Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 174
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Критерии и общие принципы оценки конкурентоспособности различных сортов чая и чайных продуктов
Конкурентоспособность – это способность продукции быть привлека- тельной для покупателя по сравнению с другими изделиями аналогичного вида и назначения, благодаря лучшему соответствию ее качественных и сто- имостных характеристик требованиям данного рынка и потребительским оценкам.
Оценка конкурентоспособности товаров – совокупность операций по выбору критериев (показателей) конкурентоспособности, установлению дей- ствительных значений этих показателей для товаров-конкурентов и сопо- ставлению значений показателей анализируемых товаров с товарами, приня- тыми в качестве базовых.
Основа оценки конкурентоспособности – исследование потребностей покупателя. При совершении покупки каждый потребитель осуществляет выбор необходимого ему товара среди ряда аналогов, предлагаемых на рын- ке, и приобретает тот из них, который в наибольшей степени удовлетворяет его потребность.
Конкурентоспособность чая определяется по трем группам параметров: потребительным, экономическим, организационным (коммерческим).
Потребительные параметры характеризуют следующие свойства: пара- метры качества (в том числе, с точки зрения потребителя), эстетические и нормативные, имидж товара, его известность, торговую марку и т.п. Эстети- ческие параметры характеризуют информационную выразительность, рацио- нальность формы, совершенство производственного исполнения и стабиль- ность товарного вида чая. Нормативные параметры отражают свойства чая, которые регламентируются обязательными нормами, стандартами и законо- дательством.
Экономические параметры формируют цену потребления, куда входит цена продажи.
Организационные (коммерческие) параметры включают систему ски- док, условия платежа и поставок, послепродажное обслуживание, гарантии и т.д.
Одним из основных факторов конкурентоспособности является каче- ство
продукции. В настоящее время различают четыре уровня качества:
-
соответствие стандарту, т.е. нормативным требованиям; -
соответствие использованию, когда товар должен отвечать не только требованиям стандартов, но и эксплуатационным требованиям; -
соответствие фактическим требованиям рынка, выражающееся в вы- соком качестве и низкой цене товара; -
соответствие латентным (скрытым, неочевидным) потребностям, в результате удовлетворения которых товар будет пользоваться предпочтением.
Отождествлять такие понятия, как «конкурентоспособность» и «уро- вень качества» нельзя, поскольку «конкурентоспособность» является более широким понятием, чем «качество», хотя последнее чаще всего составляет основу конкурентоспособности. Конкурентоспособность товара определяется совокупностью его свойств, которые представляют интерес для покупателя и удовлетворяют его потребности. Поскольку товары ориентированы на опре- деленные сегменты покупателей, используют такие характеристики товара, которыми руководствуется большинство покупателей конкретного сегмента при совершении покупки.
Перечень значимых составляющих конкурентоспособности и степень их важности для разных покупателей могут различаться даже на одном рын- ке, поэтому в каждом конкретном случае необходимо выделять свои состав- ляющие. Значение составляющих и отношение к ним потребителя в разные периоды времени могут меняться даже для одного и того же товара, поэтому определение набора составляющих конкурентоспособности является одним из ключевых моментов ее оценки.
На практике конкурентоспособность чая оценивают чаще всего с по- мощью товара-образца, который уже пользуется спросом на рынке и близок к общественным потребностям. Таким образом, образец выступает как вопло- щенные требования, которым должен удовлетворять товар, пользующийся спросом. Параметры, участвующие в оценке, определяются на основе резуль- татов изучения рынка и требований покупателей. При этом должны исполь- зоваться
критерии, которыми оперирует потребитель при выборе товара.
При оценке конкурентоспособности чая могут использоваться диффе- ренциальный и комплексный методы.
Дифференциальный метод оценки конкурентоспособности основан на сопоставлении отдельных (единичных) значений показателей качества ис- следуемого товара и значений базы сравнения и установление их соотношения [16].
Дифференциальный метод оценки уровня конкурентоспособности то- варов состоит в непосредственном сравнении единичных показателей конку- рентоспособности анализируемого (оцениваемого) товара с соответствую- щими показателями товара – базового образца.
Если за значение базы сравнения для оценки конкурентоспособности товаров принимается степень удовлетворения потребностей потребителя, то расчет единичного показателя конкурентоспособности производится по формуле:
P
i
K Pi
ni
(4)
где Кi– значение степени удовлетворения потребностей потребителя по i- му параметру;
Рi– величина i-го параметра показателя степени удовлетворения по-
требности потребителя для исследуемой продукции;
Pni– величина i-го параметра показателя степени удовлетворения по- требности покупателя в тех или иных компонентах поданному показателю.
Поскольку значения параметров при определении конкурентоспособ- ности товаров могут иметь разные значения в зависимости от базы сравне- ния, то их коэффициенты соотношений могут принимать значения от 0 до 1.
Если в качестве базы сравнения используются нормативные показатели качества товаров, значения единичных показателей анализируемого товара будут иметь два значения – 0 и 1, знаменатель – 1. При оценке конкуренто- способности по нормативным показателям: если анализируемый товар соот- ветствует
требованиям действующих стандартов, то значение параметра рав- но 1. Если же данное изделие не соответствует требованиям нормативно- технической документации, то тогда значение данного параметра – 0. Любое число, умноженное на 0, будет равно 0. Таким образом, если коэффициент конкурентоспособности товара будет равным нулю, то он и будет иметь ну- левой уровень конкурентоспособности [25].
При оценке конкурентоспособности товаров по технологическим или экономическим параметрам значение единичного показателя исследуемого продукта может принимать различные значения от 0 до бесконечности, такие же значения показателей может иметь и база сравнения. В то же время коэф- фициент конкурентоспособности чая может принимать значение от 0 до 1. Если за базу сравнения при оценке конкурентоспособности товаров прини- мается тот или иной образец чая, то расчет единичного показателя конкурен- тоспособности проводится по следующей формуле:
P
i
K Pi
i0
(5)
где Ki– единичный показатель конкурентоспособности по i-му параметру;
Рi– величина i-го параметра показателя для исследуемою продукта;
Pi0– величина i-го параметра показателя образца (товара) базы сравнения.
Если параметры исследуемого товара не имеют количественной оценки (например, показатели вкуса, цвета, консистенции, запаха), тогда использу- ются экспертные методы оценки в баллах. При этом оценивается в баллах и исследуемый образец, и базовый. Дифференциальный метод оценки конку- рентоспособности позволяет лишь устанавливать уровень конкурентоспо- собности по одному показателю. Несмотря на то что возможно выбрать наилучший с точки зрения покупателей показатель для оценки конкуренто- способности, чайная продукция, как правило, имеет несколько показателей, каждый из которых также может быть учтен потребителем при покупке того или иного изделия. Поэтому дифференциальные методы оценки конкуренто- способности обычно применяются в двух случаях, когда в качестве базы сравнения используется степень удовлетворения потребности потребителя и нормативно-технологические
требования.
Для более полной оценки конкурентоспособности чая целесообразно применять комплексные методы, основанные на использовании комплексных показателей (состоящих из отдельных дифференциальных показателей кон- курентоспособности товаров по тем или иным параметрам):
Kн.п Kni
i1
(6)
где Кн.п– комплексный показатель конкурентоспособности по норматив- ным параметрам;
Кнi– единичный показатель конкурентоспособности по нормативному параметру, рассчитываемый по формуле №1;
n– количество показателей.
Если хотя бы один из единичных показателей будет равен 0. то ком- плексный показатель также будет равен 0, так как чай, не соответствующий нормативно-технологической документации, не будет сертифицирован и, естественно, не подлежит реализации на свободном рынке и о конкуренто-
способности данного изделия не может быть и речи. Расчет комплексного показателя по технологическим параметрам (кроме нормативных), произво- дится по формуле:
Kт.п
n
i1
Kтiai
(7)
где Kтi– единичный показатель конкурентоспособности по главному тех- нологическому параметру, рассчитываемый по формуле (№2);
аi– весомость i-го параметра в общем наборе из n технологических параметров товара, удовлетворяющих потребность покупателя.
Комплексный показатель Кт.п. характеризует степень соответствия дан- ного товара по комплексу технологических параметров образцу (товару), взя- тому в качестве базы сравнения. При этом основой для определения весомо- сти каждого технологического параметра в общем наборе являются эксперт- ные оценки [21].
Таким образом, при оценке конкурентоспособности чая могут исполь- зоваться дифференциальный и комплексный методы. Дифференциальный метод позволяет устанавливать уровень конкурентоспособности по одному показателю. Несмотря на то что возможно выбрать наилучший с точки зре- ния покупателей показатель для оценки конкурентоспособности, чайная про- дукция, как правило, имеет несколько показателей, каждый из которых также может быть учтен потребителем при покупке того или иного изделия. По- этому наиболее целесообразнее использовать комплексный метод оценки конкурентоспособности.