Файл: Курсовая работа (курсовой проект) Воспитание личности в творческой деятельности Студент.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 318

Скачиваний: 17

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
преобразующие отношения к изучаемым предметам, объектам; готовность к преобразующей деятельности; эвристический потенциал; сама преобразующая деятельность.
Таким образом, творческая активность представляет собой высший уровень познавательной активности, характеризующийся стремлением личности к преодолению привычных норм и способов действий. Творческая активность проявляется в готовности личности к самосовершенствованию, самостоятельности и инициативе в ходе решения учебно-творческих задач в коллективе.
Коллектив, являясь мощным педагогическим инструментом, выступает как важная форма организации различных видов деятельности.
Из всего многообразия видов деятельности хореографическое искусство является одним из наиболее значимых аспектов в процессе творческого развития личности, а хореографический коллектив имеет свои

23
особенности внутренней организации и педагогического воздействия на участников коллектива. Своеобразие характера его организации основано


  • первуюочередьнанравственно-психологическихмотивах,


взаимозависимости участников коллектива друг от друга, наличии общих творческих интересов, – все эти факторы требуют поиска иных взаимоотношений межу участниками коллектива, а значит и иной педагогической методики руководства им.
Одним из основополагающих психолого-педагогических факторов в развитии творческой личности участников детского коллектива выступает характер взаимоотношений, которые складываются между детьми, между детьми и педагогами. Важно чтобы каждый ребенок в коллективе чувствовал необходимость своего присутствия, смог определить для себя такое положение в коллективе, при котором он способен приложить все свои знания, силы для развития творческих способностей. Педагог должен помнить, что ребенку необходимо помогать добиваться успеха в творческой деятельности. А для этого нужно создавать ситуации успеха, условия, в которых ребенок испытывал бы уверенность в себе и внутреннее удовлетворение от своей деятельности. Использование ситуации успеха должно способствовать повышению рабочего тонуса ребёнка, увеличению производительности его творческой деятельности.
Хореографический коллектив – одна из наиболее популярных, доступных и активно развивающихся форм детских коллективов. Это объединение, основано на идейной, этической и художественно творческой общности, товарищеских отношениях, сотрудничестве, взаимопомощи и взаимовыручке. В центре интересов участников хореографического коллектива лежит единая, общая для всех потребность



  • реализации своего творческого потенциала, в приобщении к нравственно-эстетическим ценностям, которые заложены в искусстве.


Отличительными признаками хореографического коллектива являются:

24


  • совместная деятельность




  • наличие общих интересов, целей и задач, при этом цели их совместной деятельности имеют как общественный, так и личностный смысл для каждого участника коллектива (например, участие в выступлении);




  • единая организация и управление;




  • непрерывность и усложнение деятельности (повышение профессионального уровня);




  • равноправие, наличие творческой позиции у каждого участника коллектива;




  • учет личностного вклада учеников в процесс (от планирования занятий до оценки результатов);




  • постепенный рост общественной значимости коллектива




  • (выступление для района, города, на российских и международных фестивалях и конкурсах, получение грамот, дипломов и т.д.);




  • направленность на развитие и самосовершенствование в профессиональном и общественном плане.


Но главное состоит в том, что каждый участник может определить для себя такое положение в коллективе, при котором он способен приложить все свои знания, силы и способности, т.е. возникает возможность выделить свою роль в общей деятельности, в наибольшей степени адекватную его индивидуальным склонностям [13].
Вовлечение детей в хореографический коллектив во многом меняет уклад их жизни, обогащая ее новыми социальными связями, интересами, ценностями и жизненными ориентирами, повышая уверенность воспитанников в собственных силах и меняя их статус среди сверстников и учителей, семьи, формируя позитивное отношение к жизни.
Детский хореографический коллектив – это особая среда, где создается самое широчайшее поле для развития творческих способностей

25
ребенка. Занятия хореографией учат понимать и создавать прекрасное, развивают образное мышление и фантазию, оказывают комплексное воздействие на физическую и духовную культуру ребенка, способствуют становлению личностных качеств и развитию творческих способностей. Танец формирует умение относиться к жизни творчески, а это помогает ребятам выходить из сложных жизненных ситуаций с наименьшими потерями, быть самодостаточными и успешными в жизни.


Каждый воспитанник воспринимает коллектив как арену для самовыражения и самоутверждения себя как личности. Благодаря педагогическому руководству коллективной жизнедеятельностью стремление утвердиться в своих глазах и глазах сверстников находит в коллективе благоприятную почву. Только в коллективе формируются такие существенные личностные характеристики, как самооценка, уровень притязаний и самоуважение, т.е. принятие или неприятие себя как личности.
Видный педагог танца Т.Т. Кореневский считает, что для успешного формирования творческого потенциала ребенка следует соблюдать следующие условия:


  1. разновозрастный состав коллектива, в котором обязательно должны быть дети младшего, среднего и старшего возраста;


Разновозрастной состав участников, как правило, нивелирует существующую в объединении сверстников тенденцию замыкаться в кругу собственных интересов. В таком коллективе складывается совершенно особая психологическая ситуация - ребенок, испытывая влияние каждой возрастной группы, в то же время сам воздействует на окружающих, оптимизируя собственное развитие.


  1. четкая и планомерная система учебной работы, в которой для каждого участника ясна перспектива его технического и художественного роста;

26
Ежегодно обновляясь, коллектив сохраняет в то же время свои законы, обычаи, традиции и требования. В этом отношении он является постоянно действующей силой, помогающей создавать, стабилизировать, развивать интересы детей.


  1. ясная, глубоко продуманная работа над репертуаром, где органично должны сочетаться все возрастные группы;




  1. планирование воспитательной работы, в которой каждый член коллектива принимает активное участие [2, C. 15].


Целенаправленная организация разветвленного детского коллектива обеспечивает наиболее благоприятные психологические условия формирования коллективистских качеств личности каждого ребенка.
Коллективизм развивает определяющие качества личности в ее конкретной деятельности – отношения товарищества, взаимопомощи, ответственности, творческое отношение к этой самой деятельности.
Необходимо подчеркнуть, что воспитание детей в коллективе – это не один из ряда важных воспитательных принципов, а особый, качественно своеобразный подход к формированию растущего человека как личности.
Таким образом, можно сказать, что детский хореографический коллектив представляет собой
многоплановую и сложную систему организации, где окунаясь в художественную атмосферу, порождается творческое начало. Деятельность, организуемая в условиях свободного общения, стимулирует содержательный обмен духовными ценностями, формирование эстетического отношения к действительности, овладение широким спектром специальных знаний, умений и навыков.
Благоприятная дружеская среда коллектива способствуют
эмоциональному развитию воспитанников, вызывая чувства коллективного сопереживания, сочувствия, совместного ощущения эмоционально-нравственной атмосферы и ее сотворчества. А все это играет большую в развитии творческой личности.

27
1.3. Приемы и методы развития творческих способностей на занятиях хореографией
Есть великая формула К.Э. Циолковского, приоткрывающая завесу над тайной рождения творческого ума: «Сначала я открывал истины, известные многим, затем стал открывать истины, известные некоторым, и, наконец, стал открывать истины, никому еще не известные» [6, С. 35]. Видимо, это и есть путь становления творческих способностей, путь развития изобретательского и исследовательского таланта. Задача педагога – помочь ребенку встать на этот путь.
Развитие творчества предполагает использование в педагогическом процессе специальных методов, организацию продуктивного творческого мышления, основанную на новых принципах. Соотнося процесс творчества и процесс обучения, вероятно, необходимо вести разговор о создании таких условий, которые содействовали бы возникновению и развитию у всех обучаемых качеств и склонностей, обычно выделяемых как характерные черты творческой личности. Если говорить о творчестве


  • процессе обучения хореографии, то необходимо иметь в виду и творчество педагога. Творческий подход педагога может проявиться в создании новых, интересных процессов обучения, которые влекут за собой изменения содержания программы или создание новых комбинаций из известных методов и приёмов обучения. В первую очередь педагогу необходимо развивать у детей фантазию, нестандартное мышление,


воображение и т.д. Главное в этом – доброжелательное отношение к ребенку, желание помочь ему в развитии его способностей и склонностей. Конечно, сделать всех творческими личностями нельзя, но учить этому нужно.

Можно выделить ряд эффективных форм развития и совершенствования творческих способностей, сущность которых

28
заключается в формировании их активной деятельности. Опыт работы показывает, что занятия по развитию творческих начал должны идти по двум направлениям:
1.Организация коллективной творческой и мыслительной деятельности на практических занятиях по хореографии.
2.Самостоятельное выполнение индивидуальных творческих начал. Методика коллективной творческой деятельности представляет
собой, прежде всего, состязание в творчестве. Это даёт возможность научить детей умению слушать и слышать друг друга. Одним из основных принципов обучения является принцип от простого к сложному. Этот принцип заключается в постепенном развитии творческих способностей.
В процессе организации обучения развитию творческих способностей большое значение придается общедидактическим
принципам: научности; систематичности; последовательности; доступности; наглядности; активности; прочности; индивидуального подхода.
Творчески активная деятельность в процессе обучения хореографии формирует у учащихся ряд качеств, которые в конечном итоге положительно сказываются на характере ученика. Практика убеждает, что для формирования богатого внутреннего мира учащихся надо выбирать такие приемы и способы побуждения к активной творческой деятельности, которые раскрывают перед ним заманчивую перспективу преодоления трудностей, развитие творческого мышления и физического аппарата.
Одно из первых педагогических требований, предъявляемых к процессу обучения хореографии с точки зрения творческого мышления, состоит в том, чтобы ни в коем случае не подавлять индивидуальность ученика. Для того чтобы у учеников развивались творческие способности, необходимо формировать у них уверенность в своих силах, веру в способность решать творческие задачи. Необходимо также всемерно

29
стимулировать стремление учащихся к самостоятельному выбору целей, задач и средств их решения. Человек, не привыкший действовать самостоятельно, брать на себя ответственность за принятое решение, теряет способность к творческой деятельности.
Развивать воображение и не подавлять склонность к фантазированию. Особенно это касается начальных этапов обучения. Шире применять проблемные методы обучения, которые стимулируют установку на самостоятельное или с помощью педагога открытие нового знания, усиливают веру учащегося в свою способность к таким открытиям. Как показывает практика, знания, полученные с помощью проблемных методов обучения, не оказывают такого тормозящего влияния на творчество, как это свойственно знаниям, полученным с помощью более традиционных методов.