Файл: Курсовая работа (курсовой проект) Воспитание личности в творческой деятельности Студент.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 316

Скачиваний: 17

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Весьма полезным для развития творческого мышления является обучение специальным эвристическим приемам решения задач различного типа (Ильясов И.И. – 1992; Соколов В.Н. – 1995, и др.). Именно эвристическое образование, направленное на открытие, актуализацию ресурсов развития личности, утверждение смысло-жизненных мотивов, формирование креативных установок деятельности и т.д., способствует рождению творческой индивидуальности субъектов воспитания и обучения, выполняет главное предназначение образования.
Важнейшим условием развития творчества учащихся является совместная с преподавателем исследовательская деятельность. Она возможна лишь тогда, когда решается задача, ответ на которую не знает ни учащийся, ни преподаватель. В этих условиях задача превращается в проблему, что обогащает и усиливает «пыл» мотивов, побуждающих творческую деятельность. Особое значение приобретают мотивы самореализации, социальные мотивы, мотивы соревнования и др., для актуализации этих мотивов и формирования внутренней мотивации

30
особое значение имеет личностная включенность преподавателя в совместную деятельность с учеником.
Для формирования творческих способностей, учащихся на занятиях, как правило, используются различные практические методы обучения, которые классифицируются по типу познавательной деятельности [2, С. 45]:


  • репродуктивный (обяснительно-иллюстративный);




  • воспроизводящий;




  • проблемное изложение;




  • частично поисковый (эвристический);




  • исследовательский.


Деятельность может быть репродуктивной, исполнительской или творческой. Репродуктивная деятельность предшествует творческой, поэтому игнорировать ее в обучении нельзя, как нельзя и чрезмерно увлекаться ею. Репродуктивный метод должен сочетаться с другими. Он основан на получении информации, которую ученик анализирует, самостоятельно прибегая к частично-поисковому методу. В ходе этого анализа возникают проблемные ситуации, решение которых может привести к исследованию.
Некоторая часть занятий по развитию творческих способностей обязательно должна проводиться в игровой форме. Игра применима к любой возрастной категории учащихся. Для этого нужны игры нового типа: творческие, развивающие игры, которые при всем своем разнообразии объединены под общим названием не случайно, они все исходят из общей идеи и обладают характерными творческими способностями.



  1. Каждая игра представляет собой набор задач.




  1. Задачи дают ребенку в разной форме, и таким образом знакомит его с разными способами передачи информации.




  1. Задачи расположены примерно в порядке возрастания сложности.

31


  1. Задачи имеют очень широкий диапазон трудностей. Поэтому игры могут возбуждать интерес в течение многих лет.




  1. Постепенное возрастание трудности задач – способствует развитию творческих способностей.


Для эффективности развития творческих способностей у детей необходимо соблюдать условия:


  • развитие способностей нужно начинать с самого раннего возраста;




  • задания-ступеньки создают условия, опережающие развитие способностей;




  • творческие игры должны быть разнообразны по своему содержанию, т.к. создают атмосферу свободного и радостного творчества.




  • практике работы лучше всего приёмы и принципы обучения использовать комплексно, что повысит надежность усвоения информации,


сделает учебный процесс более эффективным, а, следовательно, и творческим. В настоящее время определен также ряд эффективных методов, использование которых в определенной системе позволяет развивать творческие способности учащихся и пробуждать их интерес к танцу.


  • хореографии метод – это совокупность приемов и способов организации (построения) познавательной деятельности. Например, в классическом и народном танцах – это способ достижения точности исполнения движений. Выбор методов обучения не может быть произвольным. Выбирая тот или иной метод обучения, преподавателю необходимо каждый раз учитывать многие зависимости. Прежде всего,


определяется главная цель и конкретные задачи, которые будут решаться на уроке. Цель урока всегда соотносится с возможностями средств ее достижения, а к ним относятся содержание и методы обучения. Но при разном содержании методы могут быть разными, поэтому при выборе методов учитываются сразу все названные критерии. Для этого требуется

32
комплексный анализ содержания учебного материала и выявление его доступности для усвоения учащимися. Поэтому особенности учебного материала (его трудность, сложность, противоречивость, соотношение опорных и новых понятий) соотносятся с возрастными особенностями учащихся. Цели и задачи урока «задают» группу методов, пригодных для их достижения. Далее следует целенаправленный выбор оптимальных путей, позволяющих наилучшим образом осуществить познавательный процесс. Специальных методов нет. Педагогические методы обучения, адаптированные к хореографическим дисциплинам представляют собой творческое и новаторское явление. Методы преобразуются в зависимости от предъявляемых к ним требований. Эффективность процесса обучения зависит от того, насколько правильно выбран метод обучения (или сочетание методов).


Рассмотрим основные методы: практические, наглядные, словесные. Практические методы играют важнейшую роль при занятиях хореографией. Их особенность заключается в том, что именно в практической деятельности учащихся получают знания и развивают свои способности. На первый план выдвигается умение использовать и «воспроизводить» полученные знания. Данный метод выполняет функцию углубления знаний, умений, а также способствует решению задач контроля и коррекции, стимулированию познавательной и творческой деятельности. Выделяют несколько этапов, через которые обычно проходит познавательная деятельность учащихся на практических
занятиях: объяснение педагога, показ, упражнение.


  • Практическим методам относятся упражнения, игры,


моделирование.


  • наглядным методам относится наблюдение – рассматривание рисунков, картин, просмотр фильмов, прослушивание музыки.


Словесными методами являются: рассказ, беседа, чтение, пересказ.

33
Одним из результативных методов решения творческих задач является мозговая атака или мозговой штурм. Суть данного метода основывается на следующем психологическом эффекте. Если взять группу из 5-8 человек и каждому предложить независимо от других индивидуально высказать идеи и предложения по решению поставленной изобретательской и рационализаторской задачи, то в сумме получим идей меньше, чем, если предложить этой группе коллективно высказать идеи по этой же задаче. Во время сеанса мозговой атаки происходит как бы цепная реакция идей, приводящая к интеллектуальному взрыву, что позволяет найти решение той или иной задачи. Универсальность метода мозговой атаки позволяет с его помощью рассматривать любую проблему или любое затруднение, в какой бы сфере она не возникла.


  • середине 50-х годов Уильямом Гордоном (США) был предложен новый метод поиска творческих решений – синектика. Этот метод актуален и на сегодняшний день. В переводе с греческого это слово означает «совмещение разнообразных элементов». Суть метода заключается в том, чтобы найти близкий по сущности решения путем последовательного нахождения аналогов (подобий) в различных областях знаний или исследование действия (поведения) объекта в измененных условиях, вплоть до фантастических. Данный метод помогает учащимся путем сравнения с аналогичным предметом из другой области знаний получить необычные решения [6, C. 45].


Нестандартные занятия как метод активизации творческой деятельности на занятиях хореографией – это импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную (не установленную) структуру. Мнения педагогов на нестандартные уроки расходятся: одни видят в них прогресс педагогической мысли, а другие, наоборот, считают такие уроки опасным нарушением педагогических принципов, вынужденным отступлением педагогов под напором обленившихся учеников, не желающих и не умеющих серьезно трудиться.


34
Анализ педагогической литературы позволил выделить несколько десятков типов нестандартных уроков. Их названия дают некоторое представление о целях, задачах, методике проведения таких занятий. Перечислим наиболее распространенные типы нестандартных уроков: уроки-соревнования, уроки творческие отчеты, уроки-конкурс, уроки-фантазии, уроки-игры, уроки-экскурсии, интегральные уроки и др.
Традиционно к вспомогательным формам учебной работы относятся экскурсии, хотя сегодня мы встречаем их и в списке нестандартных уроков. Методика проведения экскурсии зависит от темы, цели, возраста учащихся, их развития, а также от объекта экскурсии. Каждая экскурсия включает такие способы ознакомления учащихся с объектом, как разъяснение, беседа, наглядный показ, самостоятельная работа по плану – наблюдение, составление соответствующих схем, зарисовок, сбор наглядно-иллюстративного материала и т.д.
Такие формы обучения позволяют способствовать развитию целого комплекса качеств творческой личности: умственной активности; быстрой обучаемости; смекалки и изобретательности; стремления добывать знания, необходимые для выполнения конкретной практической работы; самостоятельности в выборе и решении задачи; трудолюбия.
Б.М. Теплов писал, что только в той или иной практической деятельности формируются способности, что способности не могут возникнуть вне соответствующей конкретной деятельности и творческие способности не исключение. Детей надо учить творить, дав им для этого необходимые знания и опыт. На уроках хореографии непременно надо создавать проблемные ситуации, в которых учащиеся учились бы использовать ранее полученные знания, учились бы быстро находить решения и предлагать несколько вариантов [23, С. 11].
Степень сложности, объем знаний, умений, навыков, предлагаемых ребенку для освоения должны способствовать расширению пространства творчества, а не ограничивать живой интерес к процессу, стремлению

35
экспериментировать и искать. Данный процесс должен развиваться по спирали: начиная с полной свободы действий для самовыражения, через изменение количественного и качественного уровня знаний, умений, навыков, вновь к работе по воображению в творческой атмосфере, но уже с новыми возможностями для самовыражения.
Таким образом, при выборе методов работы преподаватель должен хорошо представлять себе уровень мышления каждого ученика, развитие его творческих способностей и учитывать имеющийся у него опыт предшествующей творческой работы. Постоянное внимание и систематическая работа по развитию творческих способностей на уроках хореографии обеспечивает обогащение и расширение детской души, делает её богаче и духовно-выразительнее, что в свою очередь способствует рождению настоящей личности.

Выводы по первой главе
Анализ теоретических источников в области смежных наук показал, что творческая личность - важнейшая цель всех обучающе-воспитательных процессов. Без формирования способности к творчеству, невозможно решить важнейшую задачу всестороннего и гармоничного развития личности. Педагог-хореограф должен сформировать, развить и укрепить у детей потребность в общении с искусством, понимание его языка, любовь и хороший вкус к нему.
Обобщив различные точки зрения, относительно понятия самого творчества, можно констатировать, что под творчеством понимается деятельность по созданию новых и оригинальных продуктов, имеющих общественное значение. Люди совершают каждый день массу дел: маленьких и больших, простых и сложных. И каждое дело – задача, то более, то менее трудная. При решении задач происходит акт творчества, находится новый путь или создается нечто новое. Вот здесь-то и требуются особые качества ума, такие, как наблюдательность, умение

36
сопоставлять и анализировать находить связи и зависимости все то, что в совокупности свидетельствует о наличии творческих способностей и составляет творческую личность.
Творческие способности представляют собой один из видов способностей, которые развиваются в результате творческой деятельности ребёнка. Это творческая направленность личности, врождённо свойственная всем, но теряемая большинством под воздействием сложившейся системы воспитания, образования и социальной практики. Творческие способности человека могут проявляться не только в «продуктах» творческой деятельности, но и в мышлении, чувствах, мировоззрении. Они характеризуют личность в целом и ее отдельные стороны, продукты деятельности, процесс их создания.
Развитие ребенка требует огромного внимания со стороны
окружающих его взрослых. Важно создать благоприятную психологическую обстановку для занятий ребенка, находить слова поддержки для новых творческих начинаний, относиться к ним с симпатией и теплотой. Аккуратно, ласково и ненавязчиво поддерживать стремление ребенка к творчеству. В случае неудач, ему необходимо сочувствие, и ни в коем случае нельзя высказываться неодобрительно о творческих попытках ребенка. Взрослые должны быть терпимы порой, к «странным» идеям ребенка, сначала нужно разобраться в причинах появления идеи и попытаться найти в ней «рациональное зерно».
Вывод по первой главе.