ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 172
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
33
Право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости.
Регистрации подлежат следующие права на недвижимость:
‒ право собственности;
‒ право пользования (постоянного и временного);
‒ аренда и субаренда;
‒ право хозяйственного ведения;
‒ право оперативного управления;
‒ право пожизненного наследуемого владения;
‒ ипотека;
‒ сервитуты;
‒ иные права и ограничения (арест, залог и т.п.).
Собственность - основной вид права. Только собственник вправе владеть, пользоваться и распоряжаться объектом недвижимости по своему усмотрению - продавать, менять, дарить, закладывать недвижимость в банк под кредит, и т.д.
Все остальные права являются вторичными.
Земля может находиться в государственной, муниципальной, частной и иных формах собственности.
К государственным землям отнесены федеральные земли и земли субъектов Федерации, муниципальным — земельные участки, принадлежащие на праве собственности муниципальным образованиям.
В законодательстве РФ выделяются следующие формы земельной собственности:
1) частная собственность (единоличная, индивидуальная) – осуществляется и реализуется властью отдельных граждан и групп в их интересах;
2) государственная собственность – природные богатства, включенные в хозяйственный оборот, средства производства, информация
– все то, что находится в ведении и распоряжении государства и под его ответственностью;
3) муниципальная собственность – реализуется властью органов местного самоуправления в интересах населения того или иного муниципального образования;
4) иные формы собственности – смешанные.
Право оперативного управления − это особая разновидность вещных прав, оно может принадлежать только юридическому лицу, не являющемуся собственником, и заключается в возможности использовать закрепленное за данной организацией имущество строго по целевому
34 назначению.
Право оперативного управления используется в муниципальных образованиях в отношении муниципальных учреждений и муниципальных казенных предприятий. Эти юридические лица в соответствии с целями своей деятельности и заданиями муниципального образования осуществляют в пределах, установленных законом, права владения, пользования и распоряжения закрепленным за ними имуществом. Муниципальное образование как собственник такого имущества вправе изъять излишнее, неиспользуемое либо используемое не по назначению имущество. Муниципальное учреждение не вправе отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом и имуществом, приобретенным за счет выделенных ему по смете средств.
Право хозяйственного ведения − это способ осуществления хозяйственной деятельности государственными и муниципальными унитарными предприятиями с вверенным им имуществом. Право хозяйственного ведения возникает у унитарного предприятия с момента передачи ему имущества. Предприятие владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в соответствии с условиями, предметом и целями деятельности, установленными собственником
(муниципалитетом) при передаче имущества предприятию. Объектами права хозяйственного ведения может быть любое имущество, переданное муниципалитетом и зачисленное на баланс унитарного предприятия. Это имущество неделимо, оно не может быть распределено как вклады между работниками при приватизации унитарного предприятия. Прибыль в виде доходов от хозяйственной деятельности предприятия поступает в собственность учредителя (муниципалитета) и находится у предприятия на праве хозяйственного ведения. Таким образом, унитарное предприятие ни при каких условиях не становится собственником находящегося у него имущества. Право хозяйственного ведения прекращается вместе с правом государственной и муниципальной собственности при приватизации предприятия.
Сервитут – это обременение собственника недвижимости в пользу других лиц, т.е. предоставление им права ограниченного пользования этой недвижимостью. Сервитут устанавливается для удовлетворения таких нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены иным способом. Наиболее распространенным видом сервитута является право пользования чужим земельным участком - так называемый земельный сервитут, устанавливаемый, например, для проездов, проходов, прокладки инженерно-технических коммуникаций, проведения ремонта, строительства и реконструкции зданий и иных целей, которые без установления сервитута не могут быть обеспечены.
35
Ещё одним примером сервитута является обеспечение похода к помещениям, предоставленным в аренду или собственность физическим или юридическим лицам в здании, принадлежащем конкретному лицу, в том числе муниципалитету.
Физические и юридические лица приобретают права на недвижимость в результате совершения различных операций и сделок.
Операции и сделки с недвижимостью совершаются по правилам, закреплённым в Гражданском Кодексе РФ и заключаются в форме
Договоров.
36
1 2 3 4 5 6 7 8 9
ТЕМА 3
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАКАЛАВРОВ ПРОФИЛЯ «ГОРОДСКОЙ КАДАСТР»
3.1. Кадастр объектов недвижимости
Кадастр недвижимости (реестр объектов недвижимости) является составной частью Единого государственного реестра недвижимости
(ЕГРН).
ЕГРН, в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-
ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», как федеральный информационный ресурс является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях возникновения этих прав, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с законом сведений.
Процедура внесения сведений о недвижимом имуществе в ЕГРН называется «государственный кадастровый учёт».
В соответствии со ст. 1 п.7 Закона о регистрации недвижимости,
Государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее - государственный кадастровый учет).
Профессиональный термин «государственный кадастровый учёт» недвижимости зачастую заменяется на выражение «поставить объект недвижимости на государственный кадастровый учёт».
При проведении кадастрового учёта каждому объекту недвижимости присваивается уникальный, не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации кадастровый номер. Кадастровый номер формируется в соответствии с кадастровым делением территории
РФ и состоит из учётного номера кадастрового квартала, разделителя в
37 виде двоеточия и порядкового номера записи об объекте недвижимости в реестре объектов недвижимости.
Кадастровый номер имеет следующий вид:
А : Б : В : Г,
где А - учётный номер кадастрового округа,
Б - учётный номер кадастрового района,
В - учётный номер кадастрового квартала,
Г - порядковый номер записи об объекте недвижимости (земельном участке, здании, сооружении, помещении, объекте незавершенного строительства) в реестре объектов недвижимости.
Для ведения ЕГРН используются установленные в отношении кадастровых округов местные системы координат с определенными для них параметрами перехода к единой государственной системе координат, а в установленных случаях используется единая государственная система координат. Картографической основой ЕГРН является единая электронная картографическая основа, создаваемая в соответствии с законодательством о геодезии и картографии.
Сведения о картографической основе размещаются на официальном сайте Росреестра в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Систематизированные сведения о недвижимости в ЕГРН хранятся в текстовой форме (семантические сведения) и графической форме
(графические сведения).
Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН) состоит из следующих разделов:
1) реестр объектов недвижимости (далее также - Кадастр недвижимости);
2) реестр прав, ограничений прав и обременений недвижимого имущества (далее также - реестр прав на недвижимость);
3) реестр границ - сведения о границах зон с особыми условиями использования территорий, территориальных зонах, территорий объектов культурного наследия, особо охраняемых природных территорий, особых экономических зон, охотничьих угодий, территорий опережающего социально-экономического развития, зон территориального развития в
Российской Федерации, игорных зон, лесничеств, лесопарков, о
Государственной границе Российской Федерации, границах между субъектами
Российской
Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о береговых линиях
(границах водных объектов), а также сведений о проектах межевания;
4) реестровые дела;
5) кадастровые карты;
6) книги учета документов.
38
Реестры ЕГРН, кадастровые карты и книги учета документов ведутся в электронной форме. Реестровые дела хранятся в электронной форме и
(или) на бумажном носителе.
Сведения ЕГРН имеют юридическую силу и государственный статус, они являются на сегодня единственно достоверными для налоговых, правоохранительных, судебных и иных органов.
В Кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости.
В кадастр недвижимости вносятся следующие основные сведения об объекте недвижимости:
1) вид объекта недвижимости (земельный участок, здание, сооружение, помещение, машино-место, объект незавершенного строительства, единый недвижимый комплекс, предприятие как имущественный комплекс);
2) кадастровый номер объекта недвижимости и дата его присвоения;
3) описание местоположения объекта недвижимости;
4) ранее присвоенный государственный учетный номер
(кадастровый, инвентарный, условный номер или номер учетной записи в государственном лесном реестре);
5) кадастровый номер объекта недвижимости, из которого в результате раздела, выдела или иного действия с исходным объектом недвижимости был образован новый объект недвижимости;
6) кадастровые номера помещений, машино-мест, расположенных в здании или сооружении;
7) если объект недвижимости прекратил существование - сведения о прекращении существования объекта недвижимости и дата снятия с государственного кадастрового учета;
8) кадастровые номера иных объектов недвижимости, в пределах которых расположен объект недвижимости, например:
- кадастровый номер земельного участка, в пределах которого расположен объект капитального строительства;
- кадастровый номер здания или сооружения, в которых расположено помещение, машино-место, либо кадастровый номер квартиры, в которой расположена комната;
- кадастровый номер единого недвижимого комплекса или предприятия как имущественного комплекса;
9) площадь;
10) если объектом недвижимости является сооружение - вносится основная характеристика объекта недвижимости (протяженность, глубина, глубина залегания, площадь, объем, высота, площадь застройки) и ее значение;
39 11) если объектом недвижимости является объект незавершенного строительства - вносится степень готовности объекта в процентах и основная характеристика объекта недвижимости и ее проектируемое значение, а также проектируемое назначение объекта незавершенного строительства;
12) количество этажей, в том числе подземных этажей, если объектом недвижимости является здание или сооружение;
13) номер этажа здания или сооружения, на котором расположено помещение или машино-место;
14) сведения о местоположении в здании и площадях помещений, относящихся к общему имуществу собственников помещений в здании;
15) материал наружных стен, если объектом недвижимости является здание;
16) год ввода в эксплуатацию здания или сооружения по завершении его строительства;
17) вид жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством; и другие сведения.
В кадастр недвижимости вносятся следующие дополнительные
сведения об объекте недвижимого имущества:
1) сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости;
2) сведения о лесах, водных объектах и об иных природных объектах, расположенных в пределах земельного участка;
3) категория земель, к которой отнесен земельный участок;
4) вид или виды разрешенного использования земельного участка, здания, сооружения, помещения;
5) сведения о том, что земельный участок полностью или частично расположен в границах зоны с особыми условиями использования территории или территории объекта культурного наследия, включая ограничения по использованию земельного участка, установленные для такой зоны или территории;
6) сведения о том, что земельный участок расположен в границах особо охраняемой природной территории, охотничьих угодий, лесничеств, лесопарков;
7) сведения о том, что земельный участок расположен в границах особой экономической зоны, территории опережающего социально- экономического развития, зоны территориального развития в Российской
Федерации, игорной зоны;
8) сведения о включении объекта недвижимости в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ;
40 9) назначение здания (нежилое, жилое, многоквартирный дом, жилое строение), если объектом недвижимости является здание;
10) назначение помещения (жилое, нежилое), если объектом недвижимости является помещение;
11) наименование здания, сооружения, помещения, единого недвижимого комплекса, предприятия как имущественного комплекса при наличии такого наименования;
12) назначение сооружения;
13) назначение единого недвижимого комплекса;
14) назначение предприятия как имущественного комплекса
(основной вид деятельности, осуществляемый собственником с использованием данного предприятия, либо (при наличии) коммерческое обозначение, используемое собственником предприятия для индивидуализации предприятия);
15) сведения о результатах проведения государственного земельного надзора;
16) сведения о расположении земельного участка в границах территории, в отношении которой утвержден проект межевания территории;
17) сведения об отнесении жилого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда, к жилым помещениям наемного дома социального использования или наемного дома коммерческого использования;
18) сведения о наличии земельного спора о местоположении границ земельных участков;
19) адрес объекта недвижимости (при его наличии);
20) сведения об ограничении оборотоспособности земельного участка; и другие сведения.
Для того чтобы в ЕГРН были зафиксированы эти сведения об объектах недвижимости, заинтересованные лица должны представить в
Росреестр (или ФГБУ «ФКП Росреестра») пакет документов, включая
Межевой план либо Технический план. Эти документы подготавливают специалисты - кадастровые инженеры. В Межевом плане (для постановки на кадастровый учёт земельного участка) и Техническом плане (для объекта капитального строительства - здания, сооружения, помещения, объекта незавершенного строительства, машино-места) содержатся необходимые для кадастрового учёта сведения об объекте недвижимости.
41
3.2. Мониторинг земель
Государственный мониторинг земель в соответствии со статьей 67
Земельного кодекса
Российской
Федерации является частью государственного экологического мониторинга
(государственного мониторинга окружающей среды) и представляет собой систему наблюдений, оценки и прогнозирования, направленных на получение достоверной информации о состоянии земель, об их количественных и качественных характеристиках, их использовании и о состоянии плодородия почв. Объектами государственного мониторинга земель являются все земли в Российской Федерации.
Задачами государственного мониторинга земель являются:
1) своевременное выявление изменений состояния земель, оценка и прогнозирование этих изменений, выработка предложений о предотвращении негативного воздействия на земли, об устранении последствий такого воздействия;
2) обеспечение органов государственной власти информацией о состоянии окружающей среды в части состояния земель в целях реализации полномочий данных органов в области земельных отношений, включая реализацию полномочий по государственному земельному надзору (в том числе для проведения административного обследования объектов земельных отношений);
3) обеспечение органов местного самоуправления информацией о состоянии окружающей среды в части состояния земель в целях реализации полномочий данных органов в области земельных отношений, в том числе по муниципальному земельному контролю;
4) обеспечение юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан информацией о состоянии окружающей среды в части состояния земель.
В зависимости от целей наблюдения государственный мониторинг земель подразделяется на мониторинг использования земель и
мониторинг состояния земель.
В рамках мониторинга использования земель осуществляется наблюдение за использованием земель и земельных участков в соответствии с их целевым назначением.
В рамках мониторинга состояния земель осуществляются наблюдение за изменением количественных и качественных характеристик земель, в том числе с учетом данных результатов наблюдений за состоянием почв, их загрязнением, захламлением, деградацией, нарушением земель, оценка и прогнозирование изменений состояния земель.