ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 176
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
50
Документы, полученные в результате проведения землеустройства, называются «землеустроительная документация».
К видам землеустроительной документации относятся:
‒ генеральная схема землеустройства территории Российской
Федерации, схема землеустройства территорий субъектов Российской
Федерации, схема землеустройства муниципальных образований, схемы использования и охраны земель;
‒ карты (планы) объектов землеустройства;
‒ проекты внутрихозяйственного землеустройства;
‒ проекты улучшения сельскохозяйственных угодий, освоения новых земель, рекультивации нарушенных земель, защиты земель от эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения отходами производства и потребления, радиоактивными и химическими веществами, заражения и других негативных воздействий;
‒ материалы почвенных, геоботанических и других обследований и изысканий, оценки качества земель, инвентаризации земель;
‒ тематические карты и атласы состояния и использования земель.
Землеустройство проводится по инициативе уполномоченных исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев или по решению суда.
Землеустройство проводится в обязательном порядке в случаях:
1) установления или изменения границ объектов землеустройства;
2) выявления нарушенных земель, а также земель, подверженных водной и ветровой эрозии, селям, подтоплению, заболачиванию, вторичному засолению, иссушению, уплотнению, загрязнению отходами производства и потребления, радиоактивными и химическими веществами, заражению и другим негативным воздействиям;
3) проведения мероприятий по восстановлению и консервации земель, рекультивации нарушенных земель, защите земель от эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения отходами производства и потребления, радиоактивными и химическими веществами, заражения и других негативных воздействий.
Основаниями для проведения землеустройства являются:
решения федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления о проведении землеустройства;
договоры о проведении землеустройства;
судебные решения.
51
Землеустройство включает в себя:
1) изучение состояния земель;
2) геодезические и картографические работы;
3) почвенные, геоботанические и другие обследования и изыскания;
4) оценку качества земель;
5) инвентаризацию земель.
Материалы геодезических и картографических работ являются основой для проведения почвенных, геоботанических и других обследований и изысканий, инвентаризации земель, оценки качества земель, планирования и рационального использования земель, описания местоположения и установления на местности границ объектов землеустройства, внутрихозяйственного землеустройства.
Почвенные, геоботанические и другие обследования и изыскания проводятся в целях получения информации о состоянии земель, в том числе почвы, а также в целях выявления земель, подверженных водной и ветровой эрозии, селям, подтоплению, заболачиванию, вторичному засолению, иссушению, уплотнению, загрязнению отходами производства и потребления, радиоактивными и химическими веществами, заражению и другим негативным воздействиям.
Оценка качества земель проводится в целях получения информации о свойствах земли как средства производства в сельском хозяйстве.
Инвентаризация земель проводится для выявления неиспользуемых, нерационально используемых или используемых не по целевому назначению и не в соответствии с разрешенным использованием земельных участков, других характеристик земель.
Планирование и организация рационального использования земель и их охраны включают в себя следующие основные виды работ:
- разработка предложений о рациональном использовании земель и об их охране;
- природно-сельскохозяйственное районирование земель.
Планирование и организация рационального использования земель и их охраны в городских и сельских поселениях проводятся в соответствии с градостроительной документацией.
Сведения об объектах землеустройства подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в порядке межведомственного информационного взаимодействия, установленном статьей
32
Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
Ведение государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства и контроль за проведением землеустройства осуществляет Росреестр.
52
Также Росреестр организует проведение землеустройства в соответствии с решениями федеральных органов государственной власти, подготовку землеустроительной документации для делимитации и демаркации государственной границы Российской Федерации, а также для установления границ субъектов Российской Федерации, границ муниципальных образований и проводит государственную экспертизу землеустроительной документации.
Межевание земель представляет собой комплекс инженерно- геодезических работ по установлению, восстановлению и закреплению на местности границ землепользований, определению местоположения границ и площади участка, а также юридическому оформлению полученных материалов.
При проведении межевания земель определяются направления и протяженность границ земельных участков и территорий, определяются
(вычисляются) координаты поворотных точек границ, вычисляется площадь земельного участка, составляется План (Чертёж) земельного участка. Обязательным мероприятием при межевании земель является согласование границ со смежными землепользователями с составлением
Акта согласования границ земельного участка.
Установление и закрепление границ на местности выполняют при получении гражданами и юридическими лицами новых земельных участков, при купле - продаже, мене, дарении всего или части земельного участка, а также по просьбе граждан и юридических лиц, если документы, удостоверяющие их права на земельный участок, были выданы без установления и закрепления границ на местности.
Исходными данными для восстановления границ земельных участков являются сведения Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН).
В результате межевания земель подготавливается
Землеустроительное (межевое) дело, один экземпляр которого выдаётся на руки заказчику, второй экземпляр подлежит обязательной передаче в
Фонд данных, полученных в результате проведения землеустройства.
В случае, если межевание земельного участка производится при его первичном формировании (образование из государственных и муниципальных земель), по результатам межевания также составляется
Межевой план для представления в орган кадастрового учёта с целью государственного кадастрового учёта сформированного земельного участка в Едином государственном реестре недвижимости.
Межевание земельныхучастков на сегодняшний день является одной из самых востребованных услуг.
И это не удивительно, поскольку, как мы все знаем, большими темпами развивается строительство
53 индивидуального жилья, что непосредственно связано с образованием новых земельных участков.
Почему же так необходимо уделять внимание межеванию своего земельного участка? Для того чтобы иметь возможность полноценно распоряжаться своей землей, необходимо иметь на нее правоустанавливающий документ – свидетельство о государственной регистрации права (в настоящее время выписка из ЕГРН). Для того чтобы получить данную выписку, в регистрирующий орган необходимо предоставить соответствующий пакет документов, в число которых входит кадастровый паспорт земельного участка.
Если земельный участок на кадастровом учете не состоит и информация о нем в ЕГРН отсутствует, необходимо данный земельный участок на кадастровый учет поставить. Для этого в Кадастровую палату предоставляется соответствующий пакет документов, в число которых входит Межевой план земельного участка. Осуществлять работы по изготовлению межевого плана могут лишь лица, являющиеся кадастровыми инженерами.
Помимо того, что межевой план необходим для оформления прав на земельный участок, без него не обойтись и в других жизненных обстоятельствах. Например, при разделе земельного участка так же необходимо прибегать к услугам кадастровых инженеров, для того, чтобы они выехали на место и надлежащим образом зафиксировали границы образовавшихся в процессе раздела земельных участков. Обычно межевая граница фиксируется согласно сложившемуся между сособственниками порядку землепользования. Если спора по поводу межи нет, то раздел земельного участка проходит по соглашению сторон, во внесудебном порядке.
Таким образом, грамотно выполненный Межевой план, согласно действующему законодательству, является важнейшим документом и одновременно отправной точкой в процессе надлежащего оформления прав на земельный участок.
Без межевания невозможна и регистрация прав на недвижимость.
Правила и порядок межевания установлены законодательными актами, предусмотренными Земельным кодексом Российской Федерации.
Порядок проведения межевания земель установлен Инструкцией по межеванию земель, утверждённой Роскомземом в 1996 году, а также
Методические рекомендации по проведению межевания объектов землеустройства (Росземкадастр, 2003 г.).
54
3.5. Техническая инвентаризация объектов капитального
строительства
В системе управления недвижимостью населённых пунктов одним из основных направлений деятельности органов местного самоуправления является достоверный технический учёт, который основывается на систематическом обследовании объектов недвижимости и проведении
технической инвентаризации зданий и сооружений.
Населению и органам власти необходимо знать, в каком техническом состоянии на сегодняшний день находятся объекты капитального строительства (здания и сооружения), необходим ли им капитальный ремонт либо реконструкция. А некоторые жилые и общественные здания уже находятся в предаварийном и аварийном состоянии и их нельзя эксплуатировать - возможно обрушение конструкций, что может привести к тяжким увечьям и жертвам среди населения.
Кроме того, уплачиваемый населением налог на имущество зависит от стоимости зданий и сооружений, и чем «старее» здание, чем хуже его техническое состояние, тем его стоимость ниже, следовательно - ниже сумма налога на имущество.
Как нам узнать, требуется ли капитальный ремонт систем канализации и водопровода в населённом пункте? Необходимо ли заменить крышу в детском саду? Сколько средств потребуется для проведения ремонта школы или больницы?
Ответы на поставленные вопросы даёт техническая инвентаризация объектов капитального строительства.
Техническая инвентаризация представляет собой систему сбора, обработки, хранения и выдачи информации об объектах капитального строительства на основе результатов периодических обследований зданий и сооружений.
Техническая инвентаризация объектов недвижимости заключается в проверке объекта на конкретную дату и определении его характеристик:
‒ наличия (есть объект или он уже разрушен?);
‒ местоположения (где находится объект?);
‒ назначения (для каких целей построен объект?);
‒ фактического использования (как объект эксплуатируется?);
‒ состава (из чего состоит объект?);
‒ состояния (изношенность конструктивных элементов объекта);
‒ стоимости (сколько стоит объект с учётом его текущего состояния).
Итоговым документом проведения технической инвентаризации является Инвентарное дело и Технический Паспорт объекта капитального
55 строительства. Технической инвентаризации подлежат все капитальные строения - здания и сооружения. Передвижные, временные постройки технической инвентаризации не подлежат.
Сферы практического использования результатов технической инвентаризации, применения технических паспортов:
1) при разрешении судебных и внесудебных споров в отношении недвижимого имущества;
2) при оформлении и переоформлении прав аренды на помещения, части объектов капитального строительства;
3) при осуществлении оценочной деятельности оценщиками и заказчиками оценочных работ используются технические паспорта, в качестве доказательной базы для применения в расчетах сведений о количественных и качественных характеристиках объектов оценки.
4) при ипотечном кредитовании основным требованием кредитных учреждений является соответствие объекта оценки данным технического паспорта и правоустанавливающим документам;
5) при уточнении данных об объекте капитального строительства и первичном внесении данных в реестр федерального имущества;
6) при вводе объектов капитального строительства в эксплуатацию после завершения строительства и реконструкции застройщики заказывают первичную техническую инвентаризацию во избежание дальнейших судебных споров.
Техническую инвентаризацию объектов недвижимости осуществляют аккредитованные Росреестром организации технической инвентаризации (ОТИ), которые ежегодно представляют в налоговые органы и органы Росстата сведения об объектах капитального строительства.
56
1 2 3 4 5 6 7 8 9
ТЕМА 4
ЗЕМЕЛЬНО-ИМУЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ
4.1. Классификация и участники земельно-имущественных
отношений
Отношения по использованию и охране земель как основы жизни и деятельности народов Российской Федерации, проживающих на соответствующей территории, называются земельными отношениями и регулируются земельным законодательством, а также нормами природоресурсных отраслей законодательства (лесного, водного, о недрах и т.п.). К Земельному законодательству относятся Земельный Кодекс РФ и принятые в его развитие иные федеральные законы и подзаконные акты.
Имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством - Гражданским
Кодексом РФ и принятым в его развитие подзаконными нормативными актами.
Основу земельных отношений составляют количество и качество земли, ее местоположение, отраслевая и правовая принадлежность.
Основными составными частями земельных отношений являются:
1) юридическое обеспечение прав на землю;
2) управление земельными ресурсами;
3) экономические регуляторы.
Участниками (субъектами) земельно-имущественных отношений являются:
- органы государственной власти;
- органы местного самоуправления;
- общественные организации;
- физические лица;
- юридические лица (предприятия, организации, учреждения).
В силу различий хозяйственного использования земель, возникают самые разнообразные земельные отношения, которые могут быть классифицированы на:
1) отношения, возникающие по поводу собственности, иных прав на землю. Это отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками гражданами и юридическими лицами;
2) управленческие отношения. Они возникают и реализуются в рамках управленческих действий и мероприятий, к которым относятся
57 государственный земельный надзор и муниципальный земельный контроль, кадастр, землеустройство, мониторинг земель;
3) отношения в сфере землепользования, которые определяют:
• порядок предоставления земельного участка, в зависимости от его целевого назначения;
• содержание основных прав и обязанностей субъектов земельных отношений;
• порядок внесения платы за пользование землей;
• основания возникновения и прекращения прав на землю;
4) договорные отношения, которые возникают и реализуются в процессе совершения сделок с земельными участками (купля-продажа, дарение, аренда, рента, договор пожизненного содержания и др.);
5) земельно-процессуальные отношения, возникающие при осуществлении землеустройства, кадастра и мониторинга городских земель;
6) земельно-охранительные отношения. Они возникают в процессе непосредственного использования земель и проведения мероприятий по их защите и восстановлению почвенного плодородия (рекультивация и консервация нарушенных и деградированных сельскохозяйственных угодий). Также они возникают в результате неправомерного поведения субъектов земельных отношений, нарушения правопорядка или законных прав и интересов собственников или пользователей земли, и включают в себя применение мер юридической ответственности за совершенные земельные правонарушения.
Земельные отношения могут изменяться при следующих основаниях:
1) изменение качества земель;
2) изменение категории, целевого назначения, целевого использования земельного участка;
3) переоформление прав на земельный участок;
4) установление охранных зон – они предполагают некоторые ограничения на использование земельных участков, запреты на осуществление некоторых видов хозяйственной деятельности.
Государственным регулированием земельных отношений называется система мер, направленных на обеспечение рационального и эффективного использования земли, ее охрану, воспроизводство и повышение плодородия почв, сохранение и создание благоприятной для людей окружающей среды, на защиту прав собственности, владения и пользования землей путем осуществления комплекса организационных, правовых, экономических действий.
К основным задачам государственного регулирования земельных отношений относится: