Файл: Т. И. Ермакова, Е. Г. Ивашкин проведение занятий с применением интерактивных форм и методов обучения.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 497
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Имитационные игры. На занятиях имитируется деятельность какой-либо организации, предприятия или его подразделения. Имитироваться могут события, конкретная деятельность людей (деловое совещание, обсуждение плана) и обстановка, условия, в которых происходит событие или осуществляется деятельность (кабинет начальника цеха, зал заседаний). Сценарий имитационной игры, кроме сюжета события, содержит описание структуры и назначения имитируемых процессов и объектов.
Ролевая игра – разыгрывание участниками группы сценки с
заранее распределенными ролями в интересах овладения определенной поведенческой или эмоциональной стороной жизненных ситуаций. Ролевая игра проводится в небольших группах (3-5 участников). Участники получают задание на карточках (на доске, листах бумаги и т.д.), распределяют роли, обыгрывают ситуацию и представляют (показывают) всей группе. Преподаватель может сам распределить роли с учетом характеров обучающихся.
Преимущество этого метода в том, что каждый из участников может представить себя в предложенной ситуации, ощутить те или иные состояния более реально, почувствовать последствия тех или иных действий и принять решение. Ролевые игры основаны на обучающем эффекте совместных действий. С психологической точки зрения, содержанием ролевой игры является не предмет, его употребление или изменение человеком, а отношения между людьми, осуществляемые через действия с предметами; не человек - предмет, а человек - человек. Ролевая игра - способ расширения опыта участников посредством предъявления им
113
неожиданной ситуации, в которой предлагается принять позицию (роль) кого-либо из участников и затем выработать способ, позволяющий привести эту ситуацию к достойному завершению (игра).
Известный американский разработчик теории ролей Дж. Морено отмечал, что слово role (роль) происходит от латинского rotula (небольшое колесо или круглое бревно), которое позднее стало означать скрученный в трубочку лист бумаги с записью слов пьесы для актеров. Лишь с XVI-XVII веков под ним стали понимать игру актеров. Понятие ролевых игр появилось лишь в XX веке.
-
середины 50-х гг. применение ролевых игр в США пошло двумя путями. Их стали широко использовать в психотерапии и в качестве тренинговых групп, которые ставят задачу саморазвития и самосовершенствования, а не психотерапии. Это направление было создано в основном с целью развития в людях навыков руководителей, поведения в больших и малых группах, конструктивного взаимодействия, разрешения конфликтов в группах, формирования адекватного самовосприятия и восприятия других.
Этот ролевой метод - средство социально-психологической под-готовки руководителей и специалистов. Роли каждого участника (в соответствии с общими условиями ролевой игры) могут привести обучаемых к живой дискуссии, особенно когда каждый вживается в роль,
-
не просто исполняет обязанности. Идея упражнений позволяет решить ряд проблем и тем самым развить навыки в областях управления и делегирования полномочий.
Преподавателю необходимо выделить время для подготовки краткого описания задействованных персонажей и удостовериться, что создаваемые условия игры максимально соответствуют специфике основной деятельности участников ролевого взаимодействия.
Способы распределения ролей Возможны, как правило, два варианта распределения ролей:
-
роли распределяются между некоторыми обучающимися, а ос-тальные, не получившие ролей, становятся активными зрителями, наблюдателями или выполняют функции «арбитра», записывая осо-бенности поведения участников и затем оценивая его последствия;
114
-
все разбиваются на небольшие группы единомышленников, и каждая группа коллективно берет на себя роль отдельного лица - участника ситуации или возглавляемого им подразделения.
Сегодня ролевые игры применяются повсюду и незаменимы в разнообразных областях применения психологии и в системе про-фессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации.
Характеристики ролевых игр
К основным характеристикам ролевых игр относят:
-
наличие модели управляемой системы, включенной в конкретную социально-экономическую систему. Такой моделью может стать фабрика, завод, библиотека или отдельное подразделение какой-либо организации с достаточно подробным описанием специфики, имеющихся ресурсов (материально-технических, финансовых, кадровых, социально-психологических);
-
наличие ролей;
-
различие целей участников игры, исполняющих разные роли;
-
взаимодействие ролей;
-
наличие общей цели у всего игрового коллектива;
-
многоальтернативность решений;
-
наличие группового или индивидуального оценивания деятель-ности участников игры;
-
наличие управляемого эмоционального напряжения.
Преподаватели, использующие этот метод в учебном процессе, часто путают такие его разновидности, как «разыгрывание ситуаций в ролях» и ролевые игры. С нашей точки зрения, эти методы, хотя и имеют между собой много общего, все же весьма существенно различаются.
При «разыгрывании» ситуаций в ролях участники исполняют роль так, как сами считают нужным, определяя самостоятельно свою стратегию поведения, свой вербальный сценарий. При этом они могут позволить себе импровизацию, исходя из своего видения заданной роли. Как правило, на таких игровых занятиях слушатели или играют самих себя, демонстрируя свой стиль, ценности, компетентность, эмоциональную культуру, или подражают кому-то из тех, кого хорошо знают.
115
При обсуждении результатов такой игры преподаватель может не только решать образовательные задачи, но и осуществлять коррекцию личности.
Основное отличие ролевых игр от разыгрывания ситуаций в ролях прежде всего в том, что тому, кто исполняет роль участника анализируемой ситуации, наряду с описанием выдается инструкция, в которой предписано, как вести свою роль, какой стратегии придерживаться, какой характер изображать, как оценивать сложившуюся ситуацию, какие интересы отстаивать и какие цели достигать.
Инструкция к ролевой игре должна, с одной стороны, детально описывать все аспекты ситуации. Вместе с тем, с другой стороны, она не должна ставить жестких границ, препятствующих участникам сыграть свои роли в соответствии с их собственными представлениями о том, как необходимо действовать в таких случаях.
Таким образом, ролевые игры - это игры по заданному сценарию, который требует не только знакомства с материалом, но и вхождения в заданный образ, то есть в какой-то степени даже перевоплощения, актерского мастерства.
Задача, к решению которой стремятся члены группы, участвующие
-
ролевой игре - создание модели поведения, характерного в повседневной жизни для реальных людей. Следует подчеркнуть, что именно поведение, а не просто проявление талантов выступающих будет основой последующей дискуссии. Группа должна наблюдать за содержанием каждой разыгрываемой сцены.
Методы проигрывания ролей являются интерактивными
, как правило, они используются в программах по изучению руководителями и специалистами сферы человеческих отношений (взаимодействие деловых партнеров, межличностная коммуникация, взаимопонимание), помогают им стать более восприимчивыми к чувствам других.
Проигрывание ролей может быть приятным и недорогим средством получения многих новых навыков. Участники занятия могут также отказаться от правил и экспериментировать. Например, играющий может поэкспериментировать со стилями руководства или стратегиями взаимодействия, применяя то демократический, то авторитарный стиль,
116
демонстрируя то конкуренцию, то уступку, то компромисс при принятии решений.
При внедрении этой технологии занятия проводятся в форме либо совещания, либо свободно развивающегося ролевого общения (диалога) между участниками.
-
заключение занятия слушатели, так же как и в АКС, обсуждают итог и ход решения проблемы (конфликта), оценивают поведение в данной ситуации каждого из ее участников, его продуктивность. При этом начинают дискуссию «зрители», а заканчивает - педагог, который проводит критический разбор итогов ролевого общения, отмечая достижения и потери.
Наблюдения могут быть более эффективными, если будет сделана видеозапись ролевой игры, которая в случае необходимости может быть использована для обеспечения обратной связи и подтверждения тех или иных положений, а также для консультирования.
Метод ролевых игр позволяет слушателю «сыграть чужую роль», посмотреть как бы со стороны на себя и своего «героя», чью роль он исполняет, что имеет большое значение для перцептивного обучения руководителей и специалистов, развития у них навыков адекватного восприятия деловых партнеров и достижения взаимопонимания, выбора эффективного сценария поведения.
Советы организатору
-
Тщательно разрабатывайте план ролевой игры.
Грамотное проведение ролевой игры приносит неоценимую пользу
-
участникам. Такие инсценированные игры целесообразно проводить после того, как группа преодолела скованность, внутреннее сопротивление и психологический дискомфорт.
-
Используйте ролевые игры и метод проигрывания ситуаций кор-
ректно.
Эффективность ролевых игр обусловлена их жизнедеятельностью и новизной переживаний. Это означает, что этот метод следует использовать осторожно. Если проводить игры при каждом удобном случае, их ценность как интерактивной технологии может сойти на нет.
117
-
Старайтесь делать группы маленькими.
Преодолеть сопротивление группы легче, ограничив ее численность до десяти человек. Небольшая численность участников способствует созданию спокойной неформальной обстановки, необходимой для успешного обучения.
Возможности для использования ролевой игры в качестве части программы тренинга остаются и тогда, когда в группе более десяти человек. Большие группы можно разделить на несколько малых, в каждой из которых будут свои наблюдатели, наборы ролевых игр и инструкции. Время в таких случаях рассчитывается так, чтобы все члены малых групп смогли обсудить результаты деятельности своих коллективов сообща.
-
Применяйте ролевые игры творчески, импровизируйте.
Надо чтобы следовала ролевая игра, дающая возможность на прак-тике применить только что изученные принципы или техники. В случаях, когда всем участникам тренинга необходимо справиться с некоторой практической ситуацией, можно устроить ролевую игру для всех. Для этого нужно разделить одну большую группу на несколько малых, и каждая из них будет разыгрывать свою ситуацию.
Рассмотренные интерактивные методы обучения способствуют формированию универсальных компетенций. Это еще раз подтверждает мнение ряда российских ученых (В. И. Байденко, Ю. Г. Татур, В. Д. Шадриков и др.) о том, что для отечественной высшей школы компетентностный подход не является таким новаторским, как для многих стран - участниц Болонского процесса. Элементы этого подхода в России всегда являлись неотъемлемой частью системы управления качеством обучения и профессиональной подготовки специалистов на уровне всей системы образования. Поэтому сейчас можно говорить о том, что отечественная высшая школа готова и способна решать вопросы модернизации высшего образования на основе компетентностного подхода.
118
Таблица 16. Интерактивные методы обучения как средство формирования универсальных компетенций
Интерактивные | Компоненты универсальных компетенций |
методы обучения | |
| |
Дискуссии | Умение слушать, умение общаться, умение вести |
подготовка к | переговоры, уважение и принятие Другого, уверенность в себе, |
дискуссии | способность к анализу и синтезу; способность к критике и |
| самокритике, мобильность, способность брать на себя |
| ответственность, умение находить и анализировать информацию из |
| различных источников; способность распознавать трудности и |
| проблемы в знаниях и решать их; способность применять знания на |
| практике |
| |
Анализ | Умение решать проблемы, умение общаться, толерантность, |
конкретных | применять базовые знания в различных областях; уверенность в |
ситуаций | себе, способность к критике и самокритике, умение сотрудничать, |
| работать в команде, умение вести переговоры, способность к анализу |
| и синтезу; способность брать на себя ответственность, способность |
| применять знания на практике |
| |
Ролевая игра | Умение общаться, умение сотрудничать и работать в |
подготовка к | команде, умение вести переговоры; способность применять знания |
ролевой игре | на практике, умение решать проблемы, уверенность в себе; |
| способность применять базовые знания в различных областях; |
| умение находить и анализировать информацию из различных |
| источников, владение информационными технологиями |
| |
Проект | Способность работать самостоятельно, умение находить и |
| анализировать информацию из различных источников; владение |
| информационными технологиями, умение решать проблемы; |
| способность применять знания на практике, способность |
| распознавать трудности и проблемы в знаниях и решать их, |
| способность к самообразованию, способность брать на себя |
| ответственность, уверенность в себе. |
| |
| 3.1.5.Тренинг |