Файл: Т. И. Ермакова, Е. Г. Ивашкин проведение занятий с применением интерактивных форм и методов обучения.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 506
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
53
Консультирует,
советует,
направляет
СОтрудничество
СОавторство
СОтворчество
Задает вопросы,
советуется
Рисунок 5. Применение проектных технологий ведет к изменению позиции педагога и студента
Если это – исследовательский проект, то он с неизбежностью включает в себя этапность проведения, причем успех всего проекта во многом зависит от правильно организованной работы на отдельных этапах. Поэтому необходимо отслеживать такую деятельность обучающихся поэтапно, оценивая ее шаг за шагом. При этом здесь, как и при обучении в сотрудничестве, оценка необязательно должна выражаться в виде отметок.
Возможны разнообразные формы поощрения. В проектах игровых,
предусматривающих соревновательный характер, целесообразно использовать балльную систему. В творческих проектах часто бывает невозможно оценить промежуточные результаты. Но отслеживать работу
54
все равно необходимо, чтобы вовремя прийти на помощь, если потребуется (но не в виде готового решения, а в виде совета).
Другими словами, внешняя оценка проекта (как промежуточная, так и итоговая) необходима, но она принимает различные формы, в зависимости от множества факторов. Педагог проводят постоянный мониторинг совместной деятельности, но не навязчиво, а тактично, в случае необходимости оказывая помощь.
Отдельно следует выделить параметры внешней оценки проекта:
-
значимость и актуальность выдвинутых проблем, адекватность их изучаемой тематике;
-
корректность используемых методов исследования и методов обработки получаемых результатов;
-
активность каждого участника проекта в соответствии с его индивидуальными возможностями;
-
коллективный характер принимаемых решений;
-
характер общения и взаимопомощи, взаимодополняемости участников проекта;
-
необходимая и достаточная глубина проникновения в проблему, привлечение знаний из других областей;
-
доказательность принимаемых решений, умение аргументировать свои заключения, выводы;
-
эстетика оформления результатов выполненного проекта; умение отвечать на вопросы оппонентов, лаконичность и аргументированность ответов каждого члена группы.
При подготовке проектов весьма полезной оказывается технология сотрудничества, которая позволяет всем участникам проекта полноценно осмыслить и освоить учебный материал, дополнительную информацию, а главное – научиться работать совместно и самостоятельно. Метод проектов не существует сам по себе, а вписывается в систему личностно-ориентированного обучения, которое включает в себя также разнообразные проблемные методы (дискуссии, исследовательские, поисковые), дифференциацию обучения (разноуровневое обучение).
Метод проектов - это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна
55
завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом. Это совокупность приёмов, действий обучающихся в их определённой последовательности для достижения поставленной задачи — решения проблемы, лично значимой для студентов и оформленной в виде некоего конечного продукта.
Основное предназначение метода проектов состоит в предоставлении учащимся возможности самостоятельного приобретения знаний в процессе решения практических задач или проблем, требующего интеграции знаний из различных предметных областей. Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути. Преподавателю в рамках проекта отводится роль разработчика, координатора, эксперта, консультанта.
2.3.4. Технология работы с портфолио
Портфолио – это способ фиксирования, накопления, оценки и самооценки индивидуальных достижений за какой-то период времени. Он относится к «аутентичным», то есть к истинным, наиболее приближенным
-
реальному оцениванию [4]. Его основной смысл – показать все, на что способен специалист. Этот метод позволяет самостоятельно проанализировать свои достижения (удовлетворительные и не очень) с тем, чтобы сделать выводы и шагать дальше.
Таким образом, портфолио – это накопитель достижений, отражающий динамику нашего профессионального развития, служащий формой обсуждения и самооценки результатов работы. Установление связи между предыдущими и новыми портфолио – эффективный способ рационального и прозрачного продвижения настоящих и
будущих профессионалов на рынке труда, способ оценивания имеющихся у них ключевых и иных компетенций, а также перспектив делового, профессионального и творческого взаимодействия работодателя с ними.
Т.к. существует множество определений портфолио, необходимо ввести базовое различение понятия «портфолио», которое будет использовано далее в в двух позициях:
56
-
портфолио-технология - современная образовательная технология, в основе которой используется метод аутентичного (истинного, наиболее приближенного к реальному) оценивания результатов образовательной и профессиональной деятельности;
-
портфолио-продукт - в переводе с итальянского означает «папка с документами», «папка специалиста».
Аутентичное оценивание – это вид оценивания, применяющийся, прежде всего, в практико-ориентированной деятельности и предусмат-ривающий оценивание умений и навыков личности в условиях помещения
-
в ситуацию, максимально приближенную к требованиям реальной жизни – повседневной или профессиональной. Такой подход применим к оцениванию качества образования как качества образовательных результатов и как качества условий, в которых они достигаются:
-
портфолио – отчет по процессу обучения: о том, что узнал студент, как проходил процесс обучения, как он думает, анализирует, синтезирует, производит, создает и т.п. ;
-
портфолио – способ фиксирования, накопления и оценки
индивидуальныхдостиженийстудента(профессионала)в
определённый период его образовательной (профессиональной) деятельности.
Основные аспекты, необходимые для понимания сущности технологии «Портфолио» и использования её в вузе.
типы портфолио;
предназначение и использование портфолио для студентов;
этапы деятельности в образовательной технологии «Портфолио»;
структура содержания портфолио; параметры оценки портфолио.
-
Типы портфолио
-
настоящее время понятие «портфолио» чаще всего соотносят со сферой образования. На самом деле, в широком смысле этого понятия,
метод портфолио (performance portfolio or portfolic assessment) применим для любой практико-результативной деятельности: по видам и по
субъектам. По видам практико-результативной деятельности:
57
образовательная и профессиональная. По субъекту деятельности: индивидуальная и групповая. По этим приведённым основаниям, можно выделить виды портфолио в вузе, указанные в табл. 4.
Таблица 4. Виды портфолио в зависимости от деятельности
Деятельность | индивидуальная | групповая |
| | |
образовательная | портфолио студента, | портфолио студенческой |
| портфолио выпускника вуза | группы |
| портфолио аспиранта | |
| | |
профессиональная | портфолио преподавателя, | портфолио кафедры |
| портфолио административного | портфолио факультета |
| работника вуза | портфолио института |
| | |
Внутри практико-результативной деятельности можно выделить виды портфолио:
по виду деятельности | по назначению | | | | ||
| | | | |||
Практико-ориентированные | цель-анализ | | практической | |||
| деятельности | | | | | |
| | | | |||
Проблемно-ориентированные | средство | повышения | качества | |||
| решения проблемы | | | | | |
| | | | | ||
Проблемно-исследовательские | используются | для | сбора | и | ||
| систематизации материала в связи с | |||||
| написанием реферата, научной работы, | |||||
| подготовкой к конференции и т.д. | | ||||
| | | | | ||
Тематические | посвящены | | анализу, | разработке | ||
| различных аспектов темы | | | |||
| | | ||||
по специфике цели | - портфолио достижений | | ||||
использования портфолио | - портфолио | личностного | ||||
| развития | | | | | |
| - презентационный портфолио | | ||||
| - портфолио-коллектор | | ||||
| - портфолио проекта | | | |||
| - портфолио | карьерного | ||||
| продвижения и др. | | | | ||
| | | | |||
по времени создания | - недельные | | | |||
| - семестровые | | | |||
| - курсовые | | | | ||
| | | ||||
по способу обработки и | - портфолио в бумажном | | ||||
презентации информации | варианте | | | | | |
| - электронный вариант | | ||||
| портфолио. | | | | | |
| | | | | |