из которой что иностранные инвесторы стремятся использовать несовершенства рынка в стране приложения капитала, так как производственные инвестиции за рубеж связаны с более высокими рисками и затратами, чем инвестирование в производство в стране базирования. [5] И именно для этого и необходимы те самые монополистические преимущества. Продолжил же эту теорию Ч. Киндлбергер в 1969, который выделил определенные характеристики, через которые можно найти те самые «несовершенства» [6]:

  • Несовершенства факторов производства

  • Политический курс принимающей страны, направленный на интервенцию на внешние рынки

  • Несовершенства торговой политики компаний принимающей страны

  • Возможность использования интернальной и экстернальной экономии на масштабе

Киндлбергер к этому еще добавил, что еще одним немаловажным фактором для успешного становления транснациональных корпораций является известность, или же бренд. [6, 9] То есть, есть определенные сферы промышленности, которые изначально имеют больший шанс для транснационализации, нежели другие. Эти сферы экономики: автомобилестроение, электронная промышленность, косметология и др.

Еще одной из теорий ПИИ, которые очень применимы к американским корпорациям является Теория олигополистической защиты Никкербоккера (1973) [7], где объясняется, что причина создания транснациональной корпорации может быть заключена в конкурентной борьбе компаний одного государства. То есть если какая-то из компаний в той или иной стране выходит на международный уровень и становится ТНК, то с огромной вероятностью 45-75% и конкуренты данной компании выйдут на международный рынок в течение 3-7 лет. То есть ПИИ не всегда необходимы для получения экономической выгоды, но и необходимы как контрмеры для сдерживания основных конкурентов.

Поводя итоги положительных и отрицательных эффектов ПИИ на основе различных теорий, мы приходи к таким выводам. Одним из самых важных факторов, который рассматривают принимающие стороны – это I фактор, то есть получение ноу-хау или же новых технологий в ходе сотрудничества с транснациональной корпорацией. Но даже если технологии не будут прямо передаваться стране, то есть еще и ряд других непосредственных и опосредственных эффектов от ПИИ. В первую очередь – это импорт оборудования, необходимого для новой продукции. Также одним из факторов является подготовка специалистов для работы в новых ТНК благодаря созданию новых рабочих мест. Если же принимающая сторона не сможет правильно использовать все данные

ресурсы и вовремя перенять технологии производства, ТНК на территории данного государства может вытеснить с рынка местных производителей и стать монополистом, что не есть хорошо для принимающей стороны. Даже есть теория Кадочникова С., доказанная другими учеными, исходя из которой большинство компаний, которые инвестируют в принимающую страну, своей первостепенной задачей ставят захват местного рынка, а не экспорт произведенной продукции. [8]

Первые японские транснациональные корпорации начали появляться в середине 1960-х годов, то есть в послевоенный период, и не имели таких возможностей, которые описывали в своих работах теоретики создания ТНК. Сравнивая теории и реальность создания японских международных компаний, мы видим, что японские компании тех времен шли на путь транснационализации и смогли добиться своих целей. Но как это получилось? Ответ на этот вопрос нашел Д. Гэлбрейт, который связал причину появления транснациональных корпораций с олигополистической структурой рынка. [9] То есть на успех японских транснациональных компаний повлияло в первую очередь государство, которое было заинтересовано в этом для развития национальной экономики в период глобализации мировых рынков.

Еще одной из теорий, неприменимых к японской модели формирования транснациональных корпораций является теория жизненного цикла продукта Вернона, который он сформировал на основе появления американских ТНК. [10] Исходя из нее, на стадии роста компания перерастает в транснациональную корпорацию за счет увеличивающегося спроса и переносит производства в развитые страны. Только потом же, по теории Вернона, корпорации формируют производства в развивающихся странах.

Если подытожить причины становления и развития транснациональных корпораций, то можно выделить следующие причины:

  • Преимущества владения и доступа к природным ресурсам, капиталу и результатам научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР);

  • Горизонтальная диверсификация в разные сырьевые отрасли или вертикальная диверсификация по технологическому принципу в рамках одной отрасли, обеспечивающие в том или другом случаях экономическую стабильность и финансовую устойчивость ТНК;

  • Возможность оптимального распределения предприятий материнской компании в разных странах с учетом размеров их национальных рынков, темпов экономического роста, цен, доступности экономических ресурсов, а также политической стабильности;

  • Реальность скорейшего аккумулирования капитала в рамках всей системы ТНК, включая заемные средства в странах размещения зарубежных филиалов, и приложение его в наиболее выгодных для корпорации обстоятельствах и местах;

  • Непосредственная близость к потребителям продукции зарубежного филиала ТНК и возможность получения достоверной информации о перспективах развития местных рынков и конкурентном потенциале аналогичных компаний принимающей страны;

  • Предоставление возможности использовать в интересах транснациональной корпорации государственную внешнеэкономическую политику в различных странах;

  • Растущая способность проделывать жизненный цикл технологий и продукции ТНК, «сбрасывая» их по мере устаревания в зарубежные филиалы и сосредоточивая ресурсы подразделений ТНК на разработке новых технологий и изделий в материнской компании в стране базирования;

  • Возможность за счет прямых инвестиций преодолевать экспортные барьеры на пути внедрения своих товаров на рынок ток или иной страны;

  • Широкое использование финансовых ресурсов многих стран мира;

  • Непрерывная информированность о конъектуре товарных, валютных и финансовых рынков в разных странах, что позволяет оперативно направлять потоки капиталов в те страны, где складываются благоприятные условия для получения максимальной прибыли;

  • Оптимальная организационная структура всей корпорации, которая находится под пристальным вниманием и контролем руководства ТНК и постоянно совершенствуются.



Но, как и говорилось ранее, японские корпорации не соответствуют данному плану развитию. На это есть несколько причин. Исходя из исследования Т. Одзавы, в первую очередь, японские компании опирались на опыт американских и европейских корпораций и начали формировать иностранные промышленные структуры в развивающихся странах Юго-Восточной Азии для минимизаций издержек, а только потом начали переносить производство в развитые страны, где спрос на их продукцию был на максимуме. [11] Второй же причиной использования данной системы является относительная схожесть рынков развивающихся стран и Японии в послевоенное время, что подтверждает Д. Даннинг в 1970-х годах. [3, 8]



1.2. Японские теории прямых инвестиций.


В глазах многих зарубежных экономистов японский капитализм до последнего времени выглядел аномалией, далекой от обычных механизмов, которые приводят в действие мотив прибыли и экономической логики. Для Японии типичны неформальные институты, такие, как «стабильные акционеры» и «головные банки». В этот набор входит практика «пожизненного найма» для постоянных работников-мужчин и повышение оплаты по стажу работы в одной компании. Данное представление сложились в 1970-1990-х годах под впечатлением «экономического чуда» и успешной конкуренции японских компаний на мировых рынках. «Японскую модель» надо было, так или иначе, объяснить.

Из-за того, что японские компании вышли на мировой рынок только лишь спустя многие десятилетия, западные теории создания транснациональных корпораций не применимы к Японии. Японские ТНК благодаря этому заняли позицию «догоняющих» в данной системе.

Выйдя на мировые рынки в 1970-х годах, японские транснациональные корпорации стали первыми незападными компаниями. Самой главной отличительной чертой развития японских ТНК, как выделил К. Акамацу, является то, что Япония прошла все 3 фазы развития экономики. [12] Изначально, Япония импортировала продукты. Впоследствии, после достаточного развития ТНК, Япония начала процесс импортозамещения, а потом и вовсе начала экспорт местной продукции на иностранные рынки сбыта. В 1960-ые года начали добавлять еще одну фазу к этому списку – инвестирование в иностранные компании, чем активно занимались японское правительство и транснациональные корпорации.

Японские ТНК начали расширяться в Китае и странах Восточной Азии. Как говорил К. Кодзима, Япония переносила не только лишь отдельные компании заграницу, а отдельные промышленности, что приводило к тому, что бенефициаром всех этих процессов оказывались принимающие страны, а не страна базирования, что было абсолютно неприемлемо для западных корпораций. Модель «стаи летящих гусей» (1930), как это впоследствии было ознаменовано, нужна была не сколько для максимальной прибыли, а скорее даже из-за моральных принципов. [13] Данный принцип был назван «принцип комплементарного сравнительного преимущества» и из него исходили 3 главных вывода: