Файл: Курсовая работа (курсовой проект) Воспитание личности в творческой деятельности Студент.doc
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 318
Скачиваний: 17
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
преобразующие отношения к изучаемым предметам, объектам; готовность к преобразующей деятельности; эвристический потенциал; сама преобразующая деятельность.
Таким образом, творческая активность представляет собой высший уровень познавательной активности, характеризующийся стремлением личности к преодолению привычных норм и способов действий. Творческая активность проявляется в готовности личности к самосовершенствованию, самостоятельности и инициативе в ходе решения учебно-творческих задач в коллективе.
Коллектив, являясь мощным педагогическим инструментом, выступает как важная форма организации различных видов деятельности.
Из всего многообразия видов деятельности хореографическое искусство является одним из наиболее значимых аспектов в процессе творческого развития личности, а хореографический коллектив имеет свои
23
особенности внутренней организации и педагогического воздействия на участников коллектива. Своеобразие характера его организации основано
взаимозависимости участников коллектива друг от друга, наличии общих творческих интересов, – все эти факторы требуют поиска иных взаимоотношений межу участниками коллектива, а значит и иной педагогической методики руководства им.
Одним из основополагающих психолого-педагогических факторов в развитии творческой личности участников детского коллектива выступает характер взаимоотношений, которые складываются между детьми, между детьми и педагогами. Важно чтобы каждый ребенок в коллективе чувствовал необходимость своего присутствия, смог определить для себя такое положение в коллективе, при котором он способен приложить все свои знания, силы для развития творческих способностей. Педагог должен помнить, что ребенку необходимо помогать добиваться успеха в творческой деятельности. А для этого нужно создавать ситуации успеха, условия, в которых ребенок испытывал бы уверенность в себе и внутреннее удовлетворение от своей деятельности. Использование ситуации успеха должно способствовать повышению рабочего тонуса ребёнка, увеличению производительности его творческой деятельности.
Хореографический коллектив – одна из наиболее популярных, доступных и активно развивающихся форм детских коллективов. Это объединение, основано на идейной, этической и художественно творческой общности, товарищеских отношениях, сотрудничестве, взаимопомощи и взаимовыручке. В центре интересов участников хореографического коллектива лежит единая, общая для всех потребность
Отличительными признаками хореографического коллектива являются:
24
Но главное состоит в том, что каждый участник может определить для себя такое положение в коллективе, при котором он способен приложить все свои знания, силы и способности, т.е. возникает возможность выделить свою роль в общей деятельности, в наибольшей степени адекватную его индивидуальным склонностям [13].
Вовлечение детей в хореографический коллектив во многом меняет уклад их жизни, обогащая ее новыми социальными связями, интересами, ценностями и жизненными ориентирами, повышая уверенность воспитанников в собственных силах и меняя их статус среди сверстников и учителей, семьи, формируя позитивное отношение к жизни.
Детский хореографический коллектив – это особая среда, где создается самое широчайшее поле для развития творческих способностей
25
ребенка. Занятия хореографией учат понимать и создавать прекрасное, развивают образное мышление и фантазию, оказывают комплексное воздействие на физическую и духовную культуру ребенка, способствуют становлению личностных качеств и развитию творческих способностей. Танец формирует умение относиться к жизни творчески, а это помогает ребятам выходить из сложных жизненных ситуаций с наименьшими потерями, быть самодостаточными и успешными в жизни.
Каждый воспитанник воспринимает коллектив как арену для самовыражения и самоутверждения себя как личности. Благодаря педагогическому руководству коллективной жизнедеятельностью стремление утвердиться в своих глазах и глазах сверстников находит в коллективе благоприятную почву. Только в коллективе формируются такие существенные личностные характеристики, как самооценка, уровень притязаний и самоуважение, т.е. принятие или неприятие себя как личности.
Видный педагог танца Т.Т. Кореневский считает, что для успешного формирования творческого потенциала ребенка следует соблюдать следующие условия:
Разновозрастной состав участников, как правило, нивелирует существующую в объединении сверстников тенденцию замыкаться в кругу собственных интересов. В таком коллективе складывается совершенно особая психологическая ситуация - ребенок, испытывая влияние каждой возрастной группы, в то же время сам воздействует на окружающих, оптимизируя собственное развитие.
26
Ежегодно обновляясь, коллектив сохраняет в то же время свои законы, обычаи, традиции и требования. В этом отношении он является постоянно действующей силой, помогающей создавать, стабилизировать, развивать интересы детей.
Целенаправленная организация разветвленного детского коллектива обеспечивает наиболее благоприятные психологические условия формирования коллективистских качеств личности каждого ребенка.
Коллективизм развивает определяющие качества личности в ее конкретной деятельности – отношения товарищества, взаимопомощи, ответственности, творческое отношение к этой самой деятельности.
Необходимо подчеркнуть, что воспитание детей в коллективе – это не один из ряда важных воспитательных принципов, а особый, качественно своеобразный подход к формированию растущего человека как личности.
Таким образом, можно сказать, что детский хореографический коллектив представляет собой
многоплановую и сложную систему организации, где окунаясь в художественную атмосферу, порождается творческое начало. Деятельность, организуемая в условиях свободного общения, стимулирует содержательный обмен духовными ценностями, формирование эстетического отношения к действительности, овладение широким спектром специальных знаний, умений и навыков.
Благоприятная дружеская среда коллектива способствуют
эмоциональному развитию воспитанников, вызывая чувства коллективного сопереживания, сочувствия, совместного ощущения эмоционально-нравственной атмосферы и ее сотворчества. А все это играет большую в развитии творческой личности.
27
1.3. Приемы и методы развития творческих способностей на занятиях хореографией
Есть великая формула К.Э. Циолковского, приоткрывающая завесу над тайной рождения творческого ума: «Сначала я открывал истины, известные многим, затем стал открывать истины, известные некоторым, и, наконец, стал открывать истины, никому еще не известные» [6, С. 35]. Видимо, это и есть путь становления творческих способностей, путь развития изобретательского и исследовательского таланта. Задача педагога – помочь ребенку встать на этот путь.
Развитие творчества предполагает использование в педагогическом процессе специальных методов, организацию продуктивного творческого мышления, основанную на новых принципах. Соотнося процесс творчества и процесс обучения, вероятно, необходимо вести разговор о создании таких условий, которые содействовали бы возникновению и развитию у всех обучаемых качеств и склонностей, обычно выделяемых как характерные черты творческой личности. Если говорить о творчестве
воображение и т.д. Главное в этом – доброжелательное отношение к ребенку, желание помочь ему в развитии его способностей и склонностей. Конечно, сделать всех творческими личностями нельзя, но учить этому нужно.
Можно выделить ряд эффективных форм развития и совершенствования творческих способностей, сущность которых
28
заключается в формировании их активной деятельности. Опыт работы показывает, что занятия по развитию творческих начал должны идти по двум направлениям:
1.Организация коллективной творческой и мыслительной деятельности на практических занятиях по хореографии.
2.Самостоятельное выполнение индивидуальных творческих начал. Методика коллективной творческой деятельности представляет
собой, прежде всего, состязание в творчестве. Это даёт возможность научить детей умению слушать и слышать друг друга. Одним из основных принципов обучения является принцип от простого к сложному. Этот принцип заключается в постепенном развитии творческих способностей.
В процессе организации обучения развитию творческих способностей большое значение придается общедидактическим
принципам: научности; систематичности; последовательности; доступности; наглядности; активности; прочности; индивидуального подхода.
Творчески активная деятельность в процессе обучения хореографии формирует у учащихся ряд качеств, которые в конечном итоге положительно сказываются на характере ученика. Практика убеждает, что для формирования богатого внутреннего мира учащихся надо выбирать такие приемы и способы побуждения к активной творческой деятельности, которые раскрывают перед ним заманчивую перспективу преодоления трудностей, развитие творческого мышления и физического аппарата.
Одно из первых педагогических требований, предъявляемых к процессу обучения хореографии с точки зрения творческого мышления, состоит в том, чтобы ни в коем случае не подавлять индивидуальность ученика. Для того чтобы у учеников развивались творческие способности, необходимо формировать у них уверенность в своих силах, веру в способность решать творческие задачи. Необходимо также всемерно
29
стимулировать стремление учащихся к самостоятельному выбору целей, задач и средств их решения. Человек, не привыкший действовать самостоятельно, брать на себя ответственность за принятое решение, теряет способность к творческой деятельности.
Развивать воображение и не подавлять склонность к фантазированию. Особенно это касается начальных этапов обучения. Шире применять проблемные методы обучения, которые стимулируют установку на самостоятельное или с помощью педагога открытие нового знания, усиливают веру учащегося в свою способность к таким открытиям. Как показывает практика, знания, полученные с помощью проблемных методов обучения, не оказывают такого тормозящего влияния на творчество, как это свойственно знаниям, полученным с помощью более традиционных методов.
Таким образом, творческая активность представляет собой высший уровень познавательной активности, характеризующийся стремлением личности к преодолению привычных норм и способов действий. Творческая активность проявляется в готовности личности к самосовершенствованию, самостоятельности и инициативе в ходе решения учебно-творческих задач в коллективе.
Коллектив, являясь мощным педагогическим инструментом, выступает как важная форма организации различных видов деятельности.
Из всего многообразия видов деятельности хореографическое искусство является одним из наиболее значимых аспектов в процессе творческого развития личности, а хореографический коллектив имеет свои
23
особенности внутренней организации и педагогического воздействия на участников коллектива. Своеобразие характера его организации основано
-
первуюочередьнанравственно-психологическихмотивах,
взаимозависимости участников коллектива друг от друга, наличии общих творческих интересов, – все эти факторы требуют поиска иных взаимоотношений межу участниками коллектива, а значит и иной педагогической методики руководства им.
Одним из основополагающих психолого-педагогических факторов в развитии творческой личности участников детского коллектива выступает характер взаимоотношений, которые складываются между детьми, между детьми и педагогами. Важно чтобы каждый ребенок в коллективе чувствовал необходимость своего присутствия, смог определить для себя такое положение в коллективе, при котором он способен приложить все свои знания, силы для развития творческих способностей. Педагог должен помнить, что ребенку необходимо помогать добиваться успеха в творческой деятельности. А для этого нужно создавать ситуации успеха, условия, в которых ребенок испытывал бы уверенность в себе и внутреннее удовлетворение от своей деятельности. Использование ситуации успеха должно способствовать повышению рабочего тонуса ребёнка, увеличению производительности его творческой деятельности.
Хореографический коллектив – одна из наиболее популярных, доступных и активно развивающихся форм детских коллективов. Это объединение, основано на идейной, этической и художественно творческой общности, товарищеских отношениях, сотрудничестве, взаимопомощи и взаимовыручке. В центре интересов участников хореографического коллектива лежит единая, общая для всех потребность
-
реализации своего творческого потенциала, в приобщении к нравственно-эстетическим ценностям, которые заложены в искусстве.
Отличительными признаками хореографического коллектива являются:
24
-
совместная деятельность
-
наличие общих интересов, целей и задач, при этом цели их совместной деятельности имеют как общественный, так и личностный смысл для каждого участника коллектива (например, участие в выступлении);
-
единая организация и управление;
-
непрерывность и усложнение деятельности (повышение профессионального уровня);
-
равноправие, наличие творческой позиции у каждого участника коллектива;
-
учет личностного вклада учеников в процесс (от планирования занятий до оценки результатов);
-
постепенный рост общественной значимости коллектива
-
(выступление для района, города, на российских и международных фестивалях и конкурсах, получение грамот, дипломов и т.д.);
-
направленность на развитие и самосовершенствование в профессиональном и общественном плане.
Но главное состоит в том, что каждый участник может определить для себя такое положение в коллективе, при котором он способен приложить все свои знания, силы и способности, т.е. возникает возможность выделить свою роль в общей деятельности, в наибольшей степени адекватную его индивидуальным склонностям [13].
Вовлечение детей в хореографический коллектив во многом меняет уклад их жизни, обогащая ее новыми социальными связями, интересами, ценностями и жизненными ориентирами, повышая уверенность воспитанников в собственных силах и меняя их статус среди сверстников и учителей, семьи, формируя позитивное отношение к жизни.
Детский хореографический коллектив – это особая среда, где создается самое широчайшее поле для развития творческих способностей
25
ребенка. Занятия хореографией учат понимать и создавать прекрасное, развивают образное мышление и фантазию, оказывают комплексное воздействие на физическую и духовную культуру ребенка, способствуют становлению личностных качеств и развитию творческих способностей. Танец формирует умение относиться к жизни творчески, а это помогает ребятам выходить из сложных жизненных ситуаций с наименьшими потерями, быть самодостаточными и успешными в жизни.
Каждый воспитанник воспринимает коллектив как арену для самовыражения и самоутверждения себя как личности. Благодаря педагогическому руководству коллективной жизнедеятельностью стремление утвердиться в своих глазах и глазах сверстников находит в коллективе благоприятную почву. Только в коллективе формируются такие существенные личностные характеристики, как самооценка, уровень притязаний и самоуважение, т.е. принятие или неприятие себя как личности.
Видный педагог танца Т.Т. Кореневский считает, что для успешного формирования творческого потенциала ребенка следует соблюдать следующие условия:
-
разновозрастный состав коллектива, в котором обязательно должны быть дети младшего, среднего и старшего возраста;
Разновозрастной состав участников, как правило, нивелирует существующую в объединении сверстников тенденцию замыкаться в кругу собственных интересов. В таком коллективе складывается совершенно особая психологическая ситуация - ребенок, испытывая влияние каждой возрастной группы, в то же время сам воздействует на окружающих, оптимизируя собственное развитие.
-
четкая и планомерная система учебной работы, в которой для каждого участника ясна перспектива его технического и художественного роста;
26
Ежегодно обновляясь, коллектив сохраняет в то же время свои законы, обычаи, традиции и требования. В этом отношении он является постоянно действующей силой, помогающей создавать, стабилизировать, развивать интересы детей.
-
ясная, глубоко продуманная работа над репертуаром, где органично должны сочетаться все возрастные группы;
-
планирование воспитательной работы, в которой каждый член коллектива принимает активное участие [2, C. 15].
Целенаправленная организация разветвленного детского коллектива обеспечивает наиболее благоприятные психологические условия формирования коллективистских качеств личности каждого ребенка.
Коллективизм развивает определяющие качества личности в ее конкретной деятельности – отношения товарищества, взаимопомощи, ответственности, творческое отношение к этой самой деятельности.
Необходимо подчеркнуть, что воспитание детей в коллективе – это не один из ряда важных воспитательных принципов, а особый, качественно своеобразный подход к формированию растущего человека как личности.
Таким образом, можно сказать, что детский хореографический коллектив представляет собой
многоплановую и сложную систему организации, где окунаясь в художественную атмосферу, порождается творческое начало. Деятельность, организуемая в условиях свободного общения, стимулирует содержательный обмен духовными ценностями, формирование эстетического отношения к действительности, овладение широким спектром специальных знаний, умений и навыков.
Благоприятная дружеская среда коллектива способствуют
эмоциональному развитию воспитанников, вызывая чувства коллективного сопереживания, сочувствия, совместного ощущения эмоционально-нравственной атмосферы и ее сотворчества. А все это играет большую в развитии творческой личности.
27
1.3. Приемы и методы развития творческих способностей на занятиях хореографией
Есть великая формула К.Э. Циолковского, приоткрывающая завесу над тайной рождения творческого ума: «Сначала я открывал истины, известные многим, затем стал открывать истины, известные некоторым, и, наконец, стал открывать истины, никому еще не известные» [6, С. 35]. Видимо, это и есть путь становления творческих способностей, путь развития изобретательского и исследовательского таланта. Задача педагога – помочь ребенку встать на этот путь.
Развитие творчества предполагает использование в педагогическом процессе специальных методов, организацию продуктивного творческого мышления, основанную на новых принципах. Соотнося процесс творчества и процесс обучения, вероятно, необходимо вести разговор о создании таких условий, которые содействовали бы возникновению и развитию у всех обучаемых качеств и склонностей, обычно выделяемых как характерные черты творческой личности. Если говорить о творчестве
-
процессе обучения хореографии, то необходимо иметь в виду и творчество педагога. Творческий подход педагога может проявиться в создании новых, интересных процессов обучения, которые влекут за собой изменения содержания программы или создание новых комбинаций из известных методов и приёмов обучения. В первую очередь педагогу необходимо развивать у детей фантазию, нестандартное мышление,
воображение и т.д. Главное в этом – доброжелательное отношение к ребенку, желание помочь ему в развитии его способностей и склонностей. Конечно, сделать всех творческими личностями нельзя, но учить этому нужно.
Можно выделить ряд эффективных форм развития и совершенствования творческих способностей, сущность которых
28
заключается в формировании их активной деятельности. Опыт работы показывает, что занятия по развитию творческих начал должны идти по двум направлениям:
1.Организация коллективной творческой и мыслительной деятельности на практических занятиях по хореографии.
2.Самостоятельное выполнение индивидуальных творческих начал. Методика коллективной творческой деятельности представляет
собой, прежде всего, состязание в творчестве. Это даёт возможность научить детей умению слушать и слышать друг друга. Одним из основных принципов обучения является принцип от простого к сложному. Этот принцип заключается в постепенном развитии творческих способностей.
В процессе организации обучения развитию творческих способностей большое значение придается общедидактическим
принципам: научности; систематичности; последовательности; доступности; наглядности; активности; прочности; индивидуального подхода.
Творчески активная деятельность в процессе обучения хореографии формирует у учащихся ряд качеств, которые в конечном итоге положительно сказываются на характере ученика. Практика убеждает, что для формирования богатого внутреннего мира учащихся надо выбирать такие приемы и способы побуждения к активной творческой деятельности, которые раскрывают перед ним заманчивую перспективу преодоления трудностей, развитие творческого мышления и физического аппарата.
Одно из первых педагогических требований, предъявляемых к процессу обучения хореографии с точки зрения творческого мышления, состоит в том, чтобы ни в коем случае не подавлять индивидуальность ученика. Для того чтобы у учеников развивались творческие способности, необходимо формировать у них уверенность в своих силах, веру в способность решать творческие задачи. Необходимо также всемерно
29
стимулировать стремление учащихся к самостоятельному выбору целей, задач и средств их решения. Человек, не привыкший действовать самостоятельно, брать на себя ответственность за принятое решение, теряет способность к творческой деятельности.
Развивать воображение и не подавлять склонность к фантазированию. Особенно это касается начальных этапов обучения. Шире применять проблемные методы обучения, которые стимулируют установку на самостоятельное или с помощью педагога открытие нового знания, усиливают веру учащегося в свою способность к таким открытиям. Как показывает практика, знания, полученные с помощью проблемных методов обучения, не оказывают такого тормозящего влияния на творчество, как это свойственно знаниям, полученным с помощью более традиционных методов.