ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 740
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
248
Требования, предъявляемые при подготовке цистерн под налив, зависят от продукта, который был слит из цистерн и наименования продукта, подлежа- щего наливу. Для возможных комбинаций слитого и наливаемого продукта, не- обходимо выполнение следующих видов технологических операций по очистке котлов:
1. Зачистка – удаление остатков слитого продукта. Для цистерн с нижним сливом – слив, для цистерн без нижнего слива – отсос с помощью вакуум- насосов или пароэжекторных установок. Перед удалением из цистерн продук- тов с высокой вязкостью (гудрон, полугудрон, битумы жидкие) для придания им большей текучести производят предварительную пропарку котлов (подогрев паром).
2. Пропарка – обработка котла внутри паром, давлением 0,08-0,1 МПа для очистки внутренней поверхности от остатков слитого продукта, с периодиче- ским удалением конденсата и остатков груза.
3. Промывка – обработка внутренней поверхности котла водой (темпера- тура 80-90 0
С) под давлением до 2 МПа для очистки от остатков слитого про- дукта. Добавляют растворители: керосин, бензин, газойль (0,2 – 0,3%) и по- верхностно-активные вещества, например, МД-2 (0,3-0,5%).
4. Дегазация и сушка котлов – удаление из котла паров перевозимого продукта и остатков воды после промывки.
5. Протирка безворсовым материалом (хлопчато-бумажная ткань)- удале- ние с внутренней поверхности котла остатков груза и воды.
6. Проверка на взрывобезопасность (анализ пробы воздуха из котла на содержание паров, образующих взрывчатые смеси).
7. Заправка клапанов сливных приборов – проверка и ремонт сливных приборов и предохранительных клапанов (проверяется исправность плотность прилегания клапанов).
8. Наружная очистка котлов перед плановым ремонтом. Выполняют по- следовательно операции:
- предварительная обмывка водой (температура 60-70
о
С), давление 0,3 –
0,4 МПа в течение 1 – 2 мин;
- обмывка 6 – 8% раствором каустической соды (температура 60-70
о
С, давление 0,4 МПа);
- обмывка 1 – 2% раствором ортофосфорной кислоты при температуре 30-
40
о
С (для нейтрализации каустической соды).
В соответствии с ГОСТ 1510 виды подготовки цистерн под погрузку раз- делены на 6 групп:
0 – налив запрещен, например из-под бензина под гудрон;
1 – удалить остаток груза, промыть горячей водой или пропарить и про- сушить котел, например, под пластификаторы из-под автомобильного неэтили- рованного бензина;
2 – удалить остаток груза и просушить (или протереть), например, из-под сырой нефти под пенообразователи;
249 3 – удалить остаток, например, из-под дизельного топлива под керосин осветительный;
4 – зачистка не требуется (остаток груза не более 1 см), например, из-под растворителей под сырье для пиролиза;
5 – зачистки не требуется (остаток груза не более 3 см), например, из-под флотского мазута под сырые нефти;
6 – удалить остаток, промыть горячей водой с растворителем (или пропа- рить) и протереть котел, например, под нафтил из-под топлива для реактивных двигателей.
Вид обработки котлов назначается в соответствии с документами на ва- гоны, поступившие на станцию для подготовки к перевозкам.
При подготовке вагонов бункерного типа из бункеров должны быть уда- лены остатки груза. Должны быть очищены от битума и отремонтированы ко- жухи для разогрева битума паром.
При подготовке цистерн к ремонту выполняют следующие операции:
- удаление остатка груза;
- пропарку и промывку горячей водой;
- протирку безворсовым материалом;
- дегазацию, т.е. удаление из котла паров перевозимых продуктов;
- лабораторный анализ воздуха из котла для проверки на взрывобезопас- ность.
На промывочно-пропарочной станции или пункте выделяют специальные пути для очистки котлов цистерн из-под этилированного бензина так как про- дукт чрезвычайно ядовит (содержит свинец). Для подготовки бункерных ваго- нов также выделяется специальный путь, потому что используется способ очи- стки, отличный от очистки цистерн.
На рис. 10.11. приведена схема промывочно-пропарочной станции.
Железнодорожные станции, на которых размещены промывочно- пропарочные предприятия, должны иметь приемо-отправочный и сортировоч- ный парки.
На ППС цистерны прибывают в парк приема или на пути приема.
На этих путях работники ПТО производят осмотр их технического состояния, текущий безотцепочный ремонт, определяют цистерны, требующие текущего отцепочного ремонта, просроченные плановым ремонтом. Одновременно ра- ботники промывочно-пропарочного предприятия осматривают внутреннюю поверхность котла и при этом определяют необходимость и вид обработки:
- не требующие обработки (группы 4 и 5 );
- требующие холодной обработки (группы 2 и 3 );
- требующие горячей обработки на промывочно-пропарочном предпри- ятии и вид обработки;
250
Рис. 10.11. Схема промывочно-пропарочной станции
Пути: 1 – для подготовки битумных полувагонов; 2 – закрытой эстакады;
3 – открытой эстакады; 4 – текущего ремонта; 5 – наружной обмывки цистерн;
6 – обработки цистерн из-под этилированного бензина.
Сооружения и оборудование: 7 – козловые краны; 8 – камера тепловой обра- ботки бункеров; 9 – эстакады; 10 – ангар для наружной обмывки цистерн;
11 – помещение крытой эстакады; 12 – служебно-бытовые помещения;
13 – устройства очистки воды; 14 – теплопункт; 15 – насосная станция;
16 – компрессорная и вакуум-станция (приемно-отправочный парк на схеме не показан)
- цистерны с остатками груза, в том числе, требующие лабораторного анализа для определения рода ранее перевозимого груза (без документа о на- именовании слитого продукта цистерны подготовке к наливу авиационного то- плива и масел не подлежат).
Цистерны, не требующие обработки, направляют под погрузку. Цистер- ны, требующие только слива остатка груза (зачистки), направляют для выпол- нения этой операции как самостоятельной. У этих групп цистерн производят проверку и заправку клапанов сливных приборов. Из цистерн, требующих ла- бораторного анализа остатка груза, берут пробы остатка и после анализа в ла- боратории решают вопрос об очистке.
Для подачи под обработку котлов цистерны подбирают группами по ви- дам обработки:
- из-под темных нефтепродуктов под светлые – удаление остатка груза, промывка горячей водой или пропарка, дегазация (группа 1);
251
- из-под светлых под светлые и авиационный керосин – пропарка или протирка, дегазация (группы 1, 6);
- из-под темных под темные – пропарка, дегазация;
- для подготовки к ремонту – удаление остатка, пропарка, промывка, де- газация, анализ воздуха в котле.
Подборка вагонов группами существенно увеличивает объем сортиро- вочной работы, но в целом, ускоряет процесс подготовки вследствие одинако- вой технологии обработки для каждой группы.
В среднем под налив без зачистки поступает 30-35%, требуют холодной обработки 25-30% и горячей обработки около 40% цистерн.
Все операции по очистке котлов производят на одной позиции.
Основное технологическое оборудование для очистки котлов сосредото- чено на эстакадах. Эстакада представляет платформу, поднятую на высоту 3, 4 м от уровня головки рельса (рис. 10.12).
Часть эстакад размещают в помещениях (крытые), часть – под навесом
(открытые).
Крытые эстакады должны быть обеспечены отоплением и вентиляцией.
Тип эстакады выбирается в зависимости от сложности и объема работ по очи- стке котлов цистерн. Эстакады в крытом помещении используют для подготов- ки цистерн из-под темных продуктов под светлые.
Вдоль эстакады проходят трубопроводы для подвода пара, горячей воды, сжатого воздуха, вакуумные (для отсоса остатков груза и конденсата из цистерн без нижнего слива).
Под навесом проходят два монорельса с электроталями для подъема и опускания в котел механизированного промывочного прибора. К промывочно- му прибору с помощью шлангов подведен пар, горячая вода и сжатый воздух.
Имеются автоматизированные системы промывки, работающие по трем вари- антам:
- пропарка – промывка – дегазация;
- пропарка – дегазация;
- промывка – дегазация.
Установку режима производят на пульте управления.
В цистерны с верхним сливом для удаления остатка груза и конденсата опускают вакуумные рукава.
После пропарки и промывки горячей водой котел цистерны должен быть охлажден и дегазирован с открытой крышкой люка. При несоблюдении этого требования после конденсации паров котел может быть смят атмосферным дав- лением. Нормы времени на горячую обработку цистерн в летний период: из-под темных под светлые нефтепродукты 190 мин, из под светлых под светлые – 100 мин; на холодную очистку – 30 мин. В зимний период это время увеличивается на 10-50% (в зависимости от места расположения пункта) по нормам ЦВ.
252
Рис. 10.12. Схема открытой двухсторонней эстакады для пропарки и промывки цистерн
1 – платформа; 2 – навес; 3 – откидной мостик; 4 прибор для промывки; 5
– трубопроводы пара, горячей воды, растворителей, вакуумный, сжатого воздуха; 6 – лоток; 7 – монорельс с электроталью
Промывочно-пропарочные станции имеют обширное и сложное хозяйст- во для обеспечения технологических процессов технического обслуживания цистерн:
- теплопункты или котельные для производства пара и горячей воды (рас- ход на одну цистерну: пара от 50 до 480 кг, воды – 12 м
3
);
- вакуумные станции, оборудованные вакуумными насосами и вакуум- ными сборниками (резервуарами);
- компрессорные станции (расход воздуха в свободном объеме для дега- зации одной цистерны до 2400 м
3
);
- тепловые камеры для очистки бункеров битумных полувагонов;
- устройства для очистки воды (отстойники, нефтеловушки, флотацион- ные установки, насосные станции);
- камеры для наружной обмывки вагонов (трехсекционные);
253
- пути текущего отцепочного ремонта вагонов, оснащенные домкратами, козловыми или мостовыми кранами;
- площадки для ремонта бункеров битумных полувагонов, оснащенные козловыми кранами;
- химические лаборатории (методическое руководство химлабораторией осуществляет дорожная химико-технологическая лаборатория).
Камера для наружной очистки цистерн имеет три-четыре зоны, в каждой из которых установлена П-образная рампа из трубы с насадками для подачи раствора на цистерну по описанной выше технологии. Время на очистку 30-50 мин в зависимости от загрязнения, расход воды около 60 м
3
и пара около 1500 кг на одну цистерну.
При подготовке цистерн к ремонту проверяется взрывоопасность газовоз- душной среды в котле. Для этого осматривают внутреннюю поверхность котла.
При обнаружении неочищенных мест их протирают. Берут пробы воздуха в че- тырех точках у днищ (вверху и внизу) и проверяют газоанализаторами или ин- дикатором.
Предельно допустимые концентрации взрывоопасных веществ установ- лены санитарными нормами (СН-245-93) в мг/м
3
, бензин до 300, бензин этили- рованный в пересчете на тетраэтилсвинец – до 0,005, керосин, уайтспирит и легроин – до 300, бензол – до 5; толуол и ксилол – до 50.
Для проверки используют переносный индикатор взрывоопасности ИВП-
1 У1.1 периодического действия или газоанализаторы: УГ-2 (универсальный),
ПГФ-2М-ИЗГ «Эфир» и другие.
Большинство наливных грузов огнеопасно, токсично, смеси их паров с воздухом образуют взрывоопасные смеси, поэтому охране труда на ППС уде- ляют большое внимание. Крытые эстакады оборудуют системой отопления и приточно-вытяжной вентиляцией. Промывальщиков-пропарщиков цистерн и слесарей по ремонту и заправке клапанов сливных приборов обеспечивают спецодеждой и средствами индивидуальной защиты. Им выдают брезентовые костюмы, специальные кожаные и резиновые сапоги, рукавицы, резиновые перчатки, шланговые дыхательные приборы (ШДП), взрывобезопасные акку- муляторные фонари, инструменты из искронеобразующего сплава.
Электрооборудование и вентиляционные установки применяют во взры- вобезопасном исполнении. Для отвода статического электричества эстакады, резервуары, трубопроводы и другие металлические конструкции ППС, а также котлы обрабатываемых цистерн надежно заземляют.
Работа промывальщиков-пропарщиков внутри котла допускается при температуре до 35
о
С, а при использовании пневмокостюмов – до 60
о
С. Перед спуском в котел для работы рабочий надевает ШДП и 2-3 минуты проверяет его действие, свободный конец спасательной веревки привязывает к перилам на- ружной лестницы. С момента спуска в котел у люка котла безотлучно должен находиться второй промывальщик. Для подачи воздуха в ШДП по эстакаде прокладывают отдельный трубопровод, оборудованный фильтрами и редукци-
254
онными клапанами. Давление воздуха перед поступлением в ШДП не более
0,01 МПа, температура – от 14 до 25
о
С.
Электросварку на котле и в котле можно производить только после про- верки на взрывобезопасность. Электросварщик в котле должен работать при открытом сливном приборе и открытой крышке, в пневмокостюме и использо- вать электроизолирующий коврик и диэлектрические галоши.
На каждую цистерну, подготовленную к ремонту, (пропаренную, промы- тую и дегазированную) составляют акт формы ВУ-19, а на котле под номером цистерны наносят трафарет несмываемой краской в две строки «на ремонт»,
«дегазировано» и наименование ППС или пункта, проводившего дегазацию.
Оператор ППП ведет книгу нумерного учета формы ВУ-17 цистерн обра- ботанных на предприятии.
На станции ведется книга натурного осмотра цистерн на путях станции и подачи их под налив или обработку на ППС, формы ВУ-18, в которую заносят результаты осмотра прибывших порожних цистерн.
О годности одной цистерны под налив определенного продукта состав- ляют акт формы ВУ-20, а группы цистерн – акт формы ВУ-20а. Акты подписы- вают мастер ППС, приемосдатчик станции и представитель отправителя груза.
Есть опыт реконструкции промывочно-пропарочной станции Новокуй- бышевская Куйбышевской ж.д. в 1996-98 гг. Реконструкция выполнена по со- вместному Российско-американскому проекту, представляет комплекс соору- жений и оборудования и имеет производственную проектную суточную мощ- ность:
- внутренняя промывка цистерн- 500 вагонов;
- наружная обмывка цистерн 100 вагонов;
- пескоструйная наружная очистка и окраска цистерн – 4 вагона.
ППС размещена на сортировочной станции, предназначенной для обслу- живания процессов подготовки и погрузки цистерн. В ведении ППС находится
5 железнодорожных путей и два тупика. Пути ППС размещены рядом с парком.
На путях накопления вагоны накапливаются группами в зависимости от вида обработки, а также неисправные, требующие деповского или капитального ре- монта.
На двух путях ППС размещены эстакады для горячей обработки цистерн, один путь для холодной обработки цистерн с заправкой клапанов, один путь для ремонта цистерн, один тупик используется для ремонта и подготовки бун- керных полувагонов (для перевозки нефтебитума), во втором тупике нака- пливаются цистерны для исключения в металлолом.
Технологией работы ППС предусмотрена очистка цистерн после перевозки легких и тяжелых химических продуктов двенадцати наименований, в том чис- ле фенола, креозота, аммиака, соляной, азотной и серной кислот.
На ППС используется открытая двухсторонняя эстакада (см.рис. 10.12), вместимостью для одновременной обработки 70 цистерн. По длине эстакады установлено 46 стояков для подачи пара в цистерны, 23 стояка для подачи воды