Файл: Т. И. Ермакова, Е. Г. Ивашкин проведение занятий с применением интерактивных форм и методов обучения.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 512

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

62

Этап 2. Разработка структуры материалов портфолио.
Как уже указывалось, структура портфолио должна быть адекватна целям его создания и использования. Поэтому каждый раз при разработке структуры портфолио под конкретное предназначение нужно не только использовать знания об уже имеющихся в культуре типовых, прошедших успешную апробацию структурах, но и подключать собственное творчество и гибкость мышления
Предпочтительными формами работы на этом этапе являются все те, которые предполагают совместную деятельность по поиску, обсуждению и разработке проекта структуры будущего портфолио. Это, например, проектные семинары, на которых должна быть обеспечена возможность для использования таких внешних ресурсов, как поиск в Интернете, участие экспертов и консультантов, знакомых с практикой использования портфолио.
Этап 3. Планирование деятельности по сбору, оформлению и подготовке материалов к презентации. Выработка критериев оценивания материалов портфолио.
Теперь, исходя из разработанной на предыдущем этапе проекта структуры, необходимо наметить организационный план работы, обеспечивающей поиск, сбор и оформление необходимых материалов. План должен содержать сроки, мероприятия и ответственных за их выполнение. Это может быть индивидуальный или групповой план.
На этом этапе могут обнаружиться избыточность разработанной ранее структуры и некоторые ограничения, связанные со сроками, возможностью достать какие-то материалы и т.д. Поэтому до начала сбора материалов уместна корректировка первоначального проекта структуры будущего портфолио.
Прежде чем приступать к непосредственному сбору и оформлению материалов по разработанной структуре, необходимо определиться с требованиями к качеству создаваемого продукта. Тем более, что работа по пониманию системы оценивания ещё более конкретизирует, на какой результат направлена вся деятельность в рамках портфолио-технологии. При выработке критериев для оценивания материалов портфолио необходимо придерживаться трёх основных принципов, указанных в табл. 7:



63

Этап 4. Сбор и оформление материалов. Тренинги и консультации по формированию необходимых знаний и навыков создания и презентации портфолио. Осмысление деятельности на этапе.
Сбор материалов осуществляется в соответствии с составленным на предыдущем этапе планом. При оформлении материалов портфолио необходимо удерживать такие основные задачи, как:


  • привлечь внимание, вызвать доверие и желание знакомиться с материалами портфолио тех, кому они предназначены;




  • передать все сведения, содержащиеся в портфолио наиболее понятным образом (структура, язык, наглядность, доказательность);




  • представить информацию, обеспечив в её содержании и форме доказательства её достоверности.


Таблица 7. Принципы выработки критериев для оценивания материалов портфолио


Наименование

Сущность принципа выработки критериев

принципа




выработки




критериев










1.Обеспечение

1.1. Параметры и критерии оценивания вырабатываются на

полноты

основе уже имеющихся в культуре представлений о качестве

оценивания

портфолио-продуктаисобственноготворческоговклада




участников создания портфолио, необходимого для полноты




оценивания;




1.2. Чем более уникален портфолио-продукт, тем большим




будет собственный вклад участников его создания в разработку




критериев оценивания







2.Совместная

Выработка системы оценивания (процедуры и критерии

деятельность

оценки), должна строиться в процессе совместного обсуждения




всех сторон и участников, заинтересованных в успешных




результатах использования портфолио-технологии.







3. Цикличность

3.1. Совместная деятельность по выработке критериев

деятельности

оценивания циклически встраивается в два такта портфолио-




технологии: проба по созданию и использованию портфолио и




оценка работы.




3.2. При этом выработка критериев оценивания




сопровождает каждый из двух тактов, и (или) предвосхищает их.









Для выполнения этих задач необходимо ответить на вопросы:
 Кто будет знакомиться с материалами? К каким профессиональным и неформальным сообществам они относятся?
64

  • С чем у них могут быть связаны ожидания по содержанию и оформлению материалов?




  • Каковы правила оформления и требования к его качеству, принятые в этих сообществах?


При ответе на эти вопросы могут понадобиться дополнительная информация и умения. Поэтому здесь уместно проявление
образовательных потребностей и формирование заказа на консультационное и тренинговое сопровождение. В ответ на сформированный заказ целесообразно проведение консультаций и тренингов.
С появлением практической деятельности необходимо введение рефлексии. Её суть в фиксации успехов и трудностей, проявленных в практике. Ведь именно их следствием являются те первые промежуточные результаты, с которых начинается движение к достижению целей
портфолио-технологии. Рефлексия строится вокруг выяснения так называемых точек опоры – уже имеющихся знаний, умений, навыков, которые позволяют добиваться успехов в рамках портфолио-технологии и точек роста – дефицитов и трудностей, которые тормозят достижение запланированных результатов.
Рефлексивное осмысление точек опоры и точек роста позволяет:


  • зафиксировать особенности движения в деятельности относительно ожидаемых результатов, а также значимые изменения, происходящие в самом субъекте деятельности;




  • через осознание полученной практики перевести её в опыт, которым можно пользоваться в дальнейшем;




  • на основе полученного ранее, делать выводы и своевременно корректировать последующую деятельность, делая её более эффективной.


Для организации рефлексии деятельности можно использовать такие формы и методы работы как: групповая и индивидуальная работа; обсуждения на семинарских занятиях; письменные работы (эссе, ответы на вопросы по методу неоконченных предложений, психологическое тестирование и т.п.).


65

Рефлексивное сопровождение деятельности на этом и всех последующих этапах портфолио-технологии строится аналогичным способом
.
Этап 5. Пробы в презентации портфолио. Рефлексия деятельности на этапе. Тренинги и консультации по формированию необходимых знаний и навыков создания и презентации портфолио. Доработка критериев оценивания портфолио.
Чтобы выяснить качество созданного портфолио-продукта и готовность его автора и владельца использовать его по назначению, необходимо обеспечить безопасные пробы в презентации. Под безопасными понимаются такие пробы, которые:


  • моделируют ситуации презентации портфолио различным экспертным сообществам в учебном режиме и за пределами вузовских аудиторий;




  • предполагают ошибки и организованную обратную связь со стороны экспертов;




  • обеспечивают качественное (безотметочное) оценивание и экспертизу;




  • не допускают использования проявленных ошибок против участников пробы;




  • гарантируют возможность повторных презентаций после работы над ошибками.


Работа над ошибками предполагает достраивание недостающей информации о критериях успешного портфолио-продукта, а также наращивание навыков для его успешной презентации.
Рефлексия деятельности на этом этапе необходима дважды: после проведения проб для того чтобы оценить, что войдёт в работу над ошибками, и после работы над ошибками, чтобы оценить суммарный прогресс движения к намеченным целям и внести корректировку в план их достижения.
Этап 6. Презентация в рамках цели создания и использования. Рефлексия деятельности на этапе.


66

Презентация – это представление материалов портфолио-продукта лицам, заинтересованным в информации о достижениях его владельца, планах по его дальнейшему саморазвитию. Презентация является итоговым, но не финальным действием в рамках портфолио-технологии. Так, кроме готового портфолио-продукта в виде папки с материалами, могут быть получены и другие результаты работы, не менее значимые для его владельца и других участников.
Например, если папка портфолио презентуется для получения приглашения на собеседование с потенциальным работодателем, то даже в отсутствие этого приглашения, публичная или индивидуальная презентация даёт владельцу возможность получить обратную связь о критериях подбора персонала в конкретном секторе рынка труда, познакомиться со специалистами. Рефлексия деятельности на этапе позволяет перевести результаты практической деятельности в опыт для его дальнейшего использования.

Этап 7. Оценка результатов деятельности по оформлению и
использованию материалов портфолио. Итоговая рефлексия деятельности.

Организация деятельности по оценке созданного портфолио является одним из важнейших этапов рассматриваемой технологии. В неё входит разработка параметров и процедуры оценивания и различные формы работы по оцениванию портфолио и рефлексии деятельности по его созданию и использованию.
Предметом оценки может являться как сам созданный продукт (материалы, оформленные в печатном или электронном виде), так и результаты его использования.


  • каждом конкретном случае создания и использования портфолио необходимо разрабатывать систему показателей для его оценки. Она будет напрямую зависеть от типа портфолио и целей его использования. Итоговая рефлексия суммирует все результаты, полученные в ходе поэтапной деятельности. Среди них как ожидаемые результаты, так и


образовательные эффекты, которые могут проявиться как

67

незапланированные, но значимые дополнительные умения, навыки и психологические новообразования.
Кроме того, итоговая рефлексия может вывести её участников на необходимость продолжения работы в рамках портфолио-технологии. Либо для создания принципиально нового портфолио-продукта, либо для совершенствования уже созданного. В таком случае необходим переход на новый цикл, т.е. дальнейшее движение вновь задаётся через целеполагание на первом этапе деятельности.


  1. Структура содержания портфолио


Портфолио – целенаправленная коллекция лучших работ и результатов студентов (профессионалов), которая демонстрирует их усилия, прогресс, достижения в одной или более областях деятельности.
Любое портфолио имеет свою структуру и свои механизмы сбора и организации информации. Т.к. структура портфолио определяется из цели его использования, существуют различные структуры портфолио. Для примера предлагаем рассмотреть один из вариантов структуры портфолио, которое предназначено для построения образовательного рейтинга студента в вузе.
Данная структура разработана преподавателями кафедры
менеджмента Череповецкого государственного университета И.Л.Васюковым, А.Н. Волковым [5]. Не отрицая полностью административных систем контроля за учебной активностью