Файл: Т. И. Ермакова, Е. Г. Ивашкин проведение занятий с применением интерактивных форм и методов обучения.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 505
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
58
-
наш век информационных технологий и электронной ком-муникации настоятельно рекомендуется, чтобы студенты развивали электронное, или онлайн-портфолио.
Такой формат позволяет легко и эффективно общаться через Интернет с возможными работодателями. Подобное электронное портфолио может быть размещено как на персональном сайте, так и на сайте университета.
Например, на общеуниверситетском сайте выделяется специальный раздел, посвященный персональной информации о студентах для потенци-альных работодателей. Причем очень активны в поддержании и обновле-нии этих портфолио наиболее перспективные в карьерном отношении студенты, например те, кто участвует в ежегодных конкурсах типа «Карьерист года», Молодёжных карьерных форумах, ярмарках вакансий, презентациях ведущих компаний, проходящих как в стенах университета, так и за его пределами.
Для сравнения предлагаем виды портфолио учащихся в США и России (табл. 5)
Многообразие описанных ранее видов и типов портфолио является свидетельством огромного потенциала их использования.
Таблица 5. Виды портфолио обучающихся в США и России
Портфолио учащихся в США | Портфолио учащихся России | ||
| | | |
Наименование | Содержание | Наименование | Содержание |
| | портфолио | |
| | | |
Портфолио | Развитие и рост в | Сбор | Возможность как |
документации | обучении: | сертифицированных | качественной, так и |
(рабочий) | представлены работы, | (документированных) | количественной оценки |
| идентифицированные | индивидуальных | материалов портфолио. |
| результаты, собранные | образовательных | Портфолио этого типа |
| на протяжении всего | достижений. | даёт представление о |
| периода обучения. | | результатах, но не |
| | | описывает процесса |
| | | индивидуального |
| | | развития, разнообразия |
| | | его творческой |
| | | активности, его учебного |
| | | стиля, интересов и т.п. |
| | 59 | |
| | | Окончание табл. 5 |
| | | |
Портфолио | Документы, | Работы: | Оформляется в виде |
процесса | отражаю-щие | творческие и | творческой папки с |
(США) | подходы к обучению. | проектные. Описание | приложениями работ в |
Портфолио | Показывает наличие | учебной и творческой | виде текстов, |
работ (РФ) | знаний и навыков для | активности: | электронных версий, |
| выполнения работ. | участие в научных | фотографий, |
| Отражает рефлексию | конференциях, | видеозаписей. |
| учащегося на процесс | конкурсах, | Даёт представление о |
| обучения с помощью | прохождение | динамике учебной и |
| журналов, записей, | элективных курсов, | творческой активности, |
| отзывов и т.п. | практик, спортивных и | направленности его |
| | художественных | интересов, характере |
| | достижений и др. | предпрофильной |
| | | подготовки. |
| | | |
Портфолио | Для | | |
показательный | суммирования | | |
| мастерства учащихся, | | |
| включает лучшие | | |
| работы учащихся, | | |
| выбранные ими и | | |
| педагогами. | | |
| | | |
| Включает: | | |
| закончен-ные работы, | | |
| письме-нный анализ | | |
| или реакцию | | |
| обучающе-гося на | | |
| законченный процесс, | | |
| определяющий | | |
| включённые работы. | | |
| Касается | Характеристики | Самооценки |
Портфолио | деятельности, которая | отношения студента | студентов, что повышает |
оценочный | развивается в ходе | к различным видам | степень осознанности |
(США) | естественных | деятельности, | процессов, связанных с |
Портфолио | взаимодействий в | представленные | выбором профильного |
отзывов (РФ) | группе. | педагогами, | направления. Сложность |
| «Культура портфолио» | студентами, а также | формализации и учёта |
| поддерживает общение | письменный анализ | собранной информации. |
| студентов, которые | самого студента к | Представляется в виде |
| берут на себя | своей конкретной | текстов заключений, |
| ответственность за | деятельности и её | рецензий, отзывов, |
| демонстрацию того, | результатам. | резюме, эссе, |
| что они знают и умеют | | рекомендательных писем |
| делать. | | и прочее. |
| | 60 | |
-
Предназначение и использование портфолио для студентов
Суть использования портфолио как технологии и как пакета документов - обеспечить эффективное взаимодействие студентов с научными руководителями, преподавателями и кураторами в вузе в период обучения, а также с потенциальными работодателями до и после окончания высшего учебного заведения. Можно выделить общие и специфические составляющие использования портфолио в вузе. Общие факторы представлены в табл. 6.
Портфолио предназначено для того, чтобы подключить внутренние ресурсы субъекта, мотивировать его на их создание, культивирование и использование в целях развития своей профессиональной уникальности и конкурентоспособности. Использование портфолио имеет двухсторонний характер. С одной стороны в его использовании заинтересованы преподаватели и студенты вуза, с другой стороны потенциальные работодатели: портфолио – это материалы по безотметочной оценке учебных успехов и научных достижений студента.
Материалы дают представление о его готовности к профессио-нальной карьере, в то же время портфолио – это собрание личных достижений студента, которое показывает реальный уровень его подготовки и активности в различных учебных и внеучебных видах деятельности в вузе и за его пределами.
Таблица 6. Общие факторы использования портфолио
Студенты и преподаватели вуза | | Потенциальные | | ||||||||
| | | | работодатели на рынке труда | |||||||
- | обсуждение | результатов | обучения | - | включение студента в | ||||||
сокурсниками и преподавателями; | | период обучения в вузе в | |||||||||
- рефлексия студентами своей работы; | процесс развития «нужных» | ||||||||||
- | демонстрация индивидуального стиля | предприятию компетенций; | |||||||||
обучения студента, особенностей его интеллекта | - | конечная | оценка | ||||||||
и культуры; | | | вузовских | достижений | студента | ||||||
- | возможность | самостоятельно | и активное | участие | в его | ||||||
определить темы для портфолио; | | дальнейшей | профессиональной | ||||||||
- | возможность для студентов установит | судьбе. | | | | ||||||
связи между предыдущим и новым знанием; | | | | | |||||||
- | включение | студентав | процесс | | | | | ||||
развития своих компетенций, в рефлексию своих | | | | | |||||||
изменений, «строительство» самого себя; | | | | | |||||||
- | оценка промежуточных достижений, в | | | | | ||||||
том числе «формализованная»; | | | | | | ||||||
- | подготовка | и обоснование целей | | | | | |||||
будущей работы. | | | | | | | |||||
| | | 61 | | | | |
Специфика использования портфолио появляется в связи со спецификой его типа. Например, портфолио студентов дополнительной специализации предназначен для презентации индивидуального
образовательного движения студентов специализации лицам, заинтересованным в успешных выпускниках программы. Среди них могут быть разработчики и преподаватели программы специализации,
потенциальные работодатели, представители партнёрских образовательных организаций, предлагающие аналогичные программы для параллельного или последующего обучения.
-
Этапы деятельности в образовательной технологии «портфолио»
Образовательная технология «портфолио» предполагает организацию поэтапной деятельности, включающей семь этапов:
Этап 1. Мотивация и целеполагание по созданию портфолио. Практически вся деятельность по созданию и использованию
портфолио строится в зависимости от поставленных в её рамках целей. Чем чётче проявлено основание необходимости создания портфолио, чем конкретнее поставлены цели его использования, тем более вероятно достижение успешных результатов на всех последующих этапах. И наоборот, если при работе на следующих этапах результаты отсутствуют или ниже запланированных, это является указанием на то, что работа по мотивации и целеполаганию была проведена некачественно.
Прежде всего необходимо определить, кто станет субъектом (владельцем) портфолио-продукта, а кто субъектом (организатором) портфолио-технологии. В чём их интерес? Каких результатов ожидает каждая заинтересованная сторона? Каков в связи с этим будет их вклад? Обсуждение этих вопросов и является содержанием работы на первом этапе.
Формы работы при этом могут быть разными. Например, рассмотрение перечисленных ранее вопросов на заседании кафедры, на совещании при декане, ректоре, на научно-методическом совете вуза, на проектном семинаре с участием профессорско-преподавательского состава и управленцев. Эта работа может быть проведена на оргсобрании группы, на семинарском занятии для студентов отдельно взятой специальности или целого факультета в рамках спецкурса по управлению профессиональным развитием.