ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 175
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
42
Осуществляет государственный мониторинг земель Росреестр (за исключением земель сельскохозяйственного назначения). Порядок осуществления государственного мониторинга земель установлен приказом Минэкономразвития России от 26.12.2014 № 852 «Об утверждении Порядка осуществления государственного мониторинга земель, за исключением земель сельскохозяйственного назначения»
Необходимые сведения государственного мониторинга земель получают с использованием следующих методов:
1) дистанционного зондирования (съемки и наблюдения с космических аппаратов, самолетов, с помощью средств малой авиации и других летательных аппаратов);
2) сети постоянно действующих полигонов, эталонных стационарных и иных участков;
3) наземных съемок, наблюдений и обследований (сплошных и выборочных);
4) сведений, содержащихся в ЕГРН;
5) землеустроительной документации;
6) материалов инвентаризации и обследования земель;
7) сведений о количестве земель и составе угодий, содержащихся в актах органов государственной власти и органов местного самоуправления;
8) данных, представленных органами государственной власти и органами местного самоуправления;
9) результатов обновления картографической основы (результатов дешифрирования ортофотопланов или сведений топографических карт и планов);
10) данных государственного лесного реестра, а также лесохозяйственных регламентов лесничеств (лесопарков).
Каждый объект государственного мониторинга земель описывается набором показателей, определяющих его состояние и использование.
Оценка состояния земель выполняется путем анализа ряда последовательных
(периодических, оперативных) наблюдений, направленности и интенсивности изменений и сравнения полученных показателей со значениями базового наблюдения и нормативного показателя. Показатели состояния земель выражаются как в абсолютных, так и в относительных значениях, отнесенных к определенному периоду или сроку.
По результатам оценки состояния земель составляются прогнозы и рекомендации с приложением к ним тематических карт, диаграмм и таблиц, характеризующих динамику и направление развития изменений, в особенности имеющих негативный характер.
43
Полученные материалы и данные государственного мониторинга земель накапливаются и хранятся в архивах (фондах) и базах данных автоматизированной информационной системы государственного мониторинга земель. Данные, полученные в ходе проведения государственного мониторинга земель, используются при подготовке государственного (национального) доклада о состоянии и использовании земель в Российской Федерации.
Информация о результатах государственного мониторинга земель является общедоступной. Её можно увидеть в свободном доступе на официальном сайте Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии
(Росреестр) по ссылке https://rosreestr.ru/site/activity/gosudarstvennoe-upravlenie-v-sfere- ispolzovaniya-i-okhrany-zemel/gosudarstvennyy-monitoring-zemel/
, либо переходя по уровням на сайте
Росреестра:
Главная
Деятельность
Государственное
управление
в
сфере
использования и охраны земель
Государственный мониторинг земель
В зависимости от целей наблюдения и наблюдаемой территории государственный мониторинг земель может быть федеральным, региональным и локальным. Государственный мониторинг земель осуществляется в соответствии с федеральными, региональными и местными программами мониторинга и управления земельными ресурсами. Порядок осуществления государственного мониторинга земель устанавливается уполномоченным
Правительством
РФ федеральным органом исполнительной власти.
3.3. Территориальное планирование, градостроительное
зонирование, геодезия и картография
Территориальное планирование, по Градостроительному Кодексу
РФ, определяет развитие земельной территории, планирование различных территорий, для установления функциональных зон, определение планируемого размещения объектов различного значения (федерального, регионального, местного). Оно используется для установления функциональных зон, зон планируемого размещения объектов капитального строительства и зон с особыми условиями использования.
Территориальное планирование ведётся в рамках страны, в рамках субъектов РФ, в рамках муниципальных образований.
При отсутствии документов территориального планирования соответствующей территории ни органы государственной власти, ни муниципалитеты не имеют права проводить резервирование земель, их изъятие, а также переводить земли из одной категории в другую.
44
Документами территориального планирования
Российской
Федерации являются схемы территориального планирования Российской
Федерации в следующих областях:
1) федеральный транспорт (железнодорожный, воздушный, морской, внутренний водный, трубопроводный транспорт), автомобильные дороги федерального значения;
2) оборона страны и безопасность государства;
3) энергетика;
4) высшее образование;
5) здравоохранение.
Подготовка схем территориального планирования Российской
Федерации может осуществляться в отношении одной или нескольких областей. Схемы территориального планирования Российской Федерации содержат положения о территориальном планировании, карты планируемого размещения объектов федерального значения.
Документом территориального планирования двух и более субъектов
Российской Федерации является схема территориального планирования двух и более субъектов Российской Федерации. Схема территориального планирования двух и более субъектов Российской Федерации содержит положение о территориальном планировании и карты планируемого размещения следующих объектов регионального значения, относящихся к областям:
1) линейные объекты регионального значения, размещение которых планируется на территориях двух и более субъектов Российской
Федерации;
2) объекты регионального значения, необходимые для реализации договоров, заключенных в соответствии с законодательством Российской
Федерации между органами государственной власти указанных субъектов
Российской Федерации, в том числе объекты регионального значения, размещение которых планируется на территории одного из указанных субъектов Российской Федерации.
Документами территориального планирования субъекта Российской
Федерации являются схемы территориального планирования субъекта РФ.
Подготовка схемы территориального планирования субъекта Российской
Федерации может осуществляться применительно ко всей территории субъекта
Российской
Федерации или к ее частям.
Схемы территориального планирования субъекта Российской Федерации содержат положения о территориальном планировании и карты планируемого размещения объектов регионального значения, относящихся к следующим областям:
45 1) транспорт (железнодорожный, водный, воздушный транспорт), автомобильные дороги регионального или межмуниципального значения;
2) предупреждение чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера, стихийных бедствий, эпидемий и ликвидация их последствий;
3) образование;
4) здравоохранение;
5) физическая культура и спорт;
6) энергетика;
7) иные области в соответствии с полномочиями субъектов
Российской Федерации.
В схемах территориального планирования субъекта РФ, указываются сведения о видах, назначении и наименованиях планируемых для размещения объектов регионального значения, их основные характеристики, их местоположение (указываются наименования муниципального района, поселения, городского округа, населенного пункта), а также характеристики зон с особыми условиями использования территорий в случае, если установление таких зон требуется в связи с размещением данных объектов.
Схема территориального планирования муниципального района содержит:
1) положение о территориальном планировании;
2) карту планируемого размещения объектов местного значения муниципального района;
3) карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), расположенных на межселенных территориях;
4) карту функциональных зон, установленных на межселенных территориях, в случае, если на межселенных территориях планируется размещение объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения (за исключением линейных объектов).
Документами территориального планирования муниципальных образований являются:
1) схемы территориального планирования муниципальных районов;
2) генеральные планы поселений;
3) генеральные планы городских округов.
Генеральный план содержит:
1) положение о территориальном планировании;
2) карту планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа;
46 3) карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа;
4) карту функциональных зон поселения или городского округа.
Генеральный план поселения, генеральный план городского округа, в том числе внесение изменений в такие планы, утверждаются соответственно представительным органом местного самоуправления поселения, представительным органом местного самоуправления городского округа.
Градостроительное зонирование выполняется органами местного самоуправления населённых пунктов в целях упорядочения использования городской территории, вовлечения в хозяйственный оборот ранее неиспользуемых территорий, развития территории населённого пункта. На карте градостроительного зонирования устанавливаются границы территориальных зон. В градостроительном регламенте в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны, указываются:
1) виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства;
2) предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства;
3) ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации;
4) расчетные показатели минимально допустимого уровня обеспеченности территории объектами коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур и расчетные показатели максимально допустимого уровня территориальной доступности указанных объектов для населения.
В результате градостроительного зонирования могут определяться жилые, общественно-деловые, производственные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктур, зоны сельскохозяйственного использования, зоны рекреационного назначения, зоны особо охраняемых территорий, зоны специального назначения, зоны размещения военных объектов и иные виды территориальных зон.
Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства. Разрешенное использование земельных
47 участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов:
1) основные виды разрешенного использования;
2) условно разрешенные виды использования;
3) вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними.
Основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования (за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий).
Геодезия
и
картография
обеспечивают решение задач территориального планирования, архитектурного и строительного проектирования, кадастрового учета недвижимого имущества в целях его гражданского оборота, решение задач в сфере экологии и природопользования, демографической политики и ряда других.
Деятельность в области геодезии и картографии осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2015 г. № 431-ФЗ «О геодезии, картографии и пространственных данных и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Геодезия – это наука о методах определения фигуры и размеров
Земли и изображения ее поверхности на картах и планах, а также о способах проведения различных измерений на поверхности Земли, в околоземном пространстве и на других планетах.
Без этой научной дисциплины не обойтись во многих сферах человеческой деятельности. Наиболее часто она применяется при планировании строительных работ. Только квалицированный специалист по геодезии сможет перенести на местность проект знания, составленный архитекторами, составить точный план работ и подсчитать количество затрачиваемых на работу материалов. То же самое касается и других видов работ на местности, например, прокладывания дорожного покрытия.
В кадастровой деятельности тоже не обойтись без геодезии - формирование объектов кадастрового учёта (земельных участков, зданий, сооружений и т.п.) происходит путём измерения местоположения объекта, вычисления координат поворотных точек границ объекта,
48 вычисления его площади. По результатам геодезических измерений кадастровыми инженерами вычерчивается графическая часть документов, представляемых заинтересованными лицами для внесения в ЕГРН сведений об объекте недвижимости.
В результате выполнения картографических работ создаются карты, планы, единая электронная картографическая основа и иные картографические материалы.
В зависимости от содержания и целей использования карты и планы подразделяются на следующие виды:
1) топографические карты и планы;
2) специальные карты и планы;
3) тематические карты и планы;
4) иные карты и планы.
Государственные топографические карты и планы создаются в электронном виде закрытого пользования (имеют ограничительный гриф использования) и открытого пользования (без ограничительного грифа использования) и могут быть изданы в аналоговой графической форме.
Государственные топографические карты и государственные топографические планы создаются в следующих масштабах:
‒ 1 : 2000, 1:10000 – в отношении территорий населенных пунктов;
‒ 1:10000, 1:25000 – в отношении территорий субъектов
Российской Федерации, относящихся к территориям с высокой плотностью населения;
‒ 1:50000, 1:100000, 1:200000, 1:1000000 – в отношении всей территории Российской Федерации.
Цифровые топографические карты масштаба 1:25 000 создаются на территории, включенные в перечень субъектов Российской Федерации и отдельных районов субъектов Российской Федерации (в существующих границах) относящихся к территориям с высокой плотностью населения.
Государственные топографические карты открытого пользования масштаба 1:25000 в электронном виде созданы на обжитые и экономически развитые районы Российской Федерации, что составляет
40% от всей территории Российской Федерации.
На территорию 1072 городов Российской Федерации созданы государственные топографические планы открытого пользования масштаба 1:10 000 в электронном виде, что составляет порядка 96% от общего количества городов Российской Федерации.
Росреестр является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере геодезической и картографической деятельности. Основными полномочиями Росреестра в
49 области геодезии и картографии являются: организация геодезических и картографических работ федерального назначения, лицензирование геодезической и картографической деятельности, государственный геодезический надзор.
Концепция развития отрасли геодезии и картографии до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от
17.12.2017
№ 2378-р, предусматривает создание новой высокоэффективной системы геодезического обеспечения. Целью такого создания является повышение точности геодезических и картографических работ, эффективности геодезической и картографической деятельности.
Для обеспечения органов государственной власти, органов местного самоуправления, физических и юридических лиц пространственными данными, создание и обновление единой электронной картографической основы (далее ЕЭКО) обеспечивает подведомственное Росреестру федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральный научно-технический центр геодезии, картографии и инфраструктуры пространственных данных».
3.4. Землеустройство и межевание земель
Землеустройство представляет собой систему мероприятий, направленных на организацию использования земель («устройство земли»).
В соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации и
Федеральным законом от 18.06.2001 № 78-ФЗ «О землеустройстве»:
землеустройство — мероприятия по изучению состояния земель, планированию и организации рационального использования земель и их охраны, описанию местоположения и (или) установлению на местности границ объектов землеустройства, организации рационального использования гражданами и юридическими лицами земельных участков для осуществления сельскохозяйственного производства, а также по организации территорий, используемых общинами коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской
Федерации и лицами, относящимися к коренным малочисленным народам
Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, для обеспечения их традиционного образа жизни (внутрихозяйственное землеустройство).
Объектами землеустройства являются территории субъектов
Российской Федерации, территории муниципальных образований, территории населенных пунктов, а также части этих территорий.