Файл: Теория, нормативноправовые основы, практика.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 219

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Отработка модели интегрированного (инклюзивного) образования детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов на базе общеобразовательной школы, дошкольного образовательного учреждения, учреждения дополнительного образования детей».

Эксперимент включает в себя несколько этапов.
2011-2012 - подготовительный

  • изучение теоретических основ проблемы и имеющегося практического опыта;

  • подбор педагогических кадров, организация творческого коллектива для осуществления эксперимента;

  • проведение стартовой диагностики;

  • оценка условий, необходимых для проведения эксперимента;

  • разработка форм проведения педагогического мониторинга;

  • подготовка комплексно-целевой программы констатирующего эксперимента;

  • инструктивно-методическая работа руководителя и организаторов эксперимента с его участниками.


2012-2013 - исследовательский

  • проведение мониторинга технологической подготовки учителей;

  • проведение квалиметрических процедур – мониторинг обучаемости учащихся;

  • проведение диагностики для исследования и уточнения позиций для определения зоны психолого-педагогического наблюдения экспериментального воздействия;

  • разработка и апробация индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих программ;

  • адаптирование тематических блоков в программе инклюзивных классов.


2013-2014 - проектировочный

  • осуществление комплексно-целевой программы эксперимента;

  • применение всех имеющихся диагностических методик и апробация новых;

  • выявление оптимальных педагогических технологий и методик обучения;

  • уточнение процедуры педагогического и психологического мониторинга;

  • фиксация хода эксперимента, промежуточных результатов;

  • подготовка комплексно-целевой программы формирующего эксперимента.



2014-2015 - внедрение

  • реализация апробированных программ, педагогических технологий с последующей их корректировкой;

  • уточнение оценочных показателей;

  • отбор наиболее оптимальных диагностических методик;

  • определение условий наиболее эффективного применения разработанной программы;

  • оформление необходимой документации, записей, наблюдений и промежуточных результатов эксперимента.

  • подведение итогов эксперимента;

  • выявление соответствия результатов целям исследования;

  • оформление результатов исследования;

  • разработка рекомендаций по внедрению модели инклюзивного образования.



Для развития инклюзивного образования было решено открыть ресурсный центр инклюзивного образования на базе общественной организации родителей детей-инвалидов (его функционирование обеспечивал грант Европейской Комиссии в России). В рамках данного гранта осуществлялась юридическая поддержка инициатив родителей и специалистов, заинтересованных в развитии инклюзивного образования; проводились семинары, видеоконференции с международными экспертами в области инклюзивного образования; в школах города проводились «Уроки доброты» - занятия по пониманию инвалидности и развитию толерантного отношения к людям с инвалидностью, которые готовили школьное сообщество к появлению «особенных» детей в школах.

Но возможности общественной организации ограничены. Для развития инклюзивного образования требовалось научно-методическое сопровождение образовательного процесса, обучение специалистов. Это было возможно в рамках высшего учебного заведения. Поэтому, решением ученого совета Воронежского государственного педагогического университета в ноябре 2011 года был создан Ресурсный центр поддержки инклюзивного образования.

Целью создания центра была ресурсная поддержка мероприятий по популяризации и внедрению в образовательные учреждения региона современных образовательных технологий инклюзивного образования.

РЦПИО ведет работу по научно-методическому, нормативно-правовому обеспечению инклюзивного образовательного процесса, формированию готовности всех участников образовательного процесса к участию в инклюзивном образовании, подготовке и переподготовке специалистов в области инклюзивного образования. Специалисты РЦПИО принимают активное участие в разработке нормативно-правовых документов, обеспечивающих инклюзивное образование в регионе, осуществляют научное руководство инновационной площадкой «Отработка модели интегрированного (инклюзивного) образования детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов на базе общеобразовательной школы, дошкольного образовательного учреждения, учреждения дополнительного образования детей».

В образовательных учреждениях, участвующих в эксперименте, для детей с особыми образовательными потребностями стало возможным обучение по индивидуальной образовательной программе и индивидуальному учебному плану. Учителя, работающие в инклюзивном классе (группе ДОУ) повышают свою квалификацию на семинарах, курсах, методических объединениях и применяют полученные знания в работе. В школах разработаны программы психолого-педагогического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями и программы формирования культуры инклюзии в школьном сообществе. В инклюзивных классах значительно расширилась воспитательная и внеклассная работа.


Самарская область

В Самарской области целенаправленная работа по изменению системы специального образования началась с 2000 года. Образовательная политика региона формировалась по двум приоритетным направлениям:

1) обеспечение своевременного выявления и коррекции отклоняющегося развития;

2) создание в образовательных учреждениях условий, необходимых для внедрения интегрированных форм образования детей с отклонениями в развитии.

Реализация программы проходила поэтапно и сопровождалась работой поформированию позитивного отношения общественности к новым формам обучения.

На первом этапе (2001–2004 гг.) происходило формирование базовой структуры системы специального образования, расширение спектра специальных образовательных услуг и форм их предоставления.

Второй этап (2005–2008 гг.) предполагал внедрение результатов первого этапа в широкую образовательную практику региона, обеспечение доступности новых форм специального образования.

Первый этап был поддержан областной целевой программой развития региональной системы комплексной реабилитации детей и подростков с проблемами в развитии на 2001–2004 гг. «Реабилитация» (закон Самарской области от 15 июня 2001 г. № 44-ГД), второй этап – областной целевой программой «Организация образовательных ресурсов Самарской области для интеграции детей и молодых людей с проблемами в развитии на 2005–2008 гг.» (закон Самарской области от 2 ноября 2004 г. № 140-ГД).

Помимо выполнения целевых программ значительная работа была проделана в рамках основной деятельности министерства образования и науки Самарской области и подведомственных учреждений. За период с 2001 по 2004 г.:

  • сформирована региональная система ранней специальной помощи ребенку и семье (2001–2004 гг.), в составе которой областная лаборатория ранней помощи и 13 территориальных служб. Система обеспечена методически, создана нормативная база, обучен персонал, установлено необходимое оборудовани На сегодняшний день около 6,5 тыс. семей обратились за помощью, 3,5 тыс. из них ее получают. К концу 2005 г. почти 1800 детей обучились по программе ранней помощи, 80% из них достигли уровня возрастной нормы. Эти дети уже не будут нуждаться в специальных образовательных услугах;

  • разработан и внедрен в широкую образовательную практику целый спектр мобильных и эффективных форм коррекционной помощи детям дошкольного возраста. Это группы кратковременного пребывания, консультационные пункты, дошкольные логопедические пункты, интегрированные группы, игровые группы. Такой подход позволил без финансовых затрат на введение дополнительных штатных единиц специалистов сохранить возможность предоставления необходимой помощи детям со слабовыраженными (преимущественно речевыми) нарушениями, составлявшим прежде основной контингент специальных учреждений и групп, и привлечь в систему дошкольного коррекционного образования детей с более сложными нарушениями.


В Самарской области с 1 января 2005 г. в каждом территориальном управлении созданы так называемые территориальные агентства специального образования (ТАСО).

ТАСО являются, по сути, неким накопителем ресурсов и координатором в сфере обеспечения интегрированных форм образования. Здесь концентрируются программно-методические ресурсы (учебно-методические комплекты, адаптированные к потребностям детей с различными нарушениями, наглядные пособия, дидактические материалы, технические средства обучения); материально-технические ресурсы (специальное оборудование и аппаратура, приспособления и др.); кадровые ресурсы, в том числе педагоги-дефектологи для работы с малочисленными категориями детей (сурдопедагоги, тифлопедагоги). Здесь же имеется возможность организовать дополнительную специальную подготовку педагогов. Механизм обеспечения интегрированного образования через ТАСО выглядит следующим образом:

1. Ребенок с особыми образовательными потребностями перед поступлением в школу обследуется на ПМПК.

2. Родители выбирают общеобразовательное учреждение, в котором они хотели бы обучать своего ребенка, затем с заключением ПМПК обращаются в ТАСО.

3. Специалисты ТАСО с учетом рекомендаций ПМПК и пожеланий родителей формируют комплект необходимых для обучения ребенка ресурсов; материально-технические ресурсы направляются в образовательное учреждение.

4. ТАСО организует обучение педагогов, которым предстоит осуществлять обучение данного ребенка, выдает педагогу соответствующий пакет программно-методических материалов, обучает работать с данным пакетом.

5. ТАСО решает вопрос об организации необходимого ребенку сопровождения силами сотрудников образовательного учреждения или обеспечивает участие сотрудников ТАСО в работе консилиума, а также организует поддержку ребенка.

Проблемой, которую невозможно разрешить в рамках деятельности ТАСО, является обеспечение доступности зданий и помещений образовательного учреждения для детей, ограниченных в передвижении, – пандусы, лестничные подъемные устройства и другое оборудование являются стационарным. Здания образовательных учреждений, введенные в эксплуатацию до 2003 г., не соответствуют требованиям СНиПов о безбарьерной среде для маломобильных слоев населения.

Основным документом, которым руководствуются образовательные учреждения Самарской области, реализующие основные общеобразовательные программы дошкольного и общего образования, при обучении детей с ОВЗ является:


Приказ от 27 июля 2005 г. N 82-од «Об утверждении положения об организации образования детей с отклонениями в развитии в общеобразовательных учреждениях Самарской области», в котором даны определения, прописано кадровое, материально-техническое и финансовое обеспечение образования, ежегодно определяемые в Законе Самарской области «Об областном бюджете» нормативы финансового обеспечения образовательной деятельности образовательных учреждений в части реализации основных общеобразовательных программ дошкольного и общего образования, а также дополнительных общеобразовательных программ в расчете на одного учащегося за счет средств областного бюджета.

Опыт инклюзивного образования в Самарской области представлен работой школы N139, как экспериментальной площадки инклюзивного образования. Школа реализует инклюзивные подходы в образовании с 2008 года. Поддержка школой инклюзии отражается в школьной культуре, политике и практике образовательного процесса, требуя изменений на всех трёх уровнях. Поэтому в Устав школы, в раздел «Цели и задачи» образовательного учреждения, были внесены изменения, согласно которым внедрение инклюзивного образования заявлено как одна из задач деятельности школы. Здесь же оговаривается приём в школу детей с ограниченными возможностями здоровья.

Динамика наблюдается и в возрастном составе учеников с инвалидностью. В школу принимаются, в том числе, дети с ментальными нарушениями (например, аутизм).
Томская область

В Томской области наиболее развито инклюзивное образование в самом Томске и городе Северск, в котором развитие инклюзивного образования – важная часть городской программы.

В 2011 году Департаментом общего образования Томской области представлена городская долгосрочная целевая программа «Социальная интеграция» на 2012 - 2015 годы в рамках создания нормативной правовой базы по внедрению инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей-инвалидов.

Власти закрытого административно-территориального образования (ЗАТО) Северск Томской области наиболее активно разрабатывают правовую базу по внедрению инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей-инвалидов. В 2011 году было принято Постановление от 30 сентября 2011 г. N 2225 «Об утверждении целевой программы «Развитие образования ЗАТО Северск» на 2012-2016 годы.

С целью апробации специальных условий обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательных учреждениях города Томска созданы муниципальные инновационные площадки (ДОУ №№6, 13, 38, 78), региональные экспериментальные площадки (ДОУ №№1, 6, 13, 22, 53, МОУ СОШ №№ 14, 42, 44, 54, 58) (таблица 6). Город Томск участвует во всероссийских проектах под патронажем Евросоюза TASIC «Создание национального движения за инклюзивное образование в России», «Партнерство: путь к инклюзии».