Файл: Методические рекомендации по обучению детей на дому по учебным программам общеобразовательной школы.docx
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 413
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
- талантливость (нет детей без талантов, а есть те, которые занимаются не своим делом);
- неизбежность перемен (ни одно суждение о человеке нельзя считать окончательным).
Таким образом, учитель выявляет умение ученика различать и запоминать содержание учебного материала и умение воспроизвести его в объёме стандартных требований к его усвоению, владение начальными (простейшими) навыками анализа, может ли строить схему рассуждений. Поставленная задача должна быть доступна. Доступность рассматривается педагогом как один из основополагающих принципов, но она должна опираться на максимально высокий уровень, который заставляет включать в поиск решения поставленной познавательной задачи весь запас знаний, все интеллектуальные возможности и способности.
Второй уровень –обучающийся с репродуктивным характером мышления
-
действий при решении той или иной задачи. Он должен запоминать учебный материал, понимать его и уметь использовать в знакомой учебной ситуации. Главный метод его работы – опора на прошлый опыт, где ясно просматривается желание перенести этот опыт в качестве шаблона на новую ситуацию. На этом уровне ученика отличают целенаправленность и организованность интеллектуальной деятельности, более развитые умения- проводить синтез и анализ.
-
третий уровень –обучающийся подходит к решению данной поставленной задачи творчески. Он должен понимать учебный материал, уметь его воспроизводить, использовать в изменённой и знакомой учебной ситуации
-
выполнять самостоятельные работы творческого характера. На этом уровне обучающийся обладает высокой степенью активности и многогранностью вариантов воспроизведения и усвоения, поиском наиболее рациональных приёмов решения для задачи различного типа. Важное место занимает углубленный анализ содержания задачи, а также её внутренней логики.
Обучающийся способен воспринимать материал глубже и шире по сравнению с первым и вторым уровнем.
Особенности преподавания предметов образовательной области «Естествознание», определяются возрастными и психологическими
179
особенностями обучающихся, содержанием изучаемых тем курса, разработанностью учебно-методического комплекса по предмету, профессионализмом учителя. Рассмотрим особенности преподавания предметов с позиции возрастных и психологических особенностей обучающихся и с позиции особенностей содержания образования.
-
Учитель на уроках предметов образовательной области «Естествознание»должен учитывать особенности подавать содержание курса ярко, образно, увлекательно, подчеркивая романтику исследований и путешествий, поражать воображение учащихся яркими завораживающими явлениями природы. Речь учителя должна быть яркой, образной, увлекательной.
-
В результате изучения предметов у школьников начинает формироваться система естественнонаучных знаний и умений. Поэтому учителя географии, биологии, химии и физики должены придавать особое значение таким методам обучения как рассказ, объяснение, эвристическая беседа, наглядные и практические методы обучения в сочетании с методами по характеру познавательной деятельности обучающихся. -
На уровне основного среднего образования обучающиеся приступают к системному изучению школьного курса географии, биологии, химии, физики. Безусловно, у них имеются географические, биологические, физические знания из курсов «Познание мира» и «Естествознание». Поэтому учителя-предметники должены знать содержание учебной программы и осуществлять актуализацию знаний обучающихся в формате содержания изучаемой темы. -
При изучении предметов образовательной области можно проводить нестандартные уроки с применением элементов игровых технологий, особенно различных вариантов игр-путешествий, настольных игр.
-
Содержание отдельных тем позволяет организовать познавательный процесс обучающихся в режиме применения модульной технологии, технологии реального проблемного обучения, технологии учебного проектирования.
-
На уроках предметов образовательной области необходимо осуществлять познавательную деятельность обучающихся с различными источниками естественнонаучных знаний: с текстом ивнетекстовыми компонентами учебника, географической картой, нагляднымисредствами обучения и др. Виды учебной деятельности должны быть дозированы, необходимо помнить, что однообразная деятельность быстро утомляет обучающихся и снижает их познавательный интерес.
-
В результате изучения предметов образовательной области у учащихся начинает формироваться система естественнонаучных знаний и умений. Поэтому учителя-предметники должны придавать особое значение таким методам и приемам обучения как рассказ, объяснение, разъяснение способов деятельности, приемов работы с источниками естественнонаучных знаний, показ выполнения практических заданий, упражнений по формированию умений и навыков.
180
8. Содержание тем курсов дает возможность учителю организовывать учебную деятельность обучающихся по созданию ими собственных образовательных продуктов, как правило, репродуктивно-продуктивного характера: схем, таблиц, кратких конспектов, сообщений, результатов решения задач, выводов по изученному содержанию темы, которые и являются содержанием ученических тетрадей по предметам. Переписывание в тетрадь из учебного пособия отдельных компонентов содержания изучаемой темы - формулировки понятий и графический материал учебного пособия не рекомендуется.
-
зависимости от характера познавательной деятельности обучающегося: работа с картой, аудиовизуальными пособиями, картинами, цифровым материалом используется задание трех уровней:
первый уровень – объяснительно-иллюстрированный. Обучающийся воспроизводит изучаемый материал в том виде, в каком он изложен в учебниках;
второй уровень – репродуктивный. Обучающийся применяет знания и умения по образцу;
третий уровень – частично-поисковый и исследовательский. Обучающийся творчески применяет знания и умения в новой учебной ситуации.
Эти уровни и соответствующие им методы можно использовать на всех этапах обучения: при объяснении и изучении нового материала, проверке, обобщении и закреплении знаний. При объяснении нового материала использовать работу с учебником. Ребенок получает задания, инструкцию по их выполнению с указанием параграфа, страницы, абзаца.
Учебные программы по предметам образовательной области «Естествознание» разработаны в соответствии с Государственным общеобязательным стандартом среднего образования (начального, основного среднего, общего среднего образования), утвержденным постановлением Правительства Республики Казахстан от 23 августа 2012 года № 1080.
При организации обучения на дому и составлении календарно-тематического плана по учебным предметам учителя-предметники организации образования должны руководстоваться типовыми учебными программами.
Целью обучения курса географии является формирование у обучающихсяестественнонаучных знаний, понятий и целостных представлений о Земле как уникальной планете, имеющей разумное сообщество, системной взаимосвязи природы, общества и экономики. Сформировать знания об уникальности природы и особенностях экономики Республики Казахстан, развитие
функциональной грамотности и системно-комплексного или «географического» мышления.
-
процессе изучения географии в школе решаются следующие задачи:
-
овладение основами географической науки и смежных наук о Земле, формирование диалектико-материалистических взглядов на природу, ее развитии, взаимодействии природы, общества и экономики;
181
-
овладение знаниями и умениями, неоходимыми для бережного, рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды, оценивания и прогнозирования природной и экологической обстановки;
-
изучение основных направлений современного мирового развития, вопросов и проблем возникающих в процессе изменения природного комплекса
-
экономического развития, которые охватывают как отдельные регионы так и весь мир;
-
формирование необходимых умений и навыков учебного труда, развитие исследовательских качеств, внимания и наблюдательности, логического мышления, памяти, речи и полиязычия, воображения, умения создавать образы территорий, эстетического восприятия окружающей среды, творческого отношения к жизни и стремления к постоянному развитию, самообразованию и совершенствованию;
-
развитие навыков использования географической, политической, экономической, иной научной и методической информации, карт, изданий периодической печати, интернета, цифровых образовательных ресурсов;
-
овладение знаниями, навыками и умениями для практического использования географических знаний в процессе своей жизни и деятельности.
Содержание учебного предмета «География» и учебных программ выстраивается в соответствии с содержательной линией образовательной области «Естествознание», как одной из составляющих естественнонаучной системы предметов, в их полном взаимодействии и отражает последовательность и непрерывность географических знаний. В таблице 19 дано примерное календарно-тематическое планирование учебного предмета «География» для 6-класса, при недельной нагрузке 0,5 часов, 17 часов в учебном году.
Таблица 19. Примерное календарно-тематическое планирование для 6-класса по учебному предмету «География»
№ | Разделы | Рекомендуемые темы для изучения | Кол-во |
| | | часов |
1 | Введение | Что изучает физическая география, развитие | 1 |
| | географических знаний о Земле,развитие карты, | |
| | с древних эпох и до наших дней; | |
| | путешественники и исследователи | |
2 | Изображение | Виды изображения поверхности Земли, план | 2 |
| поверхности Земли на | местности и условные знаки; масштаб, | |
| плоскости. План и карта | измерение расстояний, понятие об азимуте, | |
| | ориентирование на местностии по плану; | |
| | изображение элементов земной поверхности на | |
| | плане, чтение плана местности | |
3 | Географическая карта | Глобус – модель Земли, географические карты, | 2 |
| | градусная сетка на глобусе и географической | |
| | карте, географическая широта, географическая | |
| | долгота,определение и понятие географических | |
| | координат | |
4 | Оболочки Земли | Литосфера и земная кора, понятия «литосфера», | 2 |
| | 182 | |
| | | «земная кора», «рельеф», движение земной | | ||||||
| | | коры, вулканы, горячиеисточники, гейзеры; | | ||||||
| | | горы суши, равнины суши, рельеф дна Океана, | | | |||||
| Гидросфера | | Гидросфера,понятие о круговороте воды, | 2 | ||||||
| | | мировой океан и его части, воды суши, реки | | | |||||
| Атмосфера | | Атмосфера, ее строение, состав воздуха, | 2 | ||||||
| | | температура воздуха и суточный ход | | ||||||
| | | температуры, атмосферное давление, ветер, | | ||||||
| | | атмосферные | осадки, | погода, | климат, | | |||
| | | климатобразуюшие факторы | | | | | |||
| Биосфера | | Понятие биосферы, границы биосферы, понятие | 2 | ||||||
| | | «почвы» | | | | | | | |
5 | Географическая оболочка | Географическая оболочка, понятие о природном | 2 | |||||||
| | | комплексе, | его | структуре, | понятие | о | | ||
| | | географических поясах и природных зонах, | | ||||||
| | | знакомство с картой природных зон мира | | | |||||
6 | Человечество на Земле | Население | Земли, | | численность, | расы, | 1 | |||
| | | населенные пункты, их изображение на карте, | | | |||||
7 | Итоговое | обобщение | Ознакомление | с | природным | комплексом | 1 | |||
| курса | | родного края | | | | | | | |
Смотрите также файлы
- Итоговый проект по литературе Мир пушкинской лирики в исследованиях В. А. Грехнёва Автор работы.docx
- Отчет по лабораторной работе 10 определение модуля упругости (модуля юнга) по деформации изгиба.docx
- Реферат по дисциплине Психология Влияние речи родителей на развитие речи детей раннего возраста.docx