Файл: Т. И. Ермакова, Е. Г. Ивашкин проведение занятий с применением интерактивных форм и методов обучения.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 505

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


58

  • наш век информационных технологий и электронной ком-муникации настоятельно рекомендуется, чтобы студенты развивали электронное, или онлайн-портфолио.


Такой формат позволяет легко и эффективно общаться через Интернет с возможными работодателями. Подобное электронное портфолио может быть размещено как на персональном сайте, так и на сайте университета.
Например, на общеуниверситетском сайте выделяется специальный раздел, посвященный персональной информации о студентах для потенци-альных работодателей. Причем очень активны в поддержании и обновле-нии этих портфолио наиболее перспективные в карьерном отношении студенты, например те, кто участвует в ежегодных конкурсах типа «Карьерист года», Молодёжных карьерных форумах, ярмарках вакансий, презентациях ведущих компаний, проходящих как в стенах университета, так и за его пределами.
Для сравнения предлагаем виды портфолио учащихся в США и России (табл. 5)
Многообразие описанных ранее видов и типов портфолио является свидетельством огромного потенциала их использования.
Таблица 5. Виды портфолио обучающихся в США и России


Портфолио учащихся в США

Портфолио учащихся России













Наименование

Содержание

Наименование

Содержание







портфолио
















Портфолио

Развитие и рост в

Сбор

Возможность как

документации

обучении:

сертифицированных

качественной, так и

(рабочий)

представлены работы,

(документированных)

количественной оценки




идентифицированные

индивидуальных

материалов портфолио.




результаты, собранные

образовательных

Портфолио этого типа




на протяжении всего

достижений.

даёт представление о




периода обучения.




результатах, но не










описывает процесса










индивидуального










развития, разнообразия










его творческой










активности, его учебного










стиля, интересов и т.п.







59

















Окончание табл. 5













Портфолио

Документы,

Работы:

Оформляется в виде

процесса

отражаю-щие

творческие и

творческой папки с

(США)

подходы к обучению.

проектные. Описание

приложениями работ в

Портфолио

Показывает наличие

учебной и творческой

виде текстов,

работ (РФ)

знаний и навыков для

активности:

электронных версий,




выполнения работ.

участие в научных

фотографий,




Отражает рефлексию

конференциях,

видеозаписей.




учащегося на процесс

конкурсах,

Даёт представление о




обучения с помощью

прохождение

динамике учебной и




журналов, записей,

элективных курсов,

творческой активности,




отзывов и т.п.

практик, спортивных и

направленности его







художественных

интересов, характере







достижений и др.

предпрофильной










подготовки.













Портфолио

Для







показательный

суммирования










мастерства учащихся,










включает лучшие










работы учащихся,










выбранные ими и










педагогами.






















Включает:










закончен-ные работы,










письме-нный анализ










или реакцию










обучающе-гося на










законченный процесс,










определяющий










включённые работы.










Касается

Характеристики

Самооценки

Портфолио

деятельности, которая

отношения студента

студентов, что повышает

оценочный

развивается в ходе

к различным видам

степень осознанности

(США)

естественных

деятельности,

процессов, связанных с

Портфолио

взаимодействий в

представленные

выбором профильного

отзывов (РФ)

группе.

педагогами,

направления. Сложность




«Культура портфолио»

студентами, а также

формализации и учёта




поддерживает общение

письменный анализ

собранной информации.




студентов, которые

самого студента к

Представляется в виде




берут на себя

своей конкретной

текстов заключений,




ответственность за

деятельности и её

рецензий, отзывов,




демонстрацию того,

результатам.

резюме, эссе,




что они знают и умеют




рекомендательных писем




делать.




и прочее.







60







  1. Предназначение и использование портфолио для студентов


Суть использования портфолио как технологии и как пакета документов - обеспечить эффективное взаимодействие студентов с научными руководителями, преподавателями и кураторами в вузе в период обучения, а также с потенциальными работодателями до и после окончания высшего учебного заведения. Можно выделить общие и специфические составляющие использования портфолио в вузе. Общие факторы представлены в табл. 6.
Портфолио предназначено для того, чтобы подключить внутренние ресурсы субъекта, мотивировать его на их создание, культивирование и использование в целях развития своей профессиональной уникальности и конкурентоспособности. Использование портфолио имеет двухсторонний характер. С одной стороны в его использовании заинтересованы преподаватели и студенты вуза, с другой стороны потенциальные работодатели: портфолио – это материалы по безотметочной оценке учебных успехов и научных достижений студента.
Материалы дают представление о его готовности к профессио-нальной карьере, в то же время портфолио – это собрание личных достижений студента, которое показывает реальный уровень его подготовки и активности в различных учебных и внеучебных видах деятельности в вузе и за его пределами.
Таблица 6. Общие факторы использования портфолио


Студенты и преподаватели вуза




Потенциальные
















работодатели на рынке труда

-

обсуждение

результатов

обучения

-

включение студента в

сокурсниками и преподавателями;




период обучения в вузе в

- рефлексия студентами своей работы;

процесс развития «нужных»

-

демонстрация индивидуального стиля

предприятию компетенций;

обучения студента, особенностей его интеллекта

-

конечная

оценка

и культуры;







вузовских

достижений

студента

-

возможность

самостоятельно

и активное

участие

в его

определить темы для портфолио;




дальнейшей

профессиональной

-

возможность для студентов установит

судьбе.










связи между предыдущим и новым знанием;













-

включение

студентав

процесс













развития своих компетенций, в рефлексию своих













изменений, «строительство» самого себя;













-

оценка промежуточных достижений, в













том числе «формализованная»;
















-

подготовка

и обоснование целей













будущей работы.




























61
















Специфика использования портфолио появляется в связи со спецификой его типа. Например, портфолио студентов дополнительной специализации предназначен для презентации индивидуального
образовательного движения студентов специализации лицам, заинтересованным в успешных выпускниках программы. Среди них могут быть разработчики и преподаватели программы специализации,
потенциальные работодатели, представители партнёрских образовательных организаций, предлагающие аналогичные программы для параллельного или последующего обучения.


  1. Этапы деятельности в образовательной технологии «портфолио»


Образовательная технология «портфолио» предполагает организацию поэтапной деятельности, включающей семь этапов:
Этап 1. Мотивация и целеполагание по созданию портфолио. Практически вся деятельность по созданию и использованию
портфолио строится в зависимости от поставленных в её рамках целей. Чем чётче проявлено основание необходимости создания портфолио, чем конкретнее поставлены цели его использования, тем более вероятно достижение успешных результатов на всех последующих этапах. И наоборот, если при работе на следующих этапах результаты отсутствуют или ниже запланированных, это является указанием на то, что работа по мотивации и целеполаганию была проведена некачественно.
Прежде всего необходимо определить, кто станет субъектом (владельцем) портфолио-продукта, а кто субъектом (организатором) портфолио-технологии. В чём их интерес? Каких результатов ожидает каждая заинтересованная сторона? Каков в связи с этим будет их вклад? Обсуждение этих вопросов и является содержанием работы на первом этапе.
Формы работы при этом могут быть разными. Например, рассмотрение перечисленных ранее вопросов на заседании кафедры, на совещании при декане, ректоре, на научно-методическом совете вуза, на проектном семинаре с участием профессорско-преподавательского состава и управленцев. Эта работа может быть проведена на оргсобрании группы, на семинарском занятии для студентов отдельно взятой специальности или целого факультета в рамках спецкурса по управлению профессиональным развитием.