Файл: Т. И. Ермакова, Е. Г. Ивашкин проведение занятий с применением интерактивных форм и методов обучения.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 494

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



Тренинг (англ. training от train — обучать, воспитывать) — метод активного обучения, направленный на развитие знаний, умений и навыков


  • социальных установок. Тренинг – форма интерактивного обучения, целью которого является развитие компетентности межличностного и профессионального поведения в общении.


119

Достоинство тренинга заключается в том, что он обеспечивает активное вовлечение всех участников в процесс обучения.
Можно выделить основные типы тренингов по критерию направленности воздействия и изменений:

  • навыковый,




  • психотерапевтический,




  • социально-психологический,




  • бизнес-тренинг.


Навыковый тренинг направлен на формирование и выработку определенного навыка. Большинство бизнес-тренингов являются навыковыми, например, тренинг переговоров, самопрезентации, техники продаж и др.
Психотерапевтический тренинг (более корректное название — психотерапевтическая группа) направлен на изменение в сознании. Эти группы соотносятся с существующими направлениями психотерапии — психодраматические, гештальт-группы, группы телесноориентированной, танце-двигательной терапии и др.
Социально-психологический тренинг (СПТ) занимает промежуточное положение, он направлен на изменения и в сознании, и в формировании навыков. СПТ зачастую направлен на смену социальных установок и развитие умений и опыта в области межличностного общения. Сегодня этот метод активно используется в работе с детьми, родителями, профессионалами социономической (работа с людьми) группы, руководителями предприятий и организаций.
Основная цель социально-психологического тренинга — повышение компетентности в общении — может быть конкретизирована в ряде задач с различной формулировкой, но обязательно связанных с приобретением знаний, формированием умений, навыков, развитием установок, определяющих поведение в общении, перцептивных способностей человека, коррекцией и развитием системы отношений личности, поскольку личностное своеобразие является тем фоном, который окрашивает в разные цвета действия человек, все его вербальные


  • невербальные проявления.




    • американской педагогике часто используют «растапливающие лед» упражнения (ice-breaking exercises), которые напоминают



120

традиционные психологические тренинги, способствующие формированию команды. Эти приемы используются преимущественно на пропедевтическом этапе организации групповой деятельности учащихся, когда учащиеся знакомятся друг с другом и готовятся к работе в малых группах сотрудничества, устанавливая доверительные отношения и формируя необходимые навыки работы в сотрудничестве.


    • рамках учебной деятельности приемы формирования группы рекомендуется использовать в следующих учебных ситуациях:


при запуске новой учебной программы (проекта); в начале работы малых групп сотрудничества;
когда нужно сделать паузу и переключить внимание учащихся


  • одного вопроса на другой;

  • в конце занятия, когда учащиеся устали;




  • перед началом проведения тренингов, семинаров и других учебных мероприятий, предусматривающих групповые формы деятельности.


Что же такое тренинг? Тренинг (от английского train - воспитывать, учить, приучать) – это процесс получения навыков и умений в какой-либо области посредством выполнения последовательных заданий, действий или игр, направленных на достижение наработки и развития требуемого навыка.
Тренинг позволяет дать его участникам недостающую информацию, сформировать навыки устойчивости к давлению сверстников, навыки безопасного поведения. Неоспоримым достоинством тренинга является то, что он обеспечивает активное вовлечение всех участников в процесс обучения.

Требования к проведению тренинга:

  • оптимальное количество участников тренинга 20-25 человек;




  • соответствующее по размерам количеству участников тренинга помещение, где посадочные места расположены по «тренинговому кругу», что способствует активному взаимодействию его участников;




  • обязательность ознакомления участников в начале любого занятия тренинга с целями и задачами данного занятия;



121

проведение на первом занятии тренинга упражнения «знакомство» и принятие «соглашения» - правил работы группы;


  • создание дружелюбной доверительной атмосферы и ее поддержание в течение всего тренинга;




  • вовлечение всех участников в активную деятельность на протяжении всего тренинга;





  • уважение чувств и мнений каждого участника;




  • поощрение участников тренинга;


подведение участников тренером (преподавателем) к достижению поставленной перед ними цели занятия, не навязывая при этом своего мнения;


    • обеспечение тренером соблюдения временных рамок каждого этапа тренинга;




    • обеспечение эффективного сочетания теоретического материала




  • интерактивных упражнений;




    • обязательность подведения итогов тренинга по его окончании. Тренинг может состоять из одного или нескольких занятий, иметь


различную продолжительность – от одного часа до нескольких дней.
Каковы же структура и этапы проведения тренинга?


  1. Вначале тренер (преподаватель) должен обязательно сообщить участникам тему тренинга.




  1. Затем проводится ознакомление участников с целью и задачами тренинга. Хорошо, если цели и задачи написаны и вывешены на видном месте.




  1. Материалы и оборудование, необходимые для проведения тренинга готовятся заранее. К подготовке можно привлекать участников тренинга.




Введение
Этот этап может быть проведен в любой удобной форме, однако он задает тон последующей работы. Поэтому на этом этапе тренер должен создать демократическую, располагающую атмосферу. Хорошо, если педагог-тренер скажет о своих ожиданиях и о пожеланиях относительно предстоящей работы. «Ввести» участников в работу можно с помощью вступительного слова, мультимедийной презентации и т.п.
122

Знакомство
Знакомство представляет собой необходимую процедуру первого занятия любого тренинга. Знакомство позволяет активизировать группу, вовлечь ее участников в процесс обучения, развить навыки общения. Знакомство проводится даже в том случае, когда участники знают друг друга. Можно провести игры на знакомство: «Интервью», «Узнай меня», «Обмен визитками» и др.
Ожидания участников
На этом этапе следует выяснить ожидания участников от семинара-тренинга с помощью вопросов, на которые они отвечают по очереди «по кругу». Например: «Что вы хотите получить/узнать на этом семинаре?»
Можно заранее нарисовать на ватмане «дерево ожиданий». Попросить каждого участника написать, чего он ожидает от семинара-тренинга, на цветных клеющихся листочках (стикерах) и наклеить свой листок на «дерево ожиданий». А затем озвучить все эти ожидания.
Еще один вариант: каждый участник выходит и записывает свое ожидание на флипчарте (магнитно-маркерная доска с креплением для листа или блока бумаги, переворачиваемой по принципу блокнота. Используется для проведения лекций, семинаров и прочих подобных мероприятий. Имеет опору на колёсиках или в виде треноги).
Порядок проведения тренинга
После того, как все участники расскажут (напишут) о своих ожиданиях, преподаватель-тренер обязательно сообщает им порядок проведения тренинга. Это делается независимо от того, какова продолжительность данного семинара-тренинга, сколько занятий он в себя включает. Следует обязательно выяснить, нет ли у участников вопросов.
Принятие правил работы группы («соглашения»)
Для того, чтобы с самого начала занятия-тренинга участники
почувствовали ответственность за свое обучение, создать соответствующую рабочую атмосферу
, проникнутую взаимным уважением и доверием, а также для повышения эффективности усвоения материала рекомендуется принятие правил поведения на занятии – тренинге или «соглашения».

123

Пункты «соглашения» необходимо записать на листе бумаги или доске. После совместного обсуждения каждого пункта соглашение принимается большинством голосов и вывешивается на видном месте. Необходимо обратить внимание участников тренинга на то, что после голосования каждый из них несет ответственность за исполнение данного «соглашения».
Пример «соглашения»

  • не опаздываем;




  • стремимся узнать и запомнить больше;




  • соблюдаем правило «поднятой руки»;




  • высказываемся откровенно;




  • говорим по одному;




  • говорим по существу;




  • слушаем друг друга;




  • стремимся понять друг друга;




  • щадим чувства других;




  • соблюдаем конфиденциальность;




  • соблюдаем временные границы;




  • поощряем друг друга (словами, аплодисментами) и т.д.


Оценка уровня информированности группы
Одной из задач, стоящих перед преподавателем (тренером) является оценка уровня информированности участников тренинга. Для этой цели используется опросник или анкета, содержащие вопросы по теме тренинга.
Анкеты сохраняются до окончания всего тренинга, и затем уровень знаний учащихся оценивается еще раз. Сравнивая результаты, интересно будет узнать, что изменилось в знаниях и навыках участников. Кроме того, можно будет сделать оценку эффективности тренинга.
Актуализация проблемы
Для выработки мотивации к изменению поведения следует пробудить у участников интерес к обсуждаемой на тренинге проблемы, сделать эту проблему актуальной для каждого.
С этой целью можно провести ролевую игру.

124

Обучение:
Преподаватель-тренер должен владеть психолого-педагогическими знаниями и умело применять их в учебном процессе, владеть методами
получения, накопления и преподнесения информации участникам, влияния на их поведение и отношения.
Преподаватель-тренер должен знать цели и задачи, методы и способы обучения, источники информации, профилактические образовательные программы.
Необходимые условия для успешного обучения:


  • готовность обучаемого учиться;




  • применение различных форм и методов обучения;