ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 177
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
75
1 2 3 4 5 6 7 8 9
ТЕМА 6
НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВА И КАДАСТРОВ
6.1. Кодексы Российской Федерации
Нормативно-правовую базу землеустройства и кадастров составляют
Кодексы РФ, Федеральные законы и принятые в их развитие подзаконные
нормативные акты (Постановления Правительства РФ, Указы президента
РФ), а также ведомственные нормативные акты - распоряжения и приказы, методические указания и рекомендации, издаваемые профильными министерствами и ведомствами.
Нормативные правовые акты устанавливают правила и нормы, которые обязательны для применения всеми участниками земельно- имущественных отношений на территории Российской Федерации независимо от местоположения объектов недвижимости, видов прав на объекты недвижимости, правового статуса участника земельно- имущественных отношений, будь то органы государственной власти, органы местного самоуправления, юридические лица, либо физические лица.
Конституция
Российской
Федерации провозглашает право собственности граждан РФ на недвижимое имущество, устанавливает состав субъектов Российской Федерации и полномочия органов государственной и судебной власти.
Гражданский кодекс Российской Федерации регулирует следующие вопросы:
‒ понятие недвижимости и виды объектов недвижимости;
‒ виды прав на объекты недвижимости;
‒ обязательность кадастрового учёта и регистрации прав на недвижимость;
‒ правовое положение участников гражданского оборота объектов недвижимости;
‒ основания возникновения и порядок осуществления права собственности и других вещных прав на объекты недвижимости;
‒ регулирует договорные и иные обязательства, другие имущественные и личные неимущественные отношения;
‒ устанавливает порядок совершения операций и сделок с недвижимостью.
Земельный кодекс Российской Федерации регулирует:
76
‒ отношения по использованию и охране земель в Российской
Федерации как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории;
‒ устанавливает категории земель и порядок использования земельных участков различного целевого назначения;
‒ вопросы предоставления земельных участков для различных целей;
‒ устанавливает правомочность органов власти и местного самоуправления по переводу земель и земельных участков из одной категории в другую;
‒ мониторинг и землеустройство;
‒ осуществление государственного надзора за охраной и использованием земель и другие вопросы.
Градостроительный кодекс Российской Федерации регулирует следующие вопросы:
‒ порядок осуществления территориального планирования;
‒ правила градостроительного зонирования и планировки территории населённых пунктов;
‒ виды разрешённого использования земельных участков на землях населённых пунктов;
‒ архитектурно-строительное проектирование зданий и сооружений;
‒ отношения по строительству объектов капитального строительства, их реконструкции, а также по капитальному ремонту, при проведении которого затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов.
Лесной и Водный кодексы Российской Федерации регулируют отношения по вопросам использования объектов, расположенных на землях государственного лесного и государственного водного фонда
Российской Федерации. Кодексы устанавливают порядок управления и распоряжения лесами и водными объектами, в том числе предоставление в аренду лесных участков и заключение договоров водопользования для водных объектов. Кодексами также установлен порядок охраны лесов и водных объектов.
Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) регулирует вопросы налогообложения земельных участков и иных объектов недвижимости. Налоговый кодекс Российской федерации состоит из двух частей: часть первая (общая часть) и часть вторая (специальная или особенная часть).
Часть первая НК РФ устанавливает систему налогов и сборов, а так же общие принципы налогообложения и уплаты сборов в Российской
77
Федерации, в том числе: виды налогов и сборов, взимаемых в Российской
Федерации; основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов.
Часть вторая НК РФ устанавливает конкретные взимаемые налоги и сборы, а так же ряд специальных налоговых режимов. В настоящее время частью второй НК Российской Федерации установлены следующие федеральные налоги и сборы: НДС, акцизы, НДФЛ, налог на прибыль, сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов, государственная пошлина при совершении сделок с объектами недвижимости.
Так же положениями кодекса установлены региональные налоги - транспортный налог, налог на игорный бизнес, налог на имущество организаций, и один местный налог - земельный налог.
Жилищный кодекс Российской Федерации регулирует следующие вопросы:
‒ возникновение, осуществление, изменение, прекращение права владения, пользования, распоряжения жилыми помещениями государственного и муниципального жилищных фондов;
‒ пользование жилыми помещениями частного жилищного фонда;
‒ пользование общим имуществом собственников помещений;
‒ отнесение помещений к числу жилых помещений и исключения их из жилищного фонда;
‒ учет жилищного фонда;
‒ содержание и ремонт жилых помещений;
‒ переустройство и перепланировка жилых помещений;
‒ управление многоквартирными домами;
‒ создание и деятельность жилищных и жилищно-строительных кооперативов, товариществ собственников жилья, прав и обязанностей их членов;
‒ предоставление коммунальных услуг;
‒ внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги;
‒ контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда.
Кодекс административных правонарушений Российской Федерации предусматривает административную ответственность за нарушение земельного, градостроительного, лесного, водного и иного законодательства органами государственной власти, местного самоуправления, юридическими и физическими лицами – участниками земельно-имущественных отношений.
Органами власти субъектов РФ могут быть приняты законы субъекта
РФ в сфере земельно-имущественных и кадастровых отношений, содержащие нормы и правила, обязательные к применению в данном
78 субъекте РФ, однако они не могут противоречить общероссийскому законодательству.
При изучении Российского законодательства необходимо помнить, что в федеральные законы и иные нормативно-правовые акты регулярно вносятся дополнения и изменения, в связи с этим необходимо руководствоваться последней действующей редакцией нормативно- правового документа, которые доступны в сети Интернет на сайтах справочно-правовых систем Консультант Плюс и ГАРАНТ.
6.2. Нормативно-правовое регулирование в сфере
землеустройства
Порядок проведения землеустройства устанавливается федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Правовую основу проведения
Землеустройства составляют следующие нормативные правовые акты:
• Земельный кодекс Российской Федерации;
• Федеральный закон от 18.06.2001 № 78-ФЗ «О землеустройстве»;
• постановление Правительства Российской Федерации от
20.08.2009 №688 «Об утверждении правил установления на местности границ объектов землеустройства»;
• постановление Правительства Российской Федерации от
30.07.2009 №621 «Об утверждении формы карты (плана) объекта землеустройства и требований к ее составлению»;
• постановление Правительства Российской Федерации от
29.12.2008 №1061 «Об утверждении положения о контроле за проведением землеустройства»;
• постановление Правительства Российской Федерации от
11.07.2002 №514 «Об утверждении положения о согласовании и утверждении землеустроительной документации, создании и ведении государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства»;
• постановление Правительства Российской Федерации от
04.04.2002 №214 «Об утверждении положения о государственной экспертизе землеустроительной документации»;
• приказ Минэкономразвития России от 03.06.2011 №267 «Об утверждении порядка описания местоположения границ объектов землеустройства»;
79
• постановление Правительства Российской Федерации от
01.06.2009 №457 «О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии».
6.3. Нормативно-правовое регулирование в сфере кадастра
объектов недвижимости
Нормативно-правовые основания ведения Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН) составляют следующие документы:
Федеральная целевая программа
«Развитие единой государственной системы регистрации прав и кадастрового учета недвижимости (2014 - 2020 годы)»
Федеральный закон от 13.07.2015г. №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»
Приказ Минэкономразвития России от 25.03.2016г. №173 «Об утверждении порядков и способов направления органом регистрации прав уведомлений, а также подлежащих выдаче после осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав представленных заявителем документов»
Приказ Минэкономразвития России от 16.03.2016г. №137 «Об утверждении порядка и способов уведомления заявителей о ходе оказания услуги по осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав»
Приказ Минэкономразвития России от 8.12.2015г. №920 «Об утверждении форм заявления о государственном кадастровом учете недвижимого имущества и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество, заявления об исправлении технической ошибки в записях Единого государственного реестра недвижимости, о внесении сведений в
Единый государственный реестр недвижимости заинтересованным лицом, о внесении в Единый государственный реестр недвижимости записей о наличии возражения в отношении зарегистрированного права на объект недвижимости, записей о невозможности государственной регистрации права без личного участия правообладателя, записей о наличии прав требований в отношении зарегистрированного права, отдельных записей о правообладателе, отдельных дополнительных сведений об объекте недвижимости, требований к их заполнению, требований к формату таких заявлений и представляемых с ними документов в электронной форме, а также формы заявления о внесении в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках и о местоположении на них зданий,
80 сооружений, объектов незавершенного строительства, полученных в результате выполнения комплексных кадастровых работ»
Приказ Минэкономразвития России от 16.03.2016г. №136 «Об утверждении порядка и способов направления органом регистрации прав решения о необходимости устранения реестровой ошибки в описании местоположения границ земельных участков в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)»
Приказ Минэкономразвития России от 15.03.2016г. №127 «Об установлении порядка и способов уведомления органом регистрации прав заявителя о приеме заявления о государственном кадастровом учете и
(или) государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов при личном обращении в многофункциональный центр, а также посредством почтового отправления или в форме электронных документов и (или) электронных образов документов, порядка уведомления органом регистрации прав правообладателя о поступлении заявления о государственной регистрации прав на объект недвижимости, сведения о котором содержатся в Едином государственном реестре недвижимости»
Приказ Минэкономразвития России от 26.11.2015г. №883 «Об установлении порядка представления заявления о государственном кадастровом учете недвижимого имущества и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество и прилагаемых к нему документов, порядка представления заявления об исправлении технической ошибки в записях Единого государственного реестра недвижимости»
6.4. Нормативно-правовое регулирование кадастровой
деятельности
Кадастровая деятельность на территории РФ осуществляется на основании следующих нормативно-правовых актов:
Федеральный закон от 24.07.2007 №221-ФЗ «О кадастровой деятельности»
Приказ Министерства экономического развития Российской
Федерации от 28.06.2016 №406 «Об утверждении программы теоретического экзамена, подтверждающего наличие профессиональных знаний, необходимых для осуществления кадастровой деятельности»
Приказ Министерства экономического развития Российской
Федерации от 29.06.2016 №413 «Об утверждении перечня специальностей
81 и направлений подготовки высшего образования, необходимых для осуществления кадастровой деятельности».
Все вышеперечисленные Кодексы, Федеральные законы и подзаконные нормативные акты размещены в свободном доступе в сети
«интернет» в справочных правовых системах «Консультант Плюс» и
ГАРАНТ.
Кроме того, с содержанием нормативно-правовых документов также можно ознакомиться на официальных сайтах органов государственной власти, предприятий и организаций выполняющих работы в сфере землеустройства и кадастров.
Рекомендуемые интернет-сайты:
• Сервер органов государственной власти «Официальная Россия» - http://www.gov.ru
• Справочно-информационный портал «Государственные услуги» - http://www.gosuslugi.ru/ru
• Федеральный портал управленческих кадров - http://rezerv.gov.ru
• Министерство образования и науки Российской Федерации - http://mon.gov.ru/
• Министерство обороны Российской Федерации - http://mil.ru
• Министерство сельского хозяйства Российской Федерации - http://www.mcx.ru
• Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) http://www.rosreestr.ru
• Федеральная служба судебных приставов - http://www.fssprus.ru
• Федеральная нотариальная палата - http://www.notariat.ru
• Федеральная налоговая служба - http://www.nalog.ru
• Федеральный фонд содействия развитию жилищного строительства - http://www.fondrgs.ru
• Федеральное космическое агентство - http://www.federalspace.ru
• Национальный совет по оценочной деятельности
- http://www.ncva.ru
• Торгово-промышленная палата Российской Федерации - http://www.tpprf.ru
Сайты иных организаций:
• Ассоциация юристов России - http://www.alrf.ru
• Официальный сайт Некоммерческого Партнёрства «Кадастровые инженеры» - http://
www.roscadastre.ru
• Официальный сайт ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное
БТИ»: http://www.rosinv.ru
82
ТЕМА 7
МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫМИ РЕСУРСАМИ
Управление земельными ресурсами невозможно без знаний о количестве, качестве земель, её правовой принадлежности. Без информации о земельных ресурсах невозможно сформулировать стратегию их использовании, охраны, выполнять исполнительно- распорядительные действия в сфере использования земель.
Следовательно, в основу процесса управления земельными ресурсами муниципального образования должны быть положены земельно- информационные системы.
Такие информационные системы создаются основными методами государственного управления земельными ресурсами, к которым относятся:
- государственный земельный кадастр и государственный кадастр объектов недвижимости,
- землеустройство,
- мониторинг земель,
- государственный контроль (надзор) за использованием и охраной земель.
Наиболее полные сведения о земельном фонде Российской
Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований, земельных участках, границах определенных территорий содержатся в системах государственного кадастра объектов недвижимости
(ЕГРН) и мониторинга земель. Общедоступные сведения ЕГРН в свободном доступе размещены на Публичной кадастровой карте по ссылке https://pkk5.rosreestr.ru
. Ознакомиться с данными мониторинга можно на официальном сайте Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) во вкладке «Деятельность -
Государственное управление в сфере использования и охраны земель -
Мониторинг земель - Состояние земель России» по ссылке https://rosreestr.ru/site/activity/gosudarstvennoe-upravlenie-v-sfere- ispolzovaniya-i-okhrany-zemel/gosudarstvennyy-monitoring-zemel/sostoyanie- zemel-rossii/
Земельно-кадастровые данные предназначаются для обеспечения информацией органов исполнительной власти всех уровней в целях управления земельными ресурсами и экономического регулирования земельных отношений. Сведения земельно-кадастровых баз данных также используются при планировании использования земель, для государственной регистрации прав на землю и иное недвижимое