Файл: Теория, нормативноправовые основы, практика.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 221

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В рамках реализации инклюзивного подхода в образовательных учреждениях города Томска были разработаны организационные условия инклюзивного образования, заключающиеся в поэтапном включении ребенка с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательные учреждения.

Первый этап - это проведение двухуровневой психолого-медико-педагогической диагностики детей с ограниченными возможностями здоровья.

1-й уровень диагностики представляет процесс первичного выявления детей психолого-медико-педагогическим консилиумом образовательного учреждения, который обеспечивает возможность дальнейшего психологического, педагогического, медицинского сопровождения их обучения. В городе функционируют 87 консилиумов в дошкольных учреждениях, 70- в школах. Эффективность работы специалистов консилиума достигается посредством междисциплинарного взаимодействия.

2 уровень диагностики - обследование в психолого-медико-педагогической комиссии, которая в 2010 году получила статус самостоятельного учреждения. Содержание обследования в ПМПК определяется тяжестью нарушений психофизического, сенсорного, неврологического и речевого развития и необходимостью оказания специальных образовательных услуг ребенку.

Второй этап - развитие и коррекция нарушений речевого, интеллектуального, сенсорного развития через сеть образовательных услуг.

Такая коррекционно-развивающая работа осуществляется в дошкольных образовательных учреждениях и группах компенсирующего вида, в подготовительных классах, в начальных классах специальной (коррекционной) школы, в учреждениях дополнительного образования. С детьми-инвалидами, не посещающими детские сады по состоянию здоровья, проводятся коррекционные занятия, которые дети посещают вместе с родителями, в детских садах по месту жительства по индивидуальному графику.

Третий этап - устройство в общеобразовательные учреждения детей с ограниченными возможностями здоровья на основе разработанной нормативно-правовой базы. Для реализации права детей на образование были введены нормативные документы, которые позволили сформировать муниципальную систему выявления, отбора, устройства в образовательные учреждения детей с ограниченными возможностями здоровья, организацию их психолого-медико-педагогического сопровождения, в том числе сопровождающие для детей со сложными нарушениями, курирование обучения таких детей в общеобразовательных учреждениях. Кроме муниципальной нормативно-правовой базы в соответствии с Законом Томской области от 27.08.2009г. № 2367 «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по воспитанию и обучению детей-инвалидов в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях» с 01.01.2010г. на содержание детей-инвалидов в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях выделяются средства субвенции. Норматив расходов в год на одного ребёнка (без районного коэффициента) составляет в 2010 году 21 487 руб., в 2011 году 23 669 руб.


Создана межведомственная служба ранней диагностики и коррекции детей с ограниченными возможностями здоровья с целью преодоления и ослабления имеющихся нарушений и профилактики вторичных психологических и речевых нарушений.

Население города Томска информировано об услугах, оказываемых детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья в учреждениях образования, здравоохранения, социальной политики города Томска: городские родительские собрания для родителей проблемных детей, школы для родителей, работа со СМИ.

Реализация организационных условий привела к увеличению детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных школах и снизила количество детей неуспевающих по итогам учебного года.

Создание педагогических условий обучения детей с ограниченными возможностями здоровья средствами инклюзивного образования включало:

1. Создание адаптивной образовательной среды: устранение архитектурных и физических барьеров (построены пандусы в детских садах №6, школах №43, 54, 58, 37, гимназиях №№18, 55, планируется в школе №28, №42 в процессе капитального ремонта), разработка индивидуальных образовательных программ, методическое и техническое обеспечение, разработка администрациями школ стимулов (в первую очередь финансовых) для педагогов, работающих в системе инклюзивного образования.

2. Психолого-медико-педагогическое сопровождение ребенка с ограниченными возможностями здоровья консилиумом детского сада и школы, который участвует в разработке индивидуальных образовательных программ, включающих индивидуальные и групповые занятия с детьми, отслеживает динамику развития ребенка, оценивает успешность в освоении программ. В детских садах в консилиумах работают 113 учителей-логопедов (226 ставок), 60 педагогов-психологов, в общеобразовательных школах работают 64 учителя-логопеда, 70 педагогов-психологов.

3. Научно-методическая поддержка педагогов в режиме повышения квалификации на рабочем месте: обучающие семинары, разработка методических рекомендаций, индивидуальные и групповые консультации, проблемно-творческие группы, психолого-педагогические мастерские.

4. Формирование инклюзивной культуры в образовательных учреждениях: уроки доброты, лектории для родителей детей с ограниченными возможностями здоровья и родителей детей без особенностей, лекции для педагогов по вопросам обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.

Одной из характеристик образовательной сети Северска является удовлетворение специальных образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья. В городе уделяется особое внимание обеспечению доступности качественного образования детям-инвалидам.



В общеобразовательных учреждениях муниципалитета количество детей с ОВЗ составило в 2011 - 2012 учебном году 876 детей (8,7% от общего количества обучающихся), в том числе 163 ребенка-инвалида, из которых 56 детей охвачены индивидуальным обучением на дому.

В ЗАТО Северск сформировалась модель интегрированного обучения детей с ОВЗ в образовательных учреждениях. В муниципальных образовательных учреждениях функционируют 52 специальных (коррекционных) класса разного вида, в том числе с патологией зрения и опорно-двигательного аппарата. Созданы центры по развитию инклюзивного образования на базе МБОУ «СОШ N83», МБОУ «СОШ N84» и МБОУ «СОШ N196», являющиеся региональными экспериментальными площадками по развитию инклюзивного образования.

В настоящее время актуально сохранение сложившегося интегрированного обучения и переход к инклюзивному образованию. Развитие инклюзивного образования рассматривается как одно из наиболее важных и перспективных направлений совершенствования системы образования детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательных учреждениях общего типа, расположенных, как правило, по месту жительства ребенка и его родителей, что позволяет избежать помещения детей на длительный срок в интернатное учреждение, создать условия для их проживании и воспитания в семье, обеспечить их постоянное общение с нормально развивающимися сверстниками, и таким образом способствовать эффективному решению проблем их социальной адаптации и интеграции в общество.

Управление образования Администрации ЗАТО Северск разработало Целевую программу «Развитие образования ЗАТО Северск» (утверждена Постановлением от 30 сентября 2011 г. N 2225 «Об утверждении целевой программы «Развитие образования ЗАТО Северск» на 2012-2016 годы (с изм., внесенными решением Думы ЗАТО Северск от 22.12.2011 N21/8). Одной из целевых установок программы является формирование доступной образовательной среды, удовлетворяющей потребности в современном качественном образовании детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей-инвалидов. Программа предполагает работу в следующих направлениях:

  • создание адаптивной образовательной среды для детей с ОВЗ в ОУ для получения доступного качественного образования (разработка программ дистанционного обучения для детей ОВЗ, создание лекотеки, реконструкция подъездных путей, зданий, оснащение диагностическим, коррекционно-развивающим оборудованием, проведение исследования по изучению потребностей северских семей в специальном образовании);

  • организация индивидуального психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в образовательной системе «Детский сад–школа» (создание пункта ранней диагностики, подготовка кадров и др.);

  • создание условий для формирования социально-адаптивного поведения и успешной адаптации ребенка с ОВЗ.




Республика Бурятия

В Бурятии живет 960 тысяч человек, из них около 400 тысяч – в Улан-Удэ, самом крупном населенном пункте. Остальная Бурятия представляет преимущественно сельскую местность, только в трех городках имеется население свыше 30 тысяч человек. Всего инвалидов в Бурятии проживает 80052 человек, их них детей-инвалидов - 4095.

Бурятия располагает достаточно развитой сетью специализированных школ различных видов: для глухих и слабослышащих, для слепых и слабовидящих, для детей с задержкой речи, детей с нарушением интеллекта.

Для детей с поражением опорно-двигательного аппарата и соматическими заболеваниями (с сохранным интеллектом) в Улан-Удэ открыта «Школа социальной адаптации детей-инвалидов №60», где учится 360 детей-инвалидов.

Так же в городе Улан-Удэ функционирует региональный общественный фонд инвалидов-колясочников «Общество без барьеров», участник Национальной коалиции «Образование – право для всех».

В республике Бурятии существует ряд законов и актов, предусматривающих поддержку продвижения инклюзивного образования.

1. Закон РБ «О нормативах финансирования общего образования в Республике Бурятия» от 11 июля 2011 г. №2210-IV, где впервые для детей с инвалидностью, обучающихся в общеобразовательных школах, установлен более высокий норматив: Пункт 1.9 «Установить коэффициент 1,2 к соответствующему нормативу финансового обеспечения при обучении детей-инвалидов в общих классах муниципальных общеобразовательных учреждений».

2. Закон Республики Бурятия от 10 ноября 2010 г. N1734-IV "О социальной поддержке инвалидов в Республике Бурятия". Принятие закона содействовало процессу создания инклюзивного общества в регионе, через ряд мер по созданию безбарьерной среды, улучшению доступа к трудоустройству, образованию, рекреационной сфере.

3.Административный регламент Министерства социальной защиты населения.

Принята Республиканская целевая программа «Доступная среда» от 24 мая 2010 г. на 2010-2017 гг. Одна из задач Программы – «Создание и развитие системы инклюзивного образования». Министерство образования и науки РБ, согласно Программе «Доступная среда», планирует создавать условия для беспрепятственного доступа маломобильных граждан в образовательных учреждениях. РОФ инвалидов-колясочников «Общество без барьеров» в рамках программы открыл в своем офисе в жилом комплексе колясочников ресурсный центр «Инклюзивное образование».


В марте 2012 года Министерством образования и науки РБ разработана Концепция развития инклюзивного образования в Республике Бурятия. В настоящий момент данная концепция обсуждается в сообществе.

В регионе был принят закон РБ «О нормативах финансирования общего образования в Республике Бурятия» от 11 июля 2011 г. № 2210-IV, где впервые для детей с инвалидностью, обучающихся в общеобразовательных школах, установлен более высокий норматив: Пункт 1.9 «Установить коэффициент 1,2 к соответствующему нормативу финансового обеспечения при обучении детей-инвалидов в общих классах муниципальных общеобразовательных учреждений».

В 11 муниципальных образования республики педагоги, работающие с детьми-инвалидами, поощряются из фонда стимулирования учреждений.

В городе Улан-Удэ в 2008 году созданы две экспериментальные площадки инклюзивного образования на базе МОУ СОШ №4 и №65 в результате проекта РОФ инвалидов-колясочников «Общество без барьеров» при участии детского фонда ООН «ЮНИСЕФ» и компании Амвэй.

В МОУ СОШ №4 и №65, в рамках проекта ЮНИСЕФ, создана безбарьерная среда, открыты ресурсные комнаты, в которых имеются развивающие игры, удобная мебель и необходимая методическая литература. Проведены обучающие семинары для персонала школ и уроки доброты для всех детей. В 2008-2009 школы пришло учиться шесть детей с инвалидностью, ранее, все они должны были обучаться на дому. Впервые в обычной школе начала учиться девочка на коляске - Вика Сидоренко. В 2010 году школа №65 была закрыта из-за землетрясения. В 2009-2011 гг. в школу №4 пришло еще 7 учащихся с инвалидностью. Школа небольшая, и на протяжении четырех лет в первые классы приходило от 3 до 6 детей-инвалидов с разными видами инвалидности: аутизм, ЗПР, ДЦП (в том числе колясочники) и другие.

Фонд «Общество без барьеров» начал работу по той же схеме с двумя другими школами - №13 и №47. В школе №47 за счет спонсоров (Сберегательный банк) был построен пандус, в школе №13 обустроена туалетная кабинка для маломобильных учеников и построен пандус (за счет привлеченных от спонсоров средств). Организована начальная подготовка учителей и персонала школы, проведены уроки доброты для всех детей школ.

Летом 2011 года была сдана в эксплуатацию первая в Республике Бурятия полностью доступная средняя школа №2 в городе Кяхта (240 км от Улан Удэ) с тремя лифтами, двумя подъемниками, пандусами, доступными санузлами. Коллективом РОФ «Общество без барьеров» были предприняты две поездки в Кяхту, во время которых были проведены два семинара «Введение в инклюзивное образование» как для учителей как школы №2, так и всех заместителей директоров школ Кяхтинского района. В Кяхтинской школе №2 проведены уроки доброты для детей начальной школы. Было организовано шествие от школы до центральной площади города Кяхты с лозунгами поддержки инклюзивного образования, фотографирование на центральной площади с главой районной администрации. В шествии участвовали дети-инвалиды на колясках – будущие ученики школы.