ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 179
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
58
‒ улучшение использования и охраны земельных ресурсов;
‒ сохранение и улучшение экологического состояния территорий;
‒ создание правовых, экономических и организационных норм и правил для реализации прав собственности, владения и пользования землей и различных форм хозяйствования на ней.
Основными полномочиями по государственному управлению земельно-имущественными отношениями обладают подведомственные
Министерству экономического развития РФ (Минэкономразвития)
Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом
(Росимущество) и Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр).
На уровне субъектов Российской Федерации вопросы регулирования земельно-имущественных отношений возложены на структурные подразделения исполнительных органов субъектов РФ - Министерства,
Департаменты и Управления.
Так, Департамент имущественных и земельных отношений
Белгородской области осуществляет следующие полномочия:
1. Проведение единой государственной политики в области имущественных и земельных отношений на территории области.
2. Обеспечение учета, эффективного управления, рационального использования в пределах своей компетенции государственным имуществом, находящимся в собственности Белгородской области, в том числе земельными участками.
3. Осуществление совместно со специализированным учреждением
«Фонд государственного имущества Белгородской области» приватизации областного имущества в пределах своей компетенции.
4. Осуществление взаимодействия в области имущественных и земельных отношений с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти и органами местного самоуправления области.
5. Осуществление координации деятельности органов исполнительной власти области, органов местного самоуправления по вопросам проведения единой государственной политики в области имущественных и земельных отношений.
В муниципальных образованиях - административных районах субъектов
РФ и городах функции регулирования земельно- имущественных отношений возложены на структурные подразделения местных администраций - Управления и отделы земельных и имущественных отношений.
59
4.2. Государственное и муниципальное управление объектами
недвижимости
Как известно, вся территория Российской Федерации разделена на административно-территориальные образования
- субъекты
РФ
(республики, края, области, города федерального подчинения), полный перечень и название которых перечислены в Конституции РФ.
В свою очередь, каждый субъект РФ разделён на более мелкие административные единицы - муниципальные образования.
К муниципальным образованиям относятся: муниципальный район, городское поселение, сельское поселение, городской округ, административный район в городском округе.
Все расположенные на территориях муниципальных образований объекты недвижимости принадлежат различным лицам на праве собственности и других правах - пользования, аренды, оперативного управления и хозяйственного ведения. Однако право собственности является основополагающим.
Объекты недвижимости, которые не являются собственностью физических и юридических лиц, принадлежат на праве собственности либо муниципальному образованию, либо субъекту РФ, либо государству.
Земельными ресурсами и объектами недвижимости, являющимися собственностью Российской Федерации, управляют и распоряжаются соответствующие федеральные органы исполнительной власти
Российской Федерации - Министерство обороны РФ, Министерство сельского хозяйства РФ, Министерство экономического развития РФ, и подведомственное ему Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом РФ (Росимущество).
Управление и распоряжение земельными участками и объектами недвижимости, находящимися в собственности субъектов
РФ осуществляются органами власти субъектов РФ.
Управление и распоряжение земельными участками и объектами недвижимости, находящимися в муниципальной собственности, осуществляются органами местного самоуправления.
Номинально в роли субъектов государственной и муниципальной собственности выступают народ страны, население региона и территориально-административного образования
(города, района, поселка). Реальными же распорядителями собственности от лица государства, региона, административно-территориальной единицы являются органы законодательной и исполнительной власти.
Систему управления земельными ресурсами и объектами недвижимости образуют Российское законодательство, законодательство
60 субъектов РФ и федеральные государственные и муниципальные органы управления.
Инструментами государственного управления земельными ресурсами и объектами недвижимости являются законодательно установленные правила, нормы и процедуры, применение которых обязательно при формировании, использовании и гражданском обороте земельных участков и тесно связанной с ними недвижимости.
В сфере управления государственной, муниципальной и частной собственности правовую основу составляют Кодексы и Федеральные законы РФ. Так, Земельный Кодекс РФ регулирует вопросы использования земель и земельных участков, Градостроительный кодекс устанавливает правила использования земельных участков на территории населённых пунктов и создания искусственных объектов недвижимости - зданий и сооружений.
В сфере управления собственностью муниципального образования базовым законодательным актом федерального уровня является
Федеральный закон от 06.10.2003 г. №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Государство и в его лице органы власти и местного самоуправления должны предпринимать исчерпывающие меры по рациональному управлению земельными ресурсами; охране земли и окружающей природной среды от порчи и нарушений; пресечение действий владельцев, пользователей и собственников земли и иных объектов недвижимости, наносящих ущерб безопасности людям и территориям, нарушающих охраняемые законом права и интересы других лиц.
Органы местного самоуправления имеют право получать арендную плату от муниципальных земель и иных муниципальных объектов недвижимости, сдаваемых в аренду, а также земельный и имущественный налог от иных собственников земельных участков и объектов капитального строительства на территории муниципального образования.
Для целей налогообложения, расчёта арендной платы и выкупной цены государством устанавливается кадастровая стоимость объектов недвижимости.
Типовые функции государственного управления землёй и иной недвижимостью условно можно разделить на:
1) регулятивные, состоящие в нормативной правовой регламентации управления (принятие нормативно-правовых документов – федеральных законов и подзаконных актов);
2) исполнительно-распорядительные
(выполнение закрепленных регулятивными функциями прав и обязанностей, издание распоряжений, приказов, инструкций и правил в закреплённых сферах деятельности);
61 3) контрольно-надзорные (проверка соответствия выполняемых функций федеральному и местному законодательству).
Указанные функции воплощаются в полномочиях органов власти и местного самоуправления.
Сложившаяся структура органов государственного управления земельными и природными ресурсами, а также объектами недвижимости включает в себя ряд министерств и ведомств, каждое их которых курирует определённый сегмент земельных и имущественных отношений.
Каждой функции (регулятивной, исполнительно-распорядительной, контрольно-надзорной) присущи свои организационные образования.
Так, например:
‒ вопросы землеустройства отнесены к функциям Министерства сельского хозяйства;
‒ вопросы государственного учёта объектов недвижимости, регистрации прав на них и контроля за их использованием отнесены к полномочиям Министерства экономического развития;
‒ распоряжение находящимися на земельных участках лесными и водными объектами отнесены к полномочиям Министерства природных ресурсов;
‒ полномочия по государственному управлению в области использования природных ресурсов возложены на подведомственные
Министерству природных ресурсов РФ (Минприроды) Федеральное агентство по недропользованию (Роснедра), Федеральное агентство водных ресурсов (Росводресурсы) и Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз),
‒ экологический надзор за использованием земель и участков недр возложены на
Федеральную службу по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор);
‒ вопросы территориального планирования муниципальных образований, утверждение Правил землепользования и застройки территорий населённых пунктов решаются Органами местного самоуправления.
Выполняемые этими органами в рамках своей компетенции функции управления земельными ресурсами и недвижимым имуществом проявляются как конкретные обособленные мероприятия.
Организационно-управленческая структура муниципальных органов, участвующих в формировании кадастра недвижимости различна.
Структура местной администрации обычно включает:
1) руководство муниципалитета: глава администрации, заместители главы, в числе которых может быть первый заместитель;
62 2) структурные подразделения, которые могут находиться в подчинении главы администрации, одного из его заместителей или в соподчинении между собой;
3) территориальные органы (например, для города с районным делением);
4) аппарат администрации, обеспечивающий и организующий ее деятельность: юридическая, кадровая, информационная службы, делопроизводство, работа с обращениями граждан, собственная бухгалтерия и др.
В зависимости от роли и места в организационной структуре, важности и объема решаемых задач структурные подразделения органов государственной власти и местного самоуправления обладают разным статусом и, соответственно, имеют разные наименования, например:
Департаменты, Управления, Комитеты, Отделы, Сектора, Комиссии.
Для решения управленческих задач крупные организационные единицы делятся на более мелкие, образующие новые уровни. В качестве примера организационных структур органов власти и местного самоуправления и их управленческих функций приведём основные полномочия муниципальных структурных подразделений администрации города Белгород, являющихся потенциальными работодателями для выпускников профиля «Городской кадастр».
Управление архитектуры и градостроительства администрации
города Белгорода (далее - Управление) является отраслевым
(функциональным) органом администрации города Белгорода в области градостроительства и архитектуры. Основными задачами Управления являются:
1. Реализация государственной градостроительной политики на территории города Белгорода.
2. Осуществление практических мер по совершенствованию градостроительства, повышению качества архитектурно-планировочных и архитектурно - художественных решений при застройке территории города в целях создания полноценной среды для жизнедеятельности населения города, бережному природопользованию, сохранению исторического и культурного наследия, природных ландшафтов.
Управление в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет следующие функции:
1) участвует в подготовке документов территориального планирования городского округа и документации по планировке территории города;
2) осуществляет мониторинг выполнения Правил землепользования и застройки в городе Белгороде;
63 3) участвует в подготовке предложений по выбору земельных участков для строительства объектов недвижимости;
4) осуществляет ведение Информационной системы обеспечения градостроительной деятельности (далее - ИСОГД), осуществляемой на территории городского округа;
5) участвует в разработке прогнозов экономического и социального развития города в части подготовки градостроительных программ и планов;
6) организует конкурсы на разработку градостроительной и проектной документации, на архитектурно-художественное оформление и благоустройство территорий города;
7) осуществляет ведение банка данных градостроительной документации существующей застройки (опорного плана) и архивного фонда инженерных изысканий для строительства;
8) обеспечивает информирование населения по вопросам градостроительной деятельности в соответствии с действующим законодательством РФ;
9) готовит градостроительные планы на строительство объектов капитального строительства, реконструкцию по заявке заказчика
(застройщика);
10) готовит выписки из ИСОГД по земельным участкам и объектам капитального строительства;
11) готовит выписки из Правил землепользования и застройки в городе Белгороде о градостроительных регламентах территориальных зон;
12) формирует и использует топографо-геодезические фонды;
13) участвует в создании информационной системы и банка данных в области архитектуры и градостроительства и организует информационное обеспечение по вопросам архитектурной и градостроительной деятельности.
Комитет имущественных и земельных отношений администрации
города Белгорода (далее - Комитет) является функциональным имущественным органом администрации города. Комитет осуществляет управление и распоряжение муниципальной собственностью городского округа «Город Белгород», в том числе земельными и лесными участками, находящимися в муниципальной собственности городского округа «Город
Белгород», а также земельными и лесными участками, государственная собственность на которые не разграничена, а также осуществляет возложенные на него функции органа местного самоуправления.
Комитет как субъект рынка недвижимости осуществляет следующие муниципальные функции:
64 1) предоставление в аренду земельных и лесных участков;
2) дача согласия на распоряжение муниципальным имуществом, на залог права аренды земельных и лесных участков в случаях, установленных законодательством;
3) приватизация муниципального имущества, в том числе земельных участков;
4) предоставление земельных участков в постоянное (бессрочное) пользование, в безвозмездное срочное пользование;
5) закрепление муниципального имущества на праве хозяйственного ведения или оперативного управления за муниципальными унитарными предприятиями и муниципальными учреждениями;
6) прием имущества в муниципальную собственность, признание права муниципальной собственности на бесхозяйное имущество формирование и ведение реестра муниципальной собственности;
7) осуществление муниципального земельного и лесного контроля;
8) изъятие имущества, в том числе земельных участков для муниципальных нужд.
Таким образом, востребованность специалистов городского кадастра, выпускников направления подготовки «Землеустройство и кадастры» в органах государственной власти и местного самоуправления весьма высока.
65
1 2 3 4 5 6 7 8 9